Состав и строение атмосферы
Оценка 4.8

Состав и строение атмосферы

Оценка 4.8
docx
30.05.2021
Состав и строение атмосферы
15-16.Атмосфера — воздушная оболочка Земли..docx

Урок географии в 6 классе
Тема:
Атмосфера — воздушная оболочка Земли.

Состав и строение атмосферы. Тепло в атмосфере. Температура воздуха

Цели:

сформировать представление о атмосфере, выяснить её строение; раскрыть значение атмосферы для жизни на планете.

развивать умения обучающихся работать с учебником, схемами, рисунками.

воспитывать познавательный интерес к предмету, способствовать воспитанию чувства товарищества, умение оценивать свои знания, умения применять полученные знания в жизни.

Ход урока

Оргмомент.

Мотивация познавательной деятельности.

Активизация учащихся

Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Пусть он всем пойдет вам впрок, Будем слушать, отвечать, Работать с текстом и играть. Ребята, я вам желаю сегодня на уроке удачи, успеха, победы в труде. А что пожелаете вы друг другу (ответ каждой группы)

И начнем мы наш урок с загадки.

Есть ли, дети, одеяло ,Чтоб всю Землю укрывало? Чтоб его на всех хватало, Да притом не видно было? Ни сложить, ни развернуть, Ни пощупать, ни взглянуть? Пропускало б дождь и свет, Есть, а вроде бы и нет?!

О чем идет речь? Как в географии называют воздушную оболочку Земли? (атмосфера). Атмосфера – газовая оболочка земли.(атмо- пар, сфера – шар) Сегодня мы поговорим об атмосфере. Что вы знаете о воздушной оболочке земли? Давайте с вами сформулируем цель нашего урока. Запишем название темы в тетради. (Атмосфера и её строение)

План урока:

Располагаем задания так, чтобы выполнялись сначала простые задания, они помещены в нижней части доски, по мере их выполнения убираем с доски освобождается место для более трудных заданий, которые помещались выше.

4. Значение атмосферы.

3. Происхождение атмосферы.

2. Состав и строение атмосферы.

1. Атмосфера – воздушная оболочка. 

Вот эти пункты плана и будут нашими с вами основными опорными пунктами работы на уроке. И те знания, которые вы получите на уроке сегодня, будут необходимы не только в дальнейшем при изучении географии, но и в повседневной жизни, так как вопрос о погоде нас волнует каждый день. А погода формируется как раз в атмосфере.

Изучение нового материала.

1. Состав атмосферы.

А что же такое атмосфера? (слушаем разные версии, выбираем лучшую и записываем в тетрадь) Есть такое высказывание «Необходим как воздух», почему же воздух так необходим, из чего же он состоит, что в нем есть такого, почему нам тяжело дышать?

Воздух, как известно, это смесь газов. Из каких газов он состоит? Давайте вспомним из курса уроков природоведения.

 Слой снегов, дождей и ветров –
Атмосферы слой живой,
Восемнадцать километров
Этот самый нижний слой.
Есть здесь всё, но в большей мере –
Кислород, азот,
В малых долях – йод и гелий,
Водород, неон, радон.

Работа со схемой учебника. Атмосфера имеет сложный состав. Она состоит из смеси газов. Состав и функции газов в схеме «Атмосфера — смесь газов».

Составление кластера. Состав атмосферы учащиеся могут изобразить в виде круговой диаграммы. Какой главный вывод делают авторы учебника о составе атмосферы и примесях, состоящих в воздухе? Прочитав текст «Какие примеси присутствуют в воздухе», дополните схему «Атмосфера — смесь газов».

hello_html_m4fce5ebc.jpg

В атмосфере больше всего, какого газа? (78% азота)

Каково значение азота? (азот входит в состав белков, его соединения обеспечивают минеральное питание растений)

Сколько процентов приходится на кислород? (21%)

Каково значение кислорода? (без кислорода невозможно дыхание, горение, окислительные процессы)

1% приходится на другие газы.

Невелико содержание углекислого газа, всего 0,1%,?

Каково значение углекислого газа? (он важен для жизни на Земле: его используют зелёные растения для фотосинтеза, он и «утеплитель» Земли, он пропускает солнечную энергию, но задерживает тепловое излучение )

2. Строение атмосферы.

Строение атмосферы учитель зачитывает текст ученики называют слой атмосферы и заполняют таблицу.

Как вы думаете, а толстая ли шапка у атмосферы?

Атмосфера состоит из нескольких слоев. Какие это слои вы сейчас узнаете. Для этого вы поработаете в группах. Для каждой группы будет свое задание. 

1группа. Тропосфера.

Прочитайте    часть текста о тропосфере и заполните таблицу:

Мощность слоя

температура

Что происходит в этом слое

2группа. Стратосфера

 Прочитайте    часть текста о стратосфере и заполните таблицу:

Мощность слоя

температура

Что происходит в этом слое

3группа. Верхние слои атмосферы.

Прочитайте    часть текста о верхних слоях атмосферы и заполните таблицу:

Мощность слоя

температура

Что происходит в этом слое

4.  Изменение температуры воздуха с высотой.

Сейчас будем учиться решать задачи на определение температуры воздуха.

Как в тропосфере изменяется температура с высотой?

Вертикальный градиент температуры – это понижение температуры на 0,6 градусов на каждые 100 м.

Будет ли лежать снег на вершине г. Памира, высота 7495 м, если температура воздуха в июле у подножия составляет +36 градусов?

Высоту 7495м округлим до 7500 м.

1) Узнаем, сколько раз по 1000 м содержится в 7500 м.

