Сказки А.С. Пушкина "Золотой петушок"
Оценка 4.8

Сказки А.С. Пушкина "Золотой петушок"

Оценка 4.8
docx
25.09.2023
Сказки А.С. Пушкина "Золотой петушок"
сказки.docx

Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка  золотой петушок»

Тип урока: изучение нового  материала.

Цель урока: знакомство  со сказками   А.С. Пушкина, изучение произведения «Сказка о золотом петушке».

Задачи урока:

Образовательные:  учить  детей внимательно  слушать  сказку, отвечать на вопросы по содержанию  произведения, называть отдельные фразы и слова из текста, описывать характеристику героев и мотивы их поступков.

Воспитательные: воспитание чувства любви к творчеству А.С. Пушкина, создать условия для воспитания непримиримого   отношения   к корысти, жадности, хитрости.

Развивающие: развить навыки выразительного  чтения,  устную  речь, память  мыслительные навыки, воображение, умение анализировать  произведение, обогатить словарный запас.

Формы работы, используемые на уроке: фронтальная, в парах.               

Оборудование: учебник, карточки  с заданиями, карандаши/фломастеры, конверт.

Ресурсы: учебник «Литературное чтение»

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Давайте проверим, все ли необходимое есть у вас на партах! Нам понадобится учебник. Итак, начнем наш урок.

2. Актуализация знаний

Цель: проверить  усвоение материала предыдущего урока.

- На прошлом уроке вы познакомились  с биографией и творчеством  великого русского  писателя и  поэта  Александра Сергеевича Пушкина. Давайте вспомним некоторые факты из  его биографии:

1) Где родился А.С. Пушкин? (Москва), в каком году? (1799)

2) Кто ему рассказывал сказки в детстве? (Няня Арина Родионовна)

3) Любимое время года поэта? (Осень)

4) Какое первое слово в названиях всех сказок Пушкина? (Сказка)

5) Скажите, любите ли вы читать сказки? Почему? (Сказки любят читать  дети и взрослые, в сказках есть волшебные герои, сказки учат мудрости, всегда добро побеждает зло)

5) Какие сказки А.С.Пушкина вам известны? (“Сказка о попе и работнике Балде”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне…”, “Сказка о рыбаке и рыбке”)

6) Сколько их? (5)

 

3. Вступительная беседа

Цель: подвести детей к формулированию темы урока

В мире много сказок -

грустных и смешных.

И прожить на свете

нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться.

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем сказке: «Заходи!»

Сегодня мы будем работать  с одной из  сказок Пушкина. Угадайте, как она называется?

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:

4. Словарная работа

Цель: расширить  словарный запас детей, разъяснить значение устаревших слов.

Давайте посмотрим, знаете ли вы значения этих  слов:

  • Многочисленная рать-  войско или отряд из людей в железных доспехах;
  • Инда плакал царь Дадон подчинительный союз. Выражает отношения следствия, означает: так что, так что даже, до того, что;
  • Звездочету и скопцу были самыми богатыми людьми на селе, в городах занимались оптовым бизнесом, и ростовщичеством;
  • Иль набега силы бранной связанный, соотносящийся по значению с существительным брань; нецензурный, ругательный;
  • Возглашает воевода общее название военных начальников и представителей государевой (государственной) власти на Руси, в Русском царстве;
  • Видит шелковый шатер временная лёгкая постройка из тканей, кож или ветвей;
  • Без шеломов и без лат -  военный доспех, кроющий голову, ныне каска, Металлические доспехи, применявшиеся в древние века для защиты воина от ударов холодного оружия, а в средние века и от огнестрельного оружия;
  • По лбу; тот упал ничком Лицом вниз;
  • С колесницы пал Дадон опасность для лошадей и колесничих, получавших во время состязания серьёзные травмы или даже погибавших;

5. Первичное восприятие текста

Цель: познакомить  с сюжетом и героями  произведения.

 Я буду читать текст,  а ваша задача- внимательно  слушать. (учитель  читает сказки). Итак, ребята,  ответьте мне на вопросы:

1.       - Как звали царя, жившего в тридевятом царстве, в тридесятом государстве? (Дадон)

2.       - К кому обратился царь Додон за помощью, когда стали нападать соседи?  (4 мудрецу звездочету)

3.       - Какая птица стала верным сторожем царя Додона? (золотой петушек)

4.       - Какая награда была обещана царем мудрецу-звездочету за петушка? (исполнить любое желание)

5.     - Сколько сыновей царя Додона принимало участие в сражениях? (два)

6.       Что такое «шелом» («Без шеломов и без лат…»)?  (шлем)

 

            Как вы думаете, что  произошло дальше? (ответы детей)

Давайте продолжим читать и узнаем, оправдались  ли ваши предположения!  

учениками (по  выбору учителя)).

6. Физкультминутка

Цель: обеспечить  физическую и эмоциональную  разгрузку

 Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

7. Проверка

Цель: ознакомление с сюжетом и героями  произведения, провести анализ  прочитанного  с целью  проверки  усвоения материала.

 А сейчас проверим, внимательно  ли вы слушали сказку.

 

9. Итог урока

Цель: зафиксировать новое содержание урока.

  1. Кто автор произведения, которое мы прочитали на уроке? (А.С. Пушкин)
  2. Почему это произведение сказка? (Есть волшебство, золотой петушок, выполняет желания звездачета)
  3. Понравилась ли вам сказка?  
  4. Какая часть сказки  показалась  вам самой интересной?
  5. Как можно было по-другому назвать эту сказку? (, Царь Дадон, Шамаханская царица)
  6. Чему нас научила эта сказка?
  7. Как могли бы развиваться события дальше? (предположения детей)

Если вам сегодня было интересно на уроке- хлопните в ладоши.

   

 Помните в начале урока я вам говорила о сюрпризе от одного из наших главных героев. Так вот какой сюрприз вам приготовила звездочет.

- А вы  загадали желание?

-Как вы думаете, любое ли желание может исполнить звездочет?

- Ребята, у каждого из вас на парте лежит картинка с изображением звездачета я предлагаю вам на обратной стороне написать ваше желание.

(все желания кладутся в конверт и передаются звездачету).

11. Домашнее задание

Ответить  на вопросы к сказке  в  учебнике. По желанию к любому отрывку из  сказки нарисовать рисунок.

                                                                                   


 

Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка золотой петушок»

Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка золотой петушок»

И прожить на свете нам нельзя без них

И прожить на свете нам нельзя без них

Видит шелковый шатер – временная лёгкая постройка из тканей, кож или ветвей ;

Видит шелковый шатер – временная лёгкая постройка из тканей, кож или ветвей ;

Думай, думай, голова. (Вращение головой

Думай, думай, голова. (Вращение головой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.09.2023