СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Система государственного регулирования туристской
деятельности в Российской Федерации 3
1.1 Состояние туристского комплекса в России 3
1.2 Правовые основы туристской деятельности в России 6
1.3 Система органов государственной власти, осуществляющих регулирование туристской деятельности в РФ 14
2. Акт проверки соответствия услуг 18
Список литературы 24
Вопрос 1. Система государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации
1.1 Состояние туристского комплекса в России
Современная туристическая индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике. Прибыли от въездного туризма могут полностью обеспечить небольшие государства, такие как, например, Швейцария, которая является наиболее привлекательной и удобной для туризма страной. Россия занимает 68 место из 124 по привлекательности для туристов.
Анализ современного состояния туризма в РФ показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады - 2014. Благодаря этому получили известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.
По прогнозным оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2009 году в ВВП нашей страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей 5,7%, инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2%.
Страна насчитывает огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Росстата, относятся 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба. Из 15 объектов культурного наследия, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 12 находятся в составе музеев-заповедников.
Москва и Санкт-Петербург, являясь основными транспортными воротами для въезда иностранных туристов, принимают на себя до 75% международных прибытий, число которых в последние 2-3 года сокращается из-за резкого роста цен в названных городах. Сокращение въездного туристского потока в нашу страну начало происходить с 2006 года. В 2007 году число прибытий «классических» иностранных туристов с целью отдыха уменьшилось более чем на 8%.
В ситуации глобального мирового кризиса 2009 г. туристическая отрасль значительно меняется. Небольшие туристические фирмы закроются или присоединятся к более крупным, то есть может уменьшиться туристический рынок. С другой же стороны финансового кризиса в туристической отрасли - возможное сокращение туристического потока.
К наиболее значимым проблемам, требующим пристального внимания и серьезного подхода к их решению, относятся недостаточное развитие туристской инфраструктуры и отсутствие, за редким исключением, практики создания субъектами РФ благоприятных условий для инвестиций при строительстве средств размещения и иных объектов туристского использования.
Одной из проблем является проблема транспортной составляющей в обеспечении дальнейшего развития туризма в России. Это относится к авиа-, железнодорожному, водному и автосообщению, строительству автомобильных дорог.
Недостаточно высокий уровень организации воздушного транспорта внутри страны по сравнению с международными перевозками является одним из основных факторов, ограничивающих дальнейшее развитие туристских комплексов в регионах страны. Услуги аэропортов по обслуживанию воздушных судов, пассажиров и грузов регулируются государством как услуги естественных монополий, что ограничивает конкуренцию на внутреннюю авиаперевозку и не позволяет снизить цены на наземное обслуживание. Конкуренция на основных направлениях между авиаперевозчиками будет способствовать снижению цен и соответствующему увеличению туристского потока. В отличие от многих зарубежных стран в России практически отсутствуют низкобюджетные перевозчики с современным авиапарком. Доля авиационных перевозок в структуре въездного и внутреннего туристского потока весьма значительна, однако состояние парка авиалайнеров, аэропортов, взлетно-посадочных полос пока сдерживает развитие туризма в ряде российских регионов.
Туристские автобусы с современным уровнем комфорта также не производятся отечественной промышленностью, несмотря на то, что около 15% туристов используют именно этот вид транспорта. Поэтому необходимо рассмотреть вопрос о снижении таможенных пошлин на импорт современных туристических автобусов. При ввозе в страну современных автобусов их цена повышается на сумму таможенных пошлин (20%), НДС (18%), и налога на имущество (2,2%). В итоге стоимость одного такого автобуса для российских компаний увеличивается на 44%. Таким образом, без кардинального снижения налогов и таможенных пошлин на импорт транспортных средств, для перевозки туристов, реальных перспектив укрепления позиций на мировом рынке у России нет.
