Система уроков по разделу "Фонетика" в 5 классе

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 01.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал представляет собой презентацию, составленную в помощь учителю для проведения уроков по разделу "Фонетика" в 5 классе.Благодаря презентации можно охватить все трудные моменты этого раздела, так как, помимо теоретического материала, презентация представляет возможность закрепить его во время практических заданий по теме.
Иконка файла материала Фонетика5кл.pptx
П р е з е н т а ц и я у ч и т е л я К р и в о ш е е в о й Г а л и н ы А л е к с е е в н ы . • Г.Моздок • СОШ №3. 6/1/17 Кривошеева Г.А. 1
Фонетика. 6/1/17 Кривошеева Г.А. 2
Система уроков по теме. 1. Слайды 3-5 –введение в тему 2. Слайды 6-8 –правописание безударных гласных 3. Слайды 9-15 - гласные после шипящих 4. Слайды 16-19 – и-ы после ц 5. Слайды 20-23 –правописание согласных 6. Слайды 24-27 –Ь и Ъ 7. Слайды 28-35 –тест 8. Слайд 36- развитие речи 6/1/17 Кривошеева Г.А. 3
Согласные звонкие и глухие. • Большинство звонких и глухих согласных образуют пары: • Б-п • В-ф • Г-к • Д-т • Ж-ш • З-с • Глухие без пары: • х, ц, ч, щ. • Звонкие: • й, л, р, м, н • - Стёпка, хочешь щец? • -Фи. 6/1/17 Кривошеева Г.А. 4
Орфоэпия - нормы произношения. • Термин • Тема • Текст • тенор • Антенна • Гантели • Штепсель • интервью 6/1/17 Кривошеева Г.А. 5
Типы орфограмм. буква Типы  дефис пробел 6/1/17 Кривошеева Г.А. 6
Безударная гласная в корне. • Вставьте пропущенные буквы: • К…р…ндаши в п…нале, д…журный по ст…ловой, дн…вник в п…ртфеле, зв…нок на перемену, р…сунки м… лышей, уч…ник у д…ски, расп… сание уроков, сп…ртивный сн…ряд, р…бочая т…традь, т…варищ в к… мнате, оц…нить работу по мат… матике, отв…чать на п…терку. 6/1/17 Кривошеева Г.А. 7 •Вставьте пропущенные буквы:•К…р…ндаши в п…нале, д…журный по ст…ловой, дн…вник в п…ртфеле, зв…нок на перемену, р…сунки м…лышей, уч…ник у д…ски, расп…сание уроков, сп…ртивный сн…ряд, р…бочая т…традь, т…варищ в к…мнате, оц…нить работу по мат…матике, отв…чать на п…терку.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! • Карандаши в пенале, дежурный по столовой, дневник в портфеле, звонок на перемену, рисунки малышей, ученик у доски, расписание уроков, спортивный снаряд, рабочая тетрадь, товарищ в комнате, оценить работу по математике, отвечать на пятерку. 6/1/17 Кривошеева Г.А. 8
Проверь себя: • Картофельное пюре, встречаться в метро, кататься на трамвае, переходить улицу, затопить печурку, платить за билет, полежать на кровати, овсяное печенье, кормить лошадей, прочитать стихотворение, весенняя погода, песчаные холмы, копать лопатой, готовый завтрак, вытащить из воды, подвязать яблоню. 6/1/17 Кривошеева Г.А. 9 •Картофельное пюре, встречаться в метро, кататься на трамвае, переходить улицу, затопить печурку, платить за билет, полежать на кровати, овсяное печенье, кормить лошадей, прочитать стихотворение, весенняя погода, песчаные холмы, копать лопатой, готовый завтрак, вытащить из воды, подвязать яблоню.
