О том, какую роль играла сказочная тема в искусстве, можно судить по ещё одному необыкновенно красочному живописному произведению М. Мусоргского «Картинки с выставки». Мы с вами слушали одну из пьес этого цикла, вспомните, как она называлась? (Эта пьеса называлась «Гном», она была посвящена забавному гномику, превращённого композитором в глубоко страдающего человека.)
А что явилось толчком к написанию этого цикла? (Рисунки близкого друга композитора В. Гартмана.)
Гартман был весёлым, живым, быстрым на разные выдумки и очень требовательным к себе и другим. Он умер неожиданно, совсем молодым, в возрасте 39 лет. Чтобы почтить память художника, была организована выставка произведений Гартмана в Петербурге. Были собраны архитектурные проекты, чертежи, эскизы декораций и костюмов к русским операм, рисунки и наброски.
Мусоргский не один раз обошёл выставку. Всматриваясь в работы друга, он загорелся страстным желанием запечатлеть его «картинки» в своей музыке.
Весь цикл «Картинки с выставки» был написан меньше, чем за три недели. Из множества экспонатов выставки композитор отобрал всего десять.
4.docx
Сказочные герои в музыке. (5 класс)
Цели урока: анализировать многообразие связей музыки,
литературы и изобразительного искусства; рассуждать о
яркости и контрастности образов в музыке; ориентироваться
в специфике выразительных средств музыки (с учётом
критериев, представленных в учебнике).
Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции
картин, музыкальный материал.
Ход урока:
Организационный момент:
Слушание: Н. РимскийКорсаков. «Пляска златопёрых и
сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко».
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске: «Искусство есть способность видеть невидимое, осязать
неосязаемое и рисовать то, что не имеет облика…»
(Жозеф Жубер)
Сообщение темы урока:
Ребята, тема нашего урока сегодня «Сказочные герои в
музыке». Мы с вами на уроках много раз слушали
фрагменты, посвящённые различным музыкальным героям.
Достоверно ли композиторы рисуют звуками музыки
портреты этих героев?
Работа по теме урока:
1. Разнообразие сказочных образов.
Сказки сами по себе очень музыкальны: герои в них охотно
поют и танцуют, и очень часто эти песни и танцы становятся
частью волшебного мира чудес, праздников и светлых
надежд. И может быть, оттого сказочная музыка так
живописна, что она заключает в себе все представления о
волшебном, таинственном, что она воплощённая мечта
человека о прекрасном? Ведь не случайно прекрасные сказочные образы в фантазии
художников превосходят всю мыслимую красоту, которая
встречается в реальности.
Учащиеся зачитывают фрагмент стихотворения из учебника
на стр. 185.
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает
Месяц под косой: блестит,
А во лбу звезда горит.
Как вы помните, этими словами А. С. Пушкин рисует нам
дивную красоту Царевны Лебедь. Такая неземная красота
отличает многие сказочные персонажи неслыханно хороша
Василиса Прекрасная, загадочно прекрасна Шемаханская
царица из «Сказки о золотом петушке», очаровательна
хрупкая Золушка... Но не только люди в сказках красивы сверхъестественной
красотой тот же чарующий облик могут иметь и животные,
и птицы, и цветы. Музыка, воссоздающая сказочные образы в
своих звучаниях, достигает небывалой красочности может
быть, даже большей, чем это возможно на полотнах
живописцев.
2. Образы в балете И. Стравинского.
Одному из самых фантастических и красочных сказочных
образов Жарптице посвящён балет И. Стравинского.
Жарптица и сама неслыханно прекрасна, её оперение сияет
всеми мыслимыми цветами и оттенками, буквально
ослепляет.
Но пейзаж, в котором она является, безмолвное
причудливое Кащеево царство, нарисованное как будто
неземными, «потусторонними» красками, ещё более
усиливает впечатление безграничной колористичности.
Не случайно французский критик Анри Леон писал о балете
«Жарптица», что это произведение представляет собою «чудо восхитительного равновесия между движениями,
звуками и формами. Отливающая темнозолотистым цветом
декорация заднего плана как будто сделана тем же
способом, как и полная оттенков ткань оркестра.
Музыка ещё больше усиливает впечатление фантастической
красочности. В оркестре поистине слышны голоса
волшебника и беснующихся ведьм и гномов. Когда
пролетает птица, кажется, что её несёт музыка».
Слушание: И. Стравинский «Заколдованный сад Кощея».
Посмотрите эскизы костюмов Жарптицы на странице 188,
выполненные Л. Бакстом. Для того чтобы достигнуть
определённого настроения как в живописи, так и в музыке,
нужна особая тонкость работы с цветом. Композиция
полотна объединяет все выразительные элементы, вызывая
законченное стройное звучание.
3. Сказочная тема в искусстве.
О том, какую роль играла сказочная тема в искусстве,
можно судить по ещё одному необыкновенно красочному живописному произведению М. Мусоргского «Картинки с
выставки». Мы с вами слушали одну из пьес этого цикла,
вспомните, как она называлась? (Эта пьеса называлась
«Гном», она была посвящена забавному гномику,
превращённого композитором в глубоко страдающего
человека.)
А что явилось толчком к написанию этого цикла? (Рисунки
близкого друга композитора В. Гартмана.)
Гартман был весёлым, живым, быстрым на разные выдумки и
очень требовательным к себе и другим. Он умер
неожиданно, совсем молодым, в возрасте 39 лет. Чтобы
почтить память художника, была организована выставка
произведений Гартмана в Петербурге. Были собраны
архитектурные проекты, чертежи, эскизы декораций и
костюмов к русским операм, рисунки и наброски.
Мусоргский не один раз обошёл выставку. Всматриваясь в
работы друга, он загорелся страстным желанием запечатлеть
его «картинки» в своей музыке. Весь цикл «Картинки с выставки» был написан меньше, чем
за три недели. Из множества экспонатов выставки
композитор отобрал всего десять.
Открывает цикл своеобразный пролог «Прогулка». Чтото
родное русскому сердцу слышится в этой музыке звучит
русский распев, а потом мелодия «Прогулки» будет
сопровождать нас по выставке, служа как бы связующим
звеном между пьесами. И даже там, где надобность в такой
интермедии отпадает, мелодия её входит в музыкальную
ткань очередной картинки изменённая и преобразованная,
но всегда узнаваемая.
