Содержание учебного предмета Чтение (ОВЗ),4 кл.
Оценка 4.8

Содержание учебного предмета Чтение (ОВЗ),4 кл.

Оценка 4.8
docx
09.12.2024
Содержание учебного предмета Чтение (ОВЗ),4 кл.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.docx

СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

                                                                  (2 часа в неделю)

Подготовка к усвоению грамоты включает:

1. Подготовку к усвоению первоначальных навыков чтения:

-       развитие слухового внимания, фонематического слуха;

-       элементарный звуковой анализ;

-       совершенствование произносительной стороны речи;

-       формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение»; часть слова − «слог» (без называния термина), «звуки»;

-       деление слов на части;

-       выделение на слух некоторых звуков;

-       определение наличия/отсутствия звука в слове на слух.

2. Речевое развитие:

-       понимание обращенной речи;

-       выполнение несложных словесных инструкций: называние предметов, подбор слов, характеризующих их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, материалу), подбор обобщающих слов к группе предметов, объединенных по определенному признаку;

-       обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям;

-       активизация словаря;

-       составление нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т.д.);

-       расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения;

-       формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью, выражение своей просьбы и желания и т.п.;

-       слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, ответы на вопросы по содержанию прослушанного текста;

-       рассказывание сказки с помощью учителя с опорой на наглядность;

-       разучивание коротких стихотворений с голоса учителя.

          Развитие слухового внимания, фонематического слуха и элементарного звукового анализа

Различение звуков окружающей действительности, их узнавание (шуршание листьев под ногами, шум ветра, дождя и др.). Использование игровых упражнений на определение источника звука (кто позвал?), направления звука (отгадай, где пищит мышка), силы звука (найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков) и т.д. Дифференциация неречевых звуков: различные и сходные звуки: звон маленького колокольчика и большого колокольчика, шуршание толстой и тонкой бумаги, тихие шаги и топот, писк большой или маленькой резиновой игрушки и т.д.

Имитация голосов животных: кто как голос подает, узнавание животного по имитации голоса: корова – му, собака – ав и др. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: как звенит комар, воет ветер, жужжит жук и др.

          Работа над звукопроизношением

Выполнение артикуляционных упражнений и дыхательной гимнастики. Подражание речи учителя; соотнесение звуков с реальным объектом; заучивание и четкое, правильное произнесение вслух слов, предложений, пословиц, строчек из стихотворений и т.п.

Слово

Практическое знакомство со словом (назови предметы, повтори все слова и др.). Фиксация слова условно-графическим изображением (черта черного цвета). «Чтение» зафиксированных слов, их соотнесение с конкретными предметами. Четкое различение предмета и слова (где предмет, а где записано слово?) Называние окружающих предметов, предметов на картинке, запись слов условно-графической схемой. Дифференциация сходных по звучанию слов (раз-два-три, без ошибок повтори: дом – дым, мишка – миска, Боря - Поля) с показом предметов или их изображений. Выделение слов из ряда предложенных на слух (2 – 3 слова) с фиксацией каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.

Предложение

Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действий: Маша пишет. Коля читает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. Составление предложений из 2 слов, далее из 3 по подобию с опорой на картинку (Бабушка читает. Девочка читает. Мальчик читает; Девочка читает. Девочка рисует, Девочка спит). Составление схем предложений (длинная полоска черного цвета с вертикальной чертой в начале и точкой в конце). «Чтение» каждого предложения.

Деление предложения на слова, их фиксация условно-графической схемой и последующее «чтение» предложения. После того как у обучающихся будет сформировано представление о предложении, их внимание обращается на возможность деления предложения на отдельные слова, что находит отражение в условно-графическом изображении. Черные короткие полоски под схемой предложения — слова, входящие в данное предложение.

Различение сходных предложений, сказанных учителем, показ ситуации на картинке: «У маленькой Веры машина. У маленького Игоря тоже машина. Катя держит мишку. Катя держит кошку».

После успешного формирования практических представлений о предложении и слове как разных единицах речи, двухуровневая схема предложения «сворачивается», в ней сразу обозначаются входящие в предложение слова, а вертикальная черта на месте первого слова и точка в конце сохраняются, как и в предыдущем варианте схемы.

          Часть слова (слог)

Деление двусложных слов на части (А – ня, О – ля, Ви – тя). Игровые упражнения на произнесение слов по слогам в сопровождении хлопков, шагов, музыкальных инструментов (бубна, барабана). Фиксация части слов (слогов) условно-графическим изображением.