Гласные после шипящих. • И, у, а: • Чащоба • Чудесный • Вершина • Щупальце. • Исключение: Жюри • Брошюра • Парашют 6/1/17 Кривошеева Г.А. 10
Ё-О после шипящих в корне: • 1. Слышу О, пишу Ё, проверяю путём перехода в Е: • Шёпот- шептать • Чёлка- чело. • 2. Исключение :шов на капюшоне, шорох в крыжовнике, у обжоры изжога, чащоба и трущоба • 3. Иноязычные слова: шофёр, жонглёр, шоссе, жокей, шоколад 6/1/17 Кривошеева Г.А. 11
Вставьте пропущенные буквы. • Щ…риться от солнца, зловещ… я ч….щ…ба, щ… из щ…веля, сш…ть юбку, ч…десный ш… повник, интересная брош…ра, ч…совой на посту, ш…пение змеи, ищ…т ш…шки, вкусный ч…й, крич…т ч…йки. случ… йная встреч…. 6/1/17 Кривошеева Г.А. 12 •Щ…риться от солнца, зловещ…я ч….щ…ба, щ… из щ…веля, сш…ть юбку, ч…десный ш…повник, интересная брош…ра, ч…совой на посту, ш…пение змеи, ищ…т ш…шки, вкусный ч…й, крич…т ч…йки. случ…йная встреч….
Вставьте пропущенные буквы, подчеркните слова-исключения. • Крыж…вник, обж…ра, ш…колад, ш…к, ч… рный, ж…лтый, ч… лка, пч…лка, ж…лудь, ш…фер, ш…ссе, ж… нглер, щ…лкать, ш… лковый, приш…л, ч… рточка, расч…ска, реш…тка, деш…вый, ш…в, ш…пот. 6/1/17 Кривошеева Г.А. 13 •Крыж…вник, обж…ра, ш…колад, ш…к, ч…рный, ж…лтый, ч…лка, пч…лка, ж…лудь, ш…фер, ш…ссе, ж…нглер, щ…лкать, ш…лковый, приш…л, ч…рточка, расч…ска, реш…тка, деш…вый, ш…в, ш…пот.
Третий лишний. 1. Ш…колад, обж…ра, пч…лы 2. Ч…рный, ж…лтый, ш…рох 3. Реш…тка, ш…пот, щ…тка 4. Ж…рнов, ж…нглёр, ж…кей 5. Расч…т, сч…т, расч…тливый В каких строчках есть лишнее слово? 6/1/17 Кривошеева Г.А. 14 Третий лишний.
Третий лишний. 1. Ш…в, ш…рты, ш…ссе 2. Ч…щ…ба, ч…лн, ш…лк 3. Прич…ска, расч…ска, ч..лка 4. Крыж…вник, ж…лудь, ш…фер 5. Ч…рствый, поч…тный, ж… сткий В каких строчках есть лишнее слово? 6/1/17 Кривошеева Г.А. 15
Ошибка, я тебя вижу! Ошибка, я тебя вижу! • Расчёты были выполнены с • Под кустом раздался шорох. ошибками. Молочный шоколад полезен детям. Жолтые одуванчики покрыли луг. Парашют сшит из разноцветного шёлка. Друг не пришол на встречу. • Чюгунные решётки украшали ограду парка. Щетина у новой зубной щётки жесткая. Пчолы живут в ульях. • 6/1/17 Кривошеева Г.А. 16
Ы- и после Ц. Ы: 1.В окончаниях и суффиксах: Птицы, сестрицын 2.в словах- Цыган исключениях: подошёл на цыпочках к цыплёнку и сказал: «Цыц». И: 1.В корне: Цирк, цифра 2.В словах на ЦИЯ: Акация, милиция 6/1/17 Кривошеева Г.А. 17
Вставьте и или ы. • 1.на ция: акц…я, лекц…я, демонстрац…я, нац…я, настурц…я, полиц…я. • 2.В корне: ц…ркач, ц…ркуль, нарц…ссы, медиц…на, ц…новка, ц…трусы. • 3.В суффиксе: синиц…н, куриц…н, девиц… н, цариц…н. • 4.В окончании: молодц…, круглолиц…й, отц…, умниц…, куц…й. • 5.В исключениях: ц…плёнок, ц…ганский, ц…кнуть, на ц…почках. 6/1/17 Кривошеева Г.А. 18 Вставьте и или ы.•1.на ция: акц…я, лекц…я, демонстрац…я, нац…я, настурц…я, полиц…я.•2.В корне: ц…ркач, ц…ркуль, нарц…ссы, медиц…на, ц…новка, ц…трусы.•3.В суффиксе: синиц…н, куриц…н, девиц…н, цариц…н.•4.В окончании: молодц…, круглолиц…й, отц…, умниц…, куц…й.•5.В исключениях: ц…плёнок, ц…ганский, ц…кнуть, на ц…почках.
