Содержание и методика
краеведческой работы в походе
(методическая разработка в помощь
воспитателям туристских походов)
Содержание
I. Краеведческая работа в походе. 2
II. Описание краеведческих объектов. 10
2.1. Изучение сельскохозяйственного производства. 10
2.2. Исследование и описание родника. 10
2.3. Исследование и описание речки. 11
2.4. Исследование и описание оврага. 12
2.5. Изучение и описание растительного луга. 12
2.6. План изучения села. 13
2.7. Изучение гор. 14
Краеведческая работа – одна из наиболее доступных и разнообразных сфер применения туристами своих знаний и умений в путешествии, широкая область практического приложения их познавательных интересов.
Обычно под краеведением принято понимать изучение населенного пункта и его окрестностей, пригородной зоны города, сельского района, полосы местности вдоль туристского маршрута.
Одновременно краеведение – это целый комплекс научных дисциплин, который помимо естествоиспытателей, привлекает так же внимание историков, литературоведов, архитекторов, работников искусств. В свое время в основу отечественного краеведения сформировавшегося в период 1920-1930 г.г., был заложен принцип: плановое хозяйство должно развиваться на базе рационального использования всех местных ресурсов, разведка и использование которых может лучше всего осуществляется местными силами.
Современное туристское краеведение предполагает прикладное изучение природы, трудовой жизни, быта и культуры местного населения в их взаимных связях и взаимодействии, концентрирует внимание на изучение тех особенностей, которые обусловлены местонахождением объектов и явлений в границах определенного туристского микрорайона или маршрута.
Что дает краеведение путешественникам? Оно будит у туристов любознательность, создает условия более обостренного восприятия общественных и природных явлений, вызывает желание больше узнать и больше вложить своих знаний в конкретный изучаемый объект, территорию.
Велико значение краеведения в формировании у путешественников любви к Родине, патриотизма. Вспомним слова, сказанные о роли географии родного края и краеведения М.И. Калининым: «Все мы очень много говорим о воспитании патриотизма. Но ведь это воспитание начинается с углубленного познания своей Родины. Следовательно, и по этим соображениям надо изучать местную географию.
Краеведение способно наполнить путешествие интересным содержанием, окрасить походные будни в яркие краски, оживить деятельность и быт туристов.
Значение туристского краеведения еще и в том, что оно успешно связывает полученную из литературы, от инструкторов, экскурсовода информацию с ее практическим применением в походных условиях, краеведческие сведения о реке нужны туристам для организации безопасной переправы, метеонаблюдения – для оперативного прогноза погоды, изучение растительности – для правильного определения съедобных, лекарственных и ядовитых представителей флоры; знание местных процессов снегонакопления, перекристаллизация снежного покрова и перегрузки горных склонов – для успешного преодоления лавиноопасной зоны.
Краеведческая работа может проводиться с использованием различных методов. Почти всем заранее организованным краеведческим исследованиям путешественников, как в ходе их подготовки, так и при подведении итогов сопутствует применение литературного метода, включающего работу с печатными источниками об изучаемой территории, маршруте или объекте.
Картографический метод предполагает работу с разного рода картографическими материалами, глазомерную съемку местности в походе, самостоятельное составление карт и схем, нанесение на них результатов поисков и наблюдений.
Визуальный метод заключается в непосредственном обозрении, знакомстве, наблюдении территории и явлений. Этот метод может осуществляться даже на ходу, без остановки группы; он наиболее прост, хотя и не всегда результативен без исключения других способов краеведения.
Метод полевых наблюдений включает, как правило, исследования, требующие от путешественников затрат большего времени (при остановках на бивак, на дневках), и нередко с использования технических средств, специального снаряжения, инструментов, аппаратуры, включая фото и видеоаппаратуру.
Опросный метод или метод анкетирования – это опросы местного населения, особенно старожилов, беседы с участниками интересных событий, ветеранами труда и войны.
Путешественникам необходимо помнить, что сбор материала, обозрение и наблюдение каких-то объектов становятся краеведением лишь при их осмыслении и обобщении. Поэтому накопление фактов об окружающей местности тут же сопровождаться должно приведением их в порядок, систематизацией и первичной обработкой.
В каждом из названных методов есть свои особенности, определяющие специфику записей, фиксирования события с помощью зарисовок, фотографирования и т.д., но в любом случае первичная регистрация должна производиться уже в процессе наблюдения, чтобы на вечернем привале дополнить и уточнить свои записи. С этой целью на страницах полевого дневника полезно оставлять широкие поля для дополнений и выводов. Записи в дневнике туристской группы должны детально и полно отражать трассу пройденного маршрута и настолько точно указывать место взятия образца, пробы, проведения наблюдения, чтобы, если это потребуется специалистам, не могли легко выйти на туже точку по приведенным туристами в дневнике ориентирам и отсчетам.
