СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
Оценка 4.7

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
8 кл
19.05.2017
СОСТАВНОЕ  ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
Презентация к уроку русского языка в 8 классе на тему "Составное глагольное сказуемое"
Публикация является частью публикации:
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ.doc
Тема: СОСТАВНОЕ  ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся о русском языке, дать понятия об основных  единицах синтаксиса, о двусоставных предложениях, грамматической основе предложения, о  сказуемом, составном глагольном сказуемом, вспомогательном и основном глаголе; формировать орфографические и пунктуационные навыки, навыки синтаксического анализа  предложения, умение различать виды сказуемых, сравнивать, анализировать похожие языковые  явления; развивать лингвистическую компетентность: умение анализировать текст, оперировать  терминами, строить связное устное высказывание; воспитать любовь к русскому языку, осознанность выбора профессии. I. Организационный момент  Здравствуйте ребята, присаживайтесь! Дежурные, доложите о составе класса.  Поэт Сеф в шутливой форме писал:  Ход урока “Кто ничего не замечает, Тот ничего не изучает, Кто ничего не изучает, Тот вечно хнычет и скучает”. А мы сегодня не будем скучать сами и не дадим гостям. Согласны?  Запись числа в тетради. II.  Подготовка к восприятию Давайте   узнаем,   под   каким   девизом   мы   будем   работать.   Предлагаю   каждому   числу   в   таблице поставить в соответствие букву в русском алфавите. Молодцы! «Знание – сила!».  В истинности высказывания Френсиса Бекона, думаю, никто из вас не сомневается 1. Работа с текстом 1)  Восстановите логическую последовательность предложений в данном фрагменте сочинения, указав их очередность. 1. Конечно,  в первую очередь всем нам надо выбрать какую­то профессию.  2. Они волнуются, ищут учебное заведение, подготовительные курсы, репетиторов. 3. Они могут начать работать или продолжить учиться. 4. Проблема выбора профессии волнует не только нас самих, но и родных, близких, а чаще  родителей. 5. Заканчивая школу, миллионы молодых людей начинают самостоятельно жить.  Заканчивая школу, молодежь начинают самостоятельно жить. Они могут начать работать или  продолжить учиться. Конечно,  в первую очередь всем нам надо выбрать какую­то профессию.  Проблема выбора профессии волнует не только нас самих, но и родных, близких, а чаще родителей.  Они волнуются, ищут учебное заведение, подготовительные курсы, репетиторов.     2)  Подчеркните грамматические основы предложений. 3)  Создание проблемной ситуации и название темы.  Запись темы на доске. Определение целей и задач урока III. Новая тема 1.  Теоретический материал  Учебник  § 20 (стр.51, 52) VIDEOUROKI Таблица Основные вспомогательные слова Начало, конец, продолжение действия Желательность, возможность, необходимость действия Эмоциональная оценка действия Краткие прилагательные в Глагольно­именной описательный роли вспомогательных глаголов оборот начать  стать  закончить  приняться  продолжить  прекратить  уметь  успеть  желать  мечтать  хотеть  стараться  IV. Закрепление 1.   Упражнение 103 письменно любить  нравиться  надеяться  бояться  стыдиться  готовиться  рад  должен  готов  обязан  достоин  иметь желание  сделать усилие  дать согласие  1. Ещё в гимназии (предложный падеж на –ия) я начал (изъявительное наклонение, прошедшее  время, СГС) зачитываться Буниным. 2. Я  стремился (изъявительное наклонение, прошедшее время,  СГС) следовать этому совету Блока. 3. Я начал (изъявительное наклонение, прошедшее время, СГС)  писать автобиографическую повесть и дошел  (ПГС) в ней до середины жизни. 4. Я продолжаю  (изъявительное наклонение, настоящее время, СГС) называть «Жизнь Ареньева» повестью, хотя с  таким же правом мог бы (условное наклонение, СГС) назвать её поэмой или сказкой. 