«Чтение» слов по слогам с опорой на картинку и условно – графическую схему.

          Дифференциация сходных слогов: ма - мо, со – су, ма - на, ва - фа, бо – по, ту– ду и т.д.

Буква

Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных нерасчлененных структур (без называния буквы и соотнесения ее со звуком): А, У, М, О, Х, С, Н.

Нахождение предъявляемой буквы среди других букв, наложение одинаковых букв друг на друга, объединение одинаковых букв, разных по размеру, складывание предъявленной буквы из палочек, полосок.

Звук и буква

Печатание прописных букв: А, У, М, О, Х, С, Н и соотнесение их со звуком. Обозначение звука соответствующей буквой. Фиксация буквой начального звука в схеме слов при назывании предметных картинок. Чтение букв, выделение знакомой буквы среди других.

Слог

          Образование и чтение слогов с изученными согласными в данной последовательности: слог, состоящий из одной гласной в словах (а - у, у – а), закрытые двубуквенные слоги (ам, ум); открытые двубуквенные слоги (ма, му). Дифференциация сходных звуков в слогах: ам - ан, ма - на, ха - хо. Термин «слог» не используется, используется понятие «часть слова».

Слово

Чтение слов, состоящих из двух слогов, с изученными слоговыми структурами: ма - ма, му - ха, у - ха и др. Составление слов из заданных слогов с опорой на картинку, дополнение слога до слова одним из двух предложенных слогов (с опорой на картинку).

Звук

          Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: покатай ватный шарик, назови на одном выдохе игрушки на столе (2 – 3) и др. Отработка четкого и выразительного произношения на материале коротких стихотворений, потешек, чистоговорок вместе с учителем. Дифференциация сходных звуков. Использование игровых приемов. Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков. Выделение на слух часто повторяющегося звука при акцентированном его произнесении учителем (в двустишии, чистоговорке). Обозначение звука условным значком (белым квадратиком). Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.

          Развитие моторных умений

Правильное расположение учебных принадлежностей при письме. Развитие умения держать карандаш, ручку. Пальчиковая гимнастика для развития и координации движений кисти руки, пальцев: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, разжимание пальцев всех вместе, по одному, крючки, щелчки, колечки, приветствие пальчиков друг друга и т.п. Игры с мозаикой, конструирование, рисование.

Формирование графических умений: работа мелом на доске, карандашом в альбоме; вычерчивание горизонтальных, вертикальных и наклонных прямых линий по образцу или заданным точкам, переключение с одного направления на другое при работе с трафаретом, шаблоном; соблюдение пределов геометрической фигуры при штриховке ее прямыми линиями.

Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных букв: прямая палочка (заборчик), наклонная прямая палочка (ветер травку качает), овал (слива), полуовал (месяц), прямая вертикальная и горизонтальная соединительная палочки (лесенка), выполнение бордюров из усвоенных элементов.

Написание схем слова, предложения сование изученных букв («печатание») по образцу в альбоме после выбора буквы из ряда предложенных, дорисовка буквы.

 

                                    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

-        положительное отношение к школе, к урокам чтения;

-        доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;

-        иметь расширенное представление о многообразии окружающего мира;

-        иметь первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;

-        проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;

-        оценивать совместно с учителем результатов своих действий и действий одноклассников;

-        слушать просьбы и инструкции учителя, решая познавательную задачу;

-        понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

-        слушать собеседника и понимать речь других;

-        оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);

-        принимать участие в диалоге;

-        принимать участие в работе парами и группами;

-        оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости;

-        умение называть свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, свой адрес. Предметные:

Минимальный уровень:

-соблюдать правила поведения обучающихся в школе;

-называть письменные принадлежности, необходимые для учёбы, с опорой на иллюстрации;

-знание основные цвета (3 цвета), называть и дифференцировать их;

-находить лишний предмет по цвету, форме, величине; 

-различать и дифференцировать звуки окружающей действительности;

-усвоить практические представления о таких понятиях, как «предложение», «слово»;

-составлять предложения из двух слов по действию, предметной картинке, вопросу учителя, выделять каждое слово с помощью учителя с опорой на условно- графическую схему;

-выделять звуки А, У, О в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему; 

-рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка.

