Система геоэкологической и природоохранной работы в урочной и внеурочной деятельности
Оценка 4.6
Памятки +2
doc
география +1
1 кл—11 кл
08.06.2017
Данная статья раскрывает систему по геоэкологическому воспитанию и образованию школьников, сложившуюся в общеобразовательном учреждении, в соответствии с комплексно - целевой программой «Экологическое воспитание школьников на 2011 — 2016 годы». Система геоэкологического воспитания и образования охватывает все три уровня обучения в школе. Представлен план работы по каждому уровню.
Система экологической и природоохранной работы1.doc
Система геоэкологической и природоохранной работы в урочной и
внеурочной деятельности
Копылова О.Ю.,
учитель географии
“Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля”.
К. Г. Паустовский.
Экологическое воспитание – приоритетное направление развития
современной школы и системе образования в целом. У подрастающего
поколения формируются основы экологического сознания. Знания в
экологическом воспитании нельзя считать конечным результатом, нужно, чтобы
они стали убеждениями, тогда у детей и появится экологическая культура,
которая должна найти своё выражение не только в словах и рассуждениях, но и
в поступках.
Земля наш дом. Возможно, это единственная обитаемая планета в
необъятной Вселенной.
Исследования показали, что земная биосфера явление в Солнечной
системе уникальное. Быть может жизнь вообще редчайший феномен во
Вселенной.
Среди огромного многообразия форм и процессов
жизнедеятельности иногда встречаются настоящие чудеса. И все это надо
познать, объяснить использовать на благо людей.
Природа формировалась миллиарды лет и существовала без участия
человека. Среда, в которой человек обитает, создана прежде всего живыми
организмами. Сбережение среды возможно только при непременном условии
сохранения всего разнообразия жизни.
Любые попытки человека и человечества решить свои
проблемы
существования и выживания в одиночку (без сохранения всего разнообразия
жизни), даже самыми современными техническими средствами, однозначно не
состоятельны.
Неверен даже самый гуманный тезис, провозглашенный человеком: все
окружающие существа братья наши меньшие. Человек в существующем мире
самый младший брат, хотя и наделенный щедро старшими братьями разумом и
невиданной силой.
Человеку многое уже известно о функционировании и устойчивости живой
природы, но что бы строить свои собственные отношения с ней и возникла
наука экология.
Что делать? С чего начать? Форм и методов много.
Конечно, необходимо начинать с воспитания мышления, экологической
нравственности.
В школе сложилась система по экологическому воспитанию и образованию
школьников. Вся работа строится согласно комплексно целевой программе «Экологическое воспитание школьников на 2011 — 2016 годы».
Перемены, происходящие в современном обществе, на сегодняшний момент
требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства,
определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и
личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным
направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых
образовательных стандартов. Переход на новый ФГОС основного общего
образования в условиях стремительно изменяющегося социальнокультурного
мира призван заложить фундамент для достижения стратегических целей и
последующих этапов образования и воспитания человека.
Федеральный государственный стандарт второго поколения дает
возможность нашему образовательному учреждению создать условия для
самостоятельной деятельности участников образовательного процесса. Их
инициативность и самостоятельность, ответственность и креативность
становятся основными ценностноцелевыми ориентирами.
Экологическое воспитание и образование в Школе обладает возможностью
целенаправленной, координированной и системной передачи знаний. Накоплен
положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся,
совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система
дополнительного образования на базе школы. Программа экологического
образования в соответствии с определением ФГОС − комплексная программа
формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и
норм поведения, способствующих познавательному и эмоциональному развитию
ребёнка.
Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся
повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно,
осознанно придерживаться экологически безопасного образа жизни, вести
работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник
духовного развития,
материального
благополучия.
информации,
красоты,
здоровья,
Главными компонентам формирования экологической культуры
обучающихся является просветительская работа не только с их родителями
(законными представителями), но и с местным сообществом, привлечение к
совместной социальноэкологической работе с детьми. Предоставляя
личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа очерчивает
основные направления и формы деятельности по формированию личности,
обладающей экологической культурой и экологическим мышлением. Программа
призвана объединить все образовательные и воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее
выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.