В последние годы начал активно развиваться горнолыжный туризм, однако для современного оснащения горнолыжных комплексов необходимы не только гостиницы, но и наличие инженерной и транспортной инфраструктуры - водо-, энерго- и газоснабжения, развитой дорожной системы, горнолыжных подъемников и иного оборудования, информационных коммуникаций, качественного сервиса, экологически безопасной инфраструктуры. Сложен механизм предоставления в аренду земельных участков лесного фонда для строительства горнолыжных объектов.
В настоящее время на территории РФ функционируют 150 горнолыжных комплексов. Самыми популярными горнолыжными комплексами РФ являются: «Красная Поляна» в Краснодарском крае (260 тыс. туристов), «Домбай» в Карачаево-Черкесской Республике (в 2007 году принято 195 тыс. туристов), «Приэльбрусье» в Кабардино-Балкарской Республике (100 тыс. туристов). Горнолыжные центры Московской области в 2007 году приняли более 320 тыс. человек. Учитывая климатические и ландшафтные особенности России, горнолыжный, как и другие зимние виды туризма, имеют большие перспективы развития.
Организация высококлассного сервиса - это важная составная часть успешного развития туризма в России. Поэтому необходимо уделять большое внимание подготовке и отбору кадров для работы в этой сфере- людей, обладающих не только определенными знаниями, но и соответствующим настроем, желанием что-либо изменить и пониманием того, что туризм- это сфера услуги что развивать и совершенствовать его возможно, только предлагая услуги самого высокого качества.
1.2 Правовые основы туристской деятельности в России
Туристская деятельность, как и любой другой вид деятельности, не может существовать вне правовых норм. В настоящее время эта сфера деятельности достаточно качественно урегулирована нормативными актами различных уровней, хотя ряд проблем и пробелов, несомненно, существуют.
В 2008-2009 годах, в результате эффективной правотворческой деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере туризма, Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания РФ были приняты нормативные правовые акты, сформировавшие в нашей стране правовые основы современного цивилизованного туристского рынка. Современное состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма характеризуется следующими тенденциями:
- развитием и реализацией правовых норм, направленных на повышение гарантий и эффективности защиты прав и законных интересов потребителей туристского продукта, качества и безопасности туризма;
- усилением экономической (финансовой) ответственности лиц, осуществляющих туристскую деятельность, за нарушение гражданско-правовых обязательств, а как следствие - повышением прозрачности, стабильности и инвестиционной привлекательности туристского бизнеса;
- появлением правовых актов, регламентирующих вопросы классификации и стандартизации в различных сегментах туристской индустрии;
- развитием нормативного правового регулирования в области безопасности туризма;
- формированием правовых основ саморегулирования на туристском рынке, в том числе активным развитием нормотворчества саморегулируемых организаций (ассоциаций (союзов) туроператоров, банков и страховщиков);
- комплексностью нормативного правового регулирования в сфере туризма, в том числе наличием значительного числа «туристских норм» в смежных с законодательством о туристской деятельности отраслях законодательства;
- развитием регионального правотворчества в сфере туризма и его унификацией;
- гармонизацией законодательства РФ и прав Европейского Союза, законодательств государств Содружества независимых государств и др.
Основные источники правового регулирования туристской деятельности.
Высшей юридической силой обладает Конституция РФ, которая закрепляет основные, важные права и свободы человека и гражданина, признаваемые данным государством. Собственно, понятия «туризм» в Конституции нет, но закреплены многие права и свободы, непосредственно с ними связанные.
Статья 27 устанавливает право свободного перемещения по территории государства, а также свободного пересечения границ; статья 37 закрепляет право на отдых; статья 41 гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, что поощряется деятельность, направленная на укрепление здоровья человека, развития физической культуры и спорта, экологическое и санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Статья 44 гарантирует право каждого на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям, также устанавливает обязанность по сохранению исторического и культурного наследия. Туризм зачастую связан с использованием природных ресурсов, поэтому нормы статей 42 - каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, 48 - каждому гарантированно право не получение квалифицированной юридической помощи, 58 - каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, следует считать источниками правового его обеспечения.
