Сочинение девятый вал
Оценка 4.7

Сочинение девятый вал

Оценка 4.7
doc
31.05.2021
Сочинение девятый вал
Тема урока- «Сочинение по картине И. К. Айвазовского «Девятый ва.doc

Крылова Маргарита Анатольевна- учитель русского языка и литературы гимназии № 631

 

Тема урока: «Сочинение по картине И.К. Айвазовского «Девятый вал»».

                                       ( 6 класс) 

                                          2 урока

                                            

Цели урока:

Развивающие:

- развивать творческие способности учащихся;

- познакомить с творчеством И.К. Айвазовского,

  с музыкой А. Вивальди, с исполнительским мастерством скрипача

  Ванессы Мей;

- формировать умение анализировать живописное произведение,

- аргументировать свой ответ, обобщать материал и делать выводы;

- развивать орфографическую зоркость, речь, познавательные способности

  ( память, внимание, воображение)

Обучающие:

 - обогащать и конкретизировать словарный запас учащихся, особенно

   обращать внимание на использование изобразительно- выразительных

   средств языка - троп;

-  развивать навыки  повествования, рассуждения и описания;

-  умение собрать материал, скомпоновать его, составить текст, написать

   сочинение по картине.

Воспитывающие:

- на примере творчества И.К. Айвазовского раскрыть перед учащимися

  великое значение живописи в жизни человека;

- воспитывать интерес к русскому языку, духовность, эстетический вкус,  

  любовь к жизни, умение преодолевать  трудности;

- раскрыть взаимосвязь человека и природы в жизни, в  произведениях

  живописи и литературе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, видеоклип, слайдовая презентация к уроку, раздаточный материал ( цветная репродукция картины И.А. Айвазовского « Девятый вал», листок со справочным материалом к уроку для каждого учащегося,  словари, поощрительные значки, сувениры и подарки.

 

Задачи урока: научить определять замысел художника (выявлять авторскую позицию), тему и идею картины; познакомить со средствами выразительности в живописи и литературе; учить писать сочинение по картине.

План урока:

1.     Организационный момент.

2.     Формулирование темы, задачи и цели  урока.

3.     Подготовка учащихся к активному  восприятию картины - просмотр видеоклипа.

4.     Рассказ учащихся о художнике – маринисте И.К. Айвазовском.

5.     Рассматривание учащимися репродукции картины  « Девятый вал»

6.     Анализ картины.

7.     Лексическая работа.

8.     Работа над эпиграфом сочинения.

9.     Написание плана сочинения.

10. Подведение итогов ( рефлексия)

11. Написание учащимися сочинения по картине И.К. Айвазовского

     « Девятый вал»

 

 Ход урока.

1.     Организационный момент.

- Ребята, цель нашего сегодняшнего  урока - подготовка к сочинению по картине Ивана Константиновича Айвазовского.

Что будет предметом нашего сочинения, догадайтесь, просмотрев видеоклип, который я вам приготовила. (просмотр видеоклипа)

 

2.     Подготовка учащихся к активному восприятию картины.

Видеоклип с использованием картин И.К. Айвазовского и                                фрагментов фильма «Пираты Карибского моря» на музыку Вивальди «Шторм». Исполнитель – Ванесса Мей. ( Справочный материал- №2,3)

- Поделитесь своими впечатлениями от увиденного на экране.

-  Какая основная тема звучит  в этом клипе?  - Море.

- Кто видел море? В какую погоду Море особенно впечатляет? ( в ясную) – А страшит и восхищает – Шторм

- Как вы думаете, о чем мы будем писать сочинение ( О море, морской

  стихии)

- Вы угадали,  темой нашего разговора будет море, морская стихия и человек, так или иначе связанный с морем

 

-  Кто из русских живописцев посвятил все свое творчество описанию              моря? -  И.К.Айвазовский.

3.     Рассказ учащихся о художнике. Интересные факты его биографии.

История создания картины. (1,2 слайды презентации).

Русский музей в Санкт- Петербурге.

- Эпиграфы нашего урока (3,4 слайды).

 

4.     Рассматривание картины (5 слайд). На столах цветные репродукции картины.

Во весь экран - репродукция картины. Дети молча внимательно  рассматривают её. 

5. Анализ картины. (6 слайд)

     Обсуждение картины. Беседа с классом

    - Какие чувства вызывает у вас эта картина? – (Чувства волнения, тревоги; страх за людей, спасшихся с погибшего корабля. Но и восторг, так как чувствуется мощь и красота стихии моря.)

