Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)
Тема учебного занятия: Соединения проводников.
Продолжительность учебного занятия: 45 мин.
Тип учебного занятия: Урок приобретения новых знаний
Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:
1. Образовательная: Углубить знания учащихся об основных характеристиках электрического тока, добиться усвоения учащихся особенностей, закономерностей каждого соединения, познакомить с преимуществами одного и недостатками другого соединения. Выделить значимость экспериментального исследования в процессе познания.
2. Развивающая: Продолжить работу по формированию умений обобщать опытные данные на основе имеющихся знаний. Развивать сноровку и умение читать электрические схемы и собирать электрические цепи, умение проводить эксперимент, обрабатывать экспериментальные данные, выражать в математической форме конкретную физическую ситуацию, мышление, познавательный интерес, развивать организаторские способности, планировать, правильно организовывать рабочее место.
3. Воспитательная: Формировать интерес к физике, воспитывать чувство взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместной работы в группах, учить общаться, воспитывать чувство культуры труда.
Оборудование:
1. Амперметр, вольтметр, сопротивление, ключ, соединительные провода.
2. Мультимедийный курс ЭУИ 12, Библиотека наглядных электронных пособий «Физика 7 -11» (Разработчик ООО «Дрофа» ЗАО 1С)
Дидактические материалы к учебному занятию: Карточки задания.
Ход учебного занятия:
Этап учебного занятия |
время |
Цель этапа |
Компетенции |
методы |
формы |
Используемые ЦОРы |
|||
знания |
умения |
||||||||
1.Организация начала урока. |
1 мин. |
Подготовить учащихся к быстрому включению в работу. |
|
Умения организовать себя на активную деятельность. |
Сообщение учителя. |
Фронтальная. |
|
||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||
Приветствует, выясненяет отсутствующих. Здравствуйте! Я рада вас видеть, и ждала вас с большим нетерпением, т. к. очень хочу увидеть, как вы оформите ещё одну страницу нашей рукописи, которую мы назвали: «Электрический ток и его законы». |
На столах приготовили школьные принадлежности. Слушают. |
||||||||
Этап учебного занятия |
время |
Цель этапа |
Компетенции |
методы |
формы |
Используемые ЦОРы |
|||
знания |
умения |
||||||||
2. Подготовка к УПД. Актуализация знаний. |
5 мин. |
Активизировать познавательную деятельность учащихся. |
Электрический ток и основные его характеристики. Закон Ома. |
Слушать, анализировать, собирать электрические цепи проводить измерения. |
Фронтальный опрос. Постановка системы перспектив. Беседа, запись на доске, создание проблемной ситуации, предъявления учебных требований. |
Фронтальная |
ЭУИ №12. \Библиотека \ Содержание \ Разделы \ Электродинамика \ Фотография17. |
||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||
1. Ведет беседу. ü Зачем мы приходим в школу? Правильно, чтобы заниматься учебной деятельностью, общаться. ü А зачем вообще нужно изучать науки? В жизни всё время возникают, какие-нибудь проблемы, которые человеку нужно решать. Чтобы немного научиться решению проблем, мы на уроке организуем работу, используя системный подход, т. е. по той схеме, по которой строится любая деятельность человека: вход → процесс → выход. На входе зададим цель нашего занятия, в процессе урока её реализуем, на выходе – подведём итог. 2. А пока предлагаю на полях своей тетради записать одно из слов, что написаны на доске, которые как вам кажется, определяет ваше настроение на начало урока: Раздражён, встревожен, безразличен, спокоен, радостный, восхищен. В конце урока выясним, как изменится ваше настроение. 3. На прошлом уроке мы познакомились с основными характеристиками электрического тока, его законом. Назовите эти характеристики. o Сформулируйте закон, что изображён на этом рисунке. ( Изображён закон Ома, портретами физиков) o Что произойдёт, если роль Г. Ома в этой зависимости станет очень маленькой? o Объяснить действие «забавной открытки» (музыкальная открытка – играет музыка, когда её открываешь). 4. Показываю Приложение 1.ppt 5. Задает вопрос: Достаточно ли вам знаний, чтобы объяснить особенности прохождения электрического тока и его распределения в этой простой цепи, состоящей из двух потребителей, а тем более в этих сложных электрических цепях, которые вы видите перед собой? 