Цель экологического образования требует уточнения и конкретизации в
соответствии с основными этапами обучения. Если на уровне начального
образования педагогическая деятельность направлена на формирование у
ребенка элементарных научных и образных представлений о взаимосвязях
человека и окружающей его среды, то в средней школе — это этап становления
экологической культуры как культуры разумного потребления, деятельности,
основанной на соблюдении экологического императива.
В настоящее время муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение "Средняя общеобразовательная школа №10" представляет собой
образовательное учреждение, в котором реализуются образовательные
программы начального общего образования, основного и среднего (полного)
общего образования и программы дополнительного образования. Основным
условием успешной реализации образовательной программы выступает
сочетание высокого педагогического профессионализма учителей и внутренней
образовательной мотивации школьников. Первое обеспечивается за счет
построения гуманистической, технологичной, научной системы развития
педагогического коллектива. Второе – за счет ориентации во взаимодействии с
учениками на развитие их познавательного интереса, общеучебных и
предметных умений, эмоциональной привлекательности процесса обучения.
Современное образование и воспитание в школе зависит от того, в каком
пространстве обучаются школьники, в каких условиях организована эколого
практическая деятельность.
Основными направлениями организации и развития экологической
деятельности:
1) Развитие учебной деятельности для достижения предметных и
личностных результатов по приобретению знаний, умений и навыков через уроки
и занятия по разным направлениям (Уроки окружающего мира, географии,
химии, биологии, физики, метапредметные уроки, интегрированные уроки). В
предметах учебного плана школы всегда прослеживается тенденция
экологизации, воспитывается ответственное отношение к природе, забота
школьников о сбережении ее красоты, внимание друг к другу, что создаёт
наилучшие условия для решения задач всестороннего гармоничного развития
личности в процессе взаимодействия с природной средой.
2) Развитие творческой, внеурочной, воспитательной и внешкольной
деятельности для формирования личностных результатов и потребности непрерывного экологического образования и воспитания обучающихся, через
систему дополнительного образования и внеурочных занятий. В рамках
реализации ФГОС II поколения в школе организована внеурочная деятельность,
одним из основных направлений которой является духовнонравственное,
экологическое и здоровьесберегающее развитие детей. Проводятся внеурочные
занятия по курсам «Мир вокруг меня», «Мой край родной», «Юный эколог»,
которые нацелены на развитие у обучающихся личного опыта применения
универсальных учебных действий в жизненных ситуациях, формирование опыта
социального партнерства в решении проблем ресурсосбережения, здорового и
безопасного образа жизни. В школе созданы все условия для более эффективной
работы в направлении экологического образования: имеются в наличие
электронные микроскопы, с помощью которых младшие школьники наблюдают
строение различных веществ, электронные датчики, позволяющие провести
диагностику жизнедеятельности человеческого организма. Всё это помогает
ребятам получить более глубокие знания как в области экологии, так и в
области особенностей функционирования организма человека. Тем самым
происходит формирование основ экологической культуры детей,
соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие
опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях, рассматриваемых как личностные
результаты. В качестве метапредметных результатов происходит формирование
и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, рефлексивной и социальнопрактической деятельности.
Программа экологического образования и воспитания основной направлена на
формирование экологической культуры учащихся, воспитание чувства единства
с природой, любви ко всему живому, к родному краю; формирование прочных
знаний, умений, навыков экологически целесообразного поведения, этических
норм и принципов отношения к окружающей природной среде, чувства
ответственности за сохранность природы, активной жизненной позиции по
восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. В большей
степени эта работа прослеживается в деятельности школьного экологического
объединения.
