Социологическое исследование

  • docx
  • 28.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала война глазами школьников.docx

Социологическое исследование

«Великая Отечественная война глазами школьников»

Введение

           В наше сложное, трудное время немного осталось праздников, но есть один, который волнует каждого человека и вызывает чувство гордости за наш народ. В День Победы мы особенно остро ощущаем цену завоеванной нашим народом свободы и проникаемся горьким сознанием того, как велика эта цена. На тяжелых дорогах войны вместе с мужчинами шли женщины, старики и дети, перенося все тяготы и беды, которые выпали на долю нашего народа. Общее горе сплотило всех людей нашей страны. Не обошло оно и мою семью. На фронтах Великой Отечественной войны сражался мой прадед Полетунов Иван Митрофанович. Он  родился в 1904году и до войны работал в политическом отделе села Александровского. В первые дни был призван в армию, воевал на Восточно–Белорусском фронте,  в июле пропал безвести. После войны прабабушка и все многочисленные родственники активно искали след воина но все безрезультатно.

Все  это очень меня заинтересовало, и я решил поглубже узнать историю Великой Отечественной войны. Я прочел о ней в  учебнике 9 класса «История России ХХ – начало ХХI века» под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. Также мне помог  «Краткий словарь школьника» под редакцией П.А. Андреева. Я изучил  материалы школьного музея, прочитал Книгу Памяти Александровского района, в которой рассказывается о наших земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне. Война стала серьезным испытанием для людей нашей страны.                         

 Я задался вопросом: «Что знают современные школьники нашей школы о Великой Отечественной войне»  и решил провести исследование.

 Актуальность темы исследования определяется её значимостью для нашего народа, потребностью выяснить, как относятся к войне современные школьники  с учетом новых источников и современного научного видения истории России в годы Великой Отечественной войны. 

Основная цель  исследования — изучить, как оценивают учащиеся школ района, мои сверстники  Великую Отечественную войну и Победу в ней по истечении 68 лет, как сохраняется, воспроизводится историческая память, как проявляет  себя в оценках различных сторон войны, победы, современности.

Достижение цели обеспечивается решением конкретных  задач:

ü  Изучить основные события Великой Отечественной войны;

ü  Провести анкетирование среди учащихся школ района;

ü  Проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы;

ü  Сформулировать  рекомендации.

              Гипотеза исследования – мы предполагаем, что молодому поколению не чужды патриотические чувства, интерес к событиям Великой Отечественной войны не становится меньше.

              В работе мы использовали следующие методы исследования:

·        беседа (анкетирование, интервью, опрос);

·        анализ (документов).

·        обобщение;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Великая Отечественная война глазами моих сверстников

       Историческая память — процесс организации сохранения и воспроизводства прошлого опыта народа, страны, государства с целью его возможного использования в деятельности людей или возвращения в сферу общественного сознании.    

      Историческая память обладает уникальным свойством актуализироваться на определенных, особенно кризисных, этапах развития общества. Ей присуще избирательное умение акцентироваться на отдельных исторических событиях, игнорируя другие. Она нередко персонифицируется и через оценку деятельности конкретной исторической личности формирует мнения, суждения о том, что есть ценность для сознания и поведения человека в данный период времени. Несмотря на определенную неполноту, противоречивость, зигзагообразность в своем развитии, историческая память обладает удивительной способностью сохранять в сознании людей события прошлого до превращения их в различные формы восприятия и отражения мира. Она обладает большой потенциальной силой. Ее воздействие может носить как позитивный, сплачивающий людей, так и негативный характер, когда события прошлого становятся аргументом для решения актуальных проблем сегодняшнего дня без учета сложившейся ситуации. Историческая память о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. является одной из основных составляющих исторического сознания нашего народа, которая, как никакое другое духовное явление, выполняет консолидирующую, объединяющую нас функцию. Память о событиях войны, выдающихся ее участниках, героических поступках наших соотечественников, горечь от понесенных огромных утрат несет заряд духовного нашего общества при всей сложности его социальной структуры и социально-экономических различий. Эта память играет роль ценностных ориентиров для социального поведения членов нашего общества.

  В сентябре 2013 г. в МОУ СОШ № 16 села Александровского было проведено анкетирование  "Великая Отечественная война 1941—1945 гг. глазами учащихся (к 69-летию Победы)". (Приложение №№ 1-3)

Всего в анкетировании приняло участие   322   учащихся 5-11 классов, из них кадетов 78 человек.

