Слои земной коры.
Оценка 4.8

Слои земной коры.

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
09.03.2020
Слои земной коры.
окр мир 2.docx

 

Дата: 10.03.2020г.               окружающий мир

Тема: Слои земной коры.

Цель:  Познакомятся с горными породами и слоями земной коры

Задачи: формирование бережного отношения к объектам природы.

с понятием "горные породы", с видами горных пород; происхождение магматических и осадочных горных пород; получат представление о том, что горные породы- это природные тела, из которых сложены не только горы, но и поверхность суши Земли и дно океанов;

 

 

 

Этап урока

Методы и приемы

Содержание урока.  Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. Момент

Словес.: приветствие

Повернитесь к соседу, улыбнитесь ему и тихо садитесь. Начинаем работать.

 

Настраиваться на работу

2.Актуализация знаний

Практический метод.

Устная фронтальная работа.

 

Ребята, что вы делали на прошлом уроке окружающего мира? Да, вы правы, мы изучали почвы Челябинской области

Ребята, скажите , что такое полезные ископаемые?

Полезные ископаемые – горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд)

Какие группы полезных ископаемых вы знаете?

Горючие, рудные, строительные, драгоценные, поделочные камни)

 

Ребята, как будет звучать тема нашего урока?

А какие цели каждый из вас поставит на этот урок?



Повторение пройденного на прошлом уроке.

Вспомнить почву, почву Челябинской области.

 

 

Ставить цели и задачи на этот урок,

Анализировать тему.

 

3. Постановка учебной задачи и ее решение

Устная фронтальная работа.

Практичекс:работа с текстом

 

Го́рная поро́да это твердые минералы, из которых состоит земная кора. Существуют сотни пород разных типов, образованные различными комбинациями минералов. Например, песчаник состоит из песчинок, спрессованных и сцементированных между собой. Песок образован минералами кварца, который, в свою очередь, включает в себя химические элементы кремния и кислорода.

 

Гоные породы бывают:

- Магматические- возникшие в результате застывания природного расплава (магмы или лавы). Переход расплава в твёрдое состояние сопровождается полной или частичной кристаллизацией вещества. Магматические породы играют важную роль в строении земной коры, образуя геологические тела различной формы и размера

 

-Осадочные- Существующие в термодинамических условиях, характерных для поверхностной части земной коры, и образующиеся в результате переотложения продуктов выветривания и разрушения различных горных пород, химического и механического выпадения осадка из воды, жизнедеятельности организмов или всех трёх процессов одновременно.

 

-Обломочные-Обломочные породы образуются из осколков разрушающихся материнских пород. Поскольку разрушение идет преимущественно на суше, обломочные породы называют еще терригенными. Они составляют около 20% осадочных пород. Обломки составляют в терригенных породах не менее половины; кроме них присутствуют хемогенный и биогенный цемент и поры. Таким образом, особенности обломочной породы – ее сложность. Обломки генетически связаны с источником сноса, их материал первично сформировался в высокотемпературных зонах магматизма и метаморфизма.

 

-Органические- класс химических соединений, в состав которых входит углерод (за исключением карбидов, угольной кислоты, карбонатов, оксидов углерода и цианидов). Органические соединения, кроме углерода, чаще всего содержат элементы водород, кислород, азот,

 

-Метаморфические- горные породы, образованные в толще земной коры в результате метаморфизма, то есть изменения осадочных и магматических горных пород вследствие изменения физико-химических условий. Благодаря движениям земной коры, осадочные горные породы и магматические горные породы подвергаются воздействию высокой температуры, большого давления и различных газовых и водных растворов, при этом они начинают изменяться.

 

 

Скажите, а как вы думаете, что такое земная кора?

Давайте прочитаем текст в парах.

 

Прочитайте, про текст про земную кору в парах,

 

Земная кора является наиболее хорошо изученной твердой оболочкой Земли. Название «кора» исторически связано с представлением о твердой оболочке, образовавшейся в результате остывания поверхностных слоев расплавленного огненно-жидкого вещества Земли, из которого она состояла первоначально, как это представлялось по ранее господствовавшим космогоническим гипотезам.