Для выездного туризма огромное значение имеет статья 61, гласящая, что РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Туристическая и сервисная деятельность - деятельность экономическая, поэтому необходимо сказать и о статьях: 8 - гарантирующей единство экономического пространства, свободу перемещения товаров, услуг и свободу экономической деятельности; 34 - закрепляющей право заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью; 57 - устанавливающей обязанность платить установленные налоги и сборы, 74 - не допускающей установления препятствий для свободного перемещения товаров и услуг.
Следующий источник - это Гражданский кодекс РФ. В нем закреплены основные принципы гражданского права, понятия, признаки, организационно-правовые формы юридических лиц, положения о договорах.
Также в статье 779 ГК РФ указанно, что договор на туристское обслуживание является разновидностью договора возмездного оказания услуг. Это положение противоречит Закону об основах туристской деятельности, согласно которому договор на туристское обслуживание является разновидностью договора купли-продажи.
Земельный кодекс РФ устанавливает состав земель особо охраняемых территорий, в том числе земель рекреационного назначения, как раз тех, которые предназначены и используются для организации отдыха, туризма, оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско - оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно - туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. (земельный кодекс РФ ст. 98 земли рекреационного назначения).
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.1996г. №132 ФЗ в редакции от 05.02.2007г. - закон в сфере туризма.
Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ, и регулирует отношения, возникающие при реализации права на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов РФ. В нем закреплены основные понятия, такие как «турист», туристические ресурсы», туристская деятельность», определены основные и закреплены приоритетные виды туризма. Также в законе указанны основные права и обязанности туристов, особенности формирования и реализации туристского продукта, способы и условия обеспечения безопасности туризма. Изменения, внесенные федеральным законом от 05.02.2007 года, практически целиком посвящены финансовым гарантиям туроператоров. Так как с 01.01.2007 года отменено лицензирование турагентской и туроператорской деятельности и деятельности по продаже прав на клубный отдых, финансовые гарантии становятся весомым условием обеспечения прав туристов.
Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года в редакции от 21.12.2004 года регулирует отношения, возникающие между исполнителями и потребителями услуг, преимущественно в том случае, если оказаны услуги ненадлежащего качества либо небезопасные для жизни или здоровья. Также в этом законе указан механизм защиты прав потребителей.
Закон РФ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15.08.1996 в редакции от 29.06.2004г. - устанавливает общие правила по пересечению государственной границы РФ, в том числе и с целью осуществления туризма, а также порядок прохождения таких видов туристских формальностей, как паспортный, санитарный, таможенный и визовый контроль.
Большое значение для развития туризма в нашей стране имеет Федеральный закон от 3 июня 2006 года № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ». Он сформировал правовую основу для создания и функционирования в России туристско-рекреационных особых экономических зон, а также развития государственно-частного партнерства. В законе дано определение туристско-рекреационной деятельности как деятельности, включающей в себя элементы туристской, санаторно-курортной и инвестиционной деятельности, что важно для комплексного правового регулирования сферы туризма. В 2006 году в России определены 7 туристско-рекреационных экономических зон.
Реализация Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» обеспечит проведение на высшем уровне XXII Олимпийских игр в г. Сочи и будет способствовать росту туристского потока в Краснодарский край и в Россию.
Можно выделить еще такие источники, как Таможенный кодекс РФ, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О техническом регулировании», Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ - инфекции)», регулирующие отдельные аспекты отношений в сфере туризма.
Важное место в системе правового обеспечения туризма занимают подзаконные акты. Это указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Например, значительный социально-экономический эффект получен от реализации постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о пребывании на территории РФ иностранных граждан - пассажиров круизных судов». Данный документ существенно упростил туристские формальности для иностранных туристов, прибывающих в РФ на круизных судах сроком не более чем на 72 часа. Такие туристы могут посещать туристские центры нашей страны без оформления визы, что способствует получению значительных выгод для российских портовых городских и иных поселений (Санкт-Петербург, Владивосток, Петропавловск-Камчатский).