 

 

1. Отношение учащихся к событиям Великой Отечественной войны

Проведенный соцопрос еще раз подтвердил результаты других научных исследований о том, что победа в Великой Отечественной войне воспринимается и оценивается россиянами как главное событие ХХ века, которое позволяет нам, вступающим в жизнь, причислить и себя к наследникам великого подвига народа. Для основной же части наших учащихся победа в войне - это ценность, пронизанная чувством сопричастности к победителям, объект национальной гордости.

Анализ ответов на вопрос «Победа в Великой Отечественной войне для Вас – это, прежде всего…» позволяет утверждать, что для большинства школьников - «Это событие в истории моей Родины, которое вызывает гордость» (60,4%), 45,6 % опрошенных выбрали вариант ответа «Это великий подвиг, достойный подражания». Каждый четвертый участник опроса (25,7 %) считает, что Победа в Великой Отечественной войне – «Это свидетельство силы духа нашего народа», и также каждый четвертый (25,7%) подчеркивает всемирно-историческую значимость этого события, актуальность его уроков и результатов для современного мира. Следует обратить внимание, что безразличное отношение к Великой Победе зафиксировано в ответах 3,1% (17 человек) участников

опроса: 1,8% (10 человек) выбрали ответ «Война – это известный исторический факт»; 1,3 % (7 человек) ответили, что никогда не задумывались над заданным вопросом.

Таким образом, можно констатировать, что современное молодое поколение в своём большинстве осознаёт значимость Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и нашего народа, понимает, какой подвиг был совершен.

 Отношение к историческим событиям и их оценка зависит от степени осведомленности о них. В ходе опроса школьникам было предложено оценить степень своей осведомлённости о Великой Отечественной войне. Большая часть опрошенных (67,2%) выбрала вариант ответа, соответствующий средней степени осведомлённости: «Понимаю значимость этого события в истории России, знаю основные этапы и результаты Великой Отечественной войны, но точные даты и имена затрудняюсь назвать».(учащиеся 6-8 классов) Почти треть опрошенных (30,2%) выбрала ответ, соответствующий высокой степени осведомленности: «Знаю важнейшие даты, события, персоналии Великой Отечественной войны, их оценки в научной и популярной литературе» Вариант ответа, соответствующий низкой степени осведомленности: «Знаю, что такое событие было», выбрали 2,6% респондентов (5 класс). Интересным представляется тот факт, что тех, кто высоко оценивает степень своей осведомлённости о Великой Отечественной войне, больше всего среди учащихся 9- 11 классов и кадетских классов (42,3%), а тех, кто низко оценивает степень своей осведомленности о Великой Отечественной войне, больше всего среди учащихся 5 -6 классов(15,0%). Так, отвечая на открытый вопрос: «Какие решающие сражения Великой Отечественной войны Вы знаете?», 71,3 % назвали Сталинградскую битву, 41,9 % – Курскую битву, 34,8% – битву за Москву, 22,3% – блокаду Ленинграда, 15% – оборону Брестской крепости, 13,6% – битву за Берлин, 10 %- битву за Кавказ.

Ответы на другой открытый вопрос: «Назовите имена выдающихся

полководцев Великой Отечественной войны». 83,4 % опрошенных школьников назвали маршала Советского Союза Жукова, 29,2% –Рокоссовского, 18% – Сталина, 12% – Конева. Другие маршалы и генералы присутствуют в ответах эпизодически, упоминаются в анкетах от одного до 5раз. В то же время среди выдающихся полководцев ВОВ были названы: фельдмаршал Кутузов (5 раз), генералиссимус Суворов (7раз) (учащимися 5   классов).

      Самооценка опрошенных степени своей осведомленности о Великой Отечественной войне представляется несколько завышенной, о чем свидетельствуют ответы на открытые вопросы, касающиеся знаний школьниками различных аспектов истории Великой Отечественной войны. Вопрос о героях Великой Отечественной войны, на наш взгляд, должен был продемонстрировать уровень знаний неформализованной истории Великой Отечественной войны. Ответы школьников на данный вопрос свидетельствуют о том, что таких героев нынешняя молодежь практически не знает. Были  названы  А. Мересьев, , И. Кожедуб, А. Покрышкин, а также герои земляки. Однако чаще называли тех же выдающихся полководцев в качестве известных респондентам городов-героев большинством участников опроса (более 50%) названы: Волгоград, Ленинград, Москва, Севастополь. Следует отметить, что опрошенные ученики 5-7 классов в половине  случаев одновременно с Волгоградом называли Сталинград, а вместо Ленинграда Санкт-Петербург. А учащимися старших классов правильно были названы: Курск, Смоленск, Новороссийск, Орел, Тула, Мурманск, Керчь, Брест. В единичных случаях были даны неправильные ответы: Ставрополь, Новгород, Мамаев курган.

