Скульптура первой половины 19 века

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 20.12.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

презентация
Иконка файла материала скульптура19.pptx

Русская скульптура первой половины 19 века

Скульптура начала XIX в. исключительно патриотична и посвящена в основном итогам Отечественной войны 1812 г., которая породила высокий патриотизм в обществе и искусстве. Создавая величественные сооружения и целые ансамбли в Москве, Петербурге и других городах, архитекторы активно сотрудничали со скульпторами, мастерами декоративной пластики. Лучшими скульпторами того времени были Феодосий Щедрин, Василий Демут-Малиновский, Степан Пименов, Иван Теребенёв. 

Феодо́сий Федорович Щедри́н (1751-1825)

Работал в стиле классицизма.
Создал скульптуры для Самсоновской террасы Петергофского сада, фигуры для Биржи, Адмиралтейства (совместно с И. И. Теребенёвым), в том числе «Кариатиды».

Ф.Ф. Щедрин. Фонтан «Сирены» в Большом каскаде Петергофа (1805)

Ф.Ф. Щедрин. Кариатиды в Адмиралтействе (1812-1813)

Украшал Казанский собор, выполнил огромный горельеф «Христос, ведомый к месту распятия» (1807). Занимался также и скульптурой малых форм: выполнил ряд бюстов и отдельных скульптур: «Спящий Эндимион» (бронза, 1779), «Фавн с Вакханкой», «Диана», «Венера» (1792), «Нарцисс», бюст А. Н. Нартова (мрамор, 1811).

Ф. Ф. Щедрин. «Диана» (1795). Государственный Русский музей (Петербург)

Иван Иванович Теребенёв (1780-1815)

Русский скульптор и график. Самой ранней его скульптурной работой является барельеф «Полтавская баталия» для памятника Петру Первому перед Михайловским замком. А позже он создал парящие аллегории Славы и аллегорический барельеф «Заведение флота в России» на арке Адмиралтейства.

И.И. Теребенёв. Гений Славы, трубящий победу на арке Адмиралтейства

Горельеф на фронтоне Адмиралтейства. Архитектор А.Д. Захаров. Скульптор И.И. Теребенев

И.И. Теребенёв. Горельеф на фронтоне Адмиралтейства

Василий Иванович Демут-Малиновский (1779-1846)

Неизвестный художник. Портрет В.И. Демут-Малиновского Его монументальные скульптуры образуют ансамблевое единство со знаменитыми сооружениями Петербурга: Казанским собором, аркой Главного штаба, Нарвскими воротами. Скульптор работал и в области надгробной пластики.

Рельеф с надгробия М. Козловского

Кабинет «Фонарик»

Кабинет «Фонарик» (архитектор А. Воронихин) интересен и своей планировкой, и интерьером. Он перестроен архитектором из предполагавшейся библиотеки: убрана наружная стена, которую заменяют на полукруглый эркер – «фонарик», выступающий в Собственный садик. Эркер образован ионической колоннадой белого искусственного мрамора с застекленным пространством между колоннами. Широкая арка эркера поддерживается двумя кариатидами, выполненными В. Демут-Малиновским. Зеленоватая окраска стен перекликается с цветом летней зелени за окнами. Потоки света льются через окна-стены «Фонарика», создавая светотеневые контрасты между освещенной и затененной частями кабинета. «Фонарик» был любимым рабочим кабинетом Марии Федоровны, здесь совмещались библиотека и картинная галерея.

В. Демут-Малиновский «Похищение Прозерпины»

Для здания Горного института скульптор Демут-Малиновский создал группу «Похищение Прозерпины Плутоном» на сюжет античной мифологии. Прозерпина сопротивляется Плутону, который уносит её в подземное царство. Вторую скульптурную группу «Геркулес и Антей» выполнил С. С. Пименов.

