Уроки музыки
СКАЗКА В МУЗЫКЕ
Самуил Майкапар. Сказочка
Дмитрий Кабалевский. Сказочка
1-е занятие
Программное содержание. Учить детей сравнивать контрастные по характеру произведения с одинаковыми названиями.
Ход занятия:
П е д а г о г. Все вы любите сказки - весёлые, добрые, с чудесами и приключениями.
Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками - ласковыми, добрыми или таинственными, тревожными. Если проследить, как меняется окраска музыки, ее настроения, то становится попятным, о чем повествуется в сказке, рассказанной музыкой. Сейчас я сыграю вам две пьесы с одинаковым названием – «Сказочка». Одну написал композитор С. Майкапар, другую - Д. Кабалевский. Постарайтесь услышать и сказать, чем отличаются эти сказочки, какие настроения передаёт музыка. (Исполняет две пьесы.)
Д е т и. Первая сказочка медленная, спокойная, немного грустная, а вторая быстрая, страшноватая, колючая.
П е д а г о г. Да, первая сказочка неторопливая, добрая, она похожа на русскую песню, а вторая колкая, отрывистая, таинственная, быстрая, с какими-то страшноватыми приключениями. Обе пьесы коротенькие. Они и называются не «Сказка», а «Сказочка». (Исполняет пьесы повторно.)
2-е занятие:
Программное содержание. Учить детей различать яркие интонации,
средства выразительности музыки: регистр, характер звуковедения (плавный или отрывистый), динамику.
Ход занятия:
П е д а г о г. Как называются пьесы, которые я сейчас вам сыграю? (Исполняет «Сказочки» С. Майкапара и Д. Кабалевского, дети вспоминают название пьес, определяют их характер.)
А почему мы все услышали, что первая «Сказочка» звучит спокойно, ласково, а вторая - как история с приключениями, тревожными и таинственными? Первая пьеса медленная, плавная, напевная, тихая, неторопливая. Спокойный темп, негромкое звучание, размеренные, ласковые интонации мелодии создают спокойный, нежный характер музыки. (Исполняет фрагмент.)
Другая пьеса звучит в быстром темпе, громко, отрывисто. Колючие, злые интонации музыки делают ее тревожной, беспокойной, таинственной. Кажется, будто эта «Сказочка» о погоне, кто-то мчится, гонится, пытается догнать... Может, это Баба-яга в ступе летит за Иванушкой или Змей Горыныч мчится в гости к Бабе-яге, торопится... (Играет фрагмент.)
Если прислушаться внимательно к «Сказочкам», мы почувствуем, что настроение музыки меняется. Так, первая «Сказочка» начинается ласково, в начале она похожа на колыбельную - неторопливую и спокойную, как будто мама или бабушка качает люлечку и рассказывает сказку - чуть грустную, добрую.
Начало пьесы звучит неторопливо - все в сказке ещё впереди. (Исполняет первые два такта.)
Потом музыка звучит грустно, жалобно. Может, в «Сказочке» рассказывается о царевне, томящейся в кощеевом царстве, или об Алёнушке, тоскующей о братце Иванушке, которого унесли Гуси-лебеди, или ещё о чем-то грустном (играет 3-4-й такты).
Потом мелодия поднимается выше, становится более жалобной, яркой (играет 5-6-й такты). Другая мелодия будто успокаивает первую (играет 7-8-й такты).
Дальше сказочные события развиваются: музыка звучит то вкрадчиво, затаённо, то смелее, настойчивее (играет 9-12-й такты). Потом мелодия звучит то вопросительно, несмело (играет 13-й такт), то более уверенно, утвердительно (играет 14-й такт). Как будто герой «Сказочки» должен на что-то решиться, что-то выбрать, находится на распутье ... (Играет такты 13-18-й.) Это была средняя часть сказочки (играет пьесу сначала). Вот снова появилась мелодия, похожая на ту, с которой пьеса начиналась, но как она теперь звучит? (Играет начало, а затем 19-22-й такты.)
Д е т и. Таинственно, страшновато.
П е д а г о г. Да, музыка становится таинственной, встревоженной, напряжённой. Наверное, в сказочке рассказывается о каких-нибудь важных, тревожных драматичных событиях. В начале пьесы эта мелодия звучала высоко, светло, без аккомпанемента (играет 1-2-й такты). Теперь она спускается ниже, звучит ярче, сопровождается тревожными, острыми аккордами (играет 19-22-й такты). Это самое напряжённое звучание в сказочке - кульминация пьесы.
А как заканчивается «Сказочка»? (Играет последние четыре такта.)
Д е т и. Жалобно, а потом страшновато.
П е д а г о г. Да, вы узнаете, это первая мелодия «Сказочки»? (Играет ее.) Но если вначале она была светлой, то теперь звучит низко, сумрачно, таинственно, тревожно и внезапно прерывается отрывистыми низкими звуками. Сказочка вдруг неожиданно закончилась, прекратилась, недосказанная, волшебная... (Играет окончание и всю пьесу целиком.)
Другая «Сказочка» Д. Кабалевского - быстрая, как вихрь, стремительная, тревожная (играет пьесу).
3-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать средства музыкальной выразительности, форму произведений, выражать свои впечатления от музыки в слове, рисунке.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы слушали две разные «Сказочки» - композиторов С. Майкапара и Д. Кабалевского. «Сказочка» С. Майкапара напевная словно песня, ласковая, но в ней выражены разные чувства - и грусть, и тревога, и волнение. (Исполняет пьесу.)
«Сказочка» Д. Кабалевского совсем другая. Она подвижная, стремительная, метущаяся, встревоженная. Герои этой «Сказочки» преодолевают какие-то препятствия, преграды. Быть может, она изображает погоню, скачку, ведь музыка отрывистая, «скачущая» (играет «Сказочку»).
В этой «Сказочке», как и в первой, тоже есть разные оттенки настроений. Музыка то тревожная и стремительная (исполняет 1-8-й такты), то неуверенная, страшноватая, боязливая (играет 9-10-й такты), то смелая, решительная, устремлённая (играет 10-12-й такты). Мелодия поднимается все выше. Одни и те же встревоженные интонации повторяются, звучат громко, остро, напряжённо, смело. Это кульминация пьесы (играет 10-16-й такты).
А как заканчивается «Сказочка»? (Играет последние четыре такта.)
Д е т и. Таинственно.
П е д а г о г. Да, мелодия звучит все ниже, тревожнее, утихает и внезапно прекращается, будто кто-то умчался прочь или пропал внезапно ... (Играет фрагмент повторно.)
Окончание этой пьесы чем-то похоже на окончание «Сказочки» С. Майкапара. Хотя эти пьесы совсем разные по характеру, обе они заканчиваются недосказано, отрывисто, таинственно, волшебно. (Исполняет два фрагмента окончания «Сказочек», а потом обе пьесы целиком.)
Придумайте дома две сказочки, которые были бы похожи на музыку С. Майкапара и Д. Кабалевского. Нарисуйте то, что возникает в вашем воображении.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.