«В интермедиях, усмехнулся Мусоргский, моя
физиономия видна». Это музыкальный автопортрет
композитора. Русский человек пришёл на выставку работ
русского по духу художника. Мелодия «Прогулки» ведёт
нас от экспоната к экспонату «Старый замок», «Балет
Невылупившихся птенцов», «Катакомбы», «Гном» и т.д. В «Картинках с выставки» Мусоргский рисует и
музыкальный портрет БабыЯги, излюбленного персонажа
русских волшебных сказок и русского классического
искусства.
Гартман набросал эскизы для часов, на которых изобразил
домик на курьих ножках жилище лесной колдуньи.
Композитор сделал домик обитаемым.
Музыкант хорошо представлял себе домик БабыЯги.
Однажды он даже появился в её костюме на маскараде в
Академии художеств: рыжие космы, мохнатая шапка,
надвинутая на глаза, ноги в лаптях, костлявые руки,
реденькая бородка на остром подбородке, страшные глаза
на размалеванном лице. Колдунья быстро семенила,
разметая перед собой дорогу взмахами громадной метлы.
Вот такую героиню русских народных сказок смешную и
страшную – изобразил в своей музыке Мусоргский, а вовсе
не манерный проект часов, сделанный Гартманом в модном
тогда стиле а La russe. БабаЯга Мусоргского настоящая волшебница. Она
способна на неожиданные превращения.
Полёт БабыЯги в ступе – полёт шумный, дикий, «с треском
и посвистом».
В средней части пьесы резкие скачки и свист стихают,
сменяются звуками колдовского леса. Лес наполняют
шорохи: трещат сучья, оживают пни, скрипят ветви. Старуха
оборачивается сказочной царевной, прогуливающейся по
берегу таинственного озера. Скользят по небесной лазури
стрекозы, порхают нарядные бабочки. Весело щебечут
птицы.
В музыке снова возникает вихрь резких скачущих звуков.
Злая колдунья продолжает свой разбойничий полёт.
Слушание: М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках»
(БабаЯга) из цикла «Картинки с выставки».
Какие у вас есть мнения? (Прозвучала пьеса «Избушка на
курьих ножках» (БабаЯга) М. П. Мусоргского из
фортепианного цикла «Картинки с выставки». Музыку можно разделить на три части. Первая часть звучала
резко, угловато, со свистом, изображён, наверное, полёт
БабыЯги в ступе. Во второй части, видимо, происходили
какието превращения, музыка звучала нежно, красиво,
волшебно, а в третьей части колдунья, очевидно, опять
летит в ступе.)
«Картинки с выставки» во всём мире звучат в исполнении
лучших пианистов. Сделано несколько переложений
«Картинок» для симфонического оркестра. Самая яркая из
них оркестровка французского композитора Мориса
Равеля, автора знаменитого «Болеро». Композитор
сознательно стремился к «картинности» своей музыки,
справедливо считая, что благодаря этому его сочинения
станут более доходчивыми, волнующими всех. И оказался
совершенно прав.
Итог урока:
Музыка необыкновенно живописно рисует нам сказочных
персонажей, будь то люди, животные, птицы, либо несуществующие в реальной жизни сказочные персонажи. И
именно музыка и живопись могут при помощи
выразительных средств настолько реально нарисовать
сказочных героев, что иногда начинаешь верить в их
существование...
Вопросы и задания:
1.
Каким в музыке И. Стравинского предстаёт
фантастический мир Кащеева царства? Звучание какого
инструмента придаёт этой музыке волшебный колорит?
Какие картины представляются вам в музыке пьесы
«Избушка на курьих ножках (БабаЯга)» М. Мусоргского?
В чём проявляется в этой пьесе контраст между
крайними разделами и серединой?
2.
3.
Сказочные герои в музыке. (5 класс) Цели урока: анализировать многообразие связей музыки,
литературы и изобразительного искусства; рассуждать о
яркости и контрастности образов в музыке; ориентироваться
в специфике выразительных средств музыки (с учётом
критериев, представленных в учебнике).
Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции
картин, музыкальный материал.
Ход урока:
Организационный момент:
Слушание: Н. РимскийКорсаков. «Пляска златопёрых и
сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко».
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Искусство есть способность видеть невидимое, осязать
неосязаемое и рисовать то, что не имеет облика…»
(Жозеф Жубер)
Сообщение темы урока: Ребята, тема нашего урока сегодня «Сказочные герои в
музыке». Мы с вами на уроках много раз слушали
фрагменты, посвящённые различным музыкальным героям.
Достоверно ли композиторы рисуют звуками музыки
портреты этих героев?
Работа по теме урока:
1. Разнообразие сказочных образов.
Сказки сами по себе очень музыкальны: герои в них охотно
поют и танцуют, и очень часто эти песни и танцы становятся
частью волшебного мира чудес, праздников и светлых
надежд. И может быть, оттого сказочная музыка так
живописна, что она заключает в себе все представления о
волшебном, таинственном, что она воплощённая мечта
человека о прекрасном?
Ведь не случайно прекрасные сказочные образы в фантазии
художников превосходят всю мыслимую красоту, которая
встречается в реальности. Учащиеся зачитывают фрагмент стихотворения из учебника
на стр. 185.
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает
Месяц под косой: блестит,
А во лбу звезда горит.
Как вы помните, этими словами А. С. Пушкин рисует нам
дивную красоту Царевны Лебедь. Такая неземная красота
отличает многие сказочные персонажи неслыханно хороша
Василиса Прекрасная, загадочно прекрасна Шемаханская
царица из «Сказки о золотом петушке», очаровательна
хрупкая Золушка...
Но не только люди в сказках красивы сверхъестественной
красотой тот же чарующий облик могут иметь и животные,
и птицы, и цветы. Музыка, воссоздающая сказочные образы в
своих звучаниях, достигает небывалой красочности может быть, даже большей, чем это возможно на полотнах
живописцев.
