«Ситуация успеха как стимул и фактор
интеллектуального развития дошкольника
в условиях реализации ФГОС ДО»
(выступление на августовском ГМО специалистов ДОУ г. Пятигорска)
Командин Е.Н.,
заведующий
МБДОУ детский сад № 18 «Улыбка»
г. Пятигорск
Свое выступление хотелось бы начать с одной истории, которая называется «Бабочки».
Век назад один девятилетний мальчик из итальянского городка Неаполь страстно хотел заниматься музыкой. Но первый учитель охладил его:
- Ты, не сможешь петь, у тебя совершенно нет слуха и голоса.
Эти слова сильно огорчили мальчика, но его мать простая крестьянка обняла сына и сказала:
- Никого не слушай. Ты всё сможешь. Я уже вижу как ты даришь людям радость.
Эти слова приободрили его. Со временем мальчик стал успешным. Благодаря этой женщине весь мир мог наслаждаться чудесным голосом Энрике Карузо.
Успех — как бабочка, может коснуться своим крылышком и окрылить, дать силы для преодоления трудностей. А может пролететь мимо.
Современный стандарт дошкольного образования опирается на ряд принципов, заложенных в таких важнейших документах как Конституция РФ и Конвенции ООН о правах ребѐнка. Среди них: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важнейшего этапа в общем развитии человека
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Задача педагога – понять, в чѐм самоценность детства, осознать и принять всю уникальность и неповторимость данного этапа развития человека, найти свой стиль педагогической деятельности, который даст возможность адекватно выстроить образовательный процесс и решить приоритетные задачи воспитания и развития ребѐнка.
В новых социальных условиях, с изменением социального статуса дошкольного детства, успешная социализация зависит от взрослых, в стенах детского сада, где дети получают первый опыт широкого эмоционального и практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способствующий раскрытию детской индивидуальности, развитию социальных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, успешной подготовке к обучению к школе, а в дальнейшем и ко взрослой жизни. Обеспечению эмоционального благополучия и успешной социализации дошкольников способствуют создание ситуаций успеха.
Актуальность проблемы достижения успеха ребёнком, выявления эффективных педагогических путей формирования такого сложного личностного новообразования, как успешность, определяет его дальнейшее социальное поведение на многие годы.
Мы, взрослые (педагоги, родители), обязаны хорошо понимать, что ребёнок ни к чему не готовится: ни к школе, ни к жизни, а развивается здесь и сейчас, проживая наиболее значимый возрастной период становления человека для его успешности в разных сферах жизнедеятельности, его дальнейшей социализации в обществе. Именно в этот период происходит становление базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира ребёнка.
Успех – это результат деятельности человека, которая образует его самого и окружающую действительность.
Что значит «успех» для ребенка дошкольного возраста?
Успех – это оптимальное соотношение между ожиданиями личности ребенка и людей, входящими в непосредственное окружение, и результатами его деятельности. Когда результаты и ожидания совпадают или превосходят ожидания, можно говорить об успехе.
Не секрет, что в дошкольном возрасте ребенок чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых (родителей, близких, воспитателя), а значит, ситуация успеха очень важна для ребенка.
К.Д. Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ребёнка к обучению. А интерес к обучению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.
В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в образовательной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а дошкольное заведение стать детским садом радости.
Известный психиатр и профессор А.И. Белкин отмечает, что если ситуации успеха становится для ребенка постоянной, то может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые возможности личности. Он убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в детском саду, то у него есть все шансы на успех в жизни, если ребенка лишить веры в себя, то очень трудно надеется на его светлое будущее.
В основе педагогической технологии «Ситуация успеха» лежит личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания.
Успех или неуспех в деятельности определяет ведущие тенденции развития. Наша задача, как значимых взрослых, в том и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. В связи с этим: ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими. Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.
Можно выделить три вида успеха: предвосхищаемый успех, констатируемый успех, обобщающий успех. В основе каждого из них лежат определѐнные ожидания. Так, ожидания предвосхищаемого успеха связаны с определѐнными обоснованными надеждами, даже на чудо. Зоркий, наблюдательный педагог, заметивший надежду ребѐнка на успех, не даст повода для разочарования – поможет, поддержит, подбодрит малыша. Случается и наоборот, когда ожиданиям не суждено сбыться. Надежды на чудо не оправдываются, и в неудачах дети обвиняют всех, кроме себя.