      Работа над названием картины:

 - Как мы можем назвать эту картину? – «После бури», «Шторм»,             «Выжившие» и т.д.

- Айвазовский дал имя своей картине «Девятый вал» . По приданиям -  это самая огромная разрушительная волна в море.

 - Почему Айвазовский именно так называет свое живописное полотно, ведь мы не видим этой  страшной волны?

 Что изображено на картине?

 - Кто или что является главным художественным образом этой картины?

–Море – главный герой, образ  картины, море- это не фон, на котором происходит действие, связанное с людьми, терпящими бедствие.

 - Айвазовский стремился показать красоту и мощь, непредсказуемость и загадочность моря. Его изменчивость и опасность.

 – Этой идее и подчинена композиция картины.( Справочный материал №11)

- Как важна для художника композиция? (Как расположены объекты на холсте?)  - На своем полотне И.Айвазовский изобразил рассвет после бурной ночи, после ужасного шторма.

Вокруг –   бескрайнее море, сливающееся с кровавым  горизонтом.  Встает солнце. Это мы отмечаем по золотистому сиянию на грозовых тучах и на валунах, еще грозной, но уже успокаивающейся морской стихии.

По жанру эта картина – марина (стихия).

 Единым композиционным центром полотна является изображение  людей на мачте разбитого корабля.

  Как художник изобразил этих людей?

На переднем плане за обломок мачты погибшего корабля цепляются 4 человека в восточной одежде, уцелевшие после кораблекрушения. Пятый пытается выбраться из воды на мачту, уцепившись за  падающего с нее своего товарища.

 -Какую роль в композиции картины, в замысле художника играют изображенные люди?

 - Людям угрожает гибель, но они полны надежды и борются со стихией. Они приветствуют восходящее солнце, и как флаг (символ надежды) поднимая над головой красную тряпицу. Они уже пережили шторм и празднуют эту маленькую победу. Люди измучены, но не сломлены.

 - Есть ли надежда, что люди не погибнут? – Есть.

 - Для раскрытия идеи и осуществления замысла, важную роль для художника играют   цвет и свет в картине ( гамма цветов, палитра)

 

- Какие цвета использует Айвазовский, чтобы показать море? Его красоту и страшную мощь? – Холодные. Все оттенки зеленого, синего. Но появляются и золотые, оранжевые, а на заднем плане- красные, пурпурные-– теплые тона (отблески восходящего солнца). Мы видим, что смерть отступает. На смену ей приходит жизнь. Буря уже сделала свое дело. Встает солнце. ( Справочный материал № №7)

 - Каков замысел художника? (слайд 7) - Айвазовский показывает с одной стороны величие прекрасной морской стихии, а с другой – силу духа человека. Такого маленького, но не сломленного.

- Вечное противостояние природы и человека. Жизнь и смерть, добро и зло, вера и неверие, день и ночь, свет и мрак, Бог и человек- все в мире построено на контрасте. ( Справочный материал, №9))

6. Написание плана. (8 слайд)

7. Лексическая работа. (9 слайд)

8. Работа с синонимами. (10 слайд) ( Справочный материал, № 10)

9. Подведение итогов.

 - Все изобразительные средства используются художником для воплощения замысла своей картины. И я думаю, мы сумели это понять.

- Что особенно понравилось вам в этом художественном полотне?

 

10. Оформление в тетрадях для развития речи темы сочинения и

      написание самого сочинения.

      Работа над эпиграфом сочинения . (11 слайд) ( Справочный материал №8)

      План сочинения по картине.

      Напоминание об аккуратности и грамотности написания сочинения,

      об использовании раздаточного материала и словарей во время работы.

      Рекомендации для посещения учащимися Русского музея для знакомства

     с картинами И.Г. Айвазовского.

     

 

 

 

 


Крылова Маргарита Анатольевна- учитель русского языка и литературы гимназии № 631

Крылова Маргарита Анатольевна- учитель русского языка и литературы гимназии № 631

Подготовка учащихся к активному восприятию картины - просмотр видеоклипа

Подготовка учащихся к активному восприятию картины - просмотр видеоклипа

Обсуждение картины. Беседа с классом -

Обсуждение картины. Беседа с классом -

Как художник изобразил этих людей?

Как художник изобразил этих людей?

Подведение итогов. - Все изобразительные средства используются художником для воплощения замысла своей картины

Подведение итогов. - Все изобразительные средства используются художником для воплощения замысла своей картины
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021