Земная кора состоит из нескольких слоев, толщина и строение которых различны в пределах океанов и материков. В связи с этим выделяют океанический, материковый и промежуточный типы земной коры, которые будут описаны дальше.

По составу в земной коре выделяют обычно три слоя – осадочный, гранитный и базальтовый.

Осадочный слой сложен осадочными горными породами, являющимися продуктом разрушения и переотложения материала нижних слоев. Этот слой хотя и покрывает всю поверхность Земли, но местами настолько тонок, что практически можно говорить о его прерывистости. В то же время иногда он достигает мощности в несколько километров.

Гранитный слой сложен в основном магматическими породами, образовавшимися в результата застывания расплавленной магмы, среди которых преобладают разности, богатые кремнеземом (кислые породы). Этот слой, достигающий на материках мощности 15-20 км, под океанами сильно сокращается и даже может совсем отсутствовать.

Базальтовый слой также слагается магматическим веществом, но более бедным кремнеземом (основными породами) и обладающим большим удельным весом. Этот слой развит в основании земной коры во всех областях земного шара.

Что вы узнали нового?

Скажите , что входит в земную кору?

-Мантия,

-Базальтовый слой,

-Гранитный слой,

-осадочные породы.

Хорошо,



Узнать что такое горная порода.

 

Что в нее входит.

 

 

Узнать и прочитать какие бывают горные породы и что в них входит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Думать и анализировать, что такое земная кора.

 

 

Читать в парах информацию про земную кору.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализировать текст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализировать земную кору.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Решение частных задач

Практич: работа с учебным материалом

 

А какие гор­ные по­ро­ды можно уви­деть, гуляя по окрест­но­стям го­ро­да или села?

Можно уви­деть реч­ную галь­ку, песок, глину, боль­шой валун, ку­со­чек торфа или ка­мен­но­го угля.

 

\Ребята, скажите, как вы думаете как образовались глина и песок?

ни об­ра­зо­ва­лись в ре­зуль­та­те раз­ру­ше­ния гор­ных пород. Глав­ная при­чи­на таких раз­ру­ше­ний – из­ме­не­ние тем­пе­ра­ту­ры в те­че­ние суток. Днем солн­це на­гре­ва­ет по­верх­ность скал, гор­ные по­ро­ды рас­ши­ря­ют­ся, а ночью охла­жда­ют­ся и сжи­ма­ют­ся. И так про­ис­хо­дит каж­дые сутки, из года в год, мно­гие ты­ся­чи, мил­ли­о­ны лет. На по­верх­но­сти скал об­ра­зу­ют­ся сна­ча­ла ма­лень­кие, а затем боль­шие тре­щи­ны, вода, ветер и рас­те­ния раз­ру­ша­ют гор­ные по­ро­ды, в тре­щи­ны по­па­да­ет вода, она за­мер­за­ет, и по­лу­ча­ет­ся лед, ко­то­рый давит на стен­ки тре­щин с очень боль­шой силой. Дож­де­вые и талые воды, по­па­дая в тре­щи­ны, вы­мы­ва­ют ча­сти­цы гор­ных пород, силь­ный ветер вы­ду­ва­ет из тре­щин мель­чай­шие ча­стич­ки. Раз­ру­ше­ние уси­ли­ва­ет­ся, в тре­щи­ны по­па­да­ет пыль, по­се­ля­ют­ся мик­ро­бы, ма­лень­кие жи­вот­ные, ветер за­но­сит се­ме­на рас­те­ний. Живые ор­га­низ­мы про­дол­жа­ют раз­ру­шать гор­ные по­ро­ды, рас­ши­ря­ют и углуб­ля­ют тре­щи­ны. Раз­ру­ше­ние гор­ных пород под вли­я­ни­ем из­ме­не­ния тем­пе­ра­ту­ры, воды, воз­ду­ха, живых ор­га­низ­мов на­зы­ва­ет­ся вы­вет­ри­ва­ни­ем. Так по­сте­пен­но скала раз­ру­ша­ет­ся, и об­ра­зу­ют­ся об­лом­ки раз­ной ве­ли­чи­ны. Вода, ветер, лед ска­ты­ва­ют эти об­лом­ки вниз, по скло­нам, они стал­ки­ва­ют­ся друг с дру­гом и раз­би­ва­ют­ся. По­то­ки воды пе­ре­но­сят их с места на место, пе­ре­ти­ра­ют друг друга и из­мель­ча­ют. Круп­ные об­лом­ки пре­вра­ща­ют­ся в мел­кий гра­вий, а мел­кий гра­вий – в песок и глину. Вот так мил­ли­ар­ды этих ча­сти­чек го­да­ми осе­да­ли на дне морей, оке­а­нов, озер. Под дав­ле­ни­ем новых слоев они уплот­ня­лись, из­ме­ня­лись и по­сте­пен­но пре­вра­ща­лись в слои галь­ки, песка и глины. По­это­му эти гор­ные по­ро­ды тоже на­зы­ва­ют оса­доч­ны­ми или об­ло­моч­ны­ми гор­ны­ми по­ро­да­ми.