Нормативные документы министерств и ведомств. К ним относятся акты Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной таможенной службы РФ, Федерального агентства по туризму РФ. Например, Федеральное агентство по туризму в рамках своей компетенции опубликовало проект «Порядка оказания услуг по реализации турпродукта», предусмотренный новой редакцией Закона об основах туристской деятельности, был принят 01.06.2007 году. Этот подзаконный акт регулирует порядок работы турагентств.
Законодательство о туристской деятельности активно развивается в субъектах РФ. В 48 субъектах РФ существуют законы, регулирующие общественные отношения в сфере туризма (законы «О туризме», «О туристской деятельности в субъекте РФ», «О поддержке развития туризма», «О развитии внутреннего и въездного туризма»). Наряду с законами в 3 субъектах РФ действуют концепции развития туризма, (санаторно-курортного, туристского комплекса) на среднесрочную перспективу, а в 16 регионах приняты региональные целевые программы развития туризма. Все это подчеркивает значение туризма для социально-экономического, культурного, экологического и иного развития субъектов РФ.
Действующие нормативные правовые акты субъектов РФ не всегда регулируют актуальные проблемы развития регионального туризма. Часто региональные законы создаются по одним и тем же канонам, что и Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ». Вместе с тем, федеральный закон и законы субъектов РФ имеют очевидное изначальное различие. Первые - призваны заложить единые подходы к государственному регулированию в сфере туризма, а вторые - особенности применительно к конкретным территориям субъектов РФ.
В связи с этим в целях эффективного развития регионального туризма в разрабатываемых субъектами РФ нормативных актах целесообразно отражать актуальные вопросы правового регулирования туризма:
- определения и поддержки в субъекте РФ туристской деятельности;
- защиты прав и законных интересов туристов в субъекте РФ, реализации на его территории мер обеспечения безопасности туризма;
- содействия информационному обеспечению регионального туризма, в том числе путем продвижения регионального туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
- содействия стандартизации и классификации объектов туристской индустрии, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;
- классификации и оценки туристских ресурсов субъекта РФ, установления режима их охраны, порядка сохранения целостности туристских ресурсов и реализации мер по их восстановлению, определения порядка использования туристских ресурсов с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую природную среду;
- содействия в субъекте РФ кадровому обеспечению и развитию научных исследований в сфере туризма;
- содействия деятельности предпринимателей в сфере туризма;
- другие вопросы, за исключением вопросов, отнесенных к исключительным предметам ведения и полномочиям Российской Федерации.
Необходимо остановиться еще на одной группе источников. Это международные правовые акты, которые согласно статье 15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы. В Конституции РФ установлено, что если положения закона противоречат нормам международного договора, то применяется международный договор.
Это, многосторонние международные договоры: Международная конвенция по контракту на путешествие, Международная гостиничная конвенция касательно заключения контрактов владельцами гостиниц и туроператорами. Международная конвенция о документах, удостоверяющих личность моряков, Конвенция о международных льготах для туристов, Гаагская декларация по туризму, Манильская декларация по мировому туризму. Также нужно назвать Документ Акапулько, определивший задачи по выполнению рекомендаций Всемирной туристской организации, и Хартию туриста, закрепившую основные задачи в области туризма, стоящие перед государствами, и права и обязанности туристов.
Источниками являются двусторонние международные договоры, закрепляющие основные принципы сотрудничества в указанной области. В настоящее время Россия имеет международные договоры в сфере туризма с 48 странами, с Китаем, Кипром, Турцией, Литвой, Польшей, Норвегией, Францией. В пределах своей компетенции издает рекомендательные акты Всемирная туристская организация.
Требования динамики развития туристского рынка обусловливают необходимость постоянного совершенствования законодательных актов сферы туризма, а также мониторинга смежного законодательства, влияющего на состояние туристской индустрии.
Стимулирование развития туристской инфраструктуры на региональном уровне в период до 2015 года осуществляется в рамках действующих федеральных целевых программ: «Юг России» (2008-2012 гг.), раздел «Развитие туристско-рекреационного комплекса».
