Системный подход к изучению непроверяемых и трудно проверяемых написаний в начальной школе (из опыта работы).

  • Работа в классе
  • doc
  • 11.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Главная причина недостаточного запаса нравственных представлений и уровня их обобщенности, по мнению психологов, заключается в том, что эта тематическая группа усваивается школьниками стихийно, эмпирически, без руководства со стороны учителя. Особое значение для обогащения словарного запаса приобретает словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения, поскольку по данным М. Р. Львова, до 4 класса половина новых слов входит в словарь учащихся через уроки русского языка и литературы.
Иконка файла материала Системный подход.doc
Системный подход к изучению непроверяемых и трудно проверяемых написаний в начальной школе Словарный запас младших школьников продолжает оставаться ограниченным. Главная   причина   недостаточного   запаса   нравственных   представлений   и уровня их обобщенности, по мнению психологов, заключается в том, что эта тематическая   группа   усваивается   школьниками   стихийно,   эмпирически,   без руководства со стороны учителя.  Для   того,   чтобы   словарный   запас   учащихся   действительно   обогатился, работа со словом должна вестись систематически и на межпредметном уровне.  Особое значение для обогащения словарного запаса приобретает словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения, поскольку по данным М. Р. Львова, до 4 класса половина новых слов входит в словарь учащихся через уроки русского языка и литературы.  Но   нельзя   всю   словарную   работу   превращать   в   словарно   – орфографическую.   Работа   над   правописанием   учащихся   приобретает   смысл лишь в общем контакте развития речи. Об этом писали известные методисты: В.И.Чернышев, М.А.Рыбникова, Н.С.Рождественский, Е.Н.Никитина и другие.  В   настоящее   время   под   словарной   работой   принято   принимать   область методики русского языка, которая охватывает усвоение новых слов и значений, усвоение оттенков значения, эмоционально – экспрессивных окрасок слов, сфер их   употребления,   их   многозначности   и   переносных   значений,   усвоение синонимов,   антонимов,   амонимов;   активизацию   словаря,   т.е.   использование новых   слов   в   собственных   высказываниях,   включение   их   в   число   постоянно используемых учеником слов; очищение словаря, т.е. устранение из активного словаря уч­ся диалектных, просторечных, вульгарных слов. Словарная   работа   ведется   на   всех   уроках:   чтения,   природоведения, математики, истории и прочих.  Система   изучения   непроверяемых   написаний   слов   в   начальной   школе основана на принципе двусторонней дифференциации, который предлагает учет, как специфики орфограммы, так и особенностей учащихся. Т.Г.Рамзаева пишет: «Под   системой   изучения   языкового   материала   понимается   целенаправленный процесс,   обеспечивающий   усвоение   комплекса   занятий   в   определеннойпоследовательности   и   взаимосвязи,   а   также   формирование   на   этой   основе практических умений».  Программа   каждого   класса   по   русскому   языку   включает   список   слов, написание   которых   учащиеся   должны   запомнить.   Методике   изучения непроверяемых   написаний   в   начальной   школе   посвящено   немало   работ.   В.В. Ераткина,   опираясь   на   данные   психолого­педагогических   и   лингвистических источников,   перечислила   и   охарактеризовала   довольно   большое   количество приемов,   направленных   на   активизацию   учебной   деятельности   при   обучении непроверяемым написаниям.  Наиболее эффективными В.В. Ераткина считает следующие приемы:  ­ запись слов по алфавиту;  ­ группировка и запись слов по орфографическим признакам;  ­ подбор и запись однокоренных слов других частей речи;  ­ подбор слов с иноязычными элементами;  ­ подбор синонимов и антонимов;  ­ составление и записывание таблицы;  ­ выборочный ответ;  ­ составление «противоположных» орфограмм;  ­ составление словосочетаний;  ­ замена словосочетаний и описательных оборотов отдельными словами;  ­ письменный пересказ текста с использованием данных слов;  ­ выборочное списывание;  ­ сочинение по опорным словам.  