Практическая ценность проделанной работы во многом зависит от регулярности записей в дневнике и пунктуальности туристов. При ведении дневники, безусловно, нельзя надеяться на память и откладывать запись на следующий день.
Доступны для туристов краеведческие наблюдения по этнографической, исторической, топонимической, археологической тематике. Проведенные в их ходе исследования расширяют кругозор туристов, способствуют выработке более широкого и глубокого представления о крае, а собранные материалы обогащение коллекций музеев, уточнено учеными исторического процесса развития той или иной территории и населяющего его народа.
Реальные формы участия туристов в этой работе во многом зависит от характера самих туристских мероприятий. Иногда эпизодические наблюдения перерастают в систематические исследования: например туристами-краеведами города были обнаружены в районе озера Бугодак и затем описаны памятники каменного века. Большую отдачу приносят туристские экспедиции по историческим темам.
В этих исследованиях основными методами фиксации данных обычно являются непосредственное личное наблюдение, опросы населения, описания, зарисовки, масштабное черчение, фотографирование, звукозапись, сбор коллекций.
Сочетая поход со сбором материалов по истории края, туристам рекомендуется собирать старые письма, документы, фотографии или копии с них, подлинные предметы быта и хозяйственной деятельности, детали одежды, личные вещи, принадлежащие интересным людям.
При изучении самодеятельного творчества местного населения надо записывать наиболее интересные, характерные пословицы, поговорки, частушки, песни; фотографировать и зарисовывать резьбу по дереву (фронтоны, наличники), кружева, вышивки, посуду, подносы, украшения; разыскивать, записывать фамилии и адреса народных умельцев, талантливых людей – самородков, мастеров – золотые руки.
Иную направленность имеет краеведческое изучение населенных пунктов. Для его проведения туристам желательно иметь определенные знания в экологической географии и представление о социально-исторических исследованиях. Большую пользу окажет заранее составленный вопросник – план сбора материала.
Простейший вид краеведческих наблюдений – метеорологические. Их практически осуществляет каждый турист, когда пытается угодать погоду на сегодняшний или завтрашний день. Учитывая увлекательность и прикладную (для туристов) ценность этих «исследований» их нужно проводить в любом походе и путешествии. Несмотря на узость задачи и ограниченную точность, такие походные безинструментальные наблюдения демонстрируют реальную ценность краеведческой работы.
Признаки и народны приметы, позволяют учесть микроклиматические особенности конкретного района похода и существенно скорректировать и уточнить общий прогноз. Предсказание погоды туристам рекомендуется оформлять самостоятельным заполнением соответствующих граф приводимой формы «Мой прогноз погоды».
Понятно, что реальность прогноза существенно зависит от количества признаков и примет: чем их больше, тем точнее предсказание.
Большой интерес представляют наблюдения за метеорологическими элементами в отдельных, резко отличных от окружающей местности микрорайонах: высокогорье, озерных котлованах... Ценность этих наблюдений зависит, конечно, от возможности их сопоставления с результатами одновременных наблюдений на ближайших гидрометеорологических станциях.
Фенологические (т.е. предусматривающие изучение сезонного развития живой природы) наблюдения туристов близки по своей значимости к метеорологическим; они доступны любому туристу и дают ему весьма полезные навыки для последующей исследовательской деятельности.
Для этих наблюдений практически не нужны специальные приборы или снаряжения, вместе с тем они требуют от туристов значительной внимательности и наблюдательности. Общественно-полезная ценность фенологических исследований существенно зависит от их постоянства, регулярности и привязки к одному и тому же месту.
Для участия в этом виде краеведческой работы желательно каждому туристу завести тетрадь-дневник фиксации сделанных им наблюдений. В наиболее простой форме дневник имеет три главы: Явление – Дата – Место наблюдения. В первую записывают конкретное наблюдавшееся явление (например, начало движения сока или листопада у березы); во вторую – точную дату, в третью – сведения о местоположении (в том числе высота места под уровнем моря, рельеф, почва, увлажненность, защищенность от ветра и т.д.).
Одновременно туристам надо научиться и приемам определения фенологических фаз: правилам фиксирования распускания почек, появления бутонов, зацветания, созревания семян и плодов... наблюдения оформляются записями фактических сроков явлений, которые для наглядности следует заносить в форму-памятку, содержащую сведения о примерных сроках явлений по результатам многолетних наблюдений специалистов.
