Социальный проект «Организация деятельности отряда «Алые паруса» как средство решения проблемы досуга и занятости школьников».
Оценка 4.7

Социальный проект «Организация деятельности отряда «Алые паруса» как средство решения проблемы досуга и занятости школьников».

Оценка 4.7
Документация +1
docx
другое
1 кл—9 кл
22.02.2023
Социальный проект «Организация деятельности отряда «Алые паруса» как средство решения проблемы досуга и занятости школьников».
Главная задача организации работы отряда - воспитать добропорядочных граждан России, патриотов, всесторонне развитых, культурных людей в духе преданности своей Родине, сознательного отношения к учебе, труду и общечеловеческому достоянию, освоения духовной культуры своего народа и общечеловеческих ценностей.
Мелехова С.А социальный педагог МБОУ СОШ №19.docx

 

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Управление образования Горноуральского  Городского округа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19

622920, Свердловская область, Пригородный район, с. Бродово, ул.Новая 23

Телефон: (3435)931-2-19, 931-3-29, E-mail: brodovol9@mail.ru

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

 

Тема:

«Организация деятельности отряда «Алые паруса» как средство решения проблемы досуга и занятости школьников

 МБОУ СОШ № 19»

 

 

 

 

 

                                                                   Руководители:

Мелехова Светлана Анатольевна

социальный педагог МБОУ СОШ №19

 

 

 

 

село Бродово  2022 год

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

           1.Введение………………………………………………...………7-8 стр.

        -   краткая характеристика существенных проблемных зон, дефицитов, препятствий в воспитательной деятельности на основе анализа контингента обучающихся, их семей, социально-культурных, этнокультурных, конфессиональных и иных особенностей обучающихся и их семей, и основания выбора содержания и формы реализации воспитательной практики для решения этих проблем.

       - направление практики (Реализация программ воспитания в образовательной организации / реализация направления воспитания);

 

     2. Практическая часть……………………………………… 9-16 стр.

 - цель и задачи применения практики,

- целевая группы (обучающиеся / родители / сотрудники),

- содержание деятельности по реализации практики,

- ресурсное обеспечение реализации практики,

- опыт применения (длительность, частота / периодичность использования),

- полученные результаты реализации практики (на уровне класса, школы /муниципалитета)

- перспективы использования, возможности тиражирования практики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Обоснование актуальности практики

В МБОУ СОШ № 19 села Бродово 8 лет назад был разработан и реализуется социальный проект «Организация деятельности отряда «Алые паруса» как средство решения проблемы досуга и занятости школьников».

Отряд "Алые паруса" - демократическая организация детей и подростков МБОУ СОШ № 19, созданная в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся для организации досуга и занятости школьников в сельской местности.   Главная задача организации работы отряда - воспитать добропорядочных граждан России, патриотов, всесторонне развитых, культурных людей в духе преданности своей Родине, сознательного отношения к учебе, труду и общечеловеческому достоянию, освоения духовной культуры своего народа и общечеловеческих ценностей. 
Краткая характеристика существенных проблемных зон, дефицитов, препятствий в воспитательной деятельности на основе анализа контингента обучающихся, их семей

В МБОУ СОШ № 19 обучается 103 обучающихся, из них 27 обучающихся из многодетных семей (26%), 24 - из малообеспеченных семей (25%), 29 – воспитываются в неполных семьях (28%), 2 – проживают в семьях безработных. Семей, находящихся в социально-неблагополучном положении и стоящих на школьном учете – 6 (9%), в них детей - 19 (18 %). Семей, стоящих на учете в ТКДН – 3, в них детей - 15 (15 %).

 Социальный состав родителей состоит из рабочих, служащих, частных предпринимателей, пенсионеров и безработных. Образовательный уровень родителей, следующий: высшее образование имеет в среднем 6 % родителей, среднее специальное образование - 7 %, среднее техническое имеет 28 % родителей, среднее и неполное среднее образование – 51 % родителей. 