        Ответы на следующую группу вопросов также свидетельствуют о том, что на общем фоне достаточно высокого знания и осознания значимости Победы в Великой Отечественной войне, присутствуют отдельные элементы незнания и субъективной переоценки этого события.

        Группировка ответов на открытый вопрос: «Как Вы думаете, почему война 1941-1945 гг. называется Великой Отечественной?», позволяет выделить четыре группы ответов, 1-3 из которых соответствуют выводам официальной истории, а четвертая имеет ярко выраженную личностную окрашенность. Ответы распределились следующим образом:

1. «Потому что это была великая борьба за Победу, за независимость и свободу нашей Родины» (35,5%)

2. «Потому что от этой победы зависела жизнь всех последующих поколений России» (17,7%).

3. «Потому что она унесла много жизней простых людей» (24%)

4. «Потому что она породила гордость за своих родственников, которые воевали» (22,8%)               

         Главными результатами Великой Отечественной войны, по мнению участников опроса, являются: «Возможность жить под мирным небом и в свободной стране» (45,7%), «Гордость за Родину» (21,0%), «Факт защиты Родины от врагов – доказательство силы духа и доблести защитников»  (19,9%), «Победа над фашизмом» (12,5%).

        Главные уроки Великой Отечественной войны – это:

 «Война – самое страшное, что может быть»;

«Война – это большие потери и горе, колоссальные разрушения» (45,2%)

 «Побеждает воинский дух, направленный на победу» (19,9%)

 «Главную роль в Победе сыграло мужество, объединение всех народов страны против общего врага» (19,0%)

 «Необходимо помнить о великом подвиге и о тех, кто завоевал победу» (15,7%).

        На основе приведенных выше данных можно сделать следующие выводы:

 знания молодых людей о Великой Отечественной войне в своём большинстве соответствуют содержанию официальной истории, преподаваемой в школе и вузе и презентируемой в других информационных источниках;

 снижение уровня знаний молодых людей о конкретных исторических фактах является закономерным явлением в условиях, когда, с одной стороны, уменьшается количество часов, отводимых на данную тему в учебных курсах истории, а, с другой стороны, носителей социальной памяти становится все меньше и меньше (по результатам опроса у каждого четвертого респондента (23,4%) нет родственников, переживших войну), основными становятся опосредованные источники информации;

следует больше внимания уделять изучению истории Великой

Отечественной войны в учебных заведениях, искать новые формы работы с этим историческим материалом, шире использовать возможности кинематографа, Интернет-порталы, поисковые экспедиции, изучение истории семьи и отдельных личностей в войне.

Эти выводы получают подтверждение в ответах на вопрос об основных источниках информации респондентов о Великой Отечественной войне (Приложение 2).

 Особое значение имеет тот факт, что каждый третий опрошенный, указывая уроки в школе в качестве основного источника информации о Великой Отечественной войне, считает, что это событие рассматривается в школьном курсе истории недостаточно полно.

По мнению респондентов, для того, чтобы молодежь помнила о Великой Отечественной войне необходимо регулярно, больше и чаще информировать о различных аспектах истории Великой Отечественной войны через СМИ, телевидение, художественные и документальные фильмы. Участники опроса отметили также другие формы работы: встречи с ветеранами, заочные экскурсии по местам боевой славы, концерты, круглые столы, акции типа «георгиевская ленточка». Следует отметить, что именно георгиевские ленточки большинство участников опроса назвали в качестве символов Победы России в Великой Отечественной войне. Такими символами, по мнению респондентов также являются: Вечный огонь, Знамя Победы, Катюша, Красное знамя, ордена и медали, гвоздики, красная звезда, солдатская шинель, фронтовые письма, военные песни и др.           

           Следующая группа вопросов была направлена на выяснение социальных установок современных школьников на защиту Отечества. Анализ ответов на вопрос: «Что Вы делаете, чтобы быть достойным наследником Великой Победы?», показывает, что основными механизмами наследования исторической памяти являются просмотр тематических передач и обсуждение их с друзьями, а также участие в различных патриотических акциях . Можно сделать вывод, что молодым людям интересна данная тематика, что они готовы участвовать в различных формах гражданско-патриотической работы, но собственную инициативу при этом не проявляют. (Приложение 3)

          Ответы респондентов на вопрос: «Как Вы считаете, что, прежде всего, определяет готовность россиян к защите Родины?» свидетельствуют о том, что личностно окрашенный и общественно значимый мотив стоит для молодых людей на одном уровне: 69,3% участников опроса выбрали вариант ответа «Стремление защитить родных и близких», а 60,3% – «Любовь к Отечеству». Следует, что среди учащихся 11 и кадетских классов данная группа ответов составляет 85% (Приложение 4). 

