Библиотечный урок:
«В сказочное царство,
в Пушкинское государство»
Тема: «В сказочное царство, в Пушкинское государство».
Цель:
- привлечение внимания учащихся к книге и чтению;
- воспитание любви к искусству, к творчеству А.С. Пушкина;
- обогатить словарный запас, развивать речь, воображение;
- развивать умение понимать идею произведения, видеть авторскую позицию, определять собственное отношение;
- вовлечь каждого участника в активный, познавательный, творческий процесс.
Методы: словесный, творческий, иллюстративный.
Формы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг, карточки, материально – техническое оснащение.
Аудитория: обучающиеся 3 класса.
Продолжительность: 1 час.
Ход урока.
1.Знакомство с темой.
Педагог-библиотекарь:
-Сегодня у нас необычный урок. Вам предстоит окунуться в мир сказок. И попробовать самим написать сказку.
Давайте прочитаем запись на доске:
«Что за прелесть эти сказки!»
-Ну, конечно же, вы узнали автора этих слов – это….(А.С.Пушкин).
И сегодня мы отправимся в удивительное путешествие «В сказочное царство, в Пушкинское государство».
Педагог-библиотекарь:
-А. С. Пушкин …кто он?
Наверное, каждый скажет: великий русский поэт. Родился в Москве. Все в семье Пушкина увлекались литературой, поэзией. В доме была большая библиотека, и маленький Саша, научившись читать, нередко целые ночи проводил за книгами. К 11годам мальчик удивлял взрослых своими знаниями. Тогда же он начал писать стихи. Особенную любовь испытывал Александр Сергеевич к своей няне, Арине Родионовне. Она знала множество песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Зимними, долгими вечерами, под завывание вьюги Арина Родионовна рассказывала сказки маленькому мальчику. Рассказы бабушки, нянины сказки – всё это запало в душу и память поэта, стало источником его творчества.
Сказки А. С. Пушкина хорошо известны и взрослым, и детям. Он написал не так уж много сказок, но зато, какие это сказки.
Педагог- библиотекарь:
- Ребята, а давайте вспомним их названия:
Ответы учеников:
- Сказка о золотом петушке.
- Сказка о рыбаке и рыбке.
- Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди.
- Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.
- Сказка о попе и о работнике его Балде.
Педагог - библиотекарь:
Молодцы! А теперь, ребята, давайте узнаем, как хорошо вы знаете сказки А.С. Пушкина. Сейчас я буду читать отрывок из сказки, а вы отгадываете из какой сказки этот отрывок:
1. " Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил – был славный царь Додон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить…»". ("Сказка о золотом петушке").
2.«Ой, вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные –
Им царевна говорит,
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места
Как мне быть? Ведь я невеста». ("Сказка о мертвой царевне и семи 6огатырях").
3. "Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу". ("Сказка о попе и о работнике его Балде").
4. «Между тем как он далеко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына Бог им дал с аршин,
И царица над ребенком
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца
Чтоб обрадовать отца». ("Сказка о царе Сатане").
5. «И пошел он ко своей землянке,
А землянке нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Педагог-библиотекарь:
Молодцы ребята! Вот мы и вспомнили с вами все известные сказки Александра Сергеевича Пушкина! А еще есть две малоизвестные сказки, «Сказка о медведихе» и «Невеста». Мы сегодня познакомимся с первой сказкой.
(включаем презентацию, раздаем дидактический материал – брошюры «Сказка о медведихе»)
2. «Сказка о медведихе» написана А.С. Пушкиным осенью 1830 года в селе Болдино. При жизни поэта напечатана не была. Найдена в черновиках А.С. Пушкина и названа так литературоведами. Впервые опубликована А. Анненковым в 1855 году в «Материалах для биографии Пушкина».
В дальнейшем сказка была отредактирована С.М. Бонди, и, начиная с 1859 года, входит в собрание сочинений А.С. Пушкина.
