Словарь специальных терминов
1. Автоматизация звука - этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
2. Артикуляция -- (articulare-чётко произносить; лат.) работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.
3. Артикуляционная
гимнастика - система упражнений для
речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по
инструкции логопеда.
4. Артикуляционный аппарат - совокупность органов, обеспечивающих
образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы
глотки, языка, мягкого неба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.
5. Дети с нарушениями речи - дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
6. Дефект - недостаток к.-л. органа, выпадение какой-нибудь физиологической или психической функции.
7. Дизартрия -- (dis-arthron-расстройство сочленения; латин.) нарушение произношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ограничена, связана подвижность органов речи, поэтому произношение затруднённое. Часто речь плохо развита в целом.
8. Дыхание -- условно разделяют на: ключичное, грудное и брюшное.
--грудное -- дыхание, при котором рёбра, поднимаясь, увеличивают обьём грудной клетки в её средней части. При этом голос быстро утомляется. |
--ключичное -- короткое, поверхностное дыхание. |
--брюшное -- дыхание диафрагмальное: диафрагма сокращается и увеличивает обьём грудной клетки. |
9. Замены звуков - дефект воспроизведения звуков речи, при котором вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости в зависимости от того, артикуляционные или акустические образы звуков не сформированы.
10. Коррекция произношения -- исправление недостатков произношения.
11. Кинесика -- совокупность движений тела, мимики, жестов.
12. Логопедия -- (logos-слово,учение, paideia-воспитание; греч.) отрасль специальной педагогики, в задачу которой входит изучение развития речи, недостатков речи, разработка путей профилактики и преодоления недостатков речи; создания условий для наилучшего развития речи.
13. Межзубная шепелявость - нарушение главным образом звуков [с], [з], [ц]; возникает при отсутствии прикуса во время артикуляции, когда нижняя челюсть опускается книзу, и язык высовывается между зубами, вместо острого звука получается мягкий шум между языком и верхними резцами.
14. Моторика -- совокупность двигательных реакций.
15. Парез - ослабление произвольных движений вследствие нарушенной иннервации мышц, группы мышц.
16. Постановка звука - создание при помощи специальных приемов новой связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно - кинестетическими (самостоятельное восприятие звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями; постановка звуков, дыхания, голоса - первый этап формирования произносительных навыков у глухих, слабослышащих детей, у детей с нарушениями речи; характеризуется широким использованием сохранных анализаторов (зрительного, кожного, двигательного, слухового), применением различных методических приемов, технических приспособлений, в результате чего ребенок усваивает то или иное произносительное умение; за этапом произносительных умений следует этап их автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате специальных упражнений и речевой практики.
17. Подвижность речи -- способность управлять скоростью ритмического движения речи, её темпом, свободно переходя от замедленного к быстрому и наоборот. Такая способность вырабатывается в процессе тренировок.
18. Просодика -- мелодико-интонационная сторона речи.
19. Речевой аппарат - система органов, принимающих участие в образовании звуков речи.
20. Речь -- система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи и хранения информации.
21. Сигматизм -- недостатки произношения звуков свистящих: [ С, З, Ц ] и шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ]
22. Смешение звуков - недостаток речи, выражающиеся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, смешивает их в речи (н-р, вместо шапка произносит «сапка» и тут же вместо санки - «шанки»). С.з. - признак незаконченности процесса овладения системой фонем. Нормально этот процесс заканчивается у ребенка к 4-5 г. К этому времени все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся.
23. Уздечка -- подьязычная связка. При короткой уздечке нарушается произношение звуков [ Р, Л, Ш, Ж, Ч, Щ ]. Нет необходимости хирургического вмешательства, так как есть специальные упражнения для растягивания уздечки.
24. Экспрессивная речь - внешняя форма речи, активное устное или письменное высказывание.
25. Язык -- важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей друг на друга.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.