В   разных   источниках   по­разному   определяется   количество   слов   для ознакомления   на   одном   уроке   и   необходимое   количество   повторных восприятий, а также их распределение по времени.  Объем   кратковременной   памяти   человека   равен   72.   При   определении оптимального   количества   слов   для   первичного   восприятия   нужно ориентироваться   на   нижнюю   границу   нормы   (5),   поэтому   все   слова   из программных списков были разделены на группы, состоящие, в основном, из 5­ ти слов.  Для перевода информации о написании слов из кратковременной памяти в долговременную  необходимо   обеспечить,  во­первых,   не  менее  4­х  повторных восприятий в течение 1­2­х недель; во­вторых, переработку информации на базе имеющихся знаний, т.е.включение изучаемых слов в новые системные (языковые и речевые) отношения.Изучение одной группы слов обычно осуществляется в течение 5­ти уроков. На каждом уроке на это может быть потрачено примерно 3­5 минут. На уроке №1    происходит  первичное   восприятие  группы   слов, на  уроке №5 проверка усвоения   написания   данных   слов.   Проведение   упражнений   по   закреплению предлагается на уроках № 2, 3, 4.  Урок № 5 посвящается проверке усвоения правописаний слов из изучаемой группы.   С   этой   целью   изучаемые   слова   диктуются   либо   всему   классу,   либо одному   (лучше   слабому)   ученику,   который   пишет   их   на   доске,   а   остальные потом сравнивают написание слов на доске и у себя в тетради.  Проверка   усвоения   может   осуществляться   с   помощью   перфокарт, упражнений   с   элементами   программирования   или   в   любой   другой   форме, удобной для последующего учета и анализа ошибок.  Контрольные   словарные   диктанты   проводятся   по   мере   накопления определенного программой количества изученных слов:  2 класс­8­10 слов;  3 класс­10­12 слов;  4 класс­12­15 слов.  Во 2­3 классах контрольные словарные диктанты могут проводиться 1 раз в 2 недели, в 4 классе­1 раз в 3 недели.  Практический материал для работы над словами  с непроверяемыми написаниями    Для  тренировочно­закрепительной  работы на уроках русского языка в начальной   школе   используются   разнообразные   виды   работ   и   упражнений, способствующих активному запоминанию содержащих в словах трудностей. Вот некоторые из них:  ­ списывание с различными заданиями;  ­диктанты (зрительные, с комментированием, объяснительные, выборочные, предупредительные, картинные, по памяти, творческие);  ­ заполнение перфокарт;  ­ ребусы, кроссворды;­ иллюстрации;  ­ творческие работы (по развитию связной речи) – письмо текста по памяти, свободный диктант, изложение, сочинение, ответы на вопросы.  1. «Подскажи словечко» На жарком солнышке подсох,  И рвется из стручков … (горох)  Прошу вас все слова называть,  Где –оро ­ надо написать.  2. Шуточные вопросы и загадки а) В каких словах спрятались ноты?  (помидор, ребята, дорога)  б) В каких словах ель «растет»? (понедельник, учитель) 3.  Выписывание   из   словаря   слов   на   разные   темы:   «Школа»,   «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы» и т.д. 4. Выписывание слов на определенную букву: п, с, к, н и т.д. 5. Выписывание слов с ь в середине, в конце. 6. Выписывание слов с определенной гласной буквой: о, е, а. 7. Выборочный диктант (из текста записать только слова с непроверяемыми написаниями). 8. Ответы на вопросы. Кто готовит уроки? Кто живет в лесу? 9. Составление небольших рассказов по темам: «Школа», «Наш огород», «Мои друзья» и т.д. 10.   Сочинение­миниатюра   по   опорным   словам:  декабрь, мороз, ребята, коньки, лыжи, весело. 11. Разгадывание разных загадок В будке спит, дом, сторожит, Кто к хозяину идет, Она знать дает (Собака). Отстегал по щекам, Шапку с головы сорвал И … удрал (Ветер) и т.д. 12. Дописать предложения: В класс вошла … Весело чирикает … В берлоге спит… 13. Группировка слов по месту ударения. Лисица, коньки, мальчик14. Слог потерялся  … радь … нал … хар15. Собери слоги де ный ва лен жур ки 16. Угадай слово: мо… са… во… 17. Из каких слов «выпали» гласные? м.  ш. н. з.  в.  д. л. с.  ц. 18.   Комментированное   письмо   или   выборочный   диктант   (можно использовать и стихи и пословицы) Дама сдавала в багаж: Картину, корзину, картонку… И маленькую собачонку. Корми корову сытнее, молоко будет жирнее. Москва – всем городам мать. 19. Дописать пропущенные слова: Береги нос в большой… (мороз) …. год начинает, а … заканчивает. 