          Главной особенностью социального проектирования является его практическая значимость для социума.  По мнению участников проекта и результатов социологического исследования в нашей школе не в полной мере организуются новые интересные и действенные формы для современной молодежи, существуют лишь небольшие попытки, наблюдается тенденция зависимости школьников от Интернета, компьютерных игр. Из-за отдаленности населенного пункта от города и неплатежеспособности родители не имеют возможности организовать занятость, досуг и оздоровление детей.

Основанием выбора содержания и формы реализации воспитательной практики  является  географическое положение населенного пунка.

  МБОУ СОШ №19 находится в селе Бродово расположено к северу от Екатеринбурга и в 46 км к юго-востоку от Нижнего Тагила (в 63 км по автодороге), в юго-восточной части Пригородного района и соответствующего ему Горноуральского городского округа Свердловской области.

Бродово вытянуто вдоль берегов реки Бродовки, вблизи впадения её в Петрокаменский пруд, на котором расположено более крупное село Петрокаменское. В черте села Бродова река Бродовка также образует небольшой пруд. Рядом с селом Бродово,  есть дороги до деревень ДубасовойШумихи и Матвеевой. Шумиха, старинное село в Горноуральском городском округе Свердловской области. Оно была основано в первой половине XVIII века. Тихое, экологически чистое, красивое место, хорошо подходящее для организации работы с детьми. Водоемы отлично подходят для проведения водных практик, мастер классов, туристических слётов.

         В школе замечательный кадровый состав - неравнодушные, высококвалифицированные специалисты, имеющие опыт работы в проектных командах. Преподаватель организатор ОБЖ имеет квалификацию яхтенного рулевого первого класса, владеет правом управления моторным судном на внутренних водных путях и морских путях, имеет опыт строительства и сертификации яхт класса "Луч". Из числа педагогов школы создана команда руководителей отряда: командор отряда, капитаны инструкторы по направлениям деятельности. Педагогами были собраны методические материалы по организации работы молодежных организаций в городе, области и других регионах, интернет – ресурсы. На основании документов Федерального, областного, муниципального значения, Устава школы была разработана программа деятельности отряда "Алые паруса", Устав, план работы.

         В организации работы отряда использовалась школьная предметно-развивающая среда: школьный музей, кабинет информатики, средства ТСО, методические пособия, мультимедийные средства, интернет, сайт школы и пр.

Материальная база стала пополняться новыми моделями яхт и морскими суднами, сделанными ребятами совместно с педагогами на внеурочных занятиях. Появились неравнодушные люди, партнеры и дополнительные источники финансирования (волонтеры). Педагоги грамотно выстраивали взаимодействие с социальными институтами, получали консультационные услуги специалистов Свердловской региональной общественной детской организации «Каравелла», Нижнетагильского клуба юных моряков "Парус", управления образования администрации Горноуральского городского округа.

Администрация школы и педагоги для обмена опытом работы съездили на экскурсию в организацию "Каравелла" г. Екатеринбург, приняли участие в практических занятиях на базе ДОСААФ.

Направление практики (реализация воспитания в образовательной организации \реализация направления воспитания)

 

- Морская практика: создание отряда «Алые паруса" (изучение строения яхт, правил управления яхтами, практические занятия на воде, проведение мастер классов для педагогов и обучающихся школ Пригородного района и г. Березовского).

- Судостроение: создание технологических карт, изучение чертежей, строительство моделей парусников и настоящих яхт. 

- Спортивные соревнования и конкурсы: парусные гонки, соревнования по гребле, стрельба из лука, самбо, волейбол, забег в гору, баскетбол и др.
-Журналистика – выпуск школьной газеты "Вирус", в том числе тематические, фотодело, видеозапись мероприятий, монтирование фильмов о работе отряда. Взаимодействие с корреспондентами "Пригородной газеты".
-Туризм, краеведение - туристические слёты, летние, осенние, зимние походы по историческим местам, встречи с интересными людьми, организация летнего туристического лагеря, выезд в культурные центры (драмтеатр, музей самоцветов с. Мурзинка, музей Д.Н.Мамина- Сибиряка п. Висим, краеведческий музей, музей изобразительных искусств г. Нижний Тагил, исторический музей г. Екатеринбург, посещение интересных природных мест Урала - река Чусовая, камень Дыроватик, пещеры писанцы у р. Реж, устье р. Бродовки и пр.), оформление маршрутов, туристических отчетов,  ведение бортового журнала.