2. Образы в балете И. Стравинского.
Одному из самых фантастических и красочных сказочных
образов Жарптице посвящён балет И. Стравинского.
Жарптица и сама неслыханно прекрасна, её оперение сияет
всеми мыслимыми цветами и оттенками, буквально
ослепляет.
Но пейзаж, в котором она является, безмолвное
причудливое Кащеево царство, нарисованное как будто
неземными, «потусторонними» красками, ещё более
усиливает впечатление безграничной колористичности.
Не случайно французский критик Анри Леон писал о балете
«Жарптица», что это произведение представляет собою
«чудо восхитительного равновесия между движениями,
звуками и формами. Отливающая темнозолотистым цветом
декорация заднего плана как будто сделана тем же
способом, как и полная оттенков ткань оркестра. Музыка ещё больше усиливает впечатление фантастической
красочности. В оркестре поистине слышны голоса
волшебника и беснующихся ведьм и гномов. Когда
пролетает птица, кажется, что её несёт музыка».
Слушание: И. Стравинский «Заколдованный сад Кощея».
Посмотрите эскизы костюмов Жарптицы на странице 188,
выполненные Л. Бакстом. Для того чтобы достигнуть
определённого настроения как в живописи, так и в музыке,
нужна особая тонкость работы с цветом. Композиция
полотна объединяет все выразительные элементы, вызывая
законченное стройное звучание.
3. Сказочная тема в искусстве.
О том, какую роль играла сказочная тема в искусстве,
можно судить по ещё одному необыкновенно красочному
живописному произведению М. Мусоргского «Картинки с
выставки». Мы с вами слушали одну из пьес этого цикла,
вспомните, как она называлась? (Эта пьеса называлась
«Гном», она была посвящена забавному гномику, превращённого композитором в глубоко страдающего
человека.)
А что явилось толчком к написанию этого цикла? (Рисунки
близкого друга композитора В. Гартмана.)
Гартман был весёлым, живым, быстрым на разные выдумки и
очень требовательным к себе и другим. Он умер
неожиданно, совсем молодым, в возрасте 39 лет. Чтобы
почтить память художника, была организована выставка
произведений Гартмана в Петербурге. Были собраны
архитектурные проекты, чертежи, эскизы декораций и
костюмов к русским операм, рисунки и наброски.
Мусоргский не один раз обошёл выставку. Всматриваясь в
работы друга, он загорелся страстным желанием запечатлеть
его «картинки» в своей музыке.
Весь цикл «Картинки с выставки» был написан меньше, чем
за три недели. Из множества экспонатов выставки
композитор отобрал всего десять. Открывает цикл своеобразный пролог «Прогулка». Чтото
родное русскому сердцу слышится в этой музыке звучит
русский распев, а потом мелодия «Прогулки» будет
сопровождать нас по выставке, служа как бы связующим
звеном между пьесами. И даже там, где надобность в такой
интермедии отпадает, мелодия её входит в музыкальную
ткань очередной картинки изменённая и преобразованная,
но всегда узнаваемая.
«В интермедиях, усмехнулся Мусоргский, моя
физиономия видна». Это музыкальный автопортрет
композитора. Русский человек пришёл на выставку работ
русского по духу художника. Мелодия «Прогулки» ведёт
нас от экспоната к экспонату «Старый замок», «Балет
Невылупившихся птенцов», «Катакомбы», «Гном» и т.д.
В «Картинках с выставки» Мусоргский рисует и
музыкальный портрет БабыЯги, излюбленного персонажа
русских волшебных сказок и русского классического
искусства. Гартман набросал эскизы для часов, на которых изобразил
домик на курьих ножках жилище лесной колдуньи.
Композитор сделал домик обитаемым.
Музыкант хорошо представлял себе домик БабыЯги.
Однажды он даже появился в её костюме на маскараде в
Академии художеств: рыжие космы, мохнатая шапка,
надвинутая на глаза, ноги в лаптях, костлявые руки,
реденькая бородка на остром подбородке, страшные глаза
на размалеванном лице. Колдунья быстро семенила,
разметая перед собой дорогу взмахами громадной метлы.
Вот такую героиню русских народных сказок смешную и
страшную – изобразил в своей музыке Мусоргский, а вовсе
не манерный проект часов, сделанный Гартманом в модном
тогда стиле а La russe.
БабаЯга Мусоргского настоящая волшебница. Она
способна на неожиданные превращения.
Полёт БабыЯги в ступе – полёт шумный, дикий, «с треском
и посвистом». В средней части пьесы резкие скачки и свист стихают,
сменяются звуками колдовского леса. Лес наполняют
шорохи: трещат сучья, оживают пни, скрипят ветви. Старуха
оборачивается сказочной царевной, прогуливающейся по
берегу таинственного озера. Скользят по небесной лазури
стрекозы, порхают нарядные бабочки. Весело щебечут
птицы.
В музыке снова возникает вихрь резких скачущих звуков.
Злая колдунья продолжает свой разбойничий полёт.
Слушание: М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках»
(БабаЯга) из цикла «Картинки с выставки».
Какие у вас есть мнения? (Прозвучала пьеса «Избушка на
курьих ножках» (БабаЯга) М. П. Мусоргского из
фортепианного цикла «Картинки с выставки». Музыку
можно разделить на три части. Первая часть звучала
резко, угловато, со свистом, изображён, наверное, полёт
БабыЯги в ступе. Во второй части, видимо, происходили
какието превращения, музыка звучала нежно, красиво, волшебно, а в третьей части колдунья, очевидно, опять
летит в ступе.)
«Картинки с выставки» во всём мире звучат в исполнении
лучших пианистов. Сделано несколько переложений
«Картинок» для симфонического оркестра. Самая яркая из
них оркестровка французского композитора Мориса
Равеля, автора знаменитого «Болеро». Композитор
сознательно стремился к «картинности» своей музыки,
справедливо считая, что благодаря этому его сочинения
станут более доходчивыми, волнующими всех. И оказался
совершенно прав.
