Урок географии в 8 классе
Тема: Солнечная радиация
Цели урока: Познакомить с основными факторами, влияющими на климат России: солнечной радиацией и радиационным балансом.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II. Повторение пройденного.
- В этом году мы начали изучать природу России, давайте вспомним, что мы уже узнали.
III. Объяснение новой темы.
- Что такое КЛИМАТ?
Климат (от греч. klíma, родительный падеж klímatos, буквально — наклон; подразумевается наклон земной поверхности к солнечным лучам), многолетний режим погоды, свойственный той или иной местности на Земле.
Слайд 1 (Запишите в тетради определение)
Слайд 2
- Подберите синоним к слову факторы. (Причины)
- А теперь составьте предложение, используя слова: климат, причины. (ПРИЧИНЫ, КОТОРЫЕ ОБРАЗУЮТ КЛИМАТ РОССИИ)
Слайд 3
Работа в группах. -Вспомните из курса 7 класса факторы, от которых зависит формирование климата нашей страны. Из набора терминов, выберите подходящие. (Каждая команда получает по 5 “лучиков”, на каждом из которых подписан термин. Из 5 нужно выбрать 1 климатообразующий фактор и прикрепить на доске.)
Географическое положение, деятельность ветра, тектоническое строение, циркуляция ВМ, подстилающая поверхность, древнее оледенение, морские течения, растительность, текучие воды, высота места над уровнем моря, близость морей и океанов, почвы, направление горных хребтов, деятельность человека, солнечная радиация, радиационный баланс.
ЗНАЕМ (записывается на доске):
Слайд 4
- На формирование климата оказывают влияние огромное количество факторов. Мы же сегодня узнаем больше про один фактор, как вы думаете какой? Солнечная радиация. Почему? (Без тепла нет жизни).
ХОТИМ УЗНАТЬ (записывается на доске):
Слайд 5
-Климат России очень разнообразен. От холодного арктического на севере, до влажных субтропиков Черноморского побережья Краснодарского края.
-Географическое положение (географическая широта) влияет на распределение солнечной радиации и на циркуляцию атмосферы.
Слайд 6.
-Рассмотрим влияние на климат солнечной радиации. Солнечная радиация – это излучение Солнцем тепла и света, измеряется в килокалориях на (Ккал/см). Распространение солнечной радиации по поверхности Земли зависит от географической широты. Как? (При движении с севера на юг количество солнечной радиации, получаемое территорией, увеличивается).
-Почему? (Широта определяет угол падения солнечных лучей на земную поверхность и продолжительность дня.)
Работа по учебнику
-Как изменяется угол падения солнечных лучей в зависимости от широты местности? (Смотрим) (Чем меньше широта (ближе к экватору), тем больше угол падения солнечных лучей)
-Какая существует зависимость между углом падения солнечных лучей и количеством солнечного тепла (солнечной радиацией), получаемого территорией? (Чем больше угол падения солнечных лучей, тем больше солнечная радиация)
Слайд 7 и 8
-В какой из пунктов (м. Челюскин или Краснодар) поступает больше солнечной радиации на 1 см? (Краснодар)
-Почему? (Чем больше угол падения солнечных лучей, тем больше солнечная радиация)
-Какие районы нашей страны получают наибольшее количество солнечной радиации?
(Южные)
Слайд 9
-Почему летом количество солнечной радиации уменьшается к северу сравнительно медленно, а зимой очень быстро? (Зимой севернее полярного круга 66,5° с.ш. устанавливается полярная ночь, и поступление солнечной радиации прекращается)
-Не все солнечные лучи, проходя сквозь слои атмосферы, достигают земной поверхности.
Слайд 10
- Часть солнечной радиации поступает на нашу планету. Солнечная радиация, которая проходит через атмосферу Земли, бывает прямой и рассеянной.
Слайд 11
- В солнечный безоблачный день преобладает прямая радиация. Лучи Солнца можно увидеть в лесу. Сквозь листву деревьев прямые лучи проходят до поверхности Земли.
- Загораем мы тоже под прямыми солнечными лучами.
Слайд 12
-А в пасмурную погоду до Земли доходит, рассеиваясь на облаках, рассеянная радиация. Чем больше облачность и запыленность атмосферы, тем больше солнечных лучей рассеивается и отражается, тем меньше достигает земной поверхности.
Слайд 13
-Общее количество солнечной радиации, достигающей поверхности Земли, называется суммарной радиацией.
-Часть суммарной радиации отражается от поверхности Земли (отраженная радиация), остальная поглощается поверхностью и нагревает ее (поглощенная радиация). Нагретая земная поверхность отражает тепло обратно в мировое пространство.
Работа в тетради.
-Перечертите схему в тетрадь и запишите определение суммарной радиации.
Суммарная радиация – общее количество солнечной энергии, достигшее поверхности Земли. Суммарная радиация на картах изображается в виде линий.
Работа по учебнику
Слайд 14.
- Разницу между суммарной радиацией и ее потерями на отражение и тепловое излучение выражают в виде радиационного баланса.
Радиационный баланс – один из важнейших факторов формирования климата. От радиационного баланса зависят распределение температур в почве и прилегающих слоях воздуха, интенсивность испарения и таяния снега и другие природные процессы. Радиационный баланс в России в среднем за год всюду положительный, за исключением районов с постоянным ледяным покровом. Зимой он на всей территории страны отрицательный, а летом – положительный.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Работа по картам (Суммарная радиация и радиационный баланс)
- Заполните таблицу, опираясь на карту, и сделайте вывод о том, какая закономерность просматривается в распределении суммарной радиации и радиационного баланса.
Пункты |
Суммарная радиация, ккал/см |
Радиационный баланс, ккал/см |
Мурманск |
|
|
С.- Петербург |
|
|
Якутск |
|
|
Екатеринбург |
|
|
Астрахань |
|
|
2. Ответьте на вопросы
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.