Словарный урок.
Оценка 4.6

Словарный урок.

Оценка 4.6
docx
24.11.2021
Словарный урок.
Урок «Слово и его значение».docx

Всероссийский конкурс «Словарный урок».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Слово и его значение. Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения ».

Русский язык УМК Школа России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бородина Лилия Викторовна.

ГБОУ РО «Семичанская школа-интернат»,

Дубовского района.

Учитель начальных классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х.Семичный, 2021год.

Тема: «Слово и его значение. Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения ».

 

Класс: 2

Количество уч-ся:  12, возраст 8-9 лет.

Дата проведения: 24.09.2021год. Русский язык, УМК «Школа России».

Цели: Закрепить знания по теме «Слово и его значение. Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения». Образовательныезакрепить знания о многозначных, однозначных словах, синонимах, антонимах. Дать понятие лексического значения слова, как единства зрительного образа , звучания, значения, написания;

 - выявление слов, значение которых требует уточнения лексического значения,

 - определить влияние корня на значение слова;

 - определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учебной деятельности. Воспитывать умения слушать собеседника и вести диалог, оценивать себя и товарищей. Воспитывать умение работать с учителем и сверстниками; культуру общения, умение слушать друг друга. Воспитывать уважительное отношение друг к другу при работе в паре и группе.

Коррекционно-развивающие: развивать ЛичностныеУУД: действие смыслообразования, т. е. установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. 

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий, самоконтроль. Развивать 

Предметные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания; умения устанавливать причинно-следственные связи; построение логической цепи рассуждений. Развивать

 Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками - определение цели, умение работать с учителем, умение работать в паре; способы взаимодействия; умение полно и точно выражать свои мысли; умение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка в процессе выполнения лексических упражнений.

Задачи:

- раскрыть более глубоко понятие лексического значения слова;

- показать влияние каждой части слова на лексическое значение слова;  

- научить работать с различными источниками информации.

 

Планируемые результаты: Личностные: демонстрируют положительное отношение к учебной деятельности. Демонстрируют умение слушать собеседника и вести диалог, оценивать себя и товарищей. Демонстрируют умение работать с учителем и сверстниками. Демонстрируют культуру общения, умеют слушать друг друга, демонстрируют уважительное отношение друг к другу при работе в паре.

Метапредметные: проявляют ЛичностныеУУД: действие смыслообразования, т. е. устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. РегулятивныеУУД: целеполагание как постановка учебной задачи; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий, самоконтроль. Демонстрируют  ПредметныеУУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания; умение устанавливать причинно-следственные связи; построение логической цепи рассуждений. Демонстрируют  КоммуникативныеУУД: проявляют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками - определение цели, умение работать с учителем, умение работать в паре; демонстрируют способы взаимодействия; умеют полно и точно выражать свои мысли; демонстрируют умение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка в процессе выполнения лексических упражнений.

Предметныедемонстрируют знания о многозначных, однозначных словах, синонимах, антонимах.

Форма проведения:

 Комбинированный урок.

Урок рефлексия.

Цели:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оснащение Средства обучения:

  • Демонстрационные: тема, цель, презентация, слова.
  • Индивидуальные: тетрадь, ручка, учебник, карточка.

Методы обучения.

По источнику получения знанийсловесные: беседа, объяснение, работа с книгой; наглядные: демонстрация, работа с учебником; практические: самостоятельная работа, упражнение.

По уровню включения в продуктивную деятельность: частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный.

Методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные: беседа, объяснение, повторение; эмоционального стимулирования: игра

Методы самостоятельной работы.

Оборудование: учебник русского языка для 2 класса "Канакиной В.П., Горецкого В.Г.", презентация, демонстрационные карточки, иллюстрации, дидактический материал. 

 

Ход урока.

I. Организационный момент. Психологический настрой.

.. мин

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке-

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

 

1) Правильная посадка
- Ребята, как нужно сидеть при письме?

2) Пальчиковая гимнастика
- Сейчас выполним пальчиковую гимнастику, чтобы подготовить пальцы к работе.
Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

 

ΙΙ.Актуализация ранее изученного.

1.Словарно – орфографическая работа.

…мин

- Сейчас проведем словарно-орфографическую работу.

-Ребята, кто такой Айболит?

-Из какой сказки этот герой?

- Что вы о нем знаете?

 

У вас на столах лежат карточки со словами.

Пришли к Айболиту лечиться:

к…рова, в…рона, м…дведь, за…ц, л…сица.

 

-Вставьте пропущенные буквы.

-Откройте словарь в конце учебника. Ребята, словарь –это Cлoвapь, в кoтopoм дaeтcя oбъяcнeниe знaчeний cлoв. Bce пpeдcтaвлeнныe в нeм cлoвa cтoят в aлфaвитнoм пopядкe. В нашем учебнике есть офографический словарь - учит нас правильно, грамотно писать слова.