Традиции отряда: День рождения отряда, День летнего и зимнего равноденствия, день весеннего и осеннего солнцестояния, Праздник спуска на воду яхты, Праздник подведения итогов летней практики,

 

Практическая часть

 

 Особенность организации работы отряда "Алые паруса" - сотрудничество детей  и взрослых. Педагоги - руководители отряда планируют и организуют деятельность. Классные руководители поддерживают и развивают инициативу и самостоятельность членов детского школьного движения.   В отряде разработана символика (герб, эмблема, галстук и т. д.), отражающая гражданские, патриотические, экологические идеи.

Цель практики:

Организация и популяризация новых форм работы, интересных и действенных для современных школьников.

Задачи:

- выявить и обозначить основные актуальные проблемы досуга и занятости  школьников сел Бродово, Шумиха и Матвеево;

- создать условия для саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству

-разработать целенаправленную деятельность по формированию цен­ностных ориентаций;

-разработать конкретную программу действий по решению данных проблем;

- разработать план работы отряда, программы занятий в отряде;

- описать имеющиеся контакты с различными структурами (спортивные, образовательные, досуговые и культурные учреждения, средства массовой информации) и опыт их привлечения их к реализации проблем занятости и досуга школьников;

- проанализировать промежуточные результаты работы отряда «Алые паруса»;

- разработать конкретные действия по привлечению в отряд школьников;

- привлечь молодое поколение к созданию современных условий жизни в сельской местности, быть полезным на территории своей малой родины.

 

Содержание деятельности по реализации практики

Педагогическая ценность проекта «Организация деятельности отряда «Алые паруса» как средство решения проблемы досуга и занятости школьников МБОУ СОШ № 19»  заключается в том, что он наполнен деятельностью, которая не является скучной и  чрезмерно назидательной, что естественно и гармонично наполняет детское мировоззрение социально ценностными нравственными качествами.

Тип проекта – социальный                                                    

Вид проекта – долгосрочный

Целевая аудитория – обучающиеся 1-11 классы

Объект исследования:

Организация досуга и занятость школьников.

Предмет исследования:

Школьники в отряде: место, востребованность, инициативы, информированность.

Гипотеза:

Молодежь может стать активным фактором в социальной жизни  при условии ее организованной включенности и разумной занятости.

Предполагаемая новизна:

Предложение новых форм деятельности по социальной адаптации школьников.

 

     За идею была взята модель создания крапивинского отряда «Каравелла». Общим голосованием школьников определили и название отряда – «Алые паруса». На учебных занятиях с основным составом отряда, которые проводились три дня в неделю мы обсуждали планы, символику, форму, создавали свою комнату – штаб, а также начали строительство модели яхты «Мечта», символа нашей организации. Именно «Мечта» стала идеей создания уже настоящей яхты и еще большего сплочения ребят. У нас появился свой логотип, флаг, законы, песня, устав, элементы формы, которые опубликованы в «Отрядной книжке».

     В отряде появились первые обозначения (термины) и традиции.

Во-первых, это ОСНОВНОЙ СОСТАВ – ребята, которые в данный момент постоянно ходят на сборы актива и участвуют во всех программах отряда «Алые паруса».

     Во-вторых, СВОБОДНОЕ РАСПИСАНИЕ – ребята, которые по каким-то очень важным причинам не могут постоянно работать (выпускной класс, подготовка к поступлению в училище или вуз, отставание в школе и т.д.), но регулярно участвуют в каких-нибудь делах. 

Индивидуальные и дополнительные занятия стали проводятся по персональному графику. Общие сборы – один раз в месяц.