Итог урока:
Музыка необыкновенно живописно рисует нам сказочных
персонажей, будь то люди, животные, птицы, либо
несуществующие в реальной жизни сказочные персонажи. И
именно музыка и живопись могут при помощи
выразительных средств настолько реально нарисовать сказочных героев, что иногда начинаешь верить в их
существование...
Вопросы и задания:
4.
Каким в музыке И. Стравинского предстаёт
фантастический мир Кащеева царства? Звучание какого
инструмента придаёт этой музыке волшебный колорит?
Какие картины представляются вам в музыке пьесы
«Избушка на курьих ножках (БабаЯга)» М. Мусоргского?
В чём проявляется в этой пьесе контраст между
крайними разделами и серединой?
5.
6.
Музыкальные сказки (5 класс)
Цели урока: анализировать многообразие связей музыки и
изобразительного искусства; находить ассоциативные связи
между художественными образами музыки и других видов искусства; воспринимать музыкальные произведения с точки
зрения единства содержания и выражения.
Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции
картин, музыкальный материал.
Ход урока:
Организационный момент:
Слушание: Интродукция «Океан море синее» из оперы
«Садко» Н. А. РимскогоКорсакова.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске.
«Мой род – это сказка, былина, и непременно русские...»
(Н. А. РимскийКорсаков)
Сообщение темы урока:
Ребята, я думаю, что многие из вас бывали на музыкальных
спектаклях, быть может, даже видели балетысказки, оперы
сказки. Скажите, отличается ли музыка, написанная для
таких спектаклей, скажем, от спектаклей на не сказочные сюжеты? (Да, конечно, музыка, написанная к
музыкальным сказкам, рисует нам волшебный, сказочный
мир, она помогает окунуться в атмосферу необычную,
нереальную.)
Сегодня наш урок посвящён музыкальным сказкам.
Работа по теме урока:
1. Сказка как основа сюжета для музыкального
произведения
Роль сказки в музыке очень велика. Облик сказочных героев,
лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства,
птицы и животные словом, всё богатство видимого
волшебного мира получило своё звуковое выражение.
Благодаря музыке мы узнали, что в сказке все звуки
особенные, волшебные: необычно шуршат и падающие
снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде поособенному, и
лесное озеро не простое, а волшебное.
Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного
творчества поразному находил своё выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или
инструментального сочинения.
Великим сказочником в музыке по праву считается русский
композитор Н. РимскийКорсаков. Он написал семь
сказочных опер: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством»,
«Садко», «Сказка о царе Салтане», Кащей Бессмертный»,
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»,
«Золотой петушок».
Один из примеров сказочной музыки – «Пляска златопёрых
и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко». Уже в самом
названии этого фрагмента видна изобразительность и
живописность музыкального замысла.
Композитор воспроизводит не просто весёлую пляску
рыбок, резвящихся в подводном царстве, он воспроизводит
своеобразный танец цветов, бликов золотых, серебряных,
сверкающих, изменчивых. Все средства музыки от гибких и
прихотливых мелодических линий до тембрового
разнообразия оркестра направлены на создание красочной музыкальной картины. Многие музыканты называли оперу
«Садко» энциклопедией сказочного музыкального языка
XIX столетия.
Слушание: Н. РимскийКорсаков. «Пляска златопёрых и
сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко».
Услышали ли вы какиелибо особенные сказочные звуки,
рисующие рыбок? (Музыка рисует подводное сказочное
царство, игривых весёлых рыбок, резвящихся в нём. Но
кроме этого он изображает своеобразный танец цветов и
бликов подводного мира сверкающих, изменчивых.
Использование различных тембров, гибких мелодических
линий создаёт красочную музыкальную картину.)
2. Портретные сказочные образы.
В опере также присутствуют и портретные сказочные
образы. Они, конечно, отличаются от музыкальных
портретов реальных людей. Как вы думаете,
почему? (Отличие в изображении сказочных героев от
музыкальных портретов реальных людей заключается в привнесении таинственного, загадочного, связанного с
непостижимым волшебным миром).
Посмотрите внимательно на картину Михаила Врубеля
«Царевна Лебедь» это не просто иллюстрация к «Сказке о
царе Салтане». Кто является автором этой
сказки? (Великий русский поэт А. С. Пушкин.)
«ЦаревнаЛебедь» М. Врубеля это обобщённый образ
женских сказочных образов. В чемто он сродни образу
Морской царевны Волховы из оперы «Садко», так же
исполненной невыразимой прелести, и вместе с тем
загадочной, непостижимой.
Когда Морская царевна поёт свою чудесную колыбельную
песню, она вкладывает в неё очень много лирического
чувства. В музыке звучат интонации народной песни,
придающие Волхове тёплые, живые черты реальной
девушки. И все же, когда в мелодию «Колыбельной»
вплетаются интонации «волшебного» характера, становится
очевидной нерасторжимая связь Морской царевны с
фантастической сказочной стихией. Таинственная природа Морской царевны подчёркивается
колоритом инструментальных звучаний – особенно в конце
«Колыбельной», когда в мелодии флейты и арфы начинает
«струиться» мотив ручейков. Царевна Волхова, полюбившая
гусляра Садко за его волшебный дар, не обретает, подобно
другим сказочным героиням (Русалочке, Снегурочке),
человеческую душу, а остаётся верна своему морскому
миру с его таинственной жизнью и холодным безмолвием.
Это возвращение в привычную свою стихию передаётся в
музыке исключительно выразительно: царевна принимает
облик утреннего тумана и растекается по лугу широкой
светлой Волховойрекой.
Мелодия колыбельной Волховы простая, задушевная,
бесконечно близкая языку русской народной песни.
Баюкающий припев напоминает тихое мерное колыхание
волн. РимскийКорсаков высоко ценил музыку последнего
появления Волховы. «Вариации её колыбельной песни,
писал он, считаю за одну из лучших страниц среди своей
музыки фантастического содержания». Слушание: Н. РимскийКорсаков. «Колыбельная Волховы»
из оперы «Садко».
Многие известные и любимые сказки обогатились
музыкальными звучаниями. Мы услышали, под какую
музыку плясала Маша в «Щелкунчике», услышали не только
музыку самого танца, но всего празднично убранного зала
ёлки, новогодних игрушек, снежинок за окном. П.
