Методическое сообщение
«Социальное партнерство детских школ искусств
и общеобразовательных учреждений
как один из путей развития творческих способностей детей»
Социальное партнерство в образовании – особый тип взаимодействия образовательных учреждений друг с другом и с различными институтами социума.
Развитие взаимодействия ДШИ и общеобразовательных школ – это очень важное направление совместной деятельности. Решение задачи значительного увеличения количества детей, пользующихся образовательными услугами дополнительного образования различной направленности, невозможно без сотрудничества двух типов школ: общеобразовательной и искусств.
В настоящее время в общеобразовательной школе дети загружены до 15-16 час, а образовательный процесс дополнен ещё и часами так называемой «внеурочки». Дети освобождаются очень поздно. А когда же им заниматься искусством и творчеством? Это очень серьёзная проблема, которая стоит перед детскими школами искусств.
Взаимодействие детских школ искусств с общеобразовательными школами играет также огромную роль в поиске и выявлении одаренных детей в области искусства для их обучения по предпрофессиональным программам, а также совместной реализации дополнительных общеразвивающих программ, проведения творческих, культурно- просветительских мероприятий, которое может включать в себя:
- организацию детских творческих коллективов (хоровых, музыкально- инструментальных, театральных и др.), в том числе путем привлечения к образовательной деятельности в общеобразовательных школах кадрового потенциала ДШИ, совместного использования материально-технических ресурсов;
- методическое обеспечение реализации программ творческой направленности в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования детей;
- реализацию различных творческих проектов, проведение тематических лекций, концертов с участием учащихся и преподавателей ДШИ, а также с привлечением известных деятелей культуры и искусства региона;
- организация «культурного тура» (посещения с целью ознакомления) в детскую школу искусств для учащихся общеобразовательной школы;
- организация совместных фестивалей коллективного творчества.
Хотелось бы остановиться на опыте работы Уемских школ.
МБОУ Уемская СШ тесно сотрудничает со Школой искусств. Совместная деятельность позволяет создавать максимально благоприятные условия для всестороннего развития личности детей, разрабатывать и внедрять совместные концертные программы, при музыкальной поддержке ДШИ участвовать в различных конкурсах. Результатом такого творческого сотрудничества стало взаимодействие общего и дополнительного образования, раскрывающего в ребенке артистичность и уверенность в себе. Смена академической обстановки на выступление перед сверстниками и преподавателями в общеобразовательной школе способствует утверждению ученика как личности, раскрывает его скрытые способности. Зачастую выступление перед сверстниками, не имеющими представления о творческой деятельности, зарождает в юном даровании гордость за свой труд, чувство удовлетворения за проделанную многолетнюю работу над развитием исполнительского мастерства.
Одной из эффективных форм такого сотрудничества стала помощь творческих коллективов ДМШ в музыкальном оформлении школьных мероприятий, в контексте совместной музыкально-просветительской деятельности. Например, ежегодно учащиеся и педагоги ДШИ №1 участвуют в социально-значимых мероприятиях
В перспективном плане определены задачи совместной работы на ближайший и долгосрочный периоды времени, предусмотрены совместные мероприятия, материально-техническое обеспечение всей деятельности.
Конечно, для организации плодотворного процесса необходимо взаимопонимание его участников, взаимное желание достичь хорошего результата, наличие материально-технической базы и хорошего педагогического коллектива единомышленников.
Безусловно, то, что социальное партнерство обогащает палитру культурного пространства любого населенного пункта, помогает повышать качество дополнительного образования детей, создаёт условия для непрерывного профессионального совершенствования педагогических кадров. Расширение участия ведомственных учреждений в развитии социокультурного пространства также формирует положительное отношение к художественному образованию и эстетическому воспитанию детей.
Опыт многих регионов по взаимодействию ДШИ и ОУ показывает: для того, чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Педагоги основного и дополнительного образования обязаны знать особенности работы друг друга, понимать специфику работы, сложности и преимущества. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства.
Отдельным направлением работы по развитию сетевого взаимодействия ДШИ мы считаем укрепление партнерских отношений со средствами массовой информации и активное использование интернет-ресурсов (официальный сайт школы, социальные сети).
Такое взаимодействие обеспечивает информационную открытость нашего образовательного учреждения, активное взаимодействие с педагогическим сообществом города и области, родительской общественностью и, как результат, - укрепление и продвижение положительного имиджа детской школы искусств на всех уровнях социокультурного пространства.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.