Социальный паспорт проекта и отчет о его реализации.
Цель проекта: изучение социальной потребности в укреплении позиций книги и чтения в жизни ребенка; приобщение школьников к чтению изданий из федерального перечня «100 книг» по истории, культуре и литературе народов РФ, рекомендуемых школьникам для самостоятельного чтенияПроект
Паспорт социального проекта
Долгая О.К. принимает участие в реализации социальных проектов, задача
которых тесно связана с включением учащихся в социализацию в рамках
учебной и внеурочной деятельности.
Социальный проект «Ты читаешь? Это круто!»
Цель проекта: изучение социальной потребности в укреплении позиций книги
и чтения в жизни ребенка; приобщение школьников к чтению изданий из
федерального перечня «100 книг» по истории, культуре и литературе народов
РФ, рекомендуемых школьникам для самостоятельного чтения.
Задачи проекта:
организация сотрудничества “ученик учитель – родительбиблиотекарь”;
возрождение традиции семейных чтений;
повышение культуры чтения в семье;приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению
школьной библиотеки;
повышение интереса к чтению художественной литературы школьников,
развитие их творческих способностей, расширение общего и художественного
кругозора;
формирование способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного
взаимодействия по аналогии с художественным текстом.
Авторы
проекта
Учащиеся 5 «В» класса, учитель русского языка и
литературы: Долгая Ольга Константиновна, библиотекарь
МБОУ СОШ № 3 Бутко Алла Михайловна
Источники
получения
информации
Материалы социологического опроса, ресурсы сети
Интернет, встречи с библиотекарем школы, фонд школьной
и районной библиотек
Основные
формы работы
над проектом
Создание инициативной группы по реализации
мероприятий данного проекта
«Мозговой штурм» в классном коллективе по
составлению плана реализации проекта
Социологический опрос учащихся класса и их родителей
по изучению круга чтения (анкетирование)
Анализ перечня «100 книг для чтения»
Библиотечные уроки и встречи с интересными людьми
Ведение читательского дневника
Создание творческих работ и участие в творческих
конкурсах
Организация работы над проектом, реклама проекта для
учащихся школы, подведение итогов, награждение
наиболее активных участников проекта
Участники
проекта
Ученики 5 «В» класса
Родители, учителя русского языка и литературы
Библиотекарь школыОбъект
предмет
исследования
Время
реализации
проекта
Ожидаемые
результаты
и
Круг чтения и творческое отношение учащихся и их
родителей к чтению.
Создание творческих работ по прочитанным книгам.
20132014 учебный год
Создание атмосферы внимания к книге и чтению. Чтение
становится содержанием общения детей, учителей,
родителей.
Формирование модели информационнопедагогической
поддержки мотивации чтения школьников, включающей
разнообразные формы работы.
Повышение уровня влияния школьной библиотеки на
достижение 100% охват
контингент учащихся,
школьников библиотечным обслуживанием. Развитие
культуры чтения школьников, привлечение их к
систематическому чтению.
Увеличение группы
систематически читающих школьников.
Укрепление партнерства школы с родителями в
читательском развитии школьников, формирование
родительского актива в школьной библиотеке, активное
участие родителей в реализации мероприятий данного
проекта.
Раскрытие творческого потенциала школьников и
родителей через совместную читательскую деятельность.
Возрастание интереса к чтению художественной и
познавательной
повышение
востребованности школьной библиотеки как
консультанта
ресурса
интеллектуального развития.
информационного
литературы,
и
Получение учащимися личного индивидуального опыта,
необходимого для успешной самореализации.
Практическая
Приобщение к чтению книг.значимость
проекта
Развитие речи пятиклассников и их творческих способностей.
Получение опыта в поиске нужной информации из различных
источников.
Приобретение коммуникативных навыков.
Краткое
описание идеи
проекта
В настоящее время качество чтения учащихся указывает на
снижение роли книги в системе духовных ценностей
школьников. Современные школьники, выросшие главным
образом не на чтении, а на просмотре телевизора и
зависимости от сети Интернет, уже не могут сосредоточить
внимание на том, что читают. Для них свойственна
кризисная модель детского чтения. Ее характерные черты:
детский читательский негативизм, отказ от добровольного
чтения серьезной литературы, превалирование в репертуаре
чтения низкопробных книг, невысокая культура чтения,
утрата детьми чувства языка. Поэтому актуальность темы
проекта очевидна, особенно в Год Культуры, а также в
связи с появлением рекомендованного списка для
самостоятельного чтения «100 книг».
А реализация
проекта, на наш взгляд, позволяет создать условия, при
которых чтение становится предметом социального
одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной
для ребенка форме (конкурс, коллективные классные
творческие работы, соревновательные характер). Участие в
индивидуальном или совместном творческом проекте,
привлекательность победы становятся позитивным
подкрепляющим
способствующим
положительной модификации поведения ребенка в
отношении чтения. Элемент соревнования позволяет
успешно поддерживать читательскую активность на
протяжении продолжительного времени. Целенаправленное
систематическое внимание к чтению ребенка является
залогом успешного развития и становления его как
личности. Новизна проекта состоит в том, что учащиеся,
заинтересовавшиеся коллективным творческим делом,
духом соревнования приобщаются к чтению,
сотрудничеству, открывается путь к культуре общения, к
познанию, развитию и творчеству. Кроме того у данного
проекта есть и теоретическая значимость: знакомство с
новыми понятиями в различных областях знаний.
