Актуальность исследования
классический танец является средством эстетического, физического, морального и нравственного воспитания детей, их психологической коррекции;
изучение истории развития балетного театра приобщает детей с младшего возраста к народной художественной культуре, служит сохранению и развитию искусства балета через повышение интереса детей к нему;
ознакомление с линией и основными этапами процесса развития балета развивает аналитическое восприятие произведений, умение оценивать явления хореографического искусства.
Задачи исследования
изучить творчество представителей советского балета 1920–1950-х гг.;
ознакомиться с биографиями представителей советского балета 1920–1950-х гг.;
выявить своеобразие советского балета в 1920–1950-е гг.;
выявить закономерности развития советского балета 1920–1950-х гг.
Практическая значимость исследования
в доступной форме рассмотрен процесс становления советского балета;
можно использовать материалы исследования на теоретических занятиях по танцу и во внеклассной работе.
Рождение советского балета (1920-е годы)
1920-е гг. в России ― время поисков и создания новых форм во всех областях искусства.
Хотя после Октябрьской революции многие танцоры и хореографы оставили мятежную Россию, но костяк остался.
Постепенно русский балет становится ближе к народу. Само сохранение классики для советской сцены и попытки приблизить ее к новой публике стали главными заслугами хореографии тех лет.
Родоначальники советского балета (1920-е годы)
Федор Лопухов (1886-1973).
Русский и советский артист балета и балетмейстер, педагог, народный артист РСФСР, заслуженный балетмейстер РСФСР.
Касьян Голейзовский (1892-1970).
Русский советский артист балета, балетмейстер, хореограф. Заслуженный артист Белорусской ССР. Заслуженный деятель искусств Литовской ССР.
Айседора Дункан (1877-1927).
Американская танцовщица-новатор, основоположница
свободного танца. Приняла советское гражданство, основала школу танца в РСФСР.
Эпоха драматического балета (1930–1940–е годы)
Галина Уланова («Жизель»)
В 1930-е гг. история советского балета начинает новый этап, в котором сочетание классики и новшеств стало основой для последующего развития балетного искусства.
В 1930–1940-е гг. в российском балете сложилась сложная обстановка: с одной стороны, господствовал социалистический реализм, власть ставила перед искусством идейные задачи, которое оно было обязано решить, а с другой ― созданы новаторские и выдающиеся произведения, получившие статус балетной классики, спектакль приобрел психологическую достоверность, полноценность драматургии, содержательность.
Драмбалет послужил развитию искусства, позволил создать на сцене хорошо мотивированное, драматически выверенное действие с яркими характерами и острыми конфликтами.
Балет сблизился с драматическим театром и успешно использовал его достижения: исполнители повышали актерское мастерство, нормой стал танец в образе.
Представители драматических балетов 1930-1940-х годов
Ростислав Захаров
(1907-1984).
Советский артист балета, балетмейстер, педагог, автор книг о балете. Народный артист СССР.
Леонид Якобсон (1904-1975).
Советский артист балета, балетмейстер,
руководитель труппы «Хореографические миниатюры». Заслуженный деятель искусств РСФСР,
Вахтанг Чабукиани (1910-1992).
Советский грузинский артист балета, хореограф, балетмейстер, педагог. Народный артист СССР.
Эпоха симфонизма в балете (1950-е гг.)
1950-е гг. стали ярким этапом в истории советского балета, когда балетмейстерам удалось понять значение единства опыта и нововведений для развития балета, усилить роль музыки в балетном спектакле, расширить тематику постановок, кардинально поменять технику танца и подход к оформлению спектакля.
Одним из главных балетмейстеров этого периода является Ю. Григорович, главным достижением творчества которого стало то, что ему удалось в своих постановках органично соединить классику и современность , а также воспитать плеяду прекрасных исполнителей.
Представители эпохи симфонизма в отечественном балете
Игорь Бельский
(1925-1999) .
Советский и российский артист балета, хореограф, педагог. Заслуженный артист РСФСР, Народный артист РСФСР.
Ю Григорович
(род. 1927) .
Советский и российский хореограф, артист балета, балетмейстер, педагог.
Олег Виноградов (род. 1927).
Советский российский артист балета, балетмейстер, хореограф, педагог, сценарист, сценограф. Народный артист СССР.
Владимир Василев (1931-2017)
Советский и российский балетмейстер. Народный артист Российской Федерации.
Русский балет прошел длительную историю становления и развития, к началу ХХ века балет в России достиг расцвета и в ХХ веке стал отдавать миру накопленное богатство.
Советский балет первой половины ХХ века прошел три этапа:
I ― этап рождения советского балета;
II ― этап формирования драматического балета (1930–1940-е гг.);
III ― этап симфонизма (1950-е гг.).
Общие тенденции развитие балета в первой половине ХХ века: какие бы новшества время не привносило в хореографию, какие бы современные направления ни появлялись в танце, но неизменной остается сила русской школы балета, умение хранить верность традициям классического танца, сохранять и обогащать накопленный опыт, но при этом живо откликаться на требования современного балетного театра.
На протяжении рассматриваемого периода формируется обновленный балет как один из видов театрального искусства, где:
1) основным выразительным средством служит исторически сложившийся, подчиненный строгому кодексу правил «классический танец»;
2) формой выражения балета выступает драматическое произведение;
3) важными элементами содержания балета наряду с танцем являются музыкальное сопровождение, декорации и освещение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.