6. Поэтому я предлагаю вам сегодня написать ещё одну страницу нашей рукописи и назвать её «Виды соединения проводников», разобраться в их закономерностях, познакомиться с преимуществами и недостатками. А эпиграфом к нашей страничке предлагаю слова А. Эйнштейна: «Истина это то, что выдерживает проверку опытом!» И ещё я предлагаю использовать экспериментальный метод, который включает: наблюдение (первоначальный опыт), научное предположение (гипотезу) из которого выводятся теоретические следствия и подтверждение другим опытом. Как вы относитесь к опытам? Положительно?! Тогда давайте поспорим вместе с Г. Галилеем, и мы с Аристотелем, который пренебрегал экспериментом, считая, что физический труд - удел рабов. Работать будем по группам, как обычно, работой руководит капитан. На основе анализов и выводов будут получены общие знания, которые станут результатом совместного исследования всех учащихся. Эти знания широко используются в жизни: при электрификации жилых домов, изготовления гирлянды на ель |
1. Слушают ü Отвечают хором: Учиться. ü Дают ответы. 2. Записывают на полях следующие слова: «Раздражён, встревожен, безразличен, спокоен, радостный, восхищен», выбирают из них те, которые определяют их настроение на начало урока. 3. Отвечают, дают определение. Сила тока, напряжение, сопротивление. o Закон Ома. Сила тока прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению. o Сила тока станет очень большой. o Делают попытки объяснить. 4. Смотрят 5. Слушают и отвечают. |
||||||||
Этап учебного занятия |
время |
Цель этапа |
Компетенции |
методы |
формы |
Используемые ЦОРы |
|||
знания |
умения |
||||||||
3. Знакомство с новым материалом. |
23 мин. |
Учащиеся должны познакомиться с видами соединения проводников, с особенностями последовательного и параллельного соединения, осознать их особенности. |
Особенности и отличия видов соединений проводников. |
Собирать электрические цепи, работать с измерительными приборами. |
Исследовательский, демонстрация, беседа, предъявление учебных требований, создание проблемной ситуации. |
Групповая |
ЭУИ №12. \ Библиотека \ Учебники \ Перышкин физика 8 \ Глава 3 \ §48 \ Интерактивная модель 1 \ Последовательное соединение. ЭУИ №12. Библиотека \ Учебники \ Перышкин физика 8 \ Глава 3 \ §49 \ рисунок 2. ЭУИ №12 \ Библиотека \ Учебники \ Перышкин физика 8 \ Глава 3 \ §49 \ анимация 1. |
||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||
1. Ведет беседу: Электрические цепи, с которыми приходится иметь дело на практике, обычно, состоят из источника и нескольких потребителей. 2. Проводит демонстрацию. Демонстрация: 1. последовательное; Приложение 2.ppt 2. параллельное соединение; 3. Дает задание. Задание группам: Работая, в группах вы должны исследовать закономерности распределения силы тока, напряжения в цепи содержащих несколько потребителей, соединённых последовательно. Вы можете использовать запись на доске: а) этапы экспериментального метода; б) кто затрудняется в построении своего плана выполнения эксперимента, может обратиться к карточке - заданию. ü Соберите цепь по схеме на доске. ü Измерьте силу тока во всей цепи, на 1 участке, на 2 участке. ü Используя вольтметр, подключенный параллельно, измерьте напряжение во всей цепи и на каждом сопротивлении. ü Рассчитайте, используя Закон Ома, сопротивление на всем участке и на каждом по отдельности. 4. Выясняет готовность групп. Надеюсь, у всех уже есть результат эксперимента. Задает вопросы. Что же можно наблюдать при прохождении электрического тока в такой цепи? ü Прелагает сделать обобщение результатов: 5. Предлагает просмотреть Приложение 3.ppt, а затем демонстрацию параллельного соединения. Пронаблюдаем горение лампочки. Выкручивает одну лампочку. Задает вопросы: ü Почему продолжает гореть вторая лампочка? ü А кто сможет начертить схему этого соединение проводников? По итогам ответов учеников делает вывод о преимуществе этого соединения Такой вид соединения называется параллельным соединением. 6. Аналогичнопроведите исследование для этого соединения. После исследования проведите работу над результатами эксперимента. 7. Задает вопрос. ü Каковы же здесь закономерности распределения силы тока и напряжения?