          Достаточный уровень:

-  иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;

-  различать и узнавать звуки окружающей действительности;

-  дифференцировать неречевые и речевые звуки;

-  правильно произносить все поставленные звуки, стараться употреблять их в речи, выделять первый звук в слове, слышать нужный звук;

-  классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;

-  понимать и показывать пространственное расположение фигур;

-  слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос простой фразой;

-  пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку, по вопросам учителя;

-  работать с условно-графическим изображением слова, предложения;

-  определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

-  соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

-  составлять предложение по несложной ситуативной картинке, связно высказываться по несложной сюжетной картинке;

-  ориентироваться на альбомном листе;

-  работать с шаблонами, трафаретами, выполнять штриховку, писать элементы букв.

 

Система оценки достижений

          Во время обучения в целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу обучающихся, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем педагогического работника, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

В целом, оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.

Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.

Усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные».

Критерий «верно» и (или) «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия и (или) отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.

Результат продвижения обучающихся определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.

Работа обучающихся поощряется и стимулируется с использованием качественной оценки: «верно», «частично верно», «неверно»

Соотнесение результатов оценочной деятельности, демонстрируемые обучающимися:

-       «верно» - задание выполнено на 70 – 100 %;

-       «частично верно» - задание выполнено на 30-70%;

-       «неверно» - задание выполнено менее, чем 30 %.

 

 

    

 

 

Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения  программы курса.

        Система оценки достижений обучающихся умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития планируемых результатов освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе ФАООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации аттестации обучающихся рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. К  процессу аттестации обучающегося желательно привлекать членов его семьи, воспитателей группы.

       Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности.

Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.

        По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.

        Итоговая  оценка  качества  освоения  обучающимися  с  умеренной,

тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) должно быть достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

         Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

-что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,

-что из полученных знаний и умений он применяет на практике,

-насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

       При   оценке   результативности   обучения   должны   учитываться

особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий,

графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ,

дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции»

(вербальной   или   невербальной),   «выполняет   действие   по   образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 - не выполняет, помощь не принимает;

1 - выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи;

2 - выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или

после частичного выполнения педагогом;

3 - выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;

4 - выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции;

5 - выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

0 - не воспроизводит при максимальном объеме помощи;

1 - воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами;

2 - воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками;

3 - воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками;

4 - воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок;

5 - воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.

На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике усвоения ФАООП каждым обучающимся с РАС по каждому показателю по следующей шкале:

0 - отсутствие динамики или регресс.

1 - динамика в освоении минимум одной операции, действия.

2 - минимальная динамика;

3  - средняя динамика;

4 - выраженная динамика;

5 - полное освоение действия.

 

 

 

Учебно-тематическое планирование

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Примечания

1

Добуквенный период

33

-

2

Буквенный период

35

-

Итого:

68ч

-

                                       

 

Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение.

 

 

Учебники: В.В.Воронкова «Букварь» , 2016, «Просвещение»

Программно – методическое обеспечение:

- Н. В. Новоторцева: « Развитие речи детей».

- Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999.

-Л. Н. Ефименкова: «Коррекция устной и письменной речи уч-ся начальных классов».

-Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Руссико, 1994

-Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. – СПБ, 2004..Худенко Е.Д., Терехова И.А. Знакомство с окружающим миром: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. М.: АРКТИ, 2004.

 

Печатные пособия:

  • Буквы русского алфавита – плакат
  • Домик (гласные, согласные буквы, парные звонкие и глухие согласные, буквы, не обозначающие звуков)
  • Иллюстрации по темам
  • Набор предметных картинок

Учебно – практическое оборудование:

  • Альбомы по развитию речи
  • Аудиозаписи
  • Дидактические игры
  • Индивидуальные разрезные «Касса букв и слогов»
  • Магнитный алфавит
  • Настенная магнитная касса букв
  • Разрезной демонстрационный материал для индивидуальной работы
  • Сюжетные картинки
  • компьютерные программы для общения, синтезирующие речь (например, «Общение» и др.); электронные  устройства для  альтернативной  коммуникации
  • обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;  аудио и видеоматериал.

 


 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (2 часа в неделю)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (2 часа в неделю)

Работа над звукопроизношением

Работа над звукопроизношением

Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных нерасчлененных структур (без называния буквы и соотнесения ее со звуком):

Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных нерасчлененных структур (без называния буквы и соотнесения ее со звуком):

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: - положительное отношение к школе, к урокам чтения; - доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: - положительное отношение к школе, к урокам чтения; - доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др

Система оценки достижений

Система оценки достижений

Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы курса

Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы курса

При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка

При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка

Добуквенный период 33 - 2

Добуквенный период 33 - 2

обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи; аудио и видеоматериал.

обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи; аудио и видеоматериал.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2024