Широко распространены у туристов гидрологические наблюдения. Как правило, программа краеведческого обследования водных ресурсов включает описание долины реки, характера берегов и дна, прилегающей, к реке местности, промеры ширины и глубины русла, а также измерения скорости течения опрос местных жителей о режиме реки и ее использовании.
Гидрологические наблюдения туристы обычно проводят над малыми и средними речными системами.
Краеведческие наблюдения за растительностью в плане общественно-полезной работы интересны тем, что вносят вклад в охрану природы и помогают оформлению уголков природы в тур.музеях.
В ходе ботанических работ нередко организуется сбор лекарственных и других полезных дикорастущих растений. Туристам иногда удается выявить, или уточнить распространение редких ботанических объектов.
Планируя в походе наблюдения за растительностью важно помнить, что для составления гербария возможен сбор тех растений, которые не внесены в Красную книгу. В целом же туристам рекомендуется собирать гербарии только по заданию.
Геологические наблюдения. Во время походов можно встретить обнажения на высоком берегу реки или на склонах оврага, в карьерах, в котлованах при строительстве зданий. В них видны отдельные слои, расположенные горизонтально или с наклоном. В обнажениях видны образцы минералов и горных пород. При проведении геологических наблюдениях рекомендуется:
- обследовать, описать и зарисовать обнажения;
- собрать для геологических коллекций образцы песков, различных по цвету и величине зерен; образцы глин, различных по цвету и вязкости; образцы горных пород, вылитых дождевыми потоками или находящихся в обнажениях; образцы для геологических коллекций следует брать прямо из пластов горных пород, а не подбирать обломки, т.к. они могут быть занесены из других мест.
При описании обнажения следует придерживаться следующего порядка: в полевом дневнике поставить номер исследуемого объекта, зарисовать его схему, указав место положения обнажения, характер местности, на которой изучается обнажение, размеры (высоту, длину) и характер обнажения (обрыв, осыпь).
Описание пластов проводится от нижних к верхним, измеряется мощностью каждого пласта, указывается характер границы между пластами, определяется порода каждого пласта и обозначается отдельной буквой. Затем указывается цвет, строение и минералогический состав породы.
Необходимо взять образцы у каждого пласта, пронумеровать их и составить этикетку по форме: образец №___, обнажение №___, слой №___ наименование породы, район работы, место взятия образца (овраг, карьер), дата, кто собирал Ф.И., подпись.
Образец должен иметь размер 6х9 при толщине 1,5 х 3 см.
При упаковке собранного материала образец должен быть завернут в 2 – 3 слоя бумаги. К каждому образцу кладется этикетка между первыми и вторым слоем бумаги. Сыпучие породы лучше брать в мешочки.
Для работы нужны инструменты: геологический молоток, зубило, саперную лопатку, перочинный нож, компас, лупу, рулетку, мешочки для сыпучих тел, упаковочный материал, бланки этикеток, бечевку, ящик для образцов.
Большой популярностью пользуются у туристов комплексные краеведческие работы. Это связано с тем, что туристам не всегда возможно, да и целесообразно проводить специализированное и раздельное изучение природы.
Расположившись лагерем на берегу речушки или на опушке леса туристы с большим желанием принять участие в комплексном изучении достопримечательностей.
Чтобы краеведческая работа могла принести максимальную пользу, значительное внимание надо уделить подготовке ее участников как теоретически (знания) так и практические навыки. Занятия на местности для обучения приемам краеведческих наблюдений могут проходить в виде учебной экскурсии или практических наблюдений с соответствующими замерами, зарисовками и т.п. Интересная форма обучения игра-соревнование на лучшие знания родного края, его достопримечательностей, на умение предсказывать погоду, определять животное по его следам и голосу.
Приступая к работе с природными или культурно-историческими объектами, туристы должны отдавать себе, отчет в том, что их исследования могут принести пользу только тогда, когда они правильно проводятся, и должен помнить о границах своей компетентности.
Все найденные предметы материальной культуры должны быть переданы в руки специалистов или взять под охрану до их прибытия. Древние настольные рисунки, образцы старинной росписи и т.п. следует скопировать на бумагу, сфотографировать и оставить в неприкосновенности.
Нельзя самостоятельно вести археологические раскопки – достаточно ограничиться обмерами, описанием. Если встретится обнажившийся культурный слой (основное место возможных ценных находок), то следует собрать все находящееся на поверхности предметы, но сам слой не разламывать.
1. Совершить экскурсию в ближайший совхоз или колхоз, организовать встречу с колхозниками, бригадиром и узнать:
а) какая специализация колхоза (совхоза), какие продукты (овощи и молочные продукты) производят и куда поставляют;
б) сколько земли у колхоза (совхоза)
в) план его земельных угодий;
г) есть ли подсобные предприятия, когда, с какого времени они существуют, какую дают продукцию;
д) о достижениях колхоза (совхоза).