     

Для формирования навыков работы в команде, умения вести диалог с представителями различных социальных групп мы устанавливали контакты с различными структурами: отрядом «Кречетъ» Центра образования № 1 г. Нижнего Тагила, Советом ветеранов с. Бродово, г. Нижний Тагил, СМИ а («Пригородной газетой», "Опаньки"), школами Горноуральского городского округа,  образовательные и культурные учреждения (КЮМ «Парус», Городской дом творчества юных, Березовский туристический клуб), района (РДДТ, ДЮСШ) и села (библиотека, администрация) и старались привлечь их к реализации проблем досуга и занятости молодежи. Нам пришлось раздвинуть рамки поиска единомышленников, мы подружились с детской организацией «Каравелла» город Екатеринбург, у этого отряда большой 55-летний опыт работы,  нашли несколько работающих молодежных организаций на территории Нижнего Тагила: «ЮНТА», «Школа юнг», «Кречетъ». Отряд «Кречетъ», созданный при образовательном центре № 1, откликнулся и поделился с нами опытом своей работы. В нашей школе мы провели несколько сборов, на которых проанализировали работу данных организаций, съездили в гости в отряд «Каравелла»,«Кречетъ», провели несколько совместных мероприятий, создали актив  и работа закипела. Создали  отряд «Алые паруса», в который бы вошли все школьники. Классы – это звенья отряда. Коллективы кружков – направления работы по интересам.

 

        В настоящее время мы создаем условия для внедрения проекта, организуем новую образовательную среду, способствующую внести интерес в процесс обучения, общения.

     Берег Шумихинского пруда очень популярен у жителей наших деревень и сёл, а также приезжают гости и рыбаки из города Нижнего Тагила. Там проводятся различные мероприятия День рыбака, туристические слёты «Мы вместе», но нет удобств для деятельности, совместно с жителями, администрацией села мы отсыпали площадку для зоны отдыха и летней практики, установили баннер для рекламы мероприятий, проводимых на пруду, плот для спуска яхт на воду.

Руководители отряда организовали встречу с Ларисой Крапивиной в отряде "Каравелла". Командор отряда «Каравелла» провела экскурсию по зданию. Мы стали участниками занятий по фехтованию, журналистике, вязанию морских узлов, морской азбуке, обсудили программу совместных действий. Обучающиеся школы стали активными участниками сборов "Юный моряк", оздоровительного лагеря "Оранжевое лето". Нашей делегации Лариса Александровна подарила свою книгу "Лоция разновозрастного объединения".  22 ноября 2017 года ребята из отряда «Алые паруса» и руководитель Чернышёв С.Ю. были приглашены на торжественное мероприятие в город Екатеринбург. «Рыцарь детства», такой титул был присвоен в этот день известному детскому писателю Владиславу Крапивину.

2 июля 2021 года школьники отряда Алые паруса из МБОУ СОШ №19 стали активными участниками парусного фестиваля в городе Екатеринбург, посвященного 60 летнему юбилею легендарного отряда Каравелла. И завоевали  5 медалей и 33 почетные грамоты.

          Пользой для развития отряда стала организация работы  по обмену опытом и  проведению совместных мероприятиях с отрядом «Кречетъ» (ОЦ № 1 г. Нижний Тагил). Проводили совместные сборы, практики, туристические слеты, индийский лагерь на берегу Петрокаменского пруда, мастер классы, играли в КВН, праздновали Новый год и пр.

- привлечение в работу ребят с улицы, активная волонтерская деятельность;

- оказали существенную помощь клубу юных моряков «Парус» (ремонт такелажа, яхт, пирса, весел и др.

- оформлены уголок Владислава Крапивина, основателя крапивинского движения, библиотечный уголок, стенд, посвященный истории флота.  Познакомились с творчеством и биографией В. Крапивина, начали читать произведения В. Крапивина.