Посмотрите, если возникли затруднения, как писать то, или иное слово.

Взаимопроверка.

- А сейчас проверьте по ключу, правильно ли вы написали слова, исправьте ошибку товарища карандашом.

(Слайд 2.  (Дети обмениваются тетрадями)

- Верните тетрадь соседу и поблагодарите его.

- Ребята, у кого нет ошибок?

-Молодцы. В награду, Доктор Айболит, дарит вам витаминки. По окончанию урока  мы, посмотрим, кто больше всего соберет витаминок.  Хорошо?

 

III. Самоопределение к деятельности. (  ..мин)

Чтобы узнать, какая тема нас ожидает, предлагаю вам прочитать текст.

Тема: «Слово и его значение».

Если мы с вами знакомы с темой, то значит, что нам нужно сегодня сделать?

IV. Работа по теме урока. (мин)

Цель: Закрепить знания о слове и его лексическом значении.

Ребята, мы уже с вами знаем, что каждое слово имеет свое лексическое значение.

А теперь посмотрите, у нас на доске записаны слова.

Береза. Ручка.
(лиственное  дерево с белой корой) (часть предмета, письменная принадлежность ).

Осень. Коса.
(время года между зимой и летом) (прическа; орудие труда).

Давайте посмотрим на 1ый столбик, что мы можем о них сказать?
(сколько значений определили) если мы выделили одно значение, значит какие это слова?
Посмотрим на 2ой столбик, что скажем об этих словах?
(сколько значений определили) если мы выделили несколько значений, значит какие это слова?

Молодцы.

Скрытая физминутка.  Сейчас мы поиграем в игру. В игре нам будут встречаться однозначные и многозначные слова. Когда мы услышим однозначное слово – будем тихо стучать ручкой по парте 1 раз, а если услышим многозначное слово – будем хлопать в ладоши 1 раз.

Тигрлистврачкрем, ельтортзвездавеснакоса.

V. Реализация построенной модели. (  минуты) 

    Откроем учебник на 120 с. мы видим, что этот заголовок выделен синим цветом. Как вы считаете, этот заголовок подходит к теме нашего урока?  

 Прочитайте название раздела. (Слова, слова, слова ...)

Расскажите, что мы уже знаем и чему научимся, изучая  раздел «Слова, слова, слова...».

Ответы учеников:

 (Мы будем знакомиться со словами русского языка: словами-названиями предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов; знакомиться с вежливыми словами, словами однозначными и многозначными, словами, близкими и противоположными по значению).

Еще раз, определите учебную познавательную задачу урока «Что такое слово?» (Узнать, что такое слово, какие бывают слова).

   Отлично. Доктор Айболит, раздает витаминки, за активность и внимательность на уроке.

VI. Закрепление с проговариванием во внешней речи. (   минут).

Теперь нам предстоит поработать письменно в тетрадях.  Находим в учебнике упр.

Запишите в тетради упражнение.
Прочитайте текст про себя. Сейчас будем работать в паре.

Обратите внимание на выделенные слова. Какие слова выделены в тексте.
Обсудите в паре, какие можно подобрать к выделенным словам синонимы.
(родник – исток, источник, льется - бежит, глядите - смотрите, родина – отечество, отчизна).

Давайте проговорим, какие синонимы вы подобрали в паре.

Выберите самые красивые синонимы. Запишите эти пары синонимов себе в тетрадь в столбик.

Подведем итог, что мы сейчас с вами выполняли, работая в паре?

Ответы ребят: (подбирали пары синонимов, выбирали правильные пары).

   Отлично. Доктор Айболит, раздает витаминки, за правильные ответы.

Физминутка (сла.)

А теперь будем выполнять упражнение  и работать со словарем.

В конце нашего учебника помещен толковый словарь.

Ребята определите по словарю значение слова шоссе, кто первый найдет прочитает его.

Отлично.

VII. Включение в систему знаний и повторение (8 минут).

Работа по учебнику и со словарем синонимов. Синонимы — от греческого «одноименный». Как назвать ряды слов-синонимов, которые мы записывали? (Слайд )

- В словаре - синонимов найдите синонимы к словам

Перезябнешь, ветхую, скинешь, заберешься.

Выполняют задания из учебника:

Работа со словарем синонимов.

Хохочут – смеются,

Перезябнешь-

Ветхую-

Скинешь-

Заберешься….

Отлично. Доктор Айболит, раздает витаминки, за работу.

Ребята, посмотрите на экран, послушайте стихотворение.

Вышел в поле храбрый рыцарь,

 Может он с любым сразиться,

А трусливого зайчонка    

Напугает и девчонка.

 

Вася птичкам сыплет крошки.  

Жору все боятся кошки

 – Он гоняет их метлой.                                        

Вася – добрый, Жора злой!

    Учитель: -  Назовите  слова – противоположные по значению из стихотворений.

(Храбрый, трусливый).