Учимся различать. • Буквы ы-и после ц: • Цифра • Цирковой • Циклон • Циркуль • медицина • Безударная гласная, проверяемая ударением: • Центровой- центр • Целевой- цель • Цеховой- цех • Цепляться- цепкий • Оценить- оценка 6/1/17 Кривошеева Г.А. 19
Ошибка, я тебя вижу! • Участники праздничной демонстрации вышли на улицы. Милицыонер включил рацыю. Цитрусовые растения любят тепло. • Открыта запись в спортивные секции. У зайчонка куций хвостик. Собаки потеряли путаный лисицын след. • Цитаты из стихотворения выписаны верно. На конференции был прочитан отчот о научной экспедицыи. Цыганские танци очень ярки и зажигательны. 6/1/17 Кривошеева Г.А. 20
Вставьте пропущенные буквы. • Ни…кая бесе…ка,сла…кая яго…ка, пиро…ки с оре…ками,кни…ка про ко…ку и мы…ку, про золотую ры… ку, слепой кро…, площа…ка для заря…ки, морко…ь на гря…ке, сторо… в сторо…ке, шала… на л… сной опу…ке, лепить сне… ки,сколь…кий сне…, ко…ьба и моло…ьба, мя…кий хле… . 6/1/17 Кривошеева Г.А. 21 Вставьте пропущенные буквы.
Непроизносимые согласные. •Учимся различать: Шефы шефствуют, а демонстранты шествуют. 6/1/17 Кривошеева Г.А. 22
Распредели по группам: есть непроизносимый, нет. • Прекрас…ный, прелес…ный, грус…ный,вкус…ный, праз… ничный, чу…ство, пас…бище, здра…ствуй, со…нце, интерес… ный, уча….ствовать, счас… ливый, ус…ный, ужас…ный, ненас…ный, опас…ный, лес… ница. 6/1/17 Кривошеева Г.А. 23
Удвоенные согласные. А р т и л л е р и я Б а р р и к а д а К о м м е н т и р о в а т ь 6/1/17 Кривошеева Г.А. 24 АртиллерияБаррикадаКомментировать
Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. • На конце: огонь. • В середине слов после Л: больше. • Запомни слова: тоньше, меньше, раньше, возьмём, письменный, восьмилетка. • В сочетаниях Ч и Щ с другими согласными Ь не пишется: мощный, хищник, окончание. 6/1/17 Кривошеева Г.А. 25
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я, И. • Обозначают два звука: • Обозначают один звук: • После мягких согласных: мера, полёт, клюв, сяду. 1. В начале слова: яма, юбка, ёлка, ем. 2. После гласных: синяя, поезд. 3. После Ь и Ъ: подъезд, вьюга. 6/1/17 Кривошеева Г.А. 26 •Обозначают один звук:•После мягких согласных: мера, полёт, клюв, сяду.
Разделительный Ь и Ъ. • Ъ • 1.После приставок перед Е,Ё,Ю,Я: • Подъезд, подъём, предъюбилейный, объявление. 2. В словах: инъекция, адъютант, объект, субъект. • Не пиши Ь и Ъ перед  а, о, у, э:  • Ь • 1.В корнях перед • Вьюга, обезьяна, Е,Ё,Ю,Я,И: вьётся, соловьи. • 2.В иноязычных словах перед О: • павильон, шампиньон, бульон, почтальон, медальон. • Не пиши Ь и Ъ перед • а, о, у, э: сэкономить, сузить, трёхэтажный. 6/1/17 Кривошеева Г.А. 27 •Ъ•1.После приставок перед Е,Ё,Ю,Я:•Подъезд, подъём, предъюбилейный, объявление.• 2. В словах: инъекция, адъютант, объект, субъект.•Ь•1.В корнях перед Е,Ё,Ю,Я,И:•Вьюга, обезьяна, вьётся, соловьи.•2.В иноязычных словах перед О:•павильон, шампиньон, бульон, почтальон, медальон.•Не пиши Ь и Ъ перед •а, о, у, э: сэкономить, сузить, трёхэтажный.