Предлагается осуществлять в рамках следующих действующих, разрабатываемых и планируемых к разработке федеральных целевых программ: «Социальное развитие села до 2010 года», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы и до 2013 года», «Развитие транспортной системы РФ (2010-2015 годы)»; «Развитие историко-культурных зон в России (2010-2013 гг.)»; «Туристско-рекреационное развитие прибрежных территорий Азовского и Каспийского морей на период 2010-2015 гг.».
1.3 Система органов государственной власти, осуществляющих регулирование туристской деятельности в РФ
Государственное регулирование туризма - это воздействие государства на деятельность субъектов и существующие условия, что выражается в установлении государством общих правил поведения участников правоотношений, во внесении изменений и дополнений в них в зависимости от существующих обстоятельств, а также в выработке и реализации государственных приоритетов и единой концепции развития сферы туризма.
Целью государственного регулирования туризма является создание благоприятных условий в указанной области. Государственное регулирование туристской деятельности в России осуществляется для того, чтобы, прежде всего, обеспечить соблюдения права на отдых, свободу передвижения и некоторых других прав.
Не следует забывать, что туризм неразрывно связан с использованием разнообразных природных ресурсов, поэтому еще одной из важнейших целей государства является охрана окружающей природной среды, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия. Немаловажным является и создание благоприятных условий для всех видов деятельности, направленных на воспитание, образование и оздоровление туристов.
Туристская деятельность признается одной из приоритетных отраслей экономики, особое внимание уделено созданию и совершенствованию туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, увеличению доходов государства и граждан РФ. Это является необходимым для развития туризма на территории государства.
В ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» (ст.3) закреплены принципы осуществления государственного регулирования туристской деятельности:
1. создание туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее развития;
2. определение и поддержка приоритетных направлений туристской деятельности;
3. формирование представлений о РФ как о стране, благоприятной для туризма;
4. осуществление поддержки и защиты российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
Государственное регулирование туристской деятельности в РФ осуществляет в пределах своих полномочий Федеральное агентство по туризму, на которые возложены функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма. Порядок же оказания услуг по реализации туристского продукта определяется Правительством РФ. Правительство осуществляет руководство деятельностью Федерального агентства по туризму. Федеральное агентство по туризму руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами.
Федерального агентства по туризму осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности:
1) вносит в правительство РФ проекты Федеральных законов, иных нормативно правовых актов, а также самостоятельно принимает нормативные акты по вопросам, находящимся в его компетенции, обобщает практику применения законодательства в сфере туризма;
2) определяет приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности в РФ;
3) информирует туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в месте временного пребывания;
4) осуществляет продвижение туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
5) проводит конкурс и заключает государственные контракты на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд, осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно- технических и инновационных программ и проектов в сфере туризма;
6) взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациям, включая представления по поручению Правительства РФ интересов РФ в международных организация, создает представительства за пределами РФ в сфере туризма;
7) организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный срок.
Контролирующим органом является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Основными направлениями деятельности является защита прав потребителей, иммунопрофилактика, санитарный надзор, техническое регулирование, государственная регистрация, лицензирование, а также осуществление взаимодействия с органами государственной власти и иными субъектами по вопросам, входящим в его компетенцию.
2. Акт проверки соответствия услуг
Порядок сертификации туристских услуг. Оценку соответствия сертифицируемых услуг осуществляет эксперт в соответствии с методикой, утвержденной органом по сертификации. Проверку характеристик сертифицируемых услуг проводят на базе заявителя (исполнителя услуг) с участием эксперта. Оценивают процесс выполнения работ (оказания услуг), проверяют (испытывают) результаты работ и услуг и контролируют процесс выполнения работ (оказания услуг) при инспекционном контроле.
В зависимости от сложности процесса оценивают:
– полноту и актуализацию документации, устанавливающей требования к процессу;
– оснащение необходимым оборудованием, инструментом, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями, а также их соответствие установленным требованиям;
– метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, материальное, правовое, техническое обеспечение;
– безопасность и стабильность процесса;
– профессиональную компетентность исполнителей работ и услуг, обслуживающего и производственного персонала.