2. Собрать коллекцию семян.
1. Где находится родник, имеется ли название.
2. Определите дебит ключа (в минуту). Как оправлен родник (сруб, обложен камнями или вытекает из пласта).
3. Как используется вода ключа местными жителями.
4. Какой цвет и прозрачность имеет вода. Есть ли запах и какой. Какую температуру имеет вода.
5. Имеется ли осадок на поверхности камней, веточек, находящихся в роднике, какой цвет осадка.
6. Характер рельефа, где находится ключ. Какие породы слагают местность. Хорошо ли выражены пласты.
7. Из какого пласта вытекает ключ. Характер струи (отдельная струя, многие струи, медленно вытекает из мелких отверстий).
8. Замерзает родник. Когда.
9. Есть ли поблизости.
1. Установите название речки, его происхождение. В какую систему рек входит. Где берет начало и куда впадает. В каком направлении течет.
2. Характер поверхности верховьев речки. Особенности растительности (древесный, кустарниковый, травянистый).
3. Измерьте ширину речки. Каков характер берегов (пологие, крутые, оползневые...).
4. Измерьте глубину (если возможно).
5. Установите, когда и как широко разливается речка в половодье.
6. По рассказам местных жителей установите сроки ледостава, вскрытия.
7. Определите температуру воды, цвет, запах, жесткость.
8. Как используется речка в хозяйстве. Опишите наземную и водную растительность.
9. Животный мир водоема. Охрана водоема. Следует установить и отметить на схеме наиболее загрязненные участки реки.
10. Сфотографируйте интересные участки речки, ее долины, берега.
1. Определите направление оврага, по сторонам горизонта.
2. Если овраг небольшой, то установите, где находится его начало и устье.
3. Определите высоту и характер склонов (крутые, пологие).
4. Измерьте поперечный профиль в разных частях оврага (вершины, средний, устьевой), все измерения используйте для вычерчивания профиля и плана оврага.
5. Какие породы обнажаются в обрывах, склонах оврага. Замерьте мощность каждого горизонта.
6. Имеют ли место выходы грунтовых вод. Отметьте на плане места выхода ключей.
7. Определите уклон для оврага.
8. По рассказам местных жителей установите, в какой сезон наблюдается максимальный рост оврага.
9. В какой части оврага наблюдаются отроги, какую длину имеет каждый, наблюдается ли их рост.
10. Встречаются ли (и где) оползни, обвалы, нанесите их на карту.
11. Сделайте несколько фотоснимков оврага. Какая борьба проводится в районе с оврагами.
1. Местонахождение луга. Его происхождение (заливной, на лесной вырубке, в лесу...) Состояние луга.
2. При описании заливного луга укажите преобладающую растительность пониженных и повышенных мест.
3. Определите стадию развития луга:
а) преобладает длиннокорневидные злаки;
б) преобладает рыхлокустовые злаки. Такой луг очень богат родными видами трав.
в) преобладают плотнокустовые злаки (образуют плотную дерлицу);
г) появление осок и мхов. На таком лугу встречаются родные виды осок, что создает условия для зарастания луга кустарником, а позже – лесом.
4. Почва луга.
5. Определите тип луга.
6. как используется луг человека (сенокос, выпас скота,...)
7. Какие травы ядовиты.
8. Какие изменения вносит человек в луговую растительность (вырубка кустарника, уничтожение ядовитых растений и т.д.).
1. Когда возникло село.
2. Кто были первыми поселенцами. Сколько их было?
3. Менялось ли название села.
4. Географическое положение.
5. События гражданской войны в селе.
6. Коллективизация в селе.
7. Имелись ли случаи репрессий.
8. Сколько жителей приняло участие в ВОВ.
9. Сколько ветеранов ВОВ в селе.
10. Ф.И.О. сторожилов села.
11. Какие промышленные предприятия или с/хозяйственные предприятия, дом культуры, школа есть в селе.
12. Население и его занятие. Численность, национальный состав.
13. Планировка и застройка села.
14. Памятники в селе, чему и кому посвящены.
15. Народные промыслы в селе.
16. Замечательные люди прошлого и настоящего времени.
17. Транспорт в селе.
18. Перспективы развития села.
1. Узнайте название горы (башкирское и русское).
2. Узнайте, какая легенда башкирского эпоса связана с этой горой.
3. Определите высоту горы
4. Определите флору и фауну горы.
5. Какие лекарственные растения прорастают на горе.
6. Есть ли на горе, в предгорье растения из «Красной книги».
7. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.