20. Кто как голос подает? с...бака п..тух с..рока к..рова стрекочет поет мычит лает 21. Составить предложения с данными словами: огород, овощи, помидор, огурец. 22. Составить предложения с данными словосочетаниями дружные ребята березовый сок новая машина красивые ботинки 23. Подобрать к данным однокоренные слова Дорога ­ ….Желтый ­ … Завтрак ­ … 24. Поставить словосочетание в нужном падеже. Весенняя погода 25. Описать свою квартиру, используя слова:  ванна, комната, коридор, телевизор, диван, кровать. 26. Подобрать к словам синонимы или антонимы. Граница – (рубеж, край, менса, предел) Черный – (белый) 27. Заменить определение из толкового словаря знакомым словом: ­ ящичек для ручек, карандашей; ­   исполняющий   в   порядке   очереди   какие­либо   служебные   или общественные задания; ­ население государства, жители страны. 28. Игра «Кто больше запомнит». Записано   на   доске   или   плакате   несколько   слов   с   труднопроверяемыми написаниями. Учащиеся в течение 30­60 секунд читают и запоминают то, что запомнили. 29. Выполнить по образцу: Явления природы: мороз, … Профессии: агроном, … Машины: комбайн, …30. Разгадывание ребусов У     (улица) О  я 31.   Учитель   г.   Москвы   Варгина   Т.П.   предложила   способ,   который (яблоко)   позволяет   запомнить   непроверяемую   букву   интересно,   с   учетом психологической особенности мышления младшеклассника, точно  подмеченной К.Д. Ушинским: «Ребенок  мыслит образами». Для этого надо «оживить» букву, создать ее «образ» в конкретном слове. Тогда буква О в слове АВТОМОБИЛЬ превратился в колеса, в слове ШОССЕ – в дорожный знак, а в тетради появятся слова из привычных букв в сочетании с рисунком – буквой.   авт м билль Писать   и   одновременно   рисовать   –   запоминать   букву   будет   интересно, весело,   легко:   ты   становишься   волшебников   –   ведь   обычная   буква   О превращается то в циферблат часов, то в спасательный круг, то в планету: шоссе в кзалк раблькосм с Задача:   как   запомнить   непроверяемую   букву   правильно,   легко,   быстро, интересно, осуществлялась сначала по заданиям учителя: «Придумайте, на что может быть похожа буква, свяжите образ буквы со значением слова». Удачный   рисунок   –   образ   дети   зарисовывают   в   тетрадях   простым карандашом (ручками) на месте «дверки».  Учитель это делает на доске мелом: р кета с лют Иногда для обоснования рисунка используется лексическое значение слова: «Аллея – дорожка, с двух сторон обсаженная деревьями». «Превратим буквы Л в стволы деревьев, а между ними нарисуем дорожку»:а ея Конечно,   не   к   каждой   букве   можно   придумать   рисунок,   отражающий смысловое   значение   слова   или   ассоциацию   с   этим   словом.   Тогда   можно применять для запоминания прием 32. «Слово в слове». Слово ПУТЕШЕСТВИЕ запоминали так. По заданию учителя находим в нем слово ШЕСТ, объясняем значение этого слова (палка, посох, помогающий при  ходе, особенно по  неровной  местности). Затем учащиеся  читали  заранее написанное на доске стихотворение: Шест в путеШЕСТвие возьмем,  С шестом мы легче путь пройдем. Рифмованные строки используются и для запоминания слова ХОРОШО.  Хорошо, что ХОРОШО пишется через О! хорошо! Используется прием «сквозная буква»: к п а р с т р ю л я В кастрюле готовят горячие блюда, и поэтому из нее идет пАр: Пар поднялся над кастрюлей: Это суп готовит Юля. Используется   и   шуточное   запоминание:   «В   слове   СУББОТА   7   букв, сколько же, сколько дней в неделе. 2 буквы б, столько же, сколько выходных». Игра «Эстафета» По  сигналу   учителя   учащиеся   каждого  ряда,  начиная  с  последней  карт, записывают   на   листке   слово   из   словаря   и   передают   лист   впереди   сидящему товарищу. Выигрывает тот ряд, чей лист по эстафете первым попадет на стол учителя.  Условия:   слова   не   должны   повторяться,  в  записях   не   должно   быть ошибок. Увидел ошибку – исправь. Кроссворд а) перекрестки 1. Инструмент, которым забивают гвозди. 2. Инструмент, которым рубят дрова. 3. Малина, черника, крыжовник – одним словом. 4. Большой населенный пункт. 5. Овощ красного цветаО  О  О  О  О  О  О  О  (Молоток, топор, ягода, город, помидор). 2. Заполни пустые клетки О  О  О  О  О  О  О  О  О  1. Плод в скорлупе 2. Завтрак, …, ужин 3. Инструменты, которым рубят. 4. Водитель машины. 