Чайковский, как добрый волшебник, только прикоснулся к
сказке своей волшебной палочкой музыканта и она сразу
ожила, наполнилась очарованием настоящего праздника,
тёплого и глубокого чувства и словно стала реальностью,
частью нашей жизни.
Но ведь даже и на сказочном празднике всё происходит по
настоящему. Герои «Щелкунчика» совершают подвиги,
поддерживают друг друга в минуты испытаний. Наградой
становится тёплое и глубокое чувство, которое рождается
между девочкой Машей и Щелкунчиком, превратившимся в
конце сказки из уродливой куклы в прекрасного принца. Поэтому и в музыке мы слышим не только сказочные звуки,
но и выражение живой человеческой любви.
Слушание: П. Чайковский. «Падеде» из балета
«Щелкунчик».
Мы узнали также, какая музыка звучала на балу у Золушки,
что танцевали гости и она сама. Мы всегда знали, что
роковым моментом была полночь, впервые услышали, как
звучали часы, как отбивали они свои двенадцать ударов и
как постепенно, с каждым новым ударом, исчезало
колдовство доброй Феи. Бой часов похож на колокольный
звон тревожный, яростный, неумолимый. Сначала как бы
слышится громкое тиканье часов, а затем раздаются
двенадцать гулких, хриплых, зловещих ударов,
изображаемых оркестром.
А сделал это зримым ещё один волшебник Сергей
Сергеевич Прокофьев.
Слушание: С. Прокофьев. «Полночь» из балета «Золушка»
(фрагмент) Итог урока:
Итак, мы видим, что сказки сами по себе очень музыкальны:
герои в них охотно поют и танцуют, и очень часто эти песни
и танцы становятся частью волшебного мира чудес,
праздников и светлых надежд. И может быть, оттого
сказочная музыка так живописна, что она заключает в себе
все представления о волшебном, таинственном, что она
воплощённая мечта человека о прекрасном?
Вопросы и задания:
1.
Почему, когда композиторы обращаются к сказочным
сюжетам, в их музыке так возрастает изобразительное
начало?
2.
3.
В чём разница между музыкальными портретами
реального человека и сказочного героя?
Какими средствами передаётся красочность образа в
«Пляске златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы
«Садко» Н. РимскогоКорсакова? 4.
5.
Что, кроме новогоднего волшебства, звучит в музыке П.
Чайковского «Щелкунчик»?
В «Дневнике музыкальных наблюдений» нарисуй свой
любимый персонаж из музыкальной сказки.
Где музыка берет начало? (5 класс)
Ход урока:
Урок начинается с песни «Где музыка берёт начало?», Е.
Крылатова, слова Ю. Энтина.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Всё, что звучит в природе и есть музыка…»
И. Гердер
Ребята, мы не зря начали урок с этой удивительно
красивой и содержательной песни. Наш разговор сегодня
пойдёт о том, откуда приходит музыка, каковы её истоки,
где берёт она свое начало. 1. Музыкальный эксперимент
Представьте себе, что вы оказались на далёкомдалёком
острове, где живет племя дикарей, которое оторвано от
всего культурного человечества, и не пользуется знаниями и
достижениями остальных людей, а вам хочется рассказать о
музыкальном чуде, при помощи, к примеру, магнитофона.
Но у магнитофона, к сожалению, села батарейка, а
подключиться, сами понимаете, не к чему.
Я предлагаю вам разделиться на две команды: команда
«дикарей» (большая по численности), команда
«музыковедов» (5 человек). Команда «музыковедов» должна
любым способом объяснить команде «дикарей», что такое
музыка.
Выслушиваются различные версии, рассматриваются
различные действия учащихся до тех пор, пока не получен
нужный результат.
Итак, используя слова, жесты, мимику ребята изо всех сил
пытались объяснить жителям этого острова, что же такое музыка, но всё было тщетно до тех пор, пока Ваня
(представитель команды «музыковедов») не запел свою
любимую песню... и в глазах «дикарей» появился интерес,
они притихли и стали слушать. Ваня показал зрителям самое
главное, что есть в музыке, «поющий» звук, музыкальный
звук. Именно из него и «делают» музыку, только его
специально для этого обрабатывают.
Конечно же, музыка это не только звук, но и многое
другое, о чём мы обязательно с вами поговорим, но без
музыкального «поющего» звука не может быть музыки.
Именно звук её главное начало. Задумывались ли вы когда
нибудь о том, что звук это одно из самых ярких
проявлений жизни? А оказывается, что у каждого звука есть
свое «лицо», и мы, даже ничего не видя, с закрытыми
глазами, лишь по звуку, можем угадать, что происходит
вокруг.
Учитель включает записи звуков природы. Перечислите, какие бывают звуки. (Шелест, скрип,
шипение, скрежет, треск, шорох, шуршание, топот, гул,
грохот, жужжание, журчание, свист, крик, щёлканье, щебет,
лай, кудахтанье и т. д.)
Все эти звуки действительно нам знакомы с детства, мало
того, мы можем даже в абсолютной тишине внутренним
слухом услышать любое из перечисленных звуков как бы
наяву. Попробуем?
Сосредоточьтесь, включите ваше слуховое воображение,
закройте глаза и постарайтесь услышать внутренним слухом,
как...
хлопают крыльями вспугнутые птицы;
как трещит сухая обламываемая ветка;
как чавкает грязь под ногами;
как скрипит дверь, рассохшаяся старая половица и снег
под тяжестью чьихто шагов.
Какие они разные, эти скрипы, правда? Какой вывод мы
можем с вами сделать? (Окружающие нас звуки не похожи друг на друга, все они очень разные высокие и низкие,
тихие и громкие, звонкие и глухие, каждый звук имеет свой
источник, свой образ.)
Теперь вы убедились, что звук оживает в вашем
воображении. И вы можете не только слышать
воображаемый звук, но также видеть нарисованные им
«звуковые картины» и луговую траву, в которой стрекочет
кузнечик, и облака, проплывающие над шумящими гдето в
вышине соснами, и тяжёлую, мокрую, липкую грязь, из
которой едва удаётся вытащить ногу.