ü I=I1+I2; ü Как связано напряжение во всей цепи и на отдельных её участках? ü А что можно сказать о сопротивлении всей цепи? Просматривая Приложение4.ppt Подводит итог работы на этом этап
Наши эксперименты показали, что Аристотель заблуждался, а прав был Эйнштейн (обратиться к эпиграфу урока). |
1. Слушают 2. Просматривают приложение 2, и демонстрацию.
3. Слушают инструктаж по выполнению эксперимента. Задания написаны на карточках, работой руководит капитан группы. На столах стоит необходимое оборудование, подготовленное лаборантом группы. Правила 1. При выполнении эксперимента: а) бережное отношение к оборудованию; б) техника безопасности; в) правила пользования; г) умение распределять оборудование на столе; д) правило ведения обсуждения результатов. Ученик выполняет экспериментальное задание (5 мин.) и работают над результатом эксперимента 4. Капитан отвечает о готовности группы и дает ответы на вопросы. Делает обобщение: o I=I1=I2; o U=U1+U2; o R=R1+R2; Делает (второй ученик) запись на доске, а все остальные записывают в тетрадях. 5. Смотрят приложение, а затем демонстрацию ü Предлагают свои варианты ответов. ü Рисуют на доске. 6. Аналогично выполняют эксперимент в группах (5 минут), делают обобщение 7. один ученик из другой группы проговаривает свои результаты, а другой делает запись на доске: I=U/R; I=I1+I2; U/R=U1/R1+U2/R2, но U=U1=U2;=> 1/R=1/R1+1/R2; Отвечают на вопросы. ü а). Напряжение во всей цепи равно напряжению на каждом участке. ü б). Сопротивление уменьшается. ü Слушают, глядя на рисунок. |
||||||||
Этап учебного занятия |
время |
Цель этапа |
Компетенции |
методы |
формы |
Используемые ЦОРы |
|||
знания |
умения |
||||||||
4. Обобщение и систематизация. |
5 мин. |
Обобщить и систематизировать материал. |
Особенности и отличия видов соединений проводников. |
Собирать электрические цепи, работать с измерительными приборами, проводить расчеты. |
Запись на доске и в тетрадях, беседа, беседа. |
.Фронтальная. |
ЭУИ №12 Библиотека наглядных электронных пособий. Физика 7-11.\ Библиотека \ Учебники \Перышкин 8 \ §49 \ рис. ,7.
|
||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||
Итак, написана ещё одна страница рукописи, которая показывает нам закономерности этих соединений.
|
ü Сравнивают параллельное соединение с ручейком, который обтекает вокруг камня, соединяется вновь. ü При параллельном соединении при сгорании одной лампочки вторая продолжает гореть. ü .Соединение потребителей в жилых домах.
|
||||||||
Электрическая цепь. |
|||||||||
Последовательное соединение. |
I=U/R. |
Параллельное соединение. |
|||||||
I=I1=I2 U=U1+U2 R=R1+R2. |
I=I1+I2 U=U1=U2 1/R=1/R1+1/R2. |
||||||||
ü Чем отличаются соединения проводников рассмотренные на уроке друг от друга? ü В чём преимущество одного и недостатки друг ü Встречаемся ли мы в жизни с такими соединениями электрических цепей? ü Смешанное соединение. Прелагает посмотреть Приложение5.ppt Сопротивление в нашем организме, соединение: Последовательное и параллельное.
