ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ
НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ШВЕЙНОГО ДЕЛА
Использование наглядности во вспомогательной школе относится к наиболее действенным способом обучения. Эффективность использования средств наглядности объясняется тем, что при чувственном восприятии образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения.
Эффективность урока швейного дела можно значительно повысить с помощью разнообразных видов наглядности, т.к. работа с наглядными пособиями и раздаточным материалом активизируют их интерес к занятиям, побуждает к наблюдению и способствует более прочному усвоению знаний.
Перед изучением новой темы в любом классе, я обязательно составляю план изготовления и пошива изделия. План изготовления изделия обычно записывается. Он представляет собой следующий порядок работы:
1. Подбор ткани - девочки оценивают качество ткани фартуков представленных им на доске и самостоятельно подбирают ткань для пошива фартука, затем проводится коллективное обсуждение выбранных тканей, обсуждается назначение изделия, рисунок ткани, свойства различных тканей и их применение, стараюсь направить детей на осмысление полученных знаний и наблюдений.
2. Снятие мерок – для облегчения восприятия этой темы обязательно использую манекен, наглядно демонстрируя приемы работы с сантиметровой лентой и запись снятых мерок, закрепление полученных знаний происходит при снятии мерок друг с друга.
3. Построение чертежа – обязательное построение чертежа изделия на доске, работа с масштабной линейкой и угольником, учу учащихся соотносить фигуру и полученный чертеж.
4. Раскрой изделия – при раскладке выкройки на ткани показываю несколько вариантов раскладки, при этом необходимо вспомнить о долевой нити, обязательно определить лицевую и изнаночную стороны ткани, обвести выкройку и вырезать с учетом припуска на швы.
5. Пошив изделия - имея план изготовления изделия, учащиеся полнее могут представить себе все последующие действия. Работа по плану пошива изделия осуществляется следующим образом. Я заранее готовлю образец, например фартук. Этот образец служит в качестве наглядного пособия и эталоном при оценке ученических работ.
Перед выполнением любого изделия проводится детальный анализ образа: дается характеристика его внешнего вида (фасона), способов соединения деталей, отделки, назначение изделия, материала, необходимого для его изготовления.
После общей характеристики более подробно рассматривается обработка отдельных узлов. Обычно от учащихся трудно добиться полного и самостоятельного описания изделия, поэтому достаточно, чтобы они правильно давали характеристику изделия, отвечая на вопросы учителя и начинать эту работу надо с первого года обучения, когда образцы очень просты по конструкции и технологии изготовления.
Анализ изделия более активно проходит во время коллективной беседы, когда весь класс принимает в ней посильное участие, особенно если беседы проводятся систематически с непременным поощрением слабых учеников.
На каждый урок составляется план с опорой на технологическую и пооперационную карту. Кроме этого на рабочие места я всегда стараюсь положить соответствующий раздаточный материал, например, выполнение определенных швов, виды обработки узлов. Учащимся предлагается рассмотреть пооперационную карту и обсудить последовательность обработки той или иной детали, при этом нужно следить, чтобы учащиеся использовали профессиональные термины при названии действий и операции.
Изделие-образец служит необходимым средством наглядности, которое по всем своим качествам соответствует требованиям к результату труда учащихся. Кроме того, в качестве наглядности используются образцы выполнения отдельных операций, соединения деталей.
Средством наглядности служит практический показ приема работы. Я объясняю назначение приема и показываю его выполнение. Выполняется действие в замедленном темпе, сопровождается объяснением и разъяснениями в особо трудных местах. Затем выполняю прием в рабочем темпе. После этого прием повторяют один-два ученика, оцениваю правильность выполнения.
Значительное место в обучении занимает изобразительная наглядность. Это учебные плакаты, чертежи, рисунки, иллюстрации учебников. Изобразительная наглядность применяется для развития у учащихся способности создавать образ реального предмета на основе его изображения.
В швейных мастерских эта работа проводится с «Журналом мод». Беседы, обсуждение рисунков, фотографий способствует развитию тех качеств умственно отсталых детей, которые труднее всего поддаются формированию, т.е. обобщению образа, планированию предстоящей работы.
К средствам наглядности относится и демонстрация опытов и организация лабораторных работ. Они, в основном, проводятся для изучения свойств материалов. Например, при изучении свойства ткани, т.е. отличий хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных тканей друг от друга.
К средствам наглядности относятся оформленные тексты. В основном – это правила техники безопасности. Использование такой наглядности бывает полезным только при условии, когда изучение текстов включается в содержание занятия. Недопустимым также является бездушное заучивание правил или других текстов.
Трудности, которые испытывают учащиеся при усвоении технико-технологических знаний хорошо известны. Одна из главных причин этого состоит в их недостаточном умении организовать свою умственную деятельность. Применение наглядности служит эффективным средством развития способности к саморегуляции.
Целенаправленное и психологически обоснованное включение средств наглядности в структуру урока позволяет активизировать внимание учащихся, существенно улучшить их восприятие, понимание и запоминание учебного материала.
Литература:
1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. Воронковой В. В - М: Школа-пресс, 1994.
2. Выгодский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление речь. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
3. Гнатюк А. А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы профессиональному труду. // Дефектология. 1986. N6.
4. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1981.
5. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М. Просвещение, 1969.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.