Откуда берётся музыка?
Наверное, для каждого человека музыка возникает из звуков
его ранних лет. Голос матери, щебетание птиц за окном, шум
дождя всё это образует свой звуковой мир, такой же
неповторимый и единственный, как уголок родной земли.
Музыка как искусство звука зарождается там, где живут
звуки. Её приносят и шелест тополей, и плеск речной воды.
А порой она таится даже в тишине и безмолвии. Каждый звук имеет свой источник, свой образ: море гудит не так,
как река, а берёзовая роща шумит иначе, чем еловый лес.
Почему так происходит? Не потому ли, что прозрачность
берёзового леса и звуки рождает прозрачные, светлые, а ели,
сомкнутые плотной, сумрачной цепью, могут петь только
глухо и низко?
2. Работа с учебником
А сейчас мы с вами обратимся к учебникам, откройте
страницу 9, всмотритесь внимательно в репродукцию
картины Александра Александровича Осмёркина «Вётлы у
пруда» и попробуйте «услышать» то, что здесь изображено.
(Здесь можно услышать шум ветра, который кроется в
верхушках деревьев, тихое журчание речушки, некоторую
таинственности. Общее звучание картины несколько
мрачноватое.)
Перелистываем страницу. Что вы можете «услышать» в
картине Архипа Ивановича Куинджи «Берёзовая роща»? (Общее звучание картины светлое, солнечное, чистое.
Можно услышать пение соловья, стрёкот кузнечика...)
Что вы можете сказать о следующих картинах? (Мы видим
перед собой картину Константина Фёдоровича Юона
«Купола и ласточки». Здесь можно услышать колокольный
звон, хлопанье крыльев огромного количества ласточек,
кружащих над городом, голоса выходящих после утренней
службы людей. Общее звучание картины имеет оттенок
радости и чистоты ...
На следующей странице мы видим картину Ивана
Константиновича Айвазовского «Чёрное море». Море
действительно почти чёрное, потому что изображён шторм.
На небе тёмные тучи, и мы как будто слышим раскаты
грома, гул разбушевавшегося моря...)
Посмотрите внимательно на репродукцию картины
«Джоконда» Леонардо да Винчи: её загадочный взгляд
действительно не оставляет равнодушным ни одного
человека на протяжении многих столетий. 3. Вокальнохоровая работа
Угадайте музыкальную загадку (учитель наигрывает
мелодию припева песни «Продавец зонтиков»,
разучиваемую на предыдущем уроке). Исполняется первый
куплет песни и разучивается второй и третий.
4. Беседа о музыкальных инструментах
Музыка, выражая звуковое богатство мира, создала
множество различных инструментов певучую скрипку и
нежную свирель, пронзительную трубу и хрипловатый
фагот, звонкую гармошку и величественный орган.
Каждый музыкальный инструмент, с его неповторимым
звучанием возник не сам по себе, а как отклик на
многообразные звуки мира. Ведь если даже деревья поют
каждое посвоему, то уж тем более не похожи звуки дня и
ночи, радости и горя, юности и старости.
Так, мы видим, что музыка тысячами незримых нитей
связана с окружающей жизнью, что она воспринимает и её
будни, и праздники, времена года, характеры и облик людей, запахи, цвета и очертания. Музыка воплощает всё это в
звучании своих мелодий, ритмов, гармоний, которые
потрясают нас именно потому, что несут в себе огромный
заряд человеческих чувств, идей, и надежд.
Как вы думаете, чем отличаются одни инструменты от
других? Откройте учебники на странице 12. (Музыкальные
инструменты отличаются формой, разными способами
извлечения звука, а самое главное окраской звука
(тембром).
Попробуйте сказать, за что же мы любим музыку?
(Заслушиваются ответы учащихся.)
Итог урока:
Мы любим музыку за красоту, которую она вносит в нашу
жизнь, за то, что слышим в ней чувства человека и его
мысли, мечты и поступки, слышим всё, чем живут не только
отдельные люди, но и целые народы, всё человечество.
Как вы думаете, только ли музыка способна на это? Разве не
то же творчество рождает шедевры литературы и изобразительного искусства, например, Парфенон, «Мону
Лизу», «Руслана и Людмилу»?
Истоки всех искусств едины. Всюду, в любом произведении
искусства, будь то поэма, музыкальная пьеса или полотно
живописца, мы чувствуем дыхание жизни, познаем
различные её грани. Жизнь открывается нам через
изображение, через слово, через мелодию. Каждое из этих
открытий бывает понастоящему волнующим, заставляет
думать, сопереживать, плакать, смеяться.
Никакая наука не способна вызвать в человеке такой
внутренний отклик, ничто не выражает так ярко и полно его
душу, как искусство.
Прочитайте слова из последнего абзаца на странице 14.
Выскажите своё мнение.
Искусство присутствует в мире как мудрый наставник; оно
рассказывает человеку о нём самом, о его слабостях и
величии, оно учит ценить себя и других людей; оно хранит
память об ушедших временах. Заслушиваются ответы учащихся.
Вопросы и задания:
1.
Как музыка связана с окружающей жизнью? Что
является её истоками?
2.
3.
4.
5.
Как вы понимаете слова «Всё, что звучит в природе и
есть музыка…»?
Какие звуки природы вы могли бы назвать? Подумайте,
как звучит природа утром и вечером, днём и ночью. Какими
звуками могут выражаться времена года?
Назовите музыкальные произведения, связанные с темой
природы.
Нарисуйте в «Дневнике музыкальных наблюдений»
картинку на тему «Звучащая природа».
Музыка рассказывает обо всём (5 класс)
Музыкальный материал: 1.
В. Алеев, стихи С. Маршака. «Гвоздь и подкова»
(пение);
2.
3.
«Продавец зонтиков» (автор неизвестен), (пение);
«Музыка». Слова И. Исаковой, музыка Г. Струве
(слушание).
Характеристика видов деятельности:
1.
2.
Различать характерные признаки видов искусства.
Находить ассоциативные связи между художественными
образами музыки и другими образами искусства.
3.
Исполнять песенные произведения в соответствии с их
интонационнообразным содержанием.