в школе действует кружок
«Экологический» руководитель Зимина Л.Н., учитель химии, члены которого
изучают экологическое состояние нашей местности, определяют проблемы,
представляющие наибольшую угрозу, предлагают свои способы решения
проблем по улучшению экологического состояния родного края, проводят
общественные экологические акции, участвуют в экологических проектах,
которые являются наиболее популярными средствами обучения экологии. Они
позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы.
На протяжении ряда лет
3) Развитие проектноисследовательской деятельности для формирования
у обучающихся метапредметных результатов, как ресурс готовности и
способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Члены научного
общества учащихся проводят опытническую работу, проводят экологические
практикумы, учебноисследовательский эксперимент, позволяющие изменить
потребительское отношение к природе и сформировать готовность защищать и
оберегать ее. Ребята проводят исследования и анализ почвы, воздуха, воды,
изучают видовой состав флоры и фауны водоемов. Собираются и
систематизируются статистические данные, позволяющие видеть в динамике
экологическую обстановку местности. В течение 2010 – 2013 годов
исследовательская деятельность членов НОУ представлена экологическими
проектами «История одной реки», «Изучение показателей качества
окружающего воздуха. Оценка экологического состояния атмосферы
микрорайона», «Изучение экологического состояния реки Меленки»,
«Мониторинг природных водных объектов на территории Липовой аллеи»,
некоторые из них получили высокую оценку на муниципальном уровне.
4) Участие школьников в практической природоохранной работе,
экологических акциях, рейдах, походах, десантах и других массовых
экологических мероприятиях. Учащиеся школы ведут большую работу по
охране природы на территории микрорайона. За последний период был
расчищен от загрязнения берег реки Оки в черте Карачарово, проведены эко
субботника. Регулярно школьники привлекаются для насаждения деревьев и
кустарников в микрорайоне. Чистоту и порядок ребята поддерживают сами:
это уборка школьного двора и прилегающей к нему территории, «Десанты
чистоты» на городских улицах. Эта деятельность позволяет учащимся глубже
познать реальную картину экологического состояния родного края. Несколько
лет подряд школьники участвуют в акции «Вторая жизнь вещей» с
демонстрацией возможностей по вторичному использованию различных вещей и
материалов. Ежегодно учащиеся нашей школы – активные участники
региональной акции «Покормите птиц», «Поможем пернатым друзьям» по
изготовлению кормушек и скворечников, проведение которой пользуется
наибольшей популярностью. Примечательно тесное сотрудничество с семьёй
при проведении данной акции. В целях воспитания у подрастающего поколения
гражданственности и патриотизма, любви к родному краю, изучению
особенностей флоры «малой» Родины организуются прогулки, однодневные
походы, экскурсии в краеведческий музей. В летний период воспитанники
пришкольного лагеря «Дружная страна» посещают краеведческий музей,
галерею в селе Панфилово, осуществляют прогулки на теплоходе по р. Ока. Эти
массовые экологические мероприятия помогают формировать эмпатийное
состояние школьников, понимание природы, а также чувств других людей и
готовность оказать эмоциональную поддержку.
5) Организация и проведение тематических конференций, диспутов,
посвященных
фестивалей,
праздников,
«круглых столов»,
выставок, экологическим датам календаря, и других массовых экологических
мероприятий. Совершенствуется система воспитания школьников на основе
экологокраеведческой работы, патриотического воспитания, формирование у
учащихся образа «малой» Родины, как основы патриотических чувств, богатства
и разнообразия природы родного края. Так, в 2013 году учащаяся школы
Копылова Екатерина стала участником и победителем муниципального и
всероссийского этапов экологического форума «Зеленая планета» в номинации
«Информационные технологии на службе экологии», приняла активное участие
в региональном творческом марафоне «Вода – источник жизни!», посвященном
Году охраны окружающей среды в номинации «Обитатели водоемов»
(поощрительный приз). Активно ведётся в школе конкурсная деятельность
экологической направленности: учащиеся 1 – 11 классов ежегодно принимают
активное участие в муниципальных, региональных, Всероссийских фестивалях и
конкурсах. В период 2010 – 2013 г.г. 3 учащихся приняли участие во
Всероссийской олимпиаде «СОЗВЕЗДИЕ» научноисследовательских и учебно
исследовательских проектов детей и молодежи по проблемам защиты
окружающей среды «Человек. Земля. Космос», 14 учащихся в региональных
конкурсах экологической направленности, 15 учащихся во Всероссийском
экологическом детском форуме «Зелёная планета», 12 учащихся в фестивале
«Экология. Творчество. Дети» (фотоконкурс «Животные крупным планом»).