Анализ материалов проведенного исследования показывает, что реальная историческая память учащихся о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. является сложным, противоречивым, динамичным и достаточно подвижным духовным образованием. Это во многом обусловлено многообразием социально-экономических процессов, протекающих в стране, противоборством общественных сил и политических движений. В исторической памяти своеобразно переплетаются идеалы истинные и мнимые, правда и вымысел, подлинно научные знания и мифы и легенды. Историческая память хранит как примеры о выдающихся подвигах людей на полях сражений и трудовом фронте, так и бесславные страницы, связанные с трусостью, дезертирством, предательством. В памяти народной живут как чувства гордости за поколение победителей, так и чувства горечи за унижения, принесенные народу фашистскими захватчиками, за миллионы погибших и замученных в фашистских концлагерях, за утраченные культурные ценности, за разоренные и сожженные города и села.

Социологические исследования последних лет свидетельствуют, что историческая память российского народа оценивает Великую Отечественную войну как символ для всего народа, а ее итоги и последствия — как выдающиеся в истории нашего Отечества и во всемирной истории. Это означает, что опыт и оценка старшего поколения трансформировались и приобрели символическую значимость и для последующих поколений. Анкетирование моих сверстников это подтверждает.

Историческая память достаточно устойчива и в хорошем смысле консервативна. Память о Великой Отечественной войне — это сейчас практически единственное объединяющее россиян историческое событие, которое характеризует дух, характер нашего народа. Эту консервативность целесообразно сохранять и развивать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

             На основании  моего исследования  я могу сказать, что в целом учащиеся знают историю и главные моменты Великой Отечественной войны. Но есть некоторые нюансы, поразившие меня: что учащиеся не знают героев войны, кроме героев земляков, хотя все значимые сражения называю почти безошибочно, осталась недооцененной битва за Кавказ.

Что же может предпринять  в этой ситуации? На мой взгляд, необходимо сократить до минимума количество пафосных, грандиозных сценариев, а отдавать предпочтение камерным мероприятиям, целью которых являлось бы не только информирование  о военных событиях, но и проведение параллелей между историей России и историей своего села, своей семьи. Такой метод не только благотворно воздействует на умственные процессы, но и активизирует эмоциональное восприятие истории. Стоит чаще проводить обсуждения книг о войне: эта форма идеально подходит для формирования ярких, запоминающихся образов, связанных с войной.

Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать основные выводы:

· для моих сверстников события великой войны еще не потеряли своей значимости;
· респонденты проявляют интерес к политическим и социальным процессам, связанным с той эпохой;
· для учащихся очень важно общение с живыми свидетелями войны. В целом, исследование показало, что равнодушие еще не затронуло души и умы моих сверстников, далеких от военной поры. Но  такая опасность уже существует. Поэтому надо поддержать и углубить интерес к Великой Отечественной войне через призму сегодняшних событий.  Я считаю, что не надо бояться поднимать сложные вопросы, синтезирующие историю, политику и социальные проблемы на уроках истории. Особое внимание  надо обращать на микроисторию военной поры: рассказывать, например, как жили и работали люди в то время в тылу, чем питались, во что одевались, как учились дети и т.п. По возможности надо приглашать свидетелей и участников войны, использовать в работе предметы той эпохи: газеты, фотографии, письма, награды и т.д. Активно  можно задействовать не только зрительное, но и вкусовое восприятие эпохи. Главное  всегда перекидывать мостик между прошлым и настоящим, находить точки соприкосновения общественного и личного, чтобы каждый ученик пропускал информацию о войне не только через ум, но и через сердце.

 

Содержание

 

 

 

1.Введение

2. Великая Отечественная война глазами моих сверстников:

3.Заключение

4.Список использованной литературы.

5.Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1.Краткий справочник школьника 5-11 классы. Автор-составитель (история) – П.А. Андреев. Дрофа, 2012год – 816с.

 

2.История России, XX – начало ХХI века. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю.. Просвещение, 2011год – 384с.

 

3.Книга Памяти.