Склонение числиельных
Оценка 4.7

Склонение числиельных

Оценка 4.7
docx
31.05.2021
Склонение числиельных
урок в 6 классе по теме Склонение числительтных.docx

 

Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа

 (40, 90, 100, от 50 до 80 и от 200 до 900)

(продолжение темы)

Цели:

1.Знать:

Об особенностях склонения количественных числительных

2.Уметь:

Правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа

3.Сформировать:

Умение правильно употреблять в речи падежные формы числительных, обозначающих целые числа

Ход урока

Мы сегодня продолжим говорить об имени числительном. Откройте тетради и запишите число. Тема урока Склонение числительных, обозначающих целые числа  (40, 90, 100, составные, полтораста). Записывая тему, подумайте, с чем мы будем работать и какова цель урока.

- Верно. Нам необходимо знать особенности склонения количественных числительных; уметь правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа.

- Трудно представить жизнь человека без чисел. Человек любой профессии прибегает к помощи чисел.  А чтобы знания открыли свои кладовые, нам необходимо преодолеть несколько препятствий.

1 испытание. Приведите примеры пословиц и поговорок, в которых употребляются числительные, запишите в тетрадь:

1.      Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

2.      Семеро одного не ждут.

3.      Семь бед - один ответ.

4.      Семеро с сошкой, а один с ложкой.

- Как вы понимаете пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?

 Приведите примеры числа в названиях художественных произведений и запишите в тетрадь:

1.      «Три толстяка» (повесть-сказка  Юрия Олеши,1924 г.)

2.      «Трое в лодке, не считая собаки» (юмористическая повесть, Джеро́м Кла́пка Джеро́м, 1889 г.)

3.      «И один в поле воин» (историческое приключение, Юрий Доль – Михайлик, опубликован 1994 г.)

4.      «Четвертая высота» (повесть, Елена Ильина, 1946 г.)

- Знаете ли вы авторов этих произведений? Сверьте свою работу с записью на доске и допишите.

2  испытание.  Цифровой диктант. Я предложу вам несколько утверждений. Если вы согласны с моим утверждением, поставьте цифру «2», если нет – «1». Ответы записываем в тетрадях.

Я утверждаю, что:

1. Числительное – самостоятельная часть речи.                           2

2. Числительное полтора – собирательное                                    1

3. В именах числительных от 5 до 20, 30  Ь пишется на конце.  2

4. Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по родам, падежам и числам.                                                                                            2

Итог: 2 122  (две тысячи сто двадцать два)

-Какое число у вас получилось?  Запишите на доске.

- Охарактеризуйте это число   (целое, составное, количественное)

 Вы достойно справились с испытанием и перед нами открывается новая часть знаний о числительном.

Склонение числительных сорок, девяносто, сто

У числительных 40, 90, 100 две формы: в И.п. и В.п. числительные 90, 100 имеют окончание О, а числительное сорок – нулевое окончание. В остальных формах эти числительные имеют окончание А

И., В. 

сорок 

девяносто 

сто 

Р.,Д.,Т.,П.

сорока 

девяноста 

ста 

- Просклоняйте по рядам числительные и запишите в тетрадь. Прочитайте работу и сверьте с записью на доске.

-Запишите предложение и замените числа словами:

Число взмахов крыльев птички колибри колеблется от 30 до 100 в секунду.

- Прокомментируйте правописание числительных.

- Как вы думаете, почему в числительном сорок отсутствует упоминание о десятках?

  Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями, куницами, белками  и т.д. служил денежной единицей. В один сорок (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с сорока соболями (или белками), и, наконец, числительное сорок.

-А в каком устойчивом сочетании используется число сорок?

   Существовали и широко применялись сорокавёдерные бочки, 1/40 часть ведра именовалась «сороко́вка». В итоге сформировалось выражение «сорок сороков», которое образно указывало на большое, несчётное количество чего-либо.

- Физминутка. А теперь посчитаем на руках. Это поможет нам отдохнуть и лучше усвоить знания. Упр. Из «Брейн – Джим»

Числительные от 50 до 80 и от 200 до 900

Продолжим знакомиться со склонение числительных.

У сложных слов – числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части

от 50 до 80

от 500 до 900

200, 300, 400

И. пятьдесят

пятьсот

двести

Р. пятидесяти

пятисот

двухсот

Д. пятидесяти

пятистам

двумстам

В. пятьдесят

пятьсот

двести

Т. пятьюдесятью

пятьюстами

двумястами

П. о пятидесяти

о пятистах

о двухстах

- Давайте просклоняем числительные 50, 500, 200.

Устный счет на закрепление:

         854 сложить с 232

         Из 947 вычесть 325

         К 342 прибавить 679

         От 878 отнять 511

         С 453 сложить 746

854 сложить с 232

Восемьсот пятьдесят четыре сложить с двумястами тридцатью двумя, получится

1 086

Из 947 вычесть 325

Из девятисот сорока семи вычесть триста двадцать пять, получится

622

К 342 прибавить 679

К тремстам сорока двум прибавить шестьсот семьдесят девять, получится

1 021

От 878 отнять 511

От восьмисот семидесяти восьми отнять пятьсот одиннадцать, получится

367

С 453 сложить 746

С четырьмястами пятьюдесятью тремя сложить семьсот сорок шесть, получится

1 199

 

 

- Подведение итогов. Полминутки для шутки. Прочитайте зашифрованные слова:

40а

1надцать

100н

па3от

100янка

элек3к

 

Домашнее задание: составить рассказ с числительными 40,90,100.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (40, 90, 100, от 50 до 80 и от 200 до 900 ) (продолжение темы)

Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (40, 90, 100, от 50 до 80 и от 200 до 900 ) (продолжение темы)

Охарактеризуйте это число ( целое, составное, количественное )

Охарактеризуйте это число ( целое, составное, количественное )

Т. пять ю десять ю пять ю ст ами дв умя ст ами

Т. пять ю десять ю пять ю ст ами дв умя ст ами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021