Подготовка туристского предприятия к сертификации туристско-экскурсионных услуг. Прохождение сертификации является достаточно сложным и трудоемким процессом для туристской фирмы и напрямую зависит от квалификации персонала фирмы. Подготовка туристского предприятия к сертификации включает:
– подписание протоколов намерений с принимающей фирмой;
– обследование предполагаемого маршрута путешествия;
– выбор оптимального варианта путешествий с точки зрения оптимальности и комфортности;
– определение вредных факторов на маршруте и степени их влияния на туристов и их имущества;
– проектирование маршрута с определением мероприятий по снижению, влиянию факторов риска;
– разработка систем безопасности на маршруте.
Подсистема внутренних стандартов предприятия:
– технологическая карта маршрута;
– должностные инструкции персонала;
– информация для туристов об услугах фирмы;
– информационный листок;
– информационно-рекламные листы;
– подсистема обеспечения безопасности смежников на весь комплекс услуг;
– сертификаты на средства размещения, точки питания, транспорт и т.д.;
– гарантия безопасности, контракты.
Подсистема охраны окружающей среды:
– описание оборудования мест отдыха и стоянок;
– инструктаж туристов.
Подсистема социальных гарантий безопасности:
– договоры страхования;
– договоры охраны.
Подсистема безопасности экскурсий:
– комплект документов на экскурсии;
– специальная подготовка гидов, экскурсоводов.
Основной перечень документов, необходимых для обязательной сертификации:
– акт обследования маршрута;
– копия лицензии;
– технологическая карта;
– информационный листок туристской путевки;
– должностная инструкция руководителя группы;
– инструктаж соответствия руководителя группы на маршруте;
– план действия персонала туристского предприятия в чрезвычайных ситуациях;
– план действия руководителя группы в чрезвычайной ситуации;
– система непрерывного обучения персонала действиям в чрезвычайных ситуациях;
– документ, устанавливающий персональную ответственность руководителя предприятия;
– памятки туристу;
– договор с туристом о купле-продаже турпродукта;
– копия справки о подготовке руководителя группы в Центре санэпиднадзора;
– мероприятия по снижению влияния вредных факторов на маршруте до допустимого риска;
– контрольный текст инструктажа для туристов;
– система обязательного прохождения инструктажей туристов;
– контракты, договоры с иностранными партнерами по обеспечению безопасности туристов;
– договор со страховой компанией на страхование жизни, здоровья, имущества;
– договор на охрану группы;
– договор на транспортное обслуживание;
– договор на экскурсионные услуги;
– договор на услуги по размещению;
– договор по питанию;
– отчет руководителя группы о прохождении маршрута;
– анкета социологического опроса туристов;
– документы на офис фирмы;
– список работников с указанием стажа и наличием образования;
– образец туристской путевки;
– анкеты-вопросники для заполнения на каждый маршрут;
– электрографическая копия титульного листа журнала обращения туристов;
– приказ руководителя туристской фирмы об обеспечении безопасного маршрута.
Срок действия сертификата не более 3 лет. В течение всего действия сертификата Центр стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ) проводит контроль за сертификационной услугой.
Инспекционный контроль может быть:
– плановый (не реже 1 раза в год);
– внеплановый (проводится по просьбам органов госконтроля – антимонопольный комитет, комитет по защите прав потребителей).
Пакет документов для сертификации туристских услуг. Процесс сертификации начинается с заполнения заявки стандартной формы на проведение работ по сертификации туристских и гостиничных услуг аккредитованными в установленном порядке органами по сертификации. Данная заявка подписывается директором фирмы и удостоверяет, что туристская фирма идентифицировала свои услуги согласно номенклатуре Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН).
К заявлению прилагаются следующие документы:
Копии: свидетельства о регистрации, устава и прочих учредительных документов, лицензии, справки Госкомстата, свидетельства о постановке на налоговый учет.