5. Незнакомка  стояла (ПГС) у калитки и пыталась (изъявительное наклонение, прошедшее время, СГС) раскрыть  маленький зонтик, но он не раскрывался (ПГС). 6. По дорожке Сокольнического парка шла  (ПГС) та  незнакомка, чей голос Левитан никак не мог (изъявительное наклонение, прошедшее время, СГС)  забыть. 7. В слободе он решил (изъявительное наклонение, прошедшее время, СГС) остановиться.  Следовать    ← след (суффиксальный)                                                                                                     2.   Упражнение 104 устно 5.  Работа с текстом Распределить предложения  в две колонки: в первую – предложения, в которых употреблено  простое глагольное сказуемое, во вторую – с составным глагольным сказуемым. 1. Ардалион Игнатьев родился в 1930 г. в деревне Новое Тойдеряково Яльчикского района  Чувашской АССР.  2. Со своими сверстниками любили играть в народную игру «лапту», где надо иметь ловкость,  быстроту и, конечно, выносливость.  3. Когда выпадал первый снег, катался целыми днями на самодельных лыжах. 4. В школу пошел рано, так как там учителем работал дядя Ардалиона. 5. Еще до школьного возраста приходилось работать на жниве, косить, молотить, дрова пилить,  колоть ­ все это вручную.   6. До школы, находившейся от дома в 2 километрах, всегда старался добираться осенью на коньках  по речке, а зимой ходить на лыжах. 7. В 1949 году поступил в Учительский институт, открывшийся в Канаше. 8. Снимавшему комнату в 2­2,5 км от института в Малых Бикшиках, каждое утро приходилось бегать  кроссы до института.      9. В 1950 году на первенстве города Канаша по легкой атлетике доверили защищать честь института.   10. Спасибо тренеру, что он всегда старался сперва накормить, а потом   на тренировку.  ―   1, 3, 4, 7, 9  2, 5, 6, 8, 10 3.   Тест № 1 Грамматическая основа предложения –  это …. и … . По строению грамматической основы предложения делятся на … и … . Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из … . Грамматическая основа односоставных предложений состоит из … или … . Подлежащее – это … член предложения, который связан со … и отвечает на вопросы … или …  Сказуемое – это … член предложения, который обозначает… и отвечает на вопросы … . Сказуемые бывают…, …, …, …. .  4.   Тесть № 2 Составное глагольное сказуемое Задание № 1  Выберите вариант ответа с простым глагольным сказуемым. 1) Хорошо быть на опушке леса. 2) Он перестал упорствовать. 3) Он будет простофилей в этой ситуации. 4) Птицы собираются вылететь в теплые края. 5) Он продолжал бороться. Задание № 2 Выберите предложения с составным глагольным сказуемым. 1) Не буду я читать эти книги! 2) Барбос храбро бросился защищать девочку. 3) Вчера Марья была очень веселой, а сегодня грустна и тиха. 4) Колдун потихоньку стал присвистывать. 5) Около домиков стояли и красовались деревья и кустарники Крыма. Задание № 3 Выберите правильный вариант продолжения формулировки. Составное глагольное сказуемое ­ это  1) главный член предложения, который состоит из глагола с двумя корнями. 2) главный член предложения, который будет состоять из двух компонентов, которые обязательно  будут являться глаголами или его формами. 3) главный член предложения, один из компонентов которого выражен формой сложного будущего  времени. 4) главный член предложения, который может состоять из глагола и предлога. 5) главный член предложения, который состоит из двух и более компонентов. Часть речи, которым  выражено составное глагольное сказуемое, не имеет значения. Задание № 4 Выберите варианты ответов предложений с простым глагольным сказуемым. 1) Мы просили его сплясать. 2) Я имею честь представиться. 3) Я намереваюсь спеть. 4) Я спешу вам сообщить радостное известие. 5) Я в следующем году обязательно буду петь. Задание № 5 Выберите вариант ответа с составным глагольным сказуемым. 1) Я начала стремительно и неудержимо танцевать. 2) Мы предложили ему отчитаться. 