Учитель: - Эти слова называются антонимами.

- Слова с противоположным значением можно найти в «Словаре антонимов русского языка»

      В вашем учебнике тоже дан небольшой словарь антонимов на с. 141. Найдите в словаре  антонимы и назовите их.

- Вспомните, какие антонимы вам встретились в стихотворениях?

-Запишите их в тетрадь.

Отлично. Доктор Айболит, раздает витаминки, за работу.

 

VIII. Определения со способами решения домашнего задания.

Домашнее задание:

1. упр. 87стр. 118 учебник.

2. Творческое задание: Найдите синонимы из ваших любимых произведений и книг для детей. Выпишите их в тетрадь.

Учащиеся в паре определяют домашнее задание, уточняют совместно с учителем способы решения заданий.

 

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке  (… мин).

Самооценка ученика.

Кто считает, что он усвоил тему урока, умеет  работать со словарем– подойдите  и возьмите  зеленое яблоко, и нужно повесить его на дерево.

А кто еще затрудняется, и нужна помощь учителя, могут  взять красное яблоко и повесить его на дерево.

- Был ли для вас урок полезным? Почему?

- Испытывали ли вы трудности? Что вам помогло с ними справиться?

- Как вы можете оценить свою работу на уроке?

Выставление и аргументация отметок за урок

- Вы сегодня все отлично работали, молодцы!

- Но хочется отметить самых активных учеников, кто заработал больше всех витаминок от Доктора Айболита (Звучат фамилии учеников).

 

Вывод: на уроке использовалась индивидуальная и коллективная формы работы. Методы: наглядный, репродуктивный,  поисковый, рассказ, беседа. Все эти методы отвечают содержанию учебного материала, целям урока. Также были использованы разные формы организации урока: фронтальная (беседа по наводящим вопросам при исследовании и при закреплении материала). Контроль усвоения знаний был осуществлен. Соблюдены главные воспитательные, дидактические, психологические и санитарно гигиенические требования к уроку. Время, отведенное на все этапы урока, было использовано рационально. Структурные элементы урока взаимосвязаны, все этапы соблюдены, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому. Урок достиг цели, представляет собой целостную систему. Связь между дидактическими задачами, содержанием учебного материала, методами формами обучения обеспечили оптимальное функционирование всей системы урока. Для этого на уроке было использовано сочетание таких приемов и методов, как:

- поисково-исследовательский;

- групповой;

- наглядно-иллюстративный метод (использование ИКТ,

демонстрация слайдов работа с интерактивной доской);

коммуникативно-ориентированный;

- репродуктивный метод (чтение, активное восприятие и запоминание сообщаемой в словаре учителя информации);

- словесный метод (рассказ, элементы беседы);

- методы стимулирования учения (создание ситуации эмоционального переживания, ситуации занимательности);

- метод формирования познавательного интереса (художественность, яркость, эмоциональность речи учителя).

Работа проходила в сотрудничестве с учителем, который направлял учащихся на самостоятельную, познавательную и творческую активность. Содержание материала урока личностно ориентировано, доступно.

 

Литература

1.     Мудрова А. Ю. «Словарь синонимов русского языка» — М. : Центрполиграф, 2009.

2.     Чуковский К. И. Мойдодыр. Стихи и сказки. Издательство: Эксмо: Фрагмент книги, 2011.

3.     Чуракова Н.А. Русский язык, 2 класс. Учебник в 3 частях. Часть 1, 2.

Москва: Академкнига, 2017.


 

Скачано с www.znanio.ru

Всероссийский конкурс «Словарный урок»

Всероссийский конкурс «Словарный урок»

Тема: «Слово и его значение.

Тема: «Слово и его значение.

Планируемые результаты: Личностные: демонстрируют положительное отношение к учебной деятельности

Планируемые результаты: Личностные: демонстрируют положительное отношение к учебной деятельности

По источнику получения знаний : словесные : беседа, объяснение, работа с книгой; наглядные : демонстрация, работа с учебником; практические : самостоятельная работа, упражнение

По источнику получения знаний : словесные : беседа, объяснение, работа с книгой; наглядные : демонстрация, работа с учебником; практические : самостоятельная работа, упражнение

Ребята, кто такой Айболит? -Из какой сказки этот герой? -

Ребята, кто такой Айболит? -Из какой сказки этот герой? -

Скрытая физминутка. Сейчас мы поиграем в игру

Скрытая физминутка. Сейчас мы поиграем в игру

В словаре - синонимов найдите синонимы к словам

В словаре - синонимов найдите синонимы к словам

А кто еще затрудняется, и нужна помощь учителя, могут взять красное яблоко и повесить его на дерево

А кто еще затрудняется, и нужна помощь учителя, могут взять красное яблоко и повесить его на дерево

Чуковский К. И. Мойдодыр. Стихи и сказки

Чуковский К. И. Мойдодыр. Стихи и сказки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2021