В зависимости от кодов ОКУН предоставляются документы:
1. Договор на занимаемое помещение.
2. Должностные инструкции персонала.
3. Общие правила реализации туристского продукта.
4. Договоры туристской фирмы с туроператорами, турагентами.
5. Договоры на перевозку туристов различными видами транспорта.
6. Договор страхования туристов.
7. Договоры с гостиницами.
8. Договоры на организацию экскурсионного обслуживания.
Образцы документов, оформляемых при реализации туристского продукта: договор с клиентом, путевка, ваучер, информационное обеспечение тура, памятка.
Сертификация услуг туроператора. При оценке процесса оказания услуги проверяют:
– офис (документы на право пользования офисом, вывеска, режим работы, микроклимат, оформление помещений для приема посетителей);
– документы на туры, разработанные в соответствии с ГОСТ Р 50690 (все виды туризма), ГОСТ Р 50681, ГОСТ Р 50644 (внутренний и въездной туризм) и подтверждающие безопасность этих туров;
– наличие договоров с принимающей стороной, организациями, предоставляющими услуги питания, средств размещения, по перевозке, турагентами;
– полноту и актуализацию документации, устанавливающей требования к оказанию туристских услуг, в том числе лицензий на туристскую деятельность программы туристского путешествия по определенному маршруту;
– создание необходимых условий при организации путешествия туристов и осуществление предупредительных мер, направленных на обеспечение безопасности туристов;
– организацию туристского обслуживания, методическое, программное, информационное и другое обеспечение процесса оказания услуг;
– соответствие квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик персонала требованиям, установленным в Постановлении Минтруда РФ № 8 «О квалификационных требованиях к основным должностям работников туристской индустрии» от 17 мая 1999 г.
Сертификация услуг турагента. При оценке процесса оказания услуги проверяют:
– офис (документы на право пользования офисом, вывеска, режим работы, микроклимат, оформление помещений для приема посетителей);
– наличие договоров с туроператорами, предусматривающих условия по безопасности в соответствии с ГОСТ Р 50690;
– наличие полной и достоверной информации для потребителей в доступном для обозрения месте;
– наличие документов, предоставляемых туристу (договор, туристская путевка, памятка);
– соответствие квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик персонала требованиям, установленным в Постановлении Минтруда РФ № 8 «О квалификационных требованиях к основным должностям работников туристской индустрии» от 17 мая 1999 г.
Сертификация услуг по организации экскурсий. При оценке процесса оказания услуги проверяют:
– наличие технологических документов (технологическая карта экскурсии, схема трассы маршрута транспортной экскурсии, инструкции) и их соответствие требованиям безопасности, установленным нормативными документами;
– заключение договоров с транспортными предприятиями, имеющими сертификаты соответствия требованиям безопасности на услуги по перевозке пассажиров;
– соответствие квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик экскурсоводов требованиям, установленным в Постановлении Минтруда РФ № 8 «О квалификационных требованиях к основным должностям работников туристской индустрии» от 17 мая 1999 г.
Сертификация услуг по обучению основам туристских и альпинистских навыков. При оценке процесса оказания услуги проверяют:
– наличие лицензии на проведение обучения;
– наличие учебных программ, квалифицированных преподавателей, наглядной информации, необходимого инвентаря, оборудования и других ресурсов, обеспечивающих получение знаний и навыков по требованиям безопасности.
Список литературы
1. Биржаков М.Б. Введение в туризм. М. - СПб, 1999, с. 113-119.
2. Парций Я.Е. Научно-практический комментарий Закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". М., 1998, с. 11;
3. Федеральный закон об основах туристической деятельности В РФ
(в ред. Федеральных законов от
10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.02.2007 N 12-ФЗ, от
30.12.2008 N 309-ФЗ, от 28.06.2009 N 123-ФЗ,
от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
Приложение 5
СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ГОСТ Р
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Знак (1)____________________________________________________
соответствия_________________________________________________
_________________________________________________N_0002______
СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ
(2) N________________
(3) Действителен до "___" _______199_г.
