"Словарь специальных терминов"

  • doc
  • 01.07.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Словарь специальных терминов.doc

Словарь специальных терминов

1. Автоматизация звука - этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

2. Артикуляция -- (articulare-чётко произносить; лат.) работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.

3. Артикуляционная гимнастика - система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.
4. Артикуляционный аппарат - совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.

5. Дети с нарушениями речи - дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

6. Дефект - недостаток к.-л. органа, выпадение какой-нибудь физиологической или психической функции.

7. Дизартрия -- (dis-arthron-расстройство сочленения; латин.) нарушение произношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ограничена, связана подвижность органов речи, поэтому произношение затруднённое. Часто речь плохо развита в целом.

8. Дыхание -- условно разделяют на: ключичное, грудное и брюшное.

--грудное -- дыхание, при котором рёбра, поднимаясь, увеличивают обьём грудной клетки в её средней части. При этом голос быстро утомляется.

--ключичное -- короткое, поверхностное дыхание.

--брюшное -- дыхание диафрагмальное: диафрагма сокращается и увеличивает обьём грудной клетки.

9. Замены звуков - дефект воспроизведения звуков речи, при котором вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости в зависимости от того, артикуляционные или акустические образы звуков не сформированы.

10. Коррекция произношения -- исправление недостатков произношения.

11. Кинесика -- совокупность движений тела, мимики, жестов.

12. Логопедия -- (logos-слово,учение, paideia-воспитание; греч.) отрасль специальной педагогики, в задачу которой входит изучение развития речи, недостатков речи, разработка путей профилактики и преодоления недостатков речи; создания условий для наилучшего развития речи.

13. Межзубная шепелявость - нарушение главным образом звуков [с], [з], [ц]; возникает при отсутствии прикуса во время артикуляции, когда нижняя челюсть опускается книзу, и язык высовывается между зубами, вместо острого звука получается мягкий шум между языком и верхними резцами.

14. Моторика -- совокупность двигательных реакций.

 

15. Парез - ослабление произвольных движений вследствие нарушенной иннервации мышц, группы мышц.

16. Постановка звука - создание при помощи специальных приемов новой связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно - кинестетическими (самостоятельное восприятие звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями; постановка звуков, дыхания, голоса - первый этап формирования произносительных навыков у глухих, слабослышащих детей, у детей с нарушениями речи; характеризуется широким использованием сохранных анализаторов (зрительного, кожного, двигательного, слухового), применением различных методических приемов, технических приспособлений, в результате чего ребенок усваивает то или иное произносительное умение; за этапом произносительных умений следует этап их автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате специальных упражнений и речевой практики.

17. Подвижность речи -- способность управлять скоростью ритмического движения речи, её темпом, свободно переходя от замедленного к быстрому и наоборот. Такая способность вырабатывается в процессе тренировок.

18. Просодика -- мелодико-интонационная сторона речи.

19. Речевой аппарат - система органов, принимающих участие в образовании звуков речи.

20. Речь -- система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи и хранения информации.

21. Сигматизм -- недостатки произношения звуков свистящих: [ С, З, Ц ] и шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ]

22. Смешение звуков - недостаток речи, выражающиеся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, смешивает их в речи (н-р, вместо шапка произносит «сапка» и тут же вместо санки - «шанки»). С.з. - признак незаконченности процесса овладения системой фонем. Нормально этот процесс заканчивается у ребенка к 4-5 г. К этому времени все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся.

23. Уздечка -- подьязычная связка. При короткой уздечке нарушается произношение звуков [ Р, Л, Ш, Ж, Ч, Щ ]. Нет необходимости хирургического вмешательства, так как есть специальные упражнения для растягивания уздечки.

24. Экспрессивная речь - внешняя форма речи, активное устное или письменное высказывание.

25. Язык -- важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей друг на друга.