Ход урока:
Организационный момент:
Со звонком на урок звучит «Сонет» Е. Доги.
Здравствуйте, ребята! Что вы можете сказать о музыке,
которая сейчас звучала? (Музыка замечательна, она была
серьёзной и глубокой, звучала то спокойно, то взволнованно, она заставляла задуматься, она как будто звала кудато
вперёд.)
Молдавский композитор Евгений Дога известен
российским зрителям по его прекрасным инструментальным
мелодиям, которые стали украшением многих советских
фильмов. Именно его вальс звучит в популярном
кинофильме конца 70х «Мой ласковый и нежный зверь», а
дети знают его мелодии по фильму «Мария, Мирабела» и
другие. За свою долгую творческую карьеру Евгений Дога
написал музыку более, чем для двухсот фильмов, а также
создал десятки песен и сотни инструментальных
композиций.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Печальна и чиста,
Как жизнь людьми любима,
Как жизнь, ты не проста,
Как жизнь, непостижима, музыка». К. Кулиев
Сообщение темы урока:
С сегодняшнего дня мы с вами будем подниматься на
более высокую ступеньку понимания музыки. Тема этого
учебного года особенная, мы будем говорить с вами о
взаимодействии музыки с другими видами искусства.
Я хочу задать вам вопрос: как вы думаете, каким образом
можно изучать музыку? (Ответы детей).
Музыку можно изучать поразному. Можно беседовать о
музыкальных произведениях, учиться их понимать и
восхищаться их звучанием. Можно посвящать уроки
творчеству великих композиторов и исполнителей, чтобы
увидеть, каким огромным трудом создаётся даже самая
лёгкая и весёлая музыка.
Можно, наконец, шаг за шагом осваивать нотную грамоту,
учиться петь, играть на различных инструментах, постигая
музыкальную науку как бы изнутри.
Всё это разные пути приобщения к музыке. Но однажды возникает вопрос: что же такое музыка?
Слово «музыка» (от греч. «musike» буквально искусство
муз) вид искусства, который воздействует на человека
через звуковые образы, отражающие его различные
переживания и окружающую жизнь. Если говорить более
просто и коротко, то музыка это искусство звуков.
Правда ли, что это чудо, рождающееся из Космоса, из
движения планет, само из себя? Ведь сказал же великий
Эдвард Григ: «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка
не нуждается ни в чём». Так ли это?
Для того чтобы ответить на данный вопрос, давайте
обратимся к стр. 3 наших учебников. Прочитайте последние
два абзаца.
Учащиеся читают текст учебника.
Да: потому что каждое искусство самоценно, оно
говорит о своём на своём собственном языке, оно никогда
не вторгается во владения другого искусства. Звук не
может соперничать с цветом, как скульптура не
соперничает со стихом, так же, как в природе воздух не
соперничает с огнём. Само такое противопоставление
кажется абсурдным. Каждая вещь на Земле самоценна и с
этой точки зрения не нуждается ни в чём.
Нет: потому что существует всеобщая связь явлений и
её законы непреложны. Так, для звучания мелодии
требуется туго натянутая струна, а струна даёт
выразительное звучание лишь в соприкосновении с деревом
особой породы, обработанным специальным способом, и
всё это находится уже далеко за пределами самой музыки.
Так происходит и со всеми остальными вещами в мире: для
чегото требуются чернила и бумага, кисти и краски, для
чегото течение рек и цветение лугов, и с этой точки
зрения всё нуждается во всём.
Итак, какой вывод мы можем сделать? И да, и нет. Да, так
как действительно каждая вещь на Земле самоценна. А нет
так как существует всеобщая связь вещей и явлений,
которые пронизывают всё человеческое существование,
времена, человеческие судьбы. Возьмём, к примеру, эпиграф к роману Эрнеста Хемингуэя
«По ком звонит колокол», написанный поэтом эпохи
Возрождения Джоном Донном, перевод звучит в прозе. «Нет
человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый
человек есть часть Материка, часть Суши; и, если Волной
снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и
также, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или
Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо
я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай
никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».
А теперь перевернём страницу и прочитаем стихотворение
Самуила Яковлевича Маршака «Гвоздь и подкова», после
чего обсудим прочитанное. (Учащиеся работают с
учебником).
С. Маршак. «Гвоздь и подкова»
Не было гвоздя подкова пропала.
Не было подковы лошадь захромала.
Лошадь захромала командир убит. Конница разбита, армия бежит.
Враг вступает в город, пленных не щадя,
Оттого, что в кузнице не было, гвоздя!
Каким же образом была повержена в бегство целая армия?
Отсутствие гвоздя вот первопричина, вызвавшая цепь всех
последующих бед. И хотя между гвоздём и поражением нет
прямой связи, мы всё же видим, как самая на первый взгляд
безобидная мелочь порой может иметь не сопоставимые по
значению последствия.
Точно так же происходит и в искусстве: в нём нет ничего
мелкого, незначительного, постороннего; открытие в одной
области часто приводит к развитию и совершенствованию в
другой. И когда художник смешивает краски в поисках
новых цветовых сочетаний кто знает, не прокладывает ли
он путь к открытию неведомых музыкальных звучаний?
Здесь как нельзя лучше подходят строчки известной песни:
«Ничто на Земле не проходит бесследно». Если какимто образом выпадает какоелибо звено, происходит изменение
во всей цепи событий.
Как же это происходит? Какие тайные законы движут
искусством?
Главная тема учебного года – «Музыка и другие виды
искусства» предполагает изучение музыки в единстве с тем,
что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями,
верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами,
картинами и многиммногим другим.
Конечно, мы обязательно будем говорить о музыкальных
произведениях, посвящать уроки творчеству великих
композиторов, учиться петь.
И всё же тема этого года особенная. Она призвана научить
наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в
малом, находить приметы одного явления в совершенно
другом и тем самым подтверждать их глубинную
взаимосвязь. Она призвана научить понимать то, что мир
един, и то, чему служит такое понимание. Она призвана научить всему этому с помощью музыки,
потому что музыка способна рассказать обо всём. Нужно
только научиться её слышать.