- нашли спонсоров. Благодаря предоставленному помещению школьной мастерской, имеющимся станкам, туристическому оснащению, инструменту, которое нам предоставил РДДТ, помощи управления образования администрации ГГО и г. Нижнего Тагила, предпринимателей района, которые предоставили нам древесину, неравнодушных односельчан, которые построили нам пирс на Нижне-Шумихинском пруду, родителям, которые нам предоставляли транспорт и всячески поддерживали наше начинание, - проблема досуга и занятости была решена. Все организаторы и участники получили огромное удовольствие от работы.

 

  Участники практики приняли участие во многих значимых мероприятиях:

1.     Стали участниками «Индейского лагеря» на берегу Петрокаменского пруда.

2.     Освоили программу 3 года обучения «Судостроение», построили яхты "Юнга", "Север", модель яхты "Мечта".

3.     Ежегодно учащиеся проходят обучение по программе «Морская школа» и  плав практику.

4.      Приняли участие в областных сборах «Опорный край державы» в ЗОЛ «Уральские огоньки».

5.     Участвуют в походах, путешествиях: Крейсерский поход по акватории Нижнетагильского пруда, по Петрокаменскому пруду, по Шумихинскому пруду.

6.     Проводят тематические сборы – сбор, посвященный дню рождению отряда, Мероприятие «Сыны Отечества», посвященное 70-летию Победы в ВОВ, спуск яхты на воду, День рыбака, День ВМФ, День здоровья.

7. Посещают музей и выставочные залы Свердловской области:

Минералогический музей Ферсмана в Мурзинке, Нижнетагильский краеведческий музей, Выставку вооружения в г. Нижний Тагил, выставке картин художника мариниста и мн. др.

 8. Стали участниками областного сбора отрядов патриотической направленности, встреч с ветеранами морского флота, моряками подводниками, в т.ч. с командиром ПК «К-219»,

 9. В отряде появились традиции: день рождения отряда, Новый год в отряде, праздник, посвященный дню летнего и зимнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия.

 10. Появились новые виды соревнований: по яхтингу, спасение на воде, соревнования на катамаранах, Школа выживания, гребле, стрельба из лука, сноуборду, праздник, посвященный спуску на воду новой яхты и пр.

 

 

       11. На базе образовательной организации прошел муниципальный туристический слет по обмену опытом «Мы вместе!» на берегу Дрягуновского пруда, а также муниципальный праздник на берегу Шумихинского пруда "Ветер надежды". В д. Шумиха прибыли команды из Бродовской, Петрокаменской и Краснопольской школ. Целью мероприятия было обменяться опытом работы молодежного движения, организовать содержательный досуг детей, направленный на профилактику правонарушений несовершеннолетних, воспитание физически здорового человека. На мероприятиях присутствовали депутаты Законодательного собрания Свердловской области, и депутаты Горноуральского городского округа, Глава администрации Горноуральского городского округа, администрация управления образования ГГО, руководство детского морского клуба "Парус", отряд "Кречетъ" (Нижнетагильский образовательный центр г. № 1), представители совета ветеранов г. Нижнего Тагила и с. Бродово, представители морских профессий и бывшие военнослужащие морского флота, родители. 

Полученные результаты реализации практики

В результате реализации проекта "Организация деятельности отряда «Алые паруса» как средство решения проблемы досуга и занятости школьников" были получены следующие результаты:

- на уровне школы:

- приобрели навыки работы в команде, разновозрастном отряде, умения вести диалог с представителями различных социальных групп;

- установили контакты с органами власти, социальными и образовательными структурами по воплощению данного проекта: Центром образования № 1 г. Нижнего Тагила, отрядом «Кречетъ», Советами ветеранов, СМИ района, школы и г. Волжского, культурными учреждениями района (РДДТ, ДЮСШ) и села Бродово (библиотека, администрация);

- создали структуру ранней профориентации (познакомились с массой профессий плотника, маляра, строителя, морехода, журналиста, организатора, культработника);

- организовали трудовую занятость школьников;

- построили и сертифицировали яхты, на которых обучающиеся проходят практику, совершают походы;

- предложили структуру детского самоуправления, досуга, клубов по интересам с привлечением квалифицированных и интересных людей (пенсионеров, участников ВОВ, квалифицированных работников, в т.ч. города Нижнего Тагила и т.д.);

- через организацию работы молодежного печатного издания, школьной газеты «Алые паруса», сохраняем и приумножаем историю школы, создаем имидж образовательного учреждения. 