стимулом,Этапы
реализации
проекта:
2013.2014
Подготовительный этап:
Определение круга чтения для данного класса,
составление списков рекомендуемой литературы (чтение
сверх списков учитывается).
Разработка модели методического сопровождения
проекта «Ты читаешь? Это круто!»
Разработка анкетирования для родителей с целью
изучения традиции семейного чтения.
Выбор модели творческой работы для класса.
Подготовка наглядности (презентация, выставка книг).
Социологический опрос среди учащихся «что прочитать
из перечня «100 книг».
Внедренческий этап:
«Старт» проекта – библиотечный урок.
Участие в работе библиотечного клуба.
Распространение информации среди учеников
(мобильный стенд библиотеки, учитель, библиотекарь).
Интервью со старшеклассником о любимых книгах.
Систематические собеседования руководителей проекта
с детьми о прочитанных книгах.
Встреча с кубанским писателем Л. Мирошниковой в
рамках работы кружка «Язык родной, дружи со мной».
Заочные экскурсии по литературным местам Кубани.
Презентации интересных книг (ознакомление с писателем
и книгой) из перечня «100 книг».
Чтение книг.
Работа над прочитанным (ролевая игра, литературная
игра, викторина, театральная постановка, дискуссия,литературная гостиная)
Оформление индивидуальных «дневников читателя» и
общей творческой работы: создание памяток для
учеников и родителей, участие в акции «Говорящая
закладка»
Отслеживание наполненности «дневников читателя»
Создание творческих работ для участия в библиотечных
конкурсах «С книгой открываю мир природы», «Самый
читающий класс», «Ты читаешь? Это круто!»
Завершающий этап:
Реклама проекта для учащихся пятых классов и младших
школьников и защита творческих работ по прочитанным
книгам.
Отчёт на педагогическом совете.
Презентация творческих работ и оформление отчёта о
проделанной работе (страничка «Радуга – дуга» в газете
«Единство»).
Проведение родительского собрания «Традиции
семейного чтения» с вручением памяток для родителей.
Праздник для младших товарищей 1 «В» «Как хорошо
уметь читать!» с вручением памяток «Вам, юные
читатели!»
Награждение активных участников проектаОбработка анкетирования по
изучению читательских интересов
одноклассников и их родителей
Литературные игры по страницам
прочитанных книг
«С книгой открываю мир природы»Возрождение традиций семейного чтения
Литературная гостиная
«Осень в стихах русских поэтов»
Акция для читателей школьной
библиотеки «Говорящая закладка»Посещение выставки новинок
кубанской литературы для детей
Отчёт о реализации проекта «Ты читаешь? Это круто!»
В рамках урочной и внеурочной деятельности на уроках русского языка и
литературы реализовывался проект «Ты читаешь? Это круто!»
Цель проекта: изучение социальной потребности в укреплении позиций
книги и чтения в жизни ребенка.
Задачи проекта: организация сотрудничества “ученик учитель – родитель
библиотекарь”; возрождение традиции семейных чтений; повышение культуры
чтения в семье; приобщение учеников к регулярному чтению детской
литературы и посещению школьной библиотеки; повышение интереса к
чтению художественной литературы школьников, развитие их творческих
расширение общего и художественного кругозора;
способностей,
формирование
способности «прочтения» жизненной
ситуации
межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом.
В ходе реализации проекта была создана инициативная группа по
реализации мероприятий проекта, участниками которой стали учащиеся 5 «В»
класса.
Участники группы провели социологический опрос среди одноклассников
для выявления их круга чтения, анкетирование для родителей о традициях
семейного чтения. Ребята выяснили, что пятиклассники предпочитают
приключенческую литературу.На уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
учениками были созданы буклетыпамятки для родителей и младших
товарищей. В течение первого полугодия совместно со школьным
библиотекарем пятиклассники собирали материал для конкурсов: «С книгой
открываю мир природы», «Самый читающий класс», «Ты читаешь? Это
круто!», вели читательские дневники, делились впечатлениями о прочитанных
книгах. Во втором полугодии велась огромная творческая работа: отзывы о
прочитанных произведениях, проекты «Эти книги мы прочитали», создавались
викторины и кроссворды по прочитанным книгам, писались минисочинения
«Моя золотая полка». Кроме того, инициативная группа подготовила
совместно с библиотекарем презентацию для пятиклассников и младших
школьников «Ты читаешь? Это круто!» и праздник для первоклассников «Как
хорошо уметь читать!». Весь материал лёг в основу творческого отчёта,
который опубликован 01.06.2014 года в газете «Единство» на детской
страничке «Радуга – дуга». Наш класс получил звание «Самый читающий
класс» в рамках мероприятий, проводимых в МБОУ СОШ № 3 в течение
20132014 учебного года. А ученик 5 «В» класса Ляшенко Николай награждён
благодарственным письмом Управлением культуры администрации МО
Павловский район как активный читатель МБУ Детская библиотека в
номинации «Самый любознательный читатель».
Эффективность реализации проекта прослеживается в социально
личностном направлении – это приобретение опыта активной работы в малых
группах, общение. Формирование чувства уверенности в себе, собственной
значимости. При этом пятиклассники отработали набор основных знаний,
умений, практических навыков культуры чтения, исследовательской и
творческой деятельности.
Учитель русского языка и литературы О.К. Долгая
Директор МБОУ СОШ № 3 Н.И. Ручкин