«Можно быть гениальным композитором, можно быть
гениальным исполнителем, но можно быть и гениальным
слушателем» Д. Шостакович.
Вокальнохоровая работа, слушание:
Слушание песни «Продавец зонтиков».
Ребята, как бы вы назвали эту песню? («Зонтики»,
«Сказочный город», «Продавец зонтиков», «Игрушечный
город», «Художник» и т.д.)
А каким образом эта песня перекликается с темой нашего
урока? (Ответы детей).
Не зря изначально художник придумал продавца зонтиков
в этом сказочном городе. Не зная о существовании плохой
погоды, живя и не задумываясь о том, что их ждёт в
будущем, жители города считают чудаком того человека,
который предупреждал их о том, что может случиться. И, в конце концов, мы приходим к выводу: именно отсутствие
зонтиков привело к тому, что жители всего города
впоследствии заболели.
Ребята, а как звучала эта песня? Какое у неё было
настроение? (Песня прозвучала грустно, протяжно,
минорно, нежно, ласково; припев несколько веселей, более
отрывисто; третий куплет звучал взволнованно, как бы
передавая состояние природы и людей...)
Слушание песни «Музыка». Слова И. Исаковой, музыка Г.
Струве.
Что вы можете сказать о прослушанном произведении?
(Ответы детей).
В конце урока звучит «Сонет» Е. Доги.
О чём поётся в русских народных песнях. (5 класс)
Музыкальный материал: 1.
2.
3.
4.
5.
«Ах ты, степь широкая...» Русская народная песня,
обработка Т. Триодина (слушание, участие в исполнении);
«Сватушка». А. Даргомыжский. Свадебная песня из
оперы «Русалка» (слушание);
«Вечерний звон». Стихи И. Козлова, обработка Н.
Иванова (слушание);
«Уж ты зимушказима». А. Александров. Обработка Ю.
Тугаринова (пение);
«Если другом стала песня». Ю. Тугаринов, стихи Е.
Румянцева (пение);
6.
«Погоня». Я. Френкель, стихи Р. Рождественского. Из
кинофильма «Новые приключения неуловимых» (пение).
Характеристика видов деятельности:
1.
Изучать специфические черты русской народной
музыки и исполнять её отдельные образцы. 2.
Осознавать интонационнообразные, жанровые и
стилевые основы музыки (в рамках изученного на уроке
материала).
3.
Интерпретировать вокальную музыку в коллективной
музыкальнотворческой деятельности.
4.
Рассказывать о народной музыке своего региона (края,
республики и т. д.)
Ход урока:
Организационный момент
Со звонком на урок звучит песня «С чего начинается
Родина?»
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Ничего нет на свете чудесней, и прекраснее нет ничего,
Чем простая народная песня, что в душе разливалась
его»
(С. Широбоков) Сообщение темы урока
Просто сказать о песне, что это музыкальный жанр или
жанр вокальной музыки значит сказать всё и ничего.
Песня душа народа. Песня это верный и вечный, живой и
чуткий спутник человека.
В каких бы условиях ни находились люди, в песне они
всегда свободны и искренни. Помимо воли людей песни
выражают их характеры и настроения, вкусы и жизненные
ценности, темперамент и интеллект, возраст и социальный
статус, время и место их пребывания на земле. Особое
место в искусстве занимает русская песня. Сегодня мы
будем говорить о русской песне.
Работа по теме урока
1. Народные праздники и обряды
«Покажите мне народ, у которого было бы больше песен!
Под песни рубятся из сосновых брёвен избы на всей Руси,
под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы
вырастают города, под песни баб пеленается, женится и хоронится русский
человек!»
Н. В. Гоголь
Народные песни давали настолько выразительную картину
русской жизни, что для большей художественной
достоверности вводились в литературные и музыкальные
произведения часто с элементами обряда. К примеру,
свадебная песня «Сватушка» звучит в поэме Александра
Сергеевича Пушкина «Русалка» и в опере Даргомыжского,
созданной на основе этого произведения. Знаете ли вы, как в
далёком прошлом праздновали на Руси свадьбы? Свадебная
игра, как её принято называть (во многих сказках вы,
вероятно, слышали: «сыграли свадьбу»), продолжалась
несколько дней, а иногда и несколько недель. Она
складывалась из разнохарактерных сцен, то лирических, то
комических, а то и трагедийных, из различных игр и
обрядов. Очень большое место в ней занимали песни.
(Слушание). Звучали песни торжественные, величальные, славящие
невесту и жениха, шуточные, комические, иногда
пародийные, чаще всего высмеивающие сватов; гостевые,
застольные, плясовые. Всё в этом своеобразнейшем действе
песни, хороводы, диалоги, прибаутки – проникнуто
мудростью и красотой сердца русского народа.
Не только свадьбы игрались в народе так ярко и красочно.
Вся жизнь наших предков сопровождалась пением,
игровыми действиями. Существуют песни: колыбельные,
шуточные, лирические, песни причитания, оплакивающие
умерших, песнибылины, повествующие о далёком прошлом,
трудовые, бурлацкие, покосные, жатвенные и т.д.
2. Слушание музыки
Сегодня мы с вами прослушаем замечательную лирическую
русскую народную песню «Ах ты, степь широкая».
(Слушание песни).
Как звучала эта песня? Кто её исполнял? Что в ней
необычного в сравнении с современными песнями? (Прозвучала русская народная песня «Ах ты, степь
широкая» в исполнении смешанного хора, без
сопровождения. Музыка звучала широко, раздольно, плавно,
протяжно. Она рассказывала о бескрайней степи, о Волге
матушке.)
А как вы думаете, почему Волгу народ называет
матушкой?
(Потому что Волга кормилица и поилица народа. Она
полноводна, в ней много рыбы, по ней бурлаки тащат баржи,
зарабатывая себе копейку на пропитание.)
Совершенно верно. А что же всётаки отличает
лирическую народную песню от современных песен с
музыкальной точки зрения.
(То, что в протяжных лирических песнях много распевов, то
есть на один слог припевается достаточно много нот.)
Верно, например,
Ах ты степь широооокая.
Степь раздооольнаая.
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Сказка гуляет по свету. Сказка в музыке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.