5. Место, где растут овощи. 6. Отсутствие каких­либо ограничений, стеснений. 7. Много – люди, один – человек. 8. Мелкая зимующая птичка (орех, обед, топор, шофер, огород, свобода, человек, воробей). 3. Начиная с буквы М М  М  М  М  М  М  М  М  М  М  М1. Одна из двенадцати частей года. 2. Подземная железная дорога. 3. Мера времени. 4. Шкаф, стол, стул – одним словом. 5. Помещение для продажи товаров. 6. Транспорт. 7. Овощ. 8. Столица нашей Родины. 9. Напиток белого цвета, полученный для детей и взрослых. 10.Предмет из плотного материала для перевозки картофеля, сахара, муки и т.д. 11.Погода зимой (месяц, метро, минута, мебель, магазин, машина, морковь, Москва, молоко, мешок, мороз). Заполнение перфокарт Перфокарта изготавливается  в виде папки. Внутрь вкладывается  чистый лист. В прорезанные отверстия учащиеся вписывают нужную букву. М (cid:127)  л (cid:127)  ко Кла(cid:127) Мес(cid:127) ц М(cid:127) тро В (cid:127)  р(cid:127)  бей Подпиши картинку (cid:127)Для увеличения учебной инициативы детей и усиления воздействия на их интеллект   можно   использовать   и   более   трудные   задания.     С   повторением изученных или новых слов с труднопроверяемыми написаниями повторяются и другие темы программы. На доске (плакате) запись: ПФБКТХЕШСРЧЁЩЗЦА Задание детям: «Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной фигуре и вы узнаете слово». Прочитай слово Начиная с выделенной буквы найди способ прочитать слово. Ь Б  Л  А Р  О  Найдите способ прочитать два слова:  З  А О   Б   В  Т К  Е   Р  А  К Д  Для определения нового слова можно использовать цифры и коды. 1 А С 3 2 М Н Г Д 4 О Я 5 Р Л 6 К Ч 7 В Ц 8 У Т 1 2 1­4  2­5 А это ключ к нему: 2­1 Разгадав ключ данного шифра, вы узнаете слово. Угадай слово ­ Первая буква искомого слова является согласной в последнем слоге слова 1­4 2­1 1­1 комната. ­ Вторая буква – последняя согласная в корне слова север. ­ Третья буква – непроверяемая безударная гласная в слове завтрак. ­ Четвертая буква обозначает первый непарный звонкий твердый согласный звук в слове овес. ­ Шестая буква является окончанием в слове солома.­   Седьмая   буква   обозначает   всегда   звонкий   мягкий   согласный   звук, который есть в слове урожай. Нахождение   нового   слова   с   труднопроверяемым   написанием   можно провести   на   основе   установления   смысловой   связи   в   используемом   для нахождения слова лингвистическом материале. Назвать   новое   слова   для   запоминания   вы   сможете,   если   определить характер связи по смыслу в парах: М..г..зин – прод..вец. Б..льница – врач. Т..атр ­ ..ктер. К…смический к..рабль ­ ? Определение   нового   слова   для   запоминания   на   основе   выявления закономерности его образования: С..зон  К..вок (Слово ЗОНТИК образовано из последних слогов первых двух слов верхней винтик  УК..зал зонтик строки. Значит, новое слово надо составлять из последних слогов слов нижней строки ­ вокзал). Для развития мышления и интеллекта используются схемы, шифры, коды: на доске схема, элементы которой соответствуют числу букв в новом слове. (1­я буква)  (2­я буква)  м Род ж озеро        Падеж И       дружбу Р с В (4­я буква) Падеж       Д    П   Р Мамы  (5­я буква)        Предлог       он  и      к   Список используемой литературы 1. Аксенова А.К., Якубовский Э.В. Дидактические игры на уроках русского  языка в 1­4 классах вспомогательной школы. – М., 1987 г. 2. Бородин С.М., Бородина В.А. Учим читать. – Л., 1985 г. 3. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на  уроках русского языка. – М., 1999 г.  4. Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. – М., 1996 г. 5. Введенская Л.А. Пословицы и поговорка в начальной школе. – М., 1963 г.  6. Введенская Л.А., Саакьян Р.Я. Наш родной язык. – М., 1971 г. 7. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М. 1956 г.8. Елкина Н.В. и др. 1000 загадок. – Ярославль, 2004 г. 9. Ераткина В.В. Методика правописания безударных гласных в начальной  школе. – М., 1989 г. 10.Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М.,  1991 г. 11.Левушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. – М., 2004 г.  12.Росланова О.В. Русский язык. Работа со словами на уроках в 1­4 классах.  – Волгоград, 2006 г. 13.Савельева Л.В. Система изучения непроверяемых написаний в начальной  школе, СПб, 2001 г. 14.Синицына Е.И. Умные загадки. М., 1977 г.