7500: 1000 = 7,5 раз

2) На сколько градусов понижается температура с высотой?

-6 .7,5 раз = - 45 градусов

3) Узнаем какая температура на вершине Памира?

- 45+36= -9 градусов

Снег на вершине Памира будет, так как даже при температуре +36 градусов на вершине -9 градусов. 

3. Происхождение атмосферы.  

Ребята, давайте посмотрим на план характеристики, что у нас еще осталось не изученным? 

А происхождение атмосферы мы начнем с краткой исторической справки. О том, когда она появилась  и кто первым ввел это понятие(Термин атмосфера ввел М.Ломоносов.) в науку, расскажет как появилась атмосфера нам …(опережающее домашнее задание).

Из этого рассказа нам есть что записать в тетрадь.

Физминутка .

Осторожно ветер,

За калитку вышел (руки вверх, махи руками)

Постучал в окошко ( по парте)

Пробежал по крыше (перебрать пальчиками по карте)

Покачал тихонько ветками черемух.

Пожурил за что-то воробьев знакомых.

Значение атмосферы

Можно ли обойтись без атмосферы? 

Опыт 1Давайте проведем эксперимент: закройте глаза и зажмите пальцами нос. А я буду считать. Долго смогли? Нет! Какой вывод можно сделать

- Кислород необходим всем живым организмам для дыхания.

Опыт 2. Наденьте шапку и скажите, для чего она нужна? Для защиты- Атмосфера предохраняет Землю от метеоритов, большая часть которых сгорает и не долетает до поверхности Земли.

Для нагревания, терморегуляция.

- Благодаря газообразной оболочке, поверхность Земли не нагревается днем и не остывает ночью так сильно, как например, поверхность Меркурия или Луны .

Опыт 3. Наденьте солнцезащитные очки, для чего вы это делаете?

- Озоновый экран защищает человечество от избыточного ультрафиолетового излучения, большая доза которого губительна для организма.

 И так, что у вас получилось?

 

 Атмосфера — безбрежный воздушный океан, это самая верхняя, самая легкая, наиболее подвижная и непостоянная оболочка нашей планеты. Роль ее в жизни Земли и человека огромна. Вы уже знаете, что воздух нужен людям, животным и растениям для дыхания. Атмосфера — это невидимая «броня» планеты. Она предохраняет планету от «бомбардировки» метеоритов, она обладает чудесным свойством избирательно пропускать через себя солнечную радиацию (солнечное излучение) и задерживать большую часть вредных космических излучений, губительных для всего живого. Эту роль выполняет озоновый слой. Озон концентрируется на высоте 20—25 км.

Атмосфера — это мир звуков, мягких переходов от света к тени. Без нее Земля превратилась бы в безжизненную пустыню, подобную поверхности Луны. Без атмосферы не было бы ни мира звуков, ни озер, ни рек, а голубое небо, которым мы наслаждаемся, стало бы мрачным, черным.

Атмосфера — «одежда» Земли. Отдаваемое земной поверхностью тепло беспрепятственно уходило бы в космос, если бы в атмосфере не было примесей: водяного пара, углекислого газа и других. Эти примеси задерживают уходящее от Земли тепло, в результате чего происходит нагрев поверхности и нижних слоев воздуха, возникает явление парникового эффекта. Благодаря ему средняя температура воздуха у поверхности Земли поднялась на 38 °С и составляет в настоящее время +15°С. Такие температуры благоприятны для жизни.

— благодаря газообразной оболочке поверхность Земли не нагревается днем и не остывает ночью так сильно, как, например, поверхность Луны, лишенная атмосферы;

Приложение 3
— атмосфера предохраняет Землю от метеоритов, большая часть которых сгорает и не долетает до поверхности планеты; 
— озоновый экран (озоносфера) защищает человечество от избыточных ультрафиолетовых излучений, большая доза которых губительна для организма; 
— кислород, содержащийся в атмосфере, необходим всем живым организмам для дыхания. Атмосфера – газовая оболочка Земли, именно благодаря атмосфере стало возможным зарождение и дальнейшее развитие жизни на нашей планете. Значение атмосферы для Земли колоссально – исчезнет атмосфера, исчезнет планета

Атмосферный воздух является источником дыхания человека, животных и растительности, сырьём для действий горения и синтеза химических веществ; это материал, который применяется для остывания различных промышленных и транспортных установок, а также среда, в которую выбрасываются отходы жизнедеятельности человека, высших и низших животных и растений.

 - за счет газообразной оболочки поверхность планеты не нагревается днем и не остывает резко ночью;

 - регуляция теплового режима Земли, атмосфера защищает Землю от метеоритов, немалая пункт которых сгорает, не долетая до поверхности планеты;

 - озоновый экран (озоносфера) защищает человечество от избыточных ультрафиолетовых излучений, огромная доза которых губительна для организма;

- кислород, содержащийся в атмосфере, необходим всем живым организмам для дыхания.

 - среда для распространения звука.

Итоги урока.

Мне удалось :

Меня удивило :

Мне понравилось :

Мне не понравилось:….

Мне не удавалось:……….

Я хотел бы узнать о :

Домашнее задание:


 

Урок географии в 6 классе Тема:

Урок географии в 6 классе Тема:

В атмосфере больше всего, какого газа? ( 78% азота )

В атмосфере больше всего, какого газа? ( 78% азота )

Атмосфера — безбрежный воздушный океан, это самая верхняя, самая легкая, наиболее подвижная и непостоянная оболочка нашей планеты

Атмосфера — безбрежный воздушный океан, это самая верхняя, самая легкая, наиболее подвижная и непостоянная оболочка нашей планеты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021