Традиционно в День Земли, 22 апреля, в школе стартует Неделя экологии и
биологии, в рамках которой ребята организуют экологические праздники и
концерты, устраивают экологические спектакли, викторины, конкурсы рисунков
и поделок «Муром – родная сторона», «Чистая планета», агитационных
плакатов. В рамках проведения в школе Дней защиты от экологической
опасности осуществляются различные общественные акции: «Посади дерево»,
«День рождения мусорного бачка» (по уборке территории школы), Неделя
добра, классные часы экологической направленности, Уроки воды, просмотр
презентаций, встречи с ликвидаторами последствий на Чернобыльской АЭС и
круглый стол, посвященный Дню памяти погибших в Чернобыле. Проведены
следующие мероприятия: операция «Школьный двор», викторина «На
Муромском меридиане», посвященная Дню Земли 22 апреля, биологическая
игра «По следам Нептуна», конкурс «Самый зелёный класс». Во Всемирный
день окружающей среды, 5 июня, проводятся экологические десанты. 1 апреля, в
Международный день птиц, проводится акция «Поможем пернатым друзьям» по
размещению скворечников. 7 апреля, во Всемирный День охраны здоровья,
проводится День Здоровья.
посвящённые
экологическим датам, пользуются наибольшей популярностью среди учащихся
школы и имеют огромный воспитательный потенциал в плане экологизации
мышления школьников.
Массовые мероприятия,
6) Создание в школе трудовых природоохранных объединений учащихся
Активной природоохранной
(отрядов по озеленению и благоустройству). деятельностью занимается ДО "Темп», основным направлением деятельности
которого является работа по озеленению и благоустройству. Организован отряд
из числа школьников 7 – 9 классов, неравнодушных и ответственных ребят,
занимающихся озеленением и благоустройством. За период 20102013 годов
отрядом была проделана большая работа: проведены акция «Цветочный
серпантин»,
произведено
благоустройство могил павших в годы войны, высажены цветы – однолетники у
братской могилы в рамках акции «Спасибо за Победу» в преддверии
празднования Дня Победы.
конкурс «Дадим вещам вторую жизнь!»,
Таким образом, правильно выстроенное в школе экологическое образование
и воспитание позволяют в дальнейшем предотвратить многие экологические
проблемы человечества. Именно в подростковом возрасте ребенок получает
основы систематических знаний, под влиянием которых формируются и
развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Поэтому
показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения,
практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися
общественнополезной работы по охране природы. Основными критериями
эффективности деятельности в данном направлении являются массовость,
стабильность, умение применять экологические знания.
Безусловно, экологическое образование, нацеленное на формирование
экологической культуры учащихся, воспитание чувства единства с природой,
любви ко всему живому, к родному краю; формирование прочных знаний,
умений, навыков экологически целесообразного поведения, получит дальнейшее
развитие в нашей школе и в последующий период.
Система геоэкологической и природоохранной работы в урочной и внеурочной деятельности
Система геоэкологической и природоохранной работы в урочной и внеурочной деятельности
Система геоэкологической и природоохранной работы в урочной и внеурочной деятельности
Система геоэкологической и природоохранной работы в урочной и внеурочной деятельности
Система геоэкологической и природоохранной работы в урочной и внеурочной деятельности
Система геоэкологической и природоохранной работы в урочной и внеурочной деятельности
Система геоэкологической и природоохранной работы в урочной и внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.