Народный источник сказки не найден. Возможно, что сюжет ее полностью принадлежит А.С. Пушкину.
Теперь пришло время познакомится со сказкой.
(ученики читают сказку по цепочке)
(текст сказки)
СКАЗКА О МЕДВЕДИХЕ
Как весенней теплою порою
Из-под утренней белой зорюшки,
Что из лесу, из лесу из дремучего
Выходила медведиха
Со милыми детушками медвежатами
Погулять, посмотреть, себя показать.
Села медведиха под белой березою;
Стали медвежата промеж собой играть,
По муравушке валятися,
Боротися, кувыркатися.
Отколь ни возьмись мужик идет,
Он во руках несет рогатину,
А нож-то у него за поясом.
А мешок-то у него за плечьми.
Как завидела медведиха
Мужика со рогатиной,
Заревела медведиха,
Стала кликать малых детушек,
Своих глупых медвежатушек.
- Ах вы детушки, медвежатушки,
Перестаньте играть, валятися,
Боротися, кувыркатися.
Уж как знать на нас мужик идет.
Становитесь, хоронитесь за меня.
Уж как я вас мужику не выдам
И сама мужику .... выем.
Медвежатушки испугалися,
За медведиху бросалися,
А медведиха осержалася,
На дыбы подымалася.
А мужик-то он догадлив был,
Он пускался на медведиху,
Он сажал в нее рогатину,
Что повыше пупа, пониже печени.
Грянулась медведиха о сыру землю,
А мужик-то ей брюхо порол,
Брюхо порол, да шкуру сымал,
Малых медвежатушек в мешок поклал,
А поклавши-то домой пошел.
"Вот тебе, жена, подарочек,
Что медвежия шуба в пятьдесят рублев,
А что вот тебе другой подарочек,
Трои медвежата по пять рублев".
Не звоны пошли по городу,
Пошли вести по всему по лесу,
Дошли вести до медведя черно-бурого,
Что убил мужик его медведиху,
Распорол ей брюхо белое,
Брюхо распорол да шкуру сымал,
Медвежатушек в мешок поклал.
В ту пору медведь запечалился,
Голову повесил, голосом завыл
Про свою ли сударушку,
Черно-бурую медведиху.
- Ах ты свет моя медведиха,
На кого меня покинула,
Вдовца печального,
Вдовца горемычного?
Уж как мне с тобой, моей боярыней,
Веселой игры не игрывати,
Милых детушек не родити,
Медвежатушек не качати,
Не качати, не баюкати. -
В ту пору звери собиралися
Ко тому ли медведю, к боярину.
Приходили звери большие,
Прибегали тут зверишки меньшие.
Прибегал туто волк дворянин,
У него-то зубы закусливые,
У него-то глаза завистливые.
Приходил тут бобр, торговый гость,
У него-то бобра жирный хвост.
Приходила ласточка дворяночка,
Приходила белочка княгинечка,
Приходила лисица подьячиха,
Подьячиха, казначеиха,
Приходил скоморох горностаюшка,
Приходил байбак тут игумен,
Живет он байбак позадь гумен.
Прибегал тут зайка-смерд,
Зайка беленький, зайка серенький.
Приходил целовальник еж,
Все-то еж он ежится,
Все-то он щетинится...
Сказка на этом месте обрывается. По сюжету понятно, что она не закончилась.
Даже название «Сказка о медведихе» не является пушкинским. Так неоконченное произведение принято называть в народе, поскольку сам Александр Сергеевич ей названия так и не дал.
- Ребята, а почему назвали сказкой, что отличает сказку от других жанров?
Ответы учеников:(животные разговаривают на человеческом языке, волшебные предметы)
Педагог-библиотекарь:
- Чем вам понравилась сказка?
Ответы учеников:(сюжет необычный и тд)
Педагог-библиотекарь:
- Какие персонажи и чем отличаются?