Замечание – сообщение «биофизика» очень верное. В формировании здорового образа жизни, который позволит нам жить в согласии с самим собою и с природой, очень важно познать себя. Узнать, как зависит ёмкость и сопротивление тела от внешних факторов – давления, напряжения и от внутренних – стресса и страха, это очень важно. Мы сможем управлять физиологическими процессами, чувствами, эмоциями, мыслями и контролировать их. |
|||||||||
Этап учебного занятия |
время |
Цель этапа |
Компетенции |
методы |
формы |
Используемые ЦОРы |
|||
знания |
умения |
||||||||
5.Закрепление. |
3 мин. |
Закрепить приобретенные знания при решении задач. |
Сила тока, напряжение, сопротивление при смешанном соединении проводников. |
Проводить расчеты. Применять теоретический материал при решении задач. |
Выработки умений- практические упражнения. |
Фронтальная. |
ЭУИ №12.\ Библиотека \ Учебники \Перышкин 8 \ §49 \ рис.4. |
||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||
1. Рассчитайте сопротивление цепи. Показывает Приложение6.ppt Приложение 6.1.ppt |
Рассчитывают сопротивление при смешанном соединении проводников. |
||||||||
Этап учебного занятия |
время |
Цель этапа |
Компетенции |
методы |
формы |
Используемые ЦОРы |
|||
знания |
умения |
||||||||
6.Контроль и самопроверка. |
5 мин. |
Проверить степень усвоения материала по теме урока. |
Виды соединения проводников. |
Работать в паре. |
Контроля: выставление поурочного бала. |
Групповая |
|
||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||
Организует работу по мини зачёту. Теперь примем мини – зачёт друг у друга. Какие оценки поставили? |
Проговаривают друг другу основные закономерности проводников. Оценивают друг друга. |
||||||||
Этап учебного занятия |
время |
Цель этапа |
Компетенции |
методы |
формы |
Используемые ЦОРы |
|||
знания |
умения |
||||||||
7.Этап рефлексии. |
1 мин. |
Проведение рефлексии. |
|
Оценивать |
Беседа |
Фронтальная |
|
||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||
А теперь снова оценим своё настроение. У кого оно стало лучше?! |
Ученики прописывают в тетради слова, которые соответствуют их настроению на конец урока. |
||||||||
Этап учебного занятия |
время |
Цель этапа |
Компетенции |
методы |
формы |
Используемые ЦОРы |
|||
знания |
умения |
||||||||
8.Информация о домашнем задании и подведение итогов занятия.
|
2 мин. |
Поведение инструктажа о домашнем задании. |
|
|
Запись на доске и в дневнике, |
Фронтальная. |
|
||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||
И для домашней работы я хочу предложить вам следующее: 1.Проработать материал своей рукописи, опираясь на §8.2 §8.3, ответить устно на вопросы к параграфу. 2.Продолжить эксперимент дома, либо в творческих группах, либо индивидуально по вариантам (задания на стенде.) В заключении я хочу сказать, что, применяя полученные знания, человек изобрёл очень много всевозможных машин и устройств, и тем немение. «Я ещё не устал удивляться Чудесам, что есть на Земле: Телевизору, голосу раций, Вентилятору на столе Самолёты летят сквозь тучи, Ходят по морю корабли. Как до этих вещей могучих Домечтаться люди смогли? Я вверяю себя трамваю, Я гляжу на экран кино. Эту технику понимая Изумляюсь ей всё равно. Ток по проволоке струится, Спутник ходит по небесам, Человеку стоит дивиться Человеческим чудесам» В. Шефнер Так писал В. Шефнер о созданиях человека. А в основе их лежат законы физики. Урок закончен . |
Записывают домашнее задание.
|
||||||||
Литература:
1.Перышкин А.В. Физика 8
2.Кац Н.И. « Биофизика на уроках физики» Просвещение 1995 год.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.