СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(2 часа в неделю)
Подготовка к усвоению грамоты включает:
1. Подготовку к усвоению первоначальных навыков чтения:
- развитие слухового внимания, фонематического слуха;
- элементарный звуковой анализ;
- совершенствование произносительной стороны речи;
- формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение»; часть слова − «слог» (без называния термина), «звуки»;
- деление слов на части;
- выделение на слух некоторых звуков;
- определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.
2. Речевое развитие:
- понимание обращенной речи;
- выполнение несложных словесных инструкций: называние предметов, подбор слов, характеризующих их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, материалу), подбор обобщающих слов к группе предметов, объединенных по определенному признаку;
- обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям;
- активизация словаря;
- составление нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т.д.);
- расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения;
- формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью, выражение своей просьбы и желания и т.п.;
- слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, ответы на вопросы по содержанию прослушанного текста;
- рассказывание сказки с помощью учителя с опорой на наглядность;
- разучивание коротких стихотворений с голоса учителя.
Развитие слухового внимания, фонематического слуха и элементарного звукового анализа
Различение звуков окружающей действительности, их узнавание (шуршание листьев под ногами, шум ветра, дождя и др.). Использование игровых упражнений на определение источника звука (кто позвал?), направления звука (отгадай, где пищит мышка), силы звука (найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков) и т.д. Дифференциация неречевых звуков: различные и сходные звуки: звон маленького колокольчика и большого колокольчика, шуршание толстой и тонкой бумаги, тихие шаги и топот, писк большой или маленькой резиновой игрушки и т.д.
Имитация голосов животных: кто как голос подает, узнавание животного по имитации голоса: корова – му, собака – ав и др. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: как звенит комар, воет ветер, жужжит жук и др.
Работа над звукопроизношением
Выполнение артикуляционных упражнений и дыхательной гимнастики. Подражание речи учителя; соотнесение звуков с реальным объектом; заучивание и четкое, правильное произнесение вслух слов, предложений, пословиц, строчек из стихотворений и т.п.
Слово
Практическое знакомство со словом (назови предметы, повтори все слова и др.). Фиксация слова условно-графическим изображением (черта черного цвета). «Чтение» зафиксированных слов, их соотнесение с конкретными предметами. Четкое различение предмета и слова (где предмет, а где записано слово?) Называние окружающих предметов, предметов на картинке, запись слов условно-графической схемой. Дифференциация сходных по звучанию слов (раз-два-три, без ошибок повтори: дом – дым, мишка – миска, Боря - Поля) с показом предметов или их изображений. Выделение слов из ряда предложенных на слух (2 – 3 слова) с фиксацией каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.
Предложение
Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действий: Маша пишет. Коля читает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. Составление предложений из 2 слов, далее из 3 по подобию с опорой на картинку (Бабушка читает. Девочка читает. Мальчик читает; Девочка читает. Девочка рисует, Девочка спит). Составление схем предложений (длинная полоска черного цвета с вертикальной чертой в начале и точкой в конце). «Чтение» каждого предложения.
Деление предложения на слова, их фиксация условно-графической схемой и последующее «чтение» предложения. После того как у обучающихся будет сформировано представление о предложении, их внимание обращается на возможность деления предложения на отдельные слова, что находит отражение в условно-графическом изображении. Черные короткие полоски под схемой предложения — слова, входящие в данное предложение.
Различение сходных предложений, сказанных учителем, показ ситуации на картинке: «У маленькой Веры машина. У маленького Игоря тоже машина. Катя держит мишку. Катя держит кошку».
После успешного формирования практических представлений о предложении и слове как разных единицах речи, двухуровневая схема предложения «сворачивается», в ней сразу обозначаются входящие в предложение слова, а вертикальная черта на месте первого слова и точка в конце сохраняются, как и в предыдущем варианте схемы.
Часть слова (слог)
Деление двусложных слов на части (А – ня, О – ля, Ви – тя). Игровые упражнения на произнесение слов по слогам в сопровождении хлопков, шагов, музыкальных инструментов (бубна, барабана). Фиксация части слов (слогов) условно-графическим изображением.
«Чтение» слов по слогам с опорой на картинку и условно – графическую схему.
Дифференциация сходных слогов: ма - мо, со – су, ма - на, ва - фа, бо – по, ту– ду и т.д.
Буква
Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных нерасчлененных структур (без называния буквы и соотнесения ее со звуком): А, У, М, О, Х, С, Н.
Нахождение предъявляемой буквы среди других букв, наложение одинаковых букв друг на друга, объединение одинаковых букв, разных по размеру, складывание предъявленной буквы из палочек, полосок.
Звук и буква
Печатание прописных букв: А, У, М, О, Х, С, Н и соотнесение их со звуком. Обозначение звука соответствующей буквой. Фиксация буквой начального звука в схеме слов при назывании предметных картинок. Чтение букв, выделение знакомой буквы среди других.
Слог
Образование и чтение слогов с изученными согласными в данной последовательности: слог, состоящий из одной гласной в словах (а - у, у – а), закрытые двубуквенные слоги (ам, ум); открытые двубуквенные слоги (ма, му). Дифференциация сходных звуков в слогах: ам - ан, ма - на, ха - хо. Термин «слог» не используется, используется понятие «часть слова».