Вставьте пропущенные буквы. • Сер…ёзная п…еса, охотнич…е руж…ё,птич…и пер…я, разол…ются руч… и, обез…яна-шалун…я, сош…ю плат…е, брат…я Тат…яны, заб…ю кол…я, с…ем варен…е, об…явить о с…ёмке, под…ехать к под… езду, ад…ютант командира, сделать ин… екцию. Кривошеева Г.А. 6/1/17 28 •Сер…ёзная п…еса, охотнич…е руж…ё,птич…и пер…я, разол…ются руч…и, обез…яна-шалун…я, сош…ю плат…е, брат…я Тат…яны, заб…ю кол…я, с…ем варен…е, об…явить о с…ёмке, под…ехать к под…езду, ад…ютант командира, сделать ин…екцию.
Итоговый тест по теме. •1.В слове яблоко • 1. 6 букв, 6 звуков • 2. 6 букв, 7 звуков • 3. 7букв, 6 звуков • 4. 6 букв, 8 звуков 6/1/17 Кривошеева Г.А. 29 •1.В слове яблоко•1. 6 букв, 6 звуков•2. 6 букв, 7 звуков•3. 7букв, 6 звуков•4. 6 букв, 8 звуковИтоговый тест по теме.
2.Нет непроизносимой согласной: • 1.Здра…ствуй, праз…ничный, опас…ный. • 2.Пас…бище, ус…ный, грус… ный. ный. • 3.Вес…кий, вкус…ный, чудес… • 4.Чес…ность, окрес…ность, ярос…ный. 6/1/17 Кривошеева Г.А. 30 •1.Здра…ствуй, праз…ничный, опас…ный.•2.Пас…бище, ус…ный, грус…ный.•3.Вес…кий, вкус…ный, чудес…ный.•4.Чес…ность, окрес…ность, ярос…ный.
3.Во всех словах пишу Ж: • 1.Бума…ка, ло…ка, мы…ка • 2.Доро…ка, кру…ка, варе…ка • 3.Руба…ка, пля…, пиро…ки 6/1/17 Кривошеева Г.А. 31
4.Найдите слова, в которых произношение расходится с написанием. 1. Лодка 2. Пробка 3. Скользкий 4. Старушка 5. Утка 6. Город 7. Гром 8. Кружка 9. Глотка 10.Гладкий 6/1/17 Кривошеева Г.А. 32
5.В каком ряду все слова с Ъ? • 1.п…еса, под…ём, ноч…ю • 2.вороб…и, раз…яснить • 3.ден…ки, л…ёт,ш…ю • 4.об…едки, об…ехать, с…есть 6/1/17 Кривошеева Г.А. 33
6.В каком ряду все слова с ё? 1.Ч…рные, ш...пот 2.Ш…рты, ш…колад 3.Ш…рох, крыж… вник 4.Ш…ссе, реш…тка 6/1/17 Кривошеева Г.А. 34
7.В каком ряду есть ошибка? • 1.Пчёлка, цирк • 2.Чёрствый, станция • 3.Цыган, цыркуль • 4.Пришёл, жёлудь 6/1/17 Кривошеева Г.А. 35
Взаимопровер ка 1 -2 2 -3 3 -2 4 -1, 2, 3, 4, 6, 8, 10 5 -4 6 -1 7- 3 6/1/17 Кривошеева Г.А. 36 Взаимопроверка
Развитие речи. Как связать предложения в тексте. цепная параллельная 6/1/17 Кривошеева Г.А. 37