Сообщение на тему : "Методы коррекции мелкой моторики детей с ЗПР"
Оценка 4.7

Сообщение на тему : "Методы коррекции мелкой моторики детей с ЗПР"

Оценка 4.7
docx
01.11.2022
Сообщение на тему : "Методы коррекции мелкой моторики детей с ЗПР"
Методы коррекции мелкой моторики детей с ЗПР.docx

   

Методы коррекции мелкой моторики детей с ЗПР

 

Развитие движений в онтогенезе - процесс качественного видоизменения системы движений по мере роста организма и накопления индивидуального опыта. Ребенок в момент рождения не обладает вполне готовыми механизмами регуляции движений. Но уже в эмбриональный период происходит формирование функций поддержания позы, подготовка к дыхательным движениям, глотанию, осуществляется активизация венозного кровообращения и лимфотока. Сразу после рождения проявляется целый набор двигательных реакций: рудиментарные двигательные рефлексы Робинзона, Моро, ползание по Бауэру, позотонические рефлексы, в частности шейные и лабиринтные, безусловно-рефлекторные двигательные акты в виде пищевого сосательного, защитного мигательного, движения глаз. Важную роль играют хаотические движения, которые группируются в повторяющиеся движения, а затем на их основе происходит формирование целенаправленных движений. В условиях воспитания к первому полугоду жизни ребенка в целом формирование всех основных движений завершается. В дальнейшем - по мере развития речи - происходит формирование произвольных движений. Основной набор универсальных двигательных реакций окончательно оформляется к 11-14 годам.

При овладении определенными двигательными, навыками у ребенка обнаруживаются рабочие, исполнительные движения и ориентировочная основа. Исследования А. В. Запорожца (1986) показали роль ориентировочной деятельности и складывающихся на ее основе образов в формировании и осуществлении произвольных движений у человека на разных стадиях онтогенетического развития.

Развитие произвольных действий происходит в процессе подражания, в котором выделяют две фазы. На первой фазе осуществляется предварительная ориентировка: ребенок наблюдает за действиями взрослого или других детей; в результате наблюдений у него формируется образ необходимых действий. На второй фазе ребенок совершает показанное ему движение и доводит его до известной степени совершенства, сравнивая совершаемые движения с предложенным ему образцом. Сложившийся сенсомоторный образ выступает регулятором произвольных действий. К. Котырло (1974) на музыкальных занятиях в детском саду изучала формирование сенсомоторного образа движений у детей и эффективность его влияния на успешность осуществления произвольных движений. Дети должны были выполнять танцевальные движения под музыку по показу воспитателя. Для младших детей характерна разобщенность сенсорного и моторного компонентов образа: они затруднялись выполнить определенную последовательность движений, сочетать движения (особенно начало и окончание движений) с музыкой. В старшем детском возрасте разобщенность сенсорного и моторного компонентов образа преодолевается. Двигательные реакции все более точно соотносятся с образцом не только по характеру движений, но и по времени (дети способны вовремя, вместе с музыкальным сопровождением начинать и заканчивать движения).

Развитие произвольной регуляции в данном случае связано с совершенствованием подражательной деятельности, означающим включение в подражание элементов самостоятельности. Ребенок, имеющий достаточный зрительный, слуховой, двигательный опыт, способен выполнять движения по словесной инструкции без показа воспитателем танцевальных движений.

Успешность освоения произвольных движений зависит от степени их осознанности. Я. 3. Неверович, изучавшая предметные движения детей, пришла к следующим выводам: в возрасте 2 лет ребенок осознает результат действия, но способ действия и отдельные движения им не осознаются. Дети младшего детского возраста сознают результат и способ действий с предметом, но отдельные операции, движения также еще не осознают.

Дети среднего детского возраста в некоторых случаях осознают собственные движения и преднамеренно воспроизводят их при повторении действий с предметом. В старшем детском возрасте движения становятся объектом сознательной волевой деятельности.

Возрастающее умение анализировать собственные движения и внимание к точности рисунка движений говорят о психологической готовности ребенка к обучению в условиях школы, о возможности сознательно приобретать двигательные умения уже трудового порядка, сложные формы умений и навыков типа письма, рисования, игры на инструментах, танца и т. д.

Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:

·               Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы)

·               Нарушения передачи сигнала (например, при болезни в постинсультном состоянии)

·               Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т. д.)

Нарушения общей и мелкой моторики у детей с ДЦП связаны с особенностями самого заболевания - преимущественным поражением двигательных зон головного мозга и проводящих путей. Дети с ДЦП резко ограничены в движениях: у них с трудом формируются навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности.

Нарушения мелкой моторики в раннем и младенческом возрасте включают в себя, прежде всего, нарушения созревания большого моторного акта и тонкой моторики, а также разнообразные стереотипии, тики, расстройства по типу кататонических. Задержка становления моторики отмечается еще с периода развития зрительно-моторной координации. При этом запаздывает формирование ручной умелости. Дети с запаздыванием начинают захватывать игрушки, долго не осваивают пинцетный захват предмета двумя пальцами, начинают ходить позже обычных сроков. Иногда дети начинают ползать уже после овладения ходьбой, долго не могут освоить функции вставания. Таким образом, отмечается нарушение последовательности формирования функции моторики.