(4)___________________________________________________________
наименование исполнителя услуги
______________________________________________________________
адрес
СЕРТИФИКАТ УДОСТОВЕРЯЕТ, ЧТО УСЛУГА
(5) __________________________________________________________
наименование
--T-T-T-T-T-¬
_____________________________________ (6) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-+-+-+-+-+--
код К-ОКУН
_____________________________________
СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ (7)
(8) НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ____________________________________
обозначение
______________________________________________________________
______________________________________________________________
(9)___________________________________________________________
СЕРТИФИКАТ ВЫДАН НА ОСНОВАНИИ______________________________
______________________________________________________________
наименование, N, дата регистрации документов
______________________________________________________________
(10)___________________________________________________________
Руководитель органа, выдавшего сертификат
(11)_________________ _____________________
подпись инициалы, фамилия
Зарегистрирован
в Государственном реестре
М.П. (12) "___ " _______199_г.
Приложение 6
ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ БЛАНКА СЕРТИФИКАТА СООТВЕТСТВИЯ НА УСЛУГУ
Сертификат заполняется на русском языке.
Текст наносится машинописным способом.
Исправления, зачеркивания, подчистки текста не допускаются.
В графах сертификата указываются следующие сведения:
Позиция 1. Наименование органа,выдавшего сертификат (прописными
буквами) и адрес (строчными буквами).Если
наименование органа не помещается в одну строку, то
допускается написание адреса под обозначенной
строкой. В случае если орган использует печать
организации, на базе которой он создан, после
наименования органа, выдавшего сертификат, в скобках
(строчными буквами) указывается наименование этой
организации, а адрес - под реквизитом "подпись".
Наименование органа (организации) должно быть
идентичным наименованию в печати.
Позиция 2. Регистрационный номер сертификата формируется в
соответствии с документом "Правила ведения
государственной регистрации при проведении работ по
сертификации и аккредитации".
Позиция 3. Срок действия сертификата устанавливается органом по
сертификации, выдавшим сертификат, по правилам,
изложенным в порядке сертификации однородных услуг.
При этом дата пишется: число - двумя арабскими
цифрами, месяц - прописью, год - арабскими цифрами.
Позиция 4. Наименование исполнителя услуги и его адрес
(предприятие, организация, гражданин-предприниматель
и т.д.), номер расчетного счета.
Позиция 5. Наименование, вид конкретной услуги (прописными
буквами) в соответствии с нормативным документом на
услугу (номер стандарта или иного документа,
устанавливающего требования к услуге). При выдаче
сертификата на ряд услуг их перечень указывается в
приложении к сертификату.
Позиция 6. Классификационная часть кода услуги (6 разрядов по
Общероссийскому классификатору услуг населению
(ОКУН). В случае выдачи сертификата на несколько
конкретных услуг в сертификате проставляется
соответствующее число кодов или перечень кодов
приводится в приложении.
Позиция 7. Указываются требования, на соответствие которым
сертифицирована услуга.
При обязательной сертификации указываются свойства,
на соответствие которым она проводится, например:
безопасность (электробезопасность), экологичность.
Позиция 8. Обозначение нормативных документов, на соответствие
которым проведена сертификация.
При обязательной сертификации в первой строке
указываются свойства, на соответствие которым она
проводится, например: "безопасность".
Позиция 9. Указываются все основания, принятые органом по
сертификации при выдаче сертификата: схема
сертификации, акт оценки мастерства исполнителя или
протокол испытания результата услуги; акт оценки
процесса оказания услуги; акт оценки системы
качества; акт аттестации предприятия в целом. При
наличии указывается регистрационный номер в
Госреестре сертификата системы качества или
производства со сроком действия.
Позиция 10. Указывается фамилия руководителя органа по
сертификации.
Позиция 11. Подпись, инициалы, фамилия руководителя органа,
выдавшего сертификат, гербовая печать организации, на
базе которой образован орган, или органа по
сертификации.
Позиция 12. Дата регистрации в Госреестре.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.