Слово
Чтение слов, состоящих из двух слогов, с изученными слоговыми структурами: ма - ма, му - ха, у - ха и др. Составление слов из заданных слогов с опорой на картинку, дополнение слога до слова одним из двух предложенных слогов (с опорой на картинку).
Звук
Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: покатай ватный шарик, назови на одном выдохе игрушки на столе (2 – 3) и др. Отработка четкого и выразительного произношения на материале коротких стихотворений, потешек, чистоговорок вместе с учителем. Дифференциация сходных звуков. Использование игровых приемов. Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков. Выделение на слух часто повторяющегося звука при акцентированном его произнесении учителем (в двустишии, чистоговорке). Обозначение звука условным значком (белым квадратиком). Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.
Развитие моторных умений
Правильное расположение учебных принадлежностей при письме. Развитие умения держать карандаш, ручку. Пальчиковая гимнастика для развития и координации движений кисти руки, пальцев: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, разжимание пальцев всех вместе, по одному, крючки, щелчки, колечки, приветствие пальчиков друг друга и т.п. Игры с мозаикой, конструирование, рисование.
Формирование графических умений: работа мелом на доске, карандашом в альбоме; вычерчивание горизонтальных, вертикальных и наклонных прямых линий по образцу или заданным точкам, переключение с одного направления на другое при работе с трафаретом, шаблоном; соблюдение пределов геометрической фигуры при штриховке ее прямыми линиями.
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных букв: прямая палочка (заборчик), наклонная прямая палочка (ветер травку качает), овал (слива), полуовал (месяц), прямая вертикальная и горизонтальная соединительная палочки (лесенка), выполнение бордюров из усвоенных элементов.
Написание схем слова, предложения сование изученных букв («печатание») по образцу в альбоме после выбора буквы из ряда предложенных, дорисовка буквы.
Личностные:
- положительное отношение к школе, к урокам чтения;
- доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
- иметь расширенное представление о многообразии окружающего мира;
- иметь первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
- оценивать совместно с учителем результатов своих действий и действий одноклассников;
- слушать просьбы и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
- принимать участие в диалоге;
- принимать участие в работе парами и группами;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости;
- умение называть свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, свой адрес. Предметные:
Минимальный уровень:
-соблюдать правила поведения обучающихся в школе;
-называть письменные принадлежности, необходимые для учёбы, с опорой на иллюстрации;
-знание основные цвета (3 цвета), называть и дифференцировать их;
-находить лишний предмет по цвету, форме, величине;
-различать и дифференцировать звуки окружающей действительности;
-усвоить практические представления о таких понятиях, как «предложение», «слово»;
-составлять предложения из двух слов по действию, предметной картинке, вопросу учителя, выделять каждое слово с помощью учителя с опорой на условно- графическую схему;
-выделять звуки А, У, О в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;
-рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка.
Достаточный уровень:
- иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;
- различать и узнавать звуки окружающей действительности;
- дифференцировать неречевые и речевые звуки;
- правильно произносить все поставленные звуки, стараться употреблять их в речи, выделять первый звук в слове, слышать нужный звук;
- классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;
- понимать и показывать пространственное расположение фигур;
- слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос простой фразой;
- пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку, по вопросам учителя;
- работать с условно-графическим изображением слова, предложения;
- определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
- соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
- составлять предложение по несложной ситуативной картинке, связно высказываться по несложной сюжетной картинке;
- ориентироваться на альбомном листе;
- работать с шаблонами, трафаретами, выполнять штриховку, писать элементы букв.
Система оценки достижений
Во время обучения в целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающихся, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем педагогического работника, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом, оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.
Усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные».
Критерий «верно» и (или) «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия и (или) отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результат продвижения обучающихся определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.
Работа обучающихся поощряется и стимулируется с использованием качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно»
Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися:
- «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;
- «частично верно» - задание выполнено на 30-70%;
- «неверно» - задание выполнено менее, чем 30 %.
Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы курса.
Система оценки достижений обучающихся умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе ФАООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации аттестации обучающихся рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. К процессу аттестации обучающегося желательно привлекать членов его семьи, воспитателей группы.
Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности.
Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.
По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
-что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
-что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
-насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться
особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий,
графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ,
дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции»
(вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 - не выполняет, помощь не принимает;
1 - выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи;
2 - выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или
после частичного выполнения педагогом;
3 - выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;
4 - выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции;
5 - выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 - не воспроизводит при максимальном объеме помощи;
1 - воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами;
2 - воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками;
3 - воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками;
4 - воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок;
5 - воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике усвоения ФАООП каждым обучающимся с РАС по каждому показателю по следующей шкале:
0 - отсутствие динамики или регресс.
1 - динамика в освоении минимум одной операции, действия.
2 - минимальная динамика;
3 - средняя динамика;
4 - выраженная динамика;
5 - полное освоение действия.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Примечания |
1 |
Добуквенный период |
33 |
- |
2 |
Буквенный период |
35 |
- |
Итого: |
68ч |
- |
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение.
Учебники: В.В.Воронкова «Букварь» , 2016, «Просвещение»
Программно – методическое обеспечение:
- Н. В. Новоторцева: « Развитие речи детей».
- Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999.
-Л. Н. Ефименкова: «Коррекция устной и письменной речи уч-ся начальных классов».
-Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1994
-Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. – СПБ, 2004..Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. М.: АРКТИ, 2004.
Печатные пособия:
Учебно – практическое оборудование:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.