С.С.Пименов «Геркулес и Антей» (1811). Горный институт, главный фасад

С 1812 по 1814 гг. Демут-Малиновский совместно с С.С. Пименовым и Ф.Ф. Щедриным работал над оформлением здания Главного Адмиралтейства. Совместно с С.С. Пименовым Демут-Малиновский работал над украшением многих памятников архитектуры: Елагина дворца, Михайловского дворца, арки Главного штаба.

Арка Главного штаба После арки Главного штаба Демут-Малиновский начал оформление здания Императорской публичной библиотеки, построенной в 1820-х гг. В настоящее время это Российская национальная библиотека. На главном фасаде здания, обращенного к площади, между колоннами в нишах были поставлены статуи ученых, философов и поэтов древности, изваянные С.С. Пименовым, В.И. Демут-Малиновским, С.И. Гальбергом, Н.А. Токаревым и М.Г. Крыловым. На аттике возвышается фигура Минервы, символизирующая мудрость.

Здание Императорской публичной библиотеки

В. Демут-Малиновский принимал участие в оформлении Нарвских триумфальных ворот. Работал над созданием лепных украшений для интерьеров Зимнего дворца и здания Академии художеств. В. Демут-Малиновский – автор памятников Екатерине II, Ивану Сусанину, фельдмаршалу князю Барклаю-де-Толли в Тарту, бюста А.В. Суворова.

В. Демут-Малиновский. Памятник Барклаю-де-Толли (Тарту, 1849)

Бюст полководца в военном мундире установлен на красный гранитный постамент, внизу – скульптуры забытых трофеев.

Для оформления главного фасада центрального корпуса Петербургского скотопригонного двора (бойни) им были изготовлены бронзовые быки. Они и сейчас украшают въезд на территорию ленинградского мясокомбината. Демут-Малиновский создал чугунные скульптуры рыцарей и русских витязей для украшения фасада павильона Белая башня в Александровском парке Царского Села, а также 43 медные статуи для Готической капеллы в Петергофе.

Ива́н Петро́вич Ма́ртос (1754-1835)

Скульптор-монументалист И.П. Мартос занимал ведущее положение в русской скульптуре начала XIX в.

А. Варнек. Портрет И.П. Мартоса

Он работал в самых разных жанрах: портреты, декоративные статуи и рельефы, надгробия. Благодаря Мартосу жанр надгробий достиг в России больших успехов. К числу его шедевров относятся надгробия Собакиной, Куракиной, Гагариной и др.

И.П. Мартос. «Надгробие Е.С. Куракиной» (1792). Благовещенская усыпальница Александро-Невской лавры

Но подлинную славу он обрёл после создания памятника Минину и Пожарскому в 1818 г. Создание на памятнике двух фигур очень усложняло задачу скульптора, но Мартос блестяще справился с ней.

И.П. Мартос «Минин и Пожарский» (1818). Красная площадь, Москва

Этот памятник посвящён предводителям Второго народного ополчения 1612 г., окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России. Является первым крупным скульптурным памятником в Москве. Героика событий XVI в. перекликалась с событиями Отечественной войны 1812 г. Замысел создания памятника возник ещё в начале века, но реализовался только после войны. Средства собирались по подписке. Минин вскинутой рукой призывает народ на борьбу с польскими интервентами, другой рукой передаёт меч Пожарскому, чтобы тот возглавил ополчение. Одет Минин в хитон с добавлением русского узора, что напоминает рубаху крестьянина, на ногах порты. Широкий шаг и выдающийся вперёд торс придают фигуре Минина уверенность и силу. Пожарский, опираясь на щит с изображением Спаса, приподнимается с ложа и принимает меч из руки Минина. Эта поза говорит о том, что князь ещё не оправился от ран, но готов последовать за призывом нижегородского старосты. Меч – центральное связующее звено в композиции, которая олицетворяет единство народа. Высота скульптурной группы около 4,6 м. Пьедестал украшен барельефами с двух сторон и надписью: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россiя. ЛІЪТА 1818».

Посмотрите также