 

- на уровне муниципалитета

 

- приняли участие и стали призерами и победителями городских и муниципальных соревнований по судомоделированию, техническому творчеству, гонках моделей класса резинки,

- на выставке ГДТЮ г. Нижнего Тагила была представлена модель яхты «Мечта».

- стали призерами конкурса проектов на молодежном форуме "Мы вместе" (2 место, 2019 г., проект "Организация деятельности отряда «Алые паруса» как средство решения проблемы досуга и занятости школьников",

- стали победителями конкурса социальных проектов на молодежном форуме "Мы вместе" (1 место, 2020 г. проект "Ветер надежды");

- стали победителями областного конкурса проекта "Будь здоров" (1 место муниципальный уровень, 2022 г.)

- на уровне области

- представили опыт работы на Областной Конференции патриотических отрядов (2019 г.);

- стали победителями на областного форума "Здоровое поколение: профилактика зависимостей и социально-значимых заболеваний среди молодежи"(презентация социального проекта "Алые парса, 2020 г.);

- стали победителями областных сборов "Юный моряк" (соревнования по гребле, яхтингу, перетягиванию каната, художественной самодеятельности, сборке и разборке автомата, 2019 г. - 2 грамоты, 2021 г. - 30грамот)

 

 

 

 

 

 

 

 

               Тиражирование практики, перспективы использования

 

         Актуальность данной практики в том, что она показала успешность в современных условиях,  имеет демократичный характер, большой интерес со стороны школьников. В процесс вовлечены различные заинтересованные стороны, минимизировано использование административных механизмов. Полученные результаты значимы для иных организаций, так как решают проблемы досуга и занятости школьников, являются одной из действенных форм работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся.

         Возможность адаптации для применения в иных территориях, другими организациями при достаточной пошаговой информации для внедрения, ресурсная доступность.

         Мы поняли, что молодежь может стать активным фактором в социальной жизни, при условии ее организованной включенности и разумной занятости. Общение и работа в разновозрастном отряде помогла стать ребятам   дисциплинированными, толерантными и успешными.

Отряд "Алые паруса" - не просто детская организация, а форма жизнедеятельности всего коллектива образовательного учреждения. И дети в ней должны найти достойное место независимо от своих успехов в учебе, чтобы здесь их ждали тайны и удовольствия, труд и победы, чтобы они учились разбираться в сложном мире и выбирать добро.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и молодежной политики

Министерство образования и молодежной политики

Оглавление 1

Оглавление 1

Введение О боснование актуальности практики

Введение О боснование актуальности практики

Бродово вытянуто вдоль берегов реки

Бродово вытянуто вдоль берегов реки

Направление практики (реализация воспитания в образовательной организации \реализация направления воспитания) -

Направление практики (реализация воспитания в образовательной организации \реализация направления воспитания) -

Бродово, Шумиха и Матвеево; - создать условия для саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,…

Бродово, Шумиха и Матвеево; - создать условия для саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,…

Предполагаемая новизна: Предложение новых форм деятельности по социальной адаптации школьников

Предполагаемая новизна: Предложение новых форм деятельности по социальной адаптации школьников

Классы – это звенья отряда. Коллективы кружков – направления работы по интересам

Классы – это звенья отряда. Коллективы кружков – направления работы по интересам

Познакомились с творчеством и биографией

Познакомились с творчеством и биографией

Появились новые виды соревнований: по яхтингу, спасение на воде, соревнования на катамаранах,

Появились новые виды соревнований: по яхтингу, спасение на воде, соревнования на катамаранах,

ВОВ, квалифицированных работников, в т

ВОВ, квалифицированных работников, в т

Тиражирование практики, перспективы использования

Тиражирование практики, перспективы использования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2023