Урок литературы в 7 классе
Тип урока: Урок внеклассного чтения.
Тема: СТИХОТВОРЕНИЯ РУССКИХ ПОЭТОВ ХХ ВЕКА О ПРИРОДЕ.
В. БРЮСОВ, И. БУНИН, Ф. СОЛОГУБ
Цели: познакомить с поэтическими творениями русских поэтов-пейзажистов, литературными приемами и художественными средствами; учить устному рисованию, выразительному чтению; воспитывать заботливое отношение к природе.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Изучение новой темы.
1. Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина?»
2. Слово учителя.
– С чего начинается Родина? Пожалуй, любовь к Родине и любовь к природе – взаимообусловленные чувства.
Во все времена человек находил в природе отдохновение и успокоение и поэтому с природой связывал самые светлые свои мечты.
Подлинную душевную гармонию мы ощущаем, когда рядом надежный друг, родная природа, отчий край.
Вспомните слова Тараса Бульбы о том, что мы без родной земли – «сирые», а без нас «сирая так же, как и мы, земля наша».
Природа вызывает сильные эстетические и патриотические чувства и в душе художников слова.
Но «любовь к природе не может быть бездеятельна и созерцательна». Объясните, как вы понимаете эти слова Константина Георгиевича Паустовского.
(Мало видеть и любоваться, нужно беречь ее, приумножать.)
– Что мы можем сделать и должны делать, чтобы земля при нашей жизни и без нас была прекрасна?
– Как понимаете 1 и 2-й абзацы в учебнике, с. 213.
3. Экскурсию по выставке «Тихая моя родина…» проводит библиотекарь или подготовленный ученик: демонстрируются картины Саврасова, Левитана, Репина, Крымова, Ромадина и др. под музыку из цикла «Времена года» Чайковского.
4. Выразительное чтение стихотворения В. Брюсова «Первый снег» учащимися.
5. Анализ стихотворения Брюсова «Первый снег».
В. Брюсов (1873–1924) – прозаик, драматург, критик, переводчик. Но когда называют имя В. Брюсова, то в первую очередь имеют в виду его поэзию. Поэт Брюсов любил родину, ее природу, в своих стихах он старался передать эту любовь и нам. Вот стихотворение «Первый снег». Нет, не снег видит автор на березах, которые вчера еще были «черно-голые», на экипажах, на пешеходах… Он видит серебро, огни и блестки в лучах света, жемчуга.
Все вокруг видится призрачным, как во сне, все это как грезы (мечты). И все, о чем говорится в прозе буднично, обыденно, озарено волшебством, жизнь людей и жизнь природы стала иной, новой и святой. Это и понятно: белый цвет – символ чистоты и святости. Как прекрасен этот мир «очарований, «этот мир из серебра». Стихотворение дышит любовью, очарованием. Тема природы, трепетного отношения к ней. Эпитетов мало, но сколько слов торжественной лексики! (Грезы, призраки, волшебство, озарены, воплощение, очарование.)
6. Имя Ивана Алексеевича Бунина вам уже знакомо из предыдущих уроков. Продолжат это знакомство еще 2 стихотворения.Чтение стихотворения «Не пугай меня грозою…» подготовленным учеником.
7. Анализ указанного стихотворения.
Автора не пугает гром, молнии весенней бури, потому что после нее светит солнце, радует небесная лазурь. После бури все вокруг, омытое и освеженное дождем, молодеет «в блеске новой красоты» и цветы ароматнее и пышнее. Первая строфа пронизана радостью обновления, уверенностью, что впереди у тебя целая жизнь, наполненная счастьем и красотой.
Грусть, уныние звучат во второй строфе. Автора страшит затяжное ненастье, которое навевает печальные мысли: счастье пройдет стороной «в суете дневных забот», увянут «жизни силы без борьбы и без труда», и сырая туманная пелена навсегда скроет солнце (солнце – свет, радость, надежды, мечты). Автор воспользовался антитезой, чтобы противопоставить душевное состояние человека во время летних бурь и в осеннее ненастье. Прекрасна жизнь, если «печаль мимолетна, как гроза». Но если жизнь – «затяжное ненастье», то это грустно, печально.
8. На фоне пьесы из цикла «Времена года» Чайковского учитель читает стихотворение «Туча растаяла».
9. Анализ стихотворения «Туча растаяла».
Это стихотворение Бунина дышит спокойствием, умиротворением. Туча растаяла, весенняя ночь над селом, легкий ветер приносит запах ароматных весенних цветов. Алый закат солнца не предвещает ненастья. Туман, как воздушное покрывало, стелется над рекой. Сквозь туман мерцают огни. Природа засыпает, иногда только слышится падение капель с ветвей. Последняя строка с многоточием создает впечатление незаконченности повествования, потому что все постепенно затихает, все замирает и… Картины стихотворения удивительно спокойны. Метафоры («веет ночь», «алеет закат», «ветер приносит»), сравнения («туман… фатой»), мягкие, успокаивающие.
10. Чтение стихотворения Ф. Сологуба «Забелелся туман за рекой…» с последующим анализом.
В первом сборнике стихов поэта, прозаика, переводчика «Пламенный круг» говорится о несоответствии мечты и действительности, о тоске и одиночестве, которые он пытается преодолеть.
В стихотворении «Забелелся туман за рекой» тоже говорится об одиночестве: «И теперь я совсем одинок». Но перед нами предстают картины далекие от пессимизма (от уныния). Вот берег невысокий, деревья, склонившиеся над водой, туман за рекой не скрывает далей. Разведенный костер воскресит огонь жизни в его душе, навеет радужные мечты о будущем и воспоминания о детстве: «Потихоньку пойду босиком, – и завижу вдали огоньки…» Огоньки – надежда, надежда на конец одиночества, скитаний, на близость уюта, заботы, покоя. Картины стихотворения раскрываются медленно, плавно, как бы импонируя (соответствуя) раздумьям автора.
Домашнее задание (по рядам): выучить стихотворение одного из авторов: I ряд – произведение Есенина; II ряд – Заболоцкого, III ряд – Рубцова; художникам подготовить иллюстрации о природе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.