Ответы учеников:(лесные жители: медведица, медвежата, охотник, медведь, лиса, бобр…)
Педагог-библиотекарь:
- В «Сказке о медведихе» А.С. Пушкина нашло отражение основных звеньев социальной иерархии русского общества ХІX века: от смердов и целовальников до дворян и купцов, от крестьян до царей: прибегал волк дворянин, бобр, торговый гость, ласточка дворяночка, белочка княгинечка, лисица подьячиха.
- Какая тема поднимается в сказке, что хотел нам сказать автор?
Ответы учеников:(животных нельзя губить)
Педагог-библиотекарь:
- Ведь охотник, не думая о том, какое горе принесут медведю его действия, убивает медведиху и забирает медвежат, и все это не из необходимости – а просто, ради наживы. Поднимается тема человечности.
Кто ведет себя как человек, а кто как зверь? Пока охотник творит поистине зверские поступки, животные, высказывая своё сочувствие, ведут себя куда гуманнее, сострадательнее, милосерднее охотника.
Основная идея «Сказки о медведихе» состоит в том, что не
стоит совершать поступков, не подумав об их последствиях. Не менее значима в
произведении и тема семьи.
Педагог-библиотекарь:
- Чем еще отличается от других сказок?
Ответы учеников:(много старинных слов, похожа на народные сказки про животных)
Педагог-библиотекарь:
- Молодцы! Ребята, сказка у нас без конца, без развязки. Как Пушкин завершил бы сказку? Как думаете?
3.У вас есть такая возможность, каждый может на некоторое время стать поэтом. Я вам предлагаю закончить сказку, можно в любой форме.
Затем мы послушаем каждого, и выберем какой вариант вам больше понравится.
(10 минут на работу)
Ответы учеников:
Все- то еж ежится,
Все – то щетинится.
Вдруг заяц хотел порадовать медведя
И пошел в глубь леса…
И он нашел много ягод,
Он их собрал и принес медведю.
А медведь даже не улыбнулся,
Ягоды не простые, а волшебные.
Лиса пришла в дом охотника
И забрала ночью медвежатушек,
А утром отнесла их медведю.
Медведь обрадовался и
Сам пошел в дом охотника.
Ягодками он усыпал шкурку медведицы
И ожила она.
И был в лесу праздник.
Все жили долго и счастливо!
(тексты учеников прилагаются)
Педагог-библиотекарь:
- Замечательно! У вас получилось закончить сказку.
- У меня для вас второе задание.
- Вот такие замечательные открытки по сказкам Пушкина есть в библиотеке (показать открытки). «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «У моря Лукоморья», «Сказка о царе Салтане».
Попробуем нарисовать иллюстрацию, я вам распределю отрывки. Один ученик займется обложкой. Готовые открытки будут хранится в библиотеке.
(работы учеников прилагаются)
- Молодцы!
Заключение
«Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостаток своего воспитания...» – так говорил об этом малом жанре фольклора А.С. Пушкин. Можно смело утверждать, что его сказки – стрежень жизни любого русского человека. Они помогают учиться на чужих ошибках, узнавать ценные уроки жизни. Образы, живущие в его сказках, пришедшие к нам из детства, населяют наше воображение и сейчас.
Нам удалось проникнуть в мир малоизвестной сказки А.С. Пушкина, понять ее смысл изнутри, попробовать закончить в стиле автора.
Величайшая ценность нашей жизни – семья. Не разрушай счастье других, не разрушай семейное счастье: его очень трудно, а чаще – невозможно вернуть.
Использованный источники:
1.Пушкин. А.С. Сказка о медведихе. Собрание сочинение. Том третий. Москва, 1960.
2.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва, 1980.
3.http://pushkinpoetry.ru/bear.htm
4.https://docs.google.com/document/
5.http://skazka.ucoz.ru/publ/skochye_uroki/tainstvennyj_mir_skazok_pushkina_chto_za_prelest_ehti_skazki/39-1-0-302
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.