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность, способствуют формированию у ребенка пассивности, безынициативности, нарушению развития мотивационной и волевой сферы.

По исследованиям Л.В. Лопатиной у детей с ЗПР имеются нарушения ручной моторики, проявляющиеся в основном в нарушении точности, быстроты и координированности движений. Значительные трудности вызывает у детей динамическая организация двигательного акта. В большинстве случаев оказывается затрудненным или невозможным быстрое и плавное воспроизведение предложенных движений. При этом отмечаются добавочные движения, персеверации, перестановки, нарушение оптико-пространственной координации. Переключение движений часто осуществляется сопряженно, по речевой инструкции и с проговариванием их последовательности. Наиболее нарушенной является возможность одновременного выполнения движений, что свидетельствует об определенной дисфункции премоторных систем, обеспечивающих, прежде всего, кинетическую организацию движений.

Наиболее ярко недостаточность общей моторики у детей с ЗПР проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений. Также характерны нарушения ручной моторики, которые проявляются преимущественно в нарушении точности, быстроты и координации движений. Пальцевые пробы полноценно не проявляются, так как снижена кинестетическая память. Между уровнем несформированности ручной и артикуляционной моторики установлена существенная корреляция (М. М. Кольцова, Л. В. Лопатина и др.).

Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет и т.п.

Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке взять предмет, так как неверно оценивает направление.

Коррекция нарушений мелкой моторики проходит в следующих направлениях:

·               Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).

·               Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).

·               Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).

·               Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

·               Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).

·               Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

·               Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).

·               Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:

Ø нахождение заданных предметов,

Ø угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

·               Использование методики Су Джок (работа с различными семенами):

Ø сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.

·               Применение аппликаторов Н. Г. Ляпко (игольчатые коврики) для воздействия на биологически активные точки, расположенные на пальцах рук.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В дошкольных учреждениях педагоги используют накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях - на сжатие, на растяжение, на расслабление. Для этого используются приемы:

·               систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

·               последовательность - (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

·               все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;

·               если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.

В группах уже с младшего, среднего и старшего дошкольного возраста используется в работе и ниткопись. Сначала выполняются простые контуры: “Круг”, “Солнышко”, “Грибок”, далее усложняется работа: “Дом”, “Ракета” и т.д. В средней и старшей группе используется ниткопись на занятиях по математике и обучению грамоте (например, выкладывается буква или цифра, уже без образца). Далее задача усложняется: например, предлагается детям выкладывать сюжетные картинки с использованием нескольких разноцветных ниток.

Работа со штампами: упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата тремя пальцами - щепотью). Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение.

Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.

Широко используется продуктивная деятельность в развитии мелкой моторики - кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности(рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.). Начиная с младшей группы, можно организовывать специальную полочку по изодеятельности. Он должна быть оборудована таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые изобразительные материалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью. По мере того, как дети взрослеют, содержимое полочки меняется (большие кисточки - на маленькие, гуашь - на акварель, увеличивалась цветовая гамма красок, карандашей, мелков, пластилина и т.д.).

Необходимо “привить” детям любовь к природным материалам, глине, пластилину. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук, учить работать с бросовым материалом. Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Ее можно мять, рвать, разглаживать, резать - эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей. Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т.д.) в процессе развития мелкой моторики можно найти не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, игра “Золушка” (дети перебирают перемешанную крупу), “Письмо на крупе”.

Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Часто к данному процессу привлекают родителей: “Работы выходного дня”, конкурсы рисунков, выставки семейных работ и т.д. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.

Итак, начиная работу с детьми и ставя перед собой цель, родители и педагоги уверенно и целенаправленно идут вперед к ее достижению. Разработав для этого свои методы и приемы и, используя их в работе с детьми, обязательно будет заметна положительная динамика, а главное - будет развиваться умение детей правильно пользоваться столовыми приборами (чашкой, ложкой), самостоятельно одеваться и раздеваться, тщательно мыть и вытирать руки, дети быстро учатся пользоваться ножницами, кисточкой, карандашом. Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей с ЗПР, получив поддержку и помощь родителей, педагоги продолжают добиваться поставленной цели.

При совершенствовании у детей ручной умелости, развивается интеллект, формировались психические процессы, развивались коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствует формированию всех этих качеств, но и постепенно готовится к успешному школьному обучению (к письму). Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогают педагогам добиться хороших результатов.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей с ЗПР во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

 


 

Методы коррекции мелкой моторики детей с

Методы коррекции мелкой моторики детей с

Развитие произвольной регуляции в данном случае связано с совершенствованием подражательной деятельности, означающим включение в подражание элементов самостоятельности

Развитие произвольной регуляции в данном случае связано с совершенствованием подражательной деятельности, означающим включение в подражание элементов самостоятельности

Таким образом, отмечается нарушение последовательности формирования функции моторики

Таким образом, отмечается нарушение последовательности формирования функции моторики

Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена)

Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена)

Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным; · если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания

Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным; · если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания

Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т

Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2022