Урок географии в 6 классе
Тема: Атмосфера
— воздушная оболочка Земли.
Состав и строение атмосферы. Тепло в атмосфере. Температура воздуха
Цели: |
сформировать представление о атмосфере, выяснить её строение; раскрыть значение атмосферы для жизни на планете. |
развивать умения обучающихся работать с учебником, схемами, рисунками. |
|
воспитывать познавательный интерес к предмету, способствовать воспитанию чувства товарищества, умение оценивать свои знания, умения применять полученные знания в жизни. |
Ход урока
Оргмомент.
Мотивация познавательной деятельности.
Активизация учащихся
Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Пусть он всем пойдет вам впрок, Будем слушать, отвечать, Работать с текстом и играть. Ребята, я вам желаю сегодня на уроке удачи, успеха, победы в труде. А что пожелаете вы друг другу (ответ каждой группы)
И начнем мы наш урок с загадки.
Есть ли, дети, одеяло ,Чтоб всю Землю укрывало? Чтоб его на всех хватало, Да притом не видно было? Ни сложить, ни развернуть, Ни пощупать, ни взглянуть? Пропускало б дождь и свет, Есть, а вроде бы и нет?!
О чем идет речь? Как в географии называют воздушную оболочку Земли? (атмосфера). Атмосфера – газовая оболочка земли.(атмо- пар, сфера – шар) Сегодня мы поговорим об атмосфере. Что вы знаете о воздушной оболочке земли? Давайте с вами сформулируем цель нашего урока. Запишем название темы в тетради. (Атмосфера и её строение)
План урока:
Располагаем задания так, чтобы выполнялись сначала простые задания, они помещены в нижней части доски, по мере их выполнения убираем с доски освобождается место для более трудных заданий, которые помещались выше.
4. Значение атмосферы.
3. Происхождение атмосферы.
2. Состав и строение атмосферы.
1. Атмосфера – воздушная оболочка.
Вот эти пункты плана и будут нашими с вами основными опорными пунктами работы на уроке. И те знания, которые вы получите на уроке сегодня, будут необходимы не только в дальнейшем при изучении географии, но и в повседневной жизни, так как вопрос о погоде нас волнует каждый день. А погода формируется как раз в атмосфере.
Изучение нового материала.
1. Состав атмосферы.
А что же такое атмосфера? (слушаем разные версии, выбираем лучшую и записываем в тетрадь) Есть такое высказывание «Необходим как воздух», почему же воздух так необходим, из чего же он состоит, что в нем есть такого, почему нам тяжело дышать?
Воздух, как известно, это смесь газов. Из каких газов он состоит? Давайте вспомним из курса уроков природоведения.
Слой снегов, дождей и ветров –
Атмосферы слой живой,
Восемнадцать километров
Этот самый нижний слой.
Есть здесь всё, но в большей мере –
Кислород, азот,
В малых долях – йод и гелий,
Водород, неон, радон.
Работа со схемой учебника. Атмосфера имеет сложный состав. Она состоит из смеси газов. Состав и функции газов в схеме «Атмосфера — смесь газов».
Составление кластера. Состав атмосферы учащиеся могут изобразить в виде круговой диаграммы. Какой главный вывод делают авторы учебника о составе атмосферы и примесях, состоящих в воздухе? Прочитав текст «Какие примеси присутствуют в воздухе», дополните схему «Атмосфера — смесь газов».
В атмосфере больше всего, какого газа? (78% азота)
Каково значение азота? (азот входит в состав белков, его соединения обеспечивают минеральное питание растений)
Сколько процентов приходится на кислород? (21%)
Каково значение кислорода? (без кислорода невозможно дыхание, горение, окислительные процессы)
1% приходится на другие газы.
Невелико содержание углекислого газа, всего 0,1%,?
Каково значение углекислого газа? (он важен для жизни на Земле: его используют зелёные растения для фотосинтеза, он и «утеплитель» Земли, он пропускает солнечную энергию, но задерживает тепловое излучение )
2. Строение атмосферы.
Строение атмосферы учитель зачитывает текст ученики называют слой атмосферы и заполняют таблицу.
Как вы думаете, а толстая ли шапка у атмосферы?
Атмосфера состоит из нескольких слоев. Какие это слои вы сейчас узнаете. Для этого вы поработаете в группах. Для каждой группы будет свое задание.
1группа. Тропосфера.
Прочитайте часть текста о тропосфере и заполните таблицу:
Мощность слоя
температура
Что происходит в этом слое
2группа. Стратосфера
Прочитайте часть текста о стратосфере и заполните таблицу:
Мощность слоя
температура
Что происходит в этом слое
3группа. Верхние слои атмосферы.
Прочитайте часть текста о верхних слоях атмосферы и заполните таблицу:
Мощность слоя
температура
Что происходит в этом слое
4. Изменение температуры воздуха с высотой.
Сейчас будем учиться решать задачи на определение температуры воздуха.
Как в тропосфере изменяется температура с высотой?
Вертикальный градиент температуры – это понижение температуры на 0,6 градусов на каждые 100 м.
Будет ли лежать снег на вершине г. Памира, высота 7495 м, если температура воздуха в июле у подножия составляет +36 градусов?
