«Совершенствование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы в условиях модернизации образования»
Оценка 4.9

«Совершенствование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы в условиях модернизации образования»

Оценка 4.9
Научные работы +1
docx
русская литература +1
Взрослым
25.12.2022
«Совершенствование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы в условиях модернизации образования»
научная статья по теме «Совершенствование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы в условиях модернизации образования»
Царегородцева Е.О. Научная статья.docx

«Совершенствование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы в условиях модернизации образования»

 

Царегородцева Екатерина Олеговна, учитель русского языка и литературы, магистр журналистики

Основная школа имени Ю.Н. Павлова, г. Караганда, Казахстан

 

Аннотация: в данной статье ставится задача рассмотреть эффективные современные педагогические технологии, которые может применить в своей работе учитель русского языка и литературы в условиях современной программы образования.

Особое внимание в статье уделяется технологиям деятельностного метода. Они  формируют у школьников умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, не теряться в ситуации неопределённости, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми, оставаться нравственными.

Ключевые слова: образовательные технологи деятельностного типа, личностно-ориентированное развивающее обучение, технология уровневой дифференциации, проблемное обучение, проектное обучение, педагогические мастерские, здоровьесберегающие технологии, ИКТ-технологии, технология «Интегрированные уроки», игровая технология, технология развития критического мышления.

В условиях современного уровня образования учитель русского языка и литературы имеет широкий спектр своих обязанностей: знание нормативно-правовой базы, новых поправок, законов и приказов в соответствии с Типовыми квалификационными характеристиками должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц. Учитель выполняет не только свои прямые обязанности - обучает предмету, но и воспитывает, в специальных образовательных организациях осуществляет работу по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, направленную на максимальное преодоление отклонений в развитии с учётом специфики преподаваемого предмета, участвует в педагогических консилиумах для родителей, консультирует родителей, повышает профессиональную компетентность, в том числе информационно-коммуникационную. Выполняет правила безопасности и охраны труда, противопожарной защиты, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса, осуществляет сотрудничество с родителями или лицами, их заменяющими, выполняет требования по безопасности и охране труда при эксплуатации оборудования.

В условиях модернизации образования учитель не должен забывать о саморазвитии, повышая уровень своей квалификации и осуществляя карьерный рост.

       Чтобы сформировать данные умения у современных школьников, педагогу необходимо применять современные педагогические технологии, способствующие повышению качества обучения.

          Повышению качества обучения русскому языку способствует использование технологии личностно-ориентированного развивающего обучения. Сегодня на уроках русского языка педагог должен научить детей учиться.  Кроме этого важно, чтобы школьники умели думать, анализировать, критически относиться к информации разного рода, подходить к любому делу творчески, т.е. осуществляли творческую и продуктивную деятельность.

          Эффективность личностно-ориентированного урока видна, если у школьников  положительный настрой на работу, если дети формулируют тему и ставят цель, работают по плану, применяют свой жизненный опыт, умеют связать прошлый опыт с новым знанием. Для большего эффекта педагогу необходимо сотрудничать с детьми, сочетать фронтальную работу с групповыми формами деятельности. В современной методике преподавания необходимо учесть не только общие знания и навыки учеников, но и их индивидуально-личностные особенности. В этой связи учитель должен использовать индивидуальные образовательные маршруты, которые помогают скорректировать знания каждого ученика и подобрать для него необходимый материал, карточки с заданиями. Новое время даёт возможность использовать интерактивные доски Miro, Padlet для выполнения заданий, в качестве наглядного материала с включением видеоматериалов, прямых ссылок на сайты, электронные учебники, фильмы. Это вносит новизну для изучения, закрепления материала или выполнения домашнего задания. Это позволяет сделать материал урока разноуровневым и разнообразным.

    Одним из эффективных путей повышения грамотности школьников является формирование умения составлять алгоритм применения правил и таблиц обобщающего характера. Применяя алгоритмы, школьники приобретают навыки применения правил, что облегчает усвоение орфограмм. Новизна, удивление от открытия нового знания должны всегда присутствовать на уроке, потому что это  приучает ребёнка самостоятельно работать, решать поставленные на уроке задачи, находить нестандартные ответы на нестандартные задания.

         Этому способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке. Технология проблемного обучения придаёт обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Такие уроки помогают ребёнку быть исследователем, первооткрывателем  в процессе своего труда. Благодаря этому формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Школьники начинают с лёгкостью фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации.