Констатируемый успех отмечает достижение ребѐнка, даѐт ощущение радости. Успех сопровождается хорошим настроением, переживанием радости от признания сверстниками и взрослыми, ощущением своих возможностей, вера в то, что это обязательно повториться. Взрослый в этом случае так же обеспечивает эмоциональную поддержку и веру в ребѐнка.
При обобщающем успехе его ожидание становится устойчивой потребностью, что, с одной стороны, даѐт ощущение уверенности, защищенности; с другой стороны, есть опасность переоценить свои возможности, успокоиться. Успешность возможна лишь в том случае, если ребѐнок занимается теми видами деятельности, которые ему интересны и результат которых приносит ему удовольствие и удовлетворение его потребностей.
Создание ситуации успеха требует от педагога несколько последовательных действий:
– снятие у детей страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах;
– установка на успешность результатов деятельности – способствует формированию у ребенка уверенности в своих силах и возможностях: «У тебя обязательно получится, даже не сомневайся»;
– скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – выражается в форме пожелания и помогает ребенку избежать неудачи: «Я бы советовал начать с ….»; «Напоминаю тебе о ...»;
– создание мотива – дает возможность ребѐнку понять всю важность и исключительность этой деятельности: «Твоя помощь нам очень нужна», «Нам без тебя не справиться..»;
– опора на индивидуальность ребѐнка – определяет важность индивидуальных усилий ребенка для достижения общей цели: «У тебя это лучше получится»; «Это я могу поручить только тебе…»;
– мобилизация ребѐнка на активное включение в творческий процесс – стимулирует к непосредственному выполнению тех или иных действий: «Пора уже начать работу...»;
– высокая оценка наиболее удачной детали – настраивает на эмоциональное переживание ребѐнком результата деятельности: «Лучше всего у тебя получилось», «Мне больше понравилось в твоей работе…».
Следует так же отметить, что особое значение в данной технологии уделяется вербальной инструментовке.
Чаще всего мы применяем вербальные способы выражения положительной оценки деятельности детей: «Отлично!», «Замечательно!» «Правильно!», «Молодец!», «Умница!», «Хорошо!», «Ты прекрасно справился», «Удивительно», «Это что-то особенное», «Здорово», «Браво», «Замечательно», «Я в восторге» и другие. Важно помнить, что ситуация успеха достигается тогда, когда сам ребенок определяет этот результат как успех. Главная цель деятельности педагога – создать ситуацию успеха для развития личности ребенка, дать возможность каждому воспитаннику ощутить радость достижения успеха, осознание своих способностей, веры в собственные силы.
Важно создать такие условия, чтобы они давали возможность каждому ребенку пережить это замечательное чувство успеха, преодолеть страх и смущение, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых – педагогов, родителей, окружающих. Использование ситуации успеха способствует повышению самооценки детей. Каждый ребенок имеет определенные способности и наша задача – увидеть ростки таланта и помочь им развиться. Создание ситуации успеха, вера в ребенка и учет его индивидуального стиля деятельности наиболее продуктивно влияет на мотивацию детей и стимулирует их на дальнейшее развитие и становление личности.
В заключении хотелось бы отметить: было бы замечательно, если бы первая победа ребенка породила вторую, третью … пробудила бы в нем силы, которые ранее порой и не подозревались, и грани его возможностей значительно бы расширились, ибо повседневная познавательная жизнь ребенка в маленьких достижениях и победах – это крылья ребенка, несущие его к осознанию себя, обретению собственной значимости.
Коллеги, существует закон успешности: счастливого человека может воспитать только счастливый человек. Поэтому мне хочется пожелать всем вам огромного счастья, и чтобы Вы затем этим счастьем заразили своих воспитанников.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155.
2. Башлакова Л.Н. Характер общения воспитателя с детьми как фактор формирования детских отношений // Исследование проблем дошкольного воспитания в трудах молодых ученых. М.:, 1985.
3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1991. 176с.
4. Казакова Е. И., Тряпицын А. П. Диалог на лестнице успеха. — СПб., 1997.
5. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии: учеб. метод. пособие. — М., 2001.
6. Романовский А. Г., Михайличенко В. Е. Философия достижения успеха: учебное пособие, 2003.
7. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. — М. : Мозаика-Синтез, 2006.
8. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 6 от 06.2016.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.