Высоту 7495м округлим до 7500 м.
1) Узнаем, сколько раз по 1000 м содержится в 7500 м.
7500: 1000 = 7,5 раз
2) На сколько градусов понижается температура с высотой?
-6 .7,5 раз = - 45 градусов
3) Узнаем какая температура на вершине Памира?
- 45+36= -9 градусов
Снег на вершине Памира будет, так как даже при температуре +36 градусов на вершине -9 градусов.
3. Происхождение атмосферы.
Ребята, давайте посмотрим на план характеристики, что у нас еще осталось не изученным?
А происхождение атмосферы мы начнем с краткой исторической справки. О том, когда она появилась и кто первым ввел это понятие(Термин атмосфера ввел М.Ломоносов.) в науку, расскажет как появилась атмосфера нам …(опережающее домашнее задание).
Из этого рассказа нам есть что записать в тетрадь.
Физминутка .
Осторожно ветер,
За калитку вышел (руки вверх, махи руками)
Постучал в окошко ( по парте)
Пробежал по крыше (перебрать пальчиками по карте)
Покачал тихонько ветками черемух.
Пожурил за что-то воробьев знакомых.
Значение атмосферы
Можно ли обойтись без атмосферы?
Опыт 1. Давайте проведем эксперимент: закройте глаза и зажмите пальцами нос. А я буду считать. Долго смогли? Нет! Какой вывод можно сделать
- Кислород необходим всем живым организмам для дыхания.
Опыт 2. Наденьте шапку и скажите, для чего она нужна? Для защиты- Атмосфера предохраняет Землю от метеоритов, большая часть которых сгорает и не долетает до поверхности Земли.
Для нагревания, терморегуляция.
- Благодаря газообразной оболочке, поверхность Земли не нагревается днем и не остывает ночью так сильно, как например, поверхность Меркурия или Луны .
Опыт 3. Наденьте солнцезащитные очки, для чего вы это делаете?
- Озоновый экран защищает человечество от избыточного ультрафиолетового излучения, большая доза которого губительна для организма.
И так, что у вас получилось?
Атмосфера — безбрежный воздушный океан, это самая верхняя, самая легкая, наиболее подвижная и непостоянная оболочка нашей планеты. Роль ее в жизни Земли и человека огромна. Вы уже знаете, что воздух нужен людям, животным и растениям для дыхания. Атмосфера — это невидимая «броня» планеты. Она предохраняет планету от «бомбардировки» метеоритов, она обладает чудесным свойством избирательно пропускать через себя солнечную радиацию (солнечное излучение) и задерживать большую часть вредных космических излучений, губительных для всего живого. Эту роль выполняет озоновый слой. Озон концентрируется на высоте 20—25 км.
Атмосфера — это мир звуков, мягких переходов от света к тени. Без нее Земля превратилась бы в безжизненную пустыню, подобную поверхности Луны. Без атмосферы не было бы ни мира звуков, ни озер, ни рек, а голубое небо, которым мы наслаждаемся, стало бы мрачным, черным.
Атмосфера — «одежда» Земли. Отдаваемое земной поверхностью тепло беспрепятственно уходило бы в космос, если бы в атмосфере не было примесей: водяного пара, углекислого газа и других. Эти примеси задерживают уходящее от Земли тепло, в результате чего происходит нагрев поверхности и нижних слоев воздуха, возникает явление парникового эффекта. Благодаря ему средняя температура воздуха у поверхности Земли поднялась на 38 °С и составляет в настоящее время +15°С. Такие температуры благоприятны для жизни.
— благодаря газообразной оболочке поверхность Земли не нагревается днем и не остывает ночью так сильно, как, например, поверхность Луны, лишенная атмосферы;
Приложение
3
— атмосфера предохраняет Землю от
метеоритов, большая часть которых сгорает и не долетает до поверхности
планеты;
— озоновый экран (озоносфера)
защищает человечество от избыточных ультрафиолетовых излучений, большая доза
которых губительна для организма;
— кислород, содержащийся в
атмосфере, необходим всем живым организмам для дыхания. Атмосфера – газовая
оболочка Земли, именно благодаря атмосфере стало возможным зарождение и
дальнейшее развитие жизни на нашей планете. Значение атмосферы для Земли
колоссально – исчезнет атмосфера, исчезнет планета
Атмосферный воздух является источником дыхания человека, животных и растительности, сырьём для действий горения и синтеза химических веществ; это материал, который применяется для остывания различных промышленных и транспортных установок, а также среда, в которую выбрасываются отходы жизнедеятельности человека, высших и низших животных и растений.
- за счет газообразной оболочки поверхность планеты не нагревается днем и не остывает резко ночью;
- регуляция теплового режима Земли, атмосфера защищает Землю от метеоритов, немалая пункт которых сгорает, не долетая до поверхности планеты;
- озоновый экран (озоносфера) защищает человечество от избыточных ультрафиолетовых излучений, огромная доза которых губительна для организма;
- кислород, содержащийся в атмосфере, необходим всем живым организмам для дыхания.
- среда для распространения звука.
Итоги урока.
Мне удалось :
Меня удивило :
Мне понравилось :
Мне не понравилось:….
Мне не удавалось:……….
Я хотел бы узнать о :
Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.