        Эта технология эффективна при объяснении новой темы. Когда ставится проблема, появляется вопрос для исследования. Как результат такой работы - углубление уровня понимания, формирование информационной и учебно-познавательной компетентности.

Системно-деятельностный подход развивает  личность, способствует формированию гражданской идентичности. Развитие следует за обучением.                         

         В своей практической деятельности языковедам необходимо использовать элементы технологий деятельностного типа, таких, как информационно-коммуникативную технологию, технологию проектов, модульного обучения, мастерской педагога, технологии по здоровьесбережению.

         Технологизация образовательного процесса в условиях внедрения личностно-компетентностного подхода помогает учителю сориентироваться в потоке нового материала и закрепления пройденного, распланировать работу с учениками, подобрать наглядный материал и акцентировать внимание на подборке литературы, Интернет-ресурсов. Интернет-ресурсы, представляющие обширные материалы, целесообразные для изучения литературного произведения, становятся  источником накопления литературных знаний, служат средством, позволяющим осуществить литературное развитие учащегося. Новые информационные технологии создают основу для организации самостоятельной аналитической деятельности учащихся и для умения обобщать материал при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса. Образовательная медиатека позволяет представить самый разнообразный материал, выбрать нужную  информацию, использовать извлечённый материал и применить его в самостоятельных работах учащихся, озвучить любой текст.

          Информационные технологии применимы на  всех типах уроков.На уроках русского языка и литературы можно использовать такой инструмент исследования,  как презентации, тесты с использованием мультимедийного проектора.

 Повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом, развить критическое мышление способствуют и нетрадиционные уроки.

Творчество на таких уроках не развлекает, а помогает  подобрать такие задания, такой дидактический материал, который своей необычностью подачи (путешествие, заседание, конкурс, викторина и т.д.) вызывает удивление, активизирует внимание, мышление ученика. Нетрадиционные уроки русского языка и литературы развивают языковую наблюдательность, обеспечивают системный анализ лингвистических сведений.

       Языковеды всегда мечтают об увлекательном, интересном, эмоциональном общении с учащимися, чувствующими слово и думающими  над ним, умеющими ощущать и воспринимать современный мир, видящими  мощь  русского языка. Использование эффективных современных технологий на уроках русского языка и литературы помогает воспитать образованных, нравственных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.

Важным условием в современной системе образования является формирование функциональной грамотности учащихся в рамках учебной дисциплины. Умение не только понять текст, но и научить школьников отвечать на разного плана вопросы: по содержанию, логические вопросы, на выражение собственного мнения и вопросы на внимательность прочтения. Достичь данный уровень в условиях школьной программы - выпустить грамотного всесторонне развитого ученика.

Урок русского языка и литературы должен содержать и воспитательные элементы. Уроки жизни, доброты, душевной щедрости интегрируется с темами по другим дисциплинам. Способствуют социализации личности ученика, развивают навыки свободного рассуждения на философские и жизненные темы, обогащают эмоциональный мир растущего человека, углубляют знания о материальных и духовных ценностях, формируют его гражданские чувства интегрированные уроки литературы и обществознания.

Целесообразнее проводить в форме интегрированных уроков уроки внеклассного чтения, уроки знакомства с биографией писателя и его творчеством, обобщающие уроки, внеклассные мероприятия. 

         Несмотря на все преимущества современных технологий, при их использовании, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не навредить - эти слова должны стать девизом современного учителя.

 

Список литературы

1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями) http://online.zakon.kz.

2. Типовыми квалификационными характеристиками должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц (приказ МОН РК №338 от 13.07.2009 года).

3. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 7.122011 года № 514.

4.      Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года №988 "Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы".

5.   Руководство по критериальному оцениванию для региональных и школьных координаторов. Учебно-методическое пособие. – Астана:АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогических измерений, 2016.

6.    Педагогика + ТРИЗ: Сб.статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования/ Под ред. А. А. Гина. М. Вита-Пресс.2001.


 

Совершенствование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы в условиях модернизации образования»

Совершенствование профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы в условиях модернизации образования»

Новое время даёт возможность использовать интерактивные доски

Новое время даёт возможность использовать интерактивные доски

Нетрадиционные уроки русского языка и литературы развивают языковую наблюдательность, обеспечивают системный анализ лингвистических сведений

Нетрадиционные уроки русского языка и литературы развивают языковую наблюдательность, обеспечивают системный анализ лингвистических сведений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2022