 

Анализировать, какие горные породы можно увидеть в городах и селах?

 

 

 

 

 

 

Вести беседу о горных породах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Закрепление

Практич.:выполнение теста.,

Мы с вами очень хорошо поработали, сейчас узнаем как вы поняли эту тему.

Берем листочки, будем писать тест.

1. Кто создал горные породы?

а) люди;      б) природа;     в) животные.

2. Какие бывают горные породы?

а) твердые, жидкие и газообразные;   б) твердые и жидкие;    в) твердые и газообразные.

3. Горные породы - это..

а) вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами;

б) вещества, которые люди добывают из разных слоёв Земли

4. Горная порода, состоящая из отдельных частиц, крепко соединенных  между собой. Бывает разного цвета, не имеет запаха, не пропускает воду, тяжёлая и очень прочная. Это…

а) глина      б) гранит    в) известняк

5. Горная порода, состоящая из отдельных частиц, не соединённых между собой. Бывает разного цвета, не имеет запаха, хорошо пропускает воду, сыпуч. Это…

а) глина        б) песок     в) известняк

6. Полезными ископаемыми называют…

а) горные породы Земли.

б) горные породы, которые добывают из глубины земли и используют для нужд человека.

7.Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

а) врачи;          б)геологи;       в) строители.

8.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

а) песок, глина;       б)гранит, торф;     в) каменный уголь, поваренная соль.

 

 

 

Писать тест самостоятельно на тему горные породы и земная кора.

 

 

 

 

6.Подведение итогов урока

словесн.:беседа

 

 

Ребята, я надеюсь вы сегодня поняли и надолго запомните нашу сегодняшнюю тему.

Скажите, реализовались ли ваши цели ,которые вы ставили на этот урок?

.Анализировать урок.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Дата: 10.03.2020г. окружающий мир

Дата: 10.03.2020г. окружающий мир

Ребята, как будет звучать тема нашего урока?

Ребята, как будет звучать тема нашего урока?

Обломочные- Обломочные породы образуются из осколков разрушающихся материнских пород

Обломочные- Обломочные породы образуются из осколков разрушающихся материнских пород

Давайте прочитаем текст в парах

Давайте прочитаем текст в парах

Этот слой, достигающий на материках мощности 15-20 км, под океанами сильно сокращается и даже может совсем отсутствовать

Этот слой, достигающий на материках мощности 15-20 км, под океанами сильно сокращается и даже может совсем отсутствовать

Днем солн­це на­гре­ва­ет по­верх­ность скал, гор­ные по­ро­ды рас­ши­ря­ют­ся, а ночью охла­жда­ют­ся и сжи­ма­ют­ся

Днем солн­це на­гре­ва­ет по­верх­ность скал, гор­ные по­ро­ды рас­ши­ря­ют­ся, а ночью охла­жда­ют­ся и сжи­ма­ют­ся

Берем листочки, будем писать тест

Берем листочки, будем писать тест

Полезными ископаемыми называют… а) горные породы

Полезными ископаемыми называют… а) горные породы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2020