Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа
(40, 90, 100, от 50 до 80 и от 200 до 900)
(продолжение темы)
Цели:
1.Знать:
Об особенностях склонения количественных числительных
2.Уметь:
Правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа
3.Сформировать:
Умение правильно употреблять в речи падежные формы числительных, обозначающих целые числа
Ход урока
Мы сегодня продолжим говорить об имени числительном. Откройте тетради и запишите число. Тема урока Склонение числительных, обозначающих целые числа (40, 90, 100, составные, полтораста). Записывая тему, подумайте, с чем мы будем работать и какова цель урока.
- Верно. Нам необходимо знать особенности склонения количественных числительных; уметь правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа.
- Трудно представить жизнь человека без чисел. Человек любой профессии прибегает к помощи чисел. А чтобы знания открыли свои кладовые, нам необходимо преодолеть несколько препятствий.
1 испытание. Приведите примеры пословиц и поговорок, в которых употребляются числительные, запишите в тетрадь:
1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2. Семеро одного не ждут.
3. Семь бед - один ответ.
4. Семеро с сошкой, а один с ложкой.
- Как вы понимаете пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»?
Приведите примеры числа в названиях художественных произведений и запишите в тетрадь:
1. «Три толстяка» (повесть-сказка Юрия Олеши,1924 г.)
2. «Трое в лодке, не считая собаки» (юмористическая повесть, Джеро́м Кла́пка Джеро́м, 1889 г.)
3. «И один в поле воин» (историческое приключение, Юрий Доль – Михайлик, опубликован 1994 г.)
4. «Четвертая высота» (повесть, Елена Ильина, 1946 г.)
- Знаете ли вы авторов этих произведений? Сверьте свою работу с записью на доске и допишите.
2 испытание. Цифровой диктант. Я предложу вам несколько утверждений. Если вы согласны с моим утверждением, поставьте цифру «2», если нет – «1». Ответы записываем в тетрадях.
Я утверждаю, что:
1. Числительное – самостоятельная часть речи. 2
2. Числительное полтора – собирательное 1
3. В именах числительных от 5 до 20, 30 Ь пишется на конце. 2
4. Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по родам, падежам и числам. 2
Итог: 2 122 (две тысячи сто двадцать два)
-Какое число у вас получилось? Запишите на доске.
- Охарактеризуйте это число (целое, составное, количественное)
Вы достойно справились с испытанием и перед нами открывается новая часть знаний о числительном.
Склонение числительных сорок, девяносто, сто
У числительных 40, 90, 100 две формы: в И.п. и В.п. числительные 90, 100 имеют окончание О, а числительное сорок – нулевое окончание. В остальных формах эти числительные имеют окончание А
И., В. |
сорок |
девяносто |
сто |
Р.,Д.,Т.,П. |
сорока |
девяноста |
ста |
- Просклоняйте по рядам числительные и запишите в тетрадь. Прочитайте работу и сверьте с записью на доске.
-Запишите предложение и замените числа словами:
Число взмахов крыльев птички колибри колеблется от 30 до 100 в секунду.
- Прокомментируйте правописание числительных.
- Как вы думаете, почему в числительном сорок отсутствует упоминание о десятках?
Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок». Мешок с сорока соболями, куницами, белками и т.д. служил денежной единицей. В один сорок (то есть мешок) вкладывали четыре десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорок – сначала мешок, затем мешок с сорока соболями (или белками), и, наконец, числительное сорок.
-А в каком устойчивом сочетании используется число сорок?
Существовали и широко применялись сорокавёдерные бочки, 1/40 часть ведра именовалась «сороко́вка». В итоге сформировалось выражение «сорок сороков», которое образно указывало на большое, несчётное количество чего-либо.
- Физминутка. А теперь посчитаем на руках. Это поможет нам отдохнуть и лучше усвоить знания. Упр. Из «Брейн – Джим»
Числительные от 50 до 80 и от 200 до 900
Продолжим знакомиться со склонение числительных.
У сложных слов – числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части
от 50 до 80 |
от 500 до 900 |
200, 300, 400 |
И. пятьдесят |
пятьсот |
двести |
Р. пятидесяти |
пятисот |
двухсот |
Д. пятидесяти |
пятистам |
двумстам |
В. пятьдесят |
пятьсот |
двести |
Т. пятьюдесятью |
пятьюстами |
двумястами |
П. о пятидесяти |
о пятистах |
о двухстах |
- Давайте просклоняем числительные 50, 500, 200.
Устный счет на закрепление:
• 854 сложить с 232
• Из 947 вычесть 325
• К 342 прибавить 679
• От 878 отнять 511
• С 453 сложить 746
854 сложить с 232 |
Восемьсот пятьдесят четыре сложить с двумястами тридцатью двумя, получится |
1 086 |
Из 947 вычесть 325 |
Из девятисот сорока семи вычесть триста двадцать пять, получится |
622 |
К 342 прибавить 679 |
К тремстам сорока двум прибавить шестьсот семьдесят девять, получится |
1 021 |
От 878 отнять 511 |
От восьмисот семидесяти восьми отнять пятьсот одиннадцать, получится |
367 |
С 453 сложить 746 |
С четырьмястами пятьюдесятью тремя сложить семьсот сорок шесть, получится |
1 199 |
- Подведение итогов. Полминутки для шутки. Прочитайте зашифрованные слова:
40а
1надцать
3о
7я
100н
па3от
100янка
элек3к
Домашнее задание: составить рассказ с числительными 40,90,100.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.