3) Люда будет приходить каждый день. 4) Я пришла поговорить и оглядеть окрестности. 5) Я не могу привыкнуть к постоянному предательству. Задание № 6 изъявительного наклонения  выражает простое глагольное  сказуемое, а второй глагол  является обстоятельством цели. __ Она спала долго и тяжело. __ Она продолжала играть.  __ Я намереваюсь спеть.  __ Я прилегла отдохнуть.  __ Я боюсь выступать. Сопоставьте предложения с их характеристиками.  1) Составное глагольное сказуемое состоит из основной части,  выраженной инфинитивом,  и вспомогательной, выраженной  глаголом настоящего времени изъявительного наклонения. 2) Составное глагольное сказуемое состоит из основной части,  выраженной инфинитивом, и вспомогательной части, выраженной  глаголом прошедшего времени изъявительного наклонения. 3) Простое глагольное сказуемое выражено глаголом прошедшего  времени изъявительного наклонения. 4) В состав составного глагольного сказуемого входит  модальный глагол со значением желательности. 5) В предложении один глагол прошедшего времени  Задание № 7 Выберите правильные утверждения. 1) Компоненты составного глагольного сказуемого абсолютно равноправны и оба выражают его время и наклонение. 2) Компоненты составного глагольного сказуемого неравноправны. 3) Один из компонентов составного глагольного сказуемого является вспомогательным и выражает  время и наклонение. 4) Основная часть сказуемого выражается инфинитивом и выражает лексическое значение сказуемого. 5) Компоненты составного глагольного сказуемого неравноправны, так как один компонент ‒  служебная часть речи. Задание № 8 Укажите истинность или ложность вариантов ответа. __ Если лексическое значение вспомогательного глагола без инфинитива не понятно, то это ­ часть  составного глагольного сказуемого. __ Составные сказуемые ­ это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение  (время и наклонение) выражаются разными словами. __ Составные глагольные сказуемые ­ это сказуемые, в которых оба слова выражают только  лексическое значение. __ Инфинитив не всегда бывает частью составного глагольного сказуемого. __ Инфинитив всегда является частью составного глагольного сказуемого. Задание № 9 Выберите варианты предложений с составным глагольным сказуемым, выраженным инфинитивом и  глаголом настоящего времени изъявительного наклонения. 1) Я стыжусь просить милостыню у любимого человека. 2) Спешу высадить цветы в вазоны до заморозков. 3) Он хотел научиться этому увлекательному ремеслу. 4) Стоянка наша, вопреки ожиданиям, продолжала нас радовать. 5) Ольга попросила наведывать ее почаще. Задание № 10 Выберите варианты ошибочных утверждений. 1) Составное глагольное сказуемое в русском языке встречается только в сложном предложении. 2) Составное глагольное сказуемое бывает только в односоставном предложении. 3) В составном глагольном сказуемом действие относится только к подлежащему. 4) Составное глагольное сказуемое непременно встречается в предложениях с прямой речью. 5) Составное глагольное сказуемое состоит из глаголов или глагольных форм. 1) (4 б.) Верные ответы: 3; 2) (5 б.) Верные ответы: 2; 4;  3) (5 б.) Верные ответы: 2; 4) (5 б.) Верные ответы: 1; 5;  Ответы: 5) (5 б.) Верные ответы: 5; 6) (6 б.) Верные ответы: 1; 4; 5;   7) (5 б.) Верные ответы: 2; 3; 4;  8) (6 б.) Верные ответы: Да; Да; Нет; Да;  Нет; 9) (6 б.) Верные ответы: 1; 2; 4;  10) (5 б.) Верные ответы: 1; 2; 4;  V. Рефлексия.  Подведение итогов Домашнее задание: Повторить изученное,  выполнить упражнение 106 письменно

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

СОСТАВНОЕ  ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

СОСТАВНОЕ  ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

СОСТАВНОЕ  ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

СОСТАВНОЕ  ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ

СОСТАВНОЕ  ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2017