Советы учителя-дефектолога :
Стрекаловой Марии Александровны.
Задержка психического развития. Что это?
Многие родители за каждодневными заботами не придают значения тому, что ребенок постоянно возбудим, быстро утомляется, часто капризничает, считая, что он просто избалован. По настоящему они начинают беспокоиться, когда педагоги в детском саду обращают внимание на то, что ребенок не усваивает программу детского сада: не активен на занятии, легко отвлекается, не удерживает внимание, мешает другим. Также проявляется отставание в развитии речи. Ребенка направляют на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), на которой специалисты обследуют ребенка и выносят «вердикт» - задержка психического развития.
Причины задержки психического развития многообразны. С одной стороны – это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша (преимущественно на ранних стадиях внутриутробного и постнатального периода). С другой стороны – это могут быть неблагоприятные микросоциальные условия, которые, как дополнительный фактор, усугубляют состояние ребенка. Дети с задержкой психического развития – это многочисленная и разнородная по своему составу категория. Определенная группа детей имеет негрубые нарушения со стороны ЦНС, вследствие ее раннего органического поражения. У другой группы детей с задержкой психического развития возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Еще одной причиной отставания могут стать соматическая ослабленность и наличие хронического заболевания. Независимо от причины задержки психического развития - все эти дети нуждаются в своевременной коррекционной помощи.
Основной целью коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного учреждения является формирование психического базиса для полноценного развития личности ребенка: формирование «предпосылок» мышления, памяти, внимания, восприятия, развитие зрительных, слуховых и двигательных функций, познавательной активности каждого ребенка.
Направления работы:
· Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и т.д. Определение индивидуального маршрута развития;
· Воспитание устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности;
· Формирование ведущих видов деятельности;
· Обеспечение полноценного психологического развития: оздоровление организма, коррекция двигательной сферы, развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики; формирование эталонных представлений (цвет, форма, величина); развитие мышления и речи, памяти и внимания; развитие умственных и творческих способностей;
·
Развитие речи;
· Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере: формирование умения регулировать свое поведение, умение подчиняться правилам игры, режимным моментам.
· Формирование коммуникативной деятельности: умение находить и поддерживать контакты с детьми и сверстниками.
Литература, рекомендуемая для родителей:
1. Кондратьева С.Ю. Если у ребенка задержка психического развития. –СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
2. Борякова Н.Ю.Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М:Гном-Пресс, 1999.
3. Зорин К.В. Почему страдают дети. – М:Русский Хронограф, 2009.
4. Родители – в ответе за воспитание детей / под ред. Л.М.Шипициной. – СПб: ИСПиП,2002.
Потенциальные возможности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Потенциальные возможности ребенка будут зависит от раннего, грамотного и систематического обучения основным умениям и навыкам. Практика показывает, что умелое воспитание и раннее обучение позволяет расширить границы физических и интеллектуальных способностей ребенка, но нельзя забывать, что потенциальные возможности у всех детей разные.
Детям нужно учиться функционировать в быту, общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность.Главная задача взрослого - максимально социализировать ребенка с ОВЗ в обществе. Чем раньше начнется работа, тем успешнее ребенок адаптируется в социуме.
Зачастую гиперопекой, излишней заботой, эгоистической любовью, стремлением оградить детей от всех возможных трудностей родители мешают их нормальному развитию. Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но эта любовь должна быть альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет в раннем возрасте, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды во взрослой жизни.
Рекомендательные правила воспитания:
· Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
· Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других.
· Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.
· Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок, все ли они обоснованы.
· Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
· Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
· Все действия должны нести регулярный, систематический характер, только в этом случае увидите результат своего труда
Рекомендации родителям по воспитанию ребенка с проблемами в обучении
С трудностями при обучении сталкиваются почти все дети, но одни преодолевают их довольно просто, другие мучаются сами, доставляют немало хлопот и родителям, и учителю. Давайте разберем, что мешает нам помочь ребенку преодолеть трудности. Беда не только в самих трудностях письма, которые фактически не позволяют ребенку учиться, но и в сопутствующих им постоянных конфликтах между учителем и учеником, ребенком и родителем, в формировании у ребенка чувства неполноценности, неудовлетворенности в себе, в своих силах. Беда и в том, что недовольство учителя и родителей, неудачи отталкивают ребенка от взрослых, и, если нет от них реальной помощи и поддержки, ребенок окончательно теряет веру в себя. Переживание собственных неудач усиливается во много раз при неправильной тактике поведения учителей и родителей. Увы, взрослые и в школе, и дома чаще ругают, укоряют, наказывают ребенка за школьные неудачи и гораздо реже могут оказать ему реальную помощь. Тактика наказаний бывает разной, и родители редко задумываются, что любые наказания больно ранят. Мы хотели бы обратить внимание родителей на некоторые факторы, усугубляющие школьные трудности, затрудняющие помощь ребенку.
Один из таких факторов - неправильная тактика взаимоотношений с ребенком:
-низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу воспитания,
-высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности,
-выраженная степень опеки и ограничительства в каких-либо сферах жизнедеятельности детей,
- повышенная стимуляция возможности детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждений.
Отрицательно воздействуют на ребенка, способствуют конфликтам, создают стрессовые ситуации, а значит, усугубляют трудности такие черты личности родителей, и прежде всего мам, как:
-повышенная эмоциональная чувствительность, склонность легко расстраиваться и волноваться.
-эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, главным образом в сторону его снижения.
- склонность к беспокойству.
- противоречивость личности.
-стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими
-гоцентризм - фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений.
Нервные срывы родителей в виде окрика, наказаний, различного рода лишений отнюдь не способствуют формированию у ребенка уверенности в себе. Оправдание себе взрослые находят гораздо чаще, чем ребенку.
X. Джайнотт предлагает новый код общения с детьми, основанный на уважении друг к другу и умении общаться. Пользоваться этим кодом нужно и дома, и в школе. Итак, первое - обе стороны должны помнить о взаимном уважении, второе - понимание должно предшествовать советам и наставлениям. Важно научиться любить и ценить не успехи и достижения ребенка, а самого ребенка, вне зависимости от его успехов.
Как снять страх ребенка перед непреодолимыми на его взгляд трудностями, как помочь ему поверить в себя, как научить работать, не боясь неудач?
Основные правила:
1. Не спешите ставить оценку, особенно неудовлетворительную.
2. Не сравнивайте своего ребенка с товарищами, знакомыми, братьями и сестрами, подчеркивая его неудачи или удачи, успехи других детей. Все это травмирует ребенка, обостряет ситуацию неудачи. Кстати, оценка ребенка взрослым и особенно учителем оказывает серьезное влияние не только на самоощущение и самооценку. От этой оценки во многом зависит отношение к ребенку одноклассников.
3. Если есть хоть малейший прогресс, похвалите, подбодрите, подчеркните старание ребенка. Если не за что похвалить, не ставьте оценку, но обязательно подбодрите.
4. Не встречайте ребенка сакраментальным вопросом: Что ты сегодня получил. Даже если вы не будете его ругать за неудачу, даже если вы найдете в себе силы подбодрить, вы все равно не сможете скрыть своего огорчения.
5. Не надоедайте ребенку упреками по поводу домашних заданий. Не стоить переоценивать их значение, особенно на первых порах, ведь во второй половине дня работоспособность снижена, сказывается утомление, и непрерывная работа больше 15-20 минут порой не по силам. Если вы будете сидеть все время над душой ребенка, следя за каждым его движением, то это еще один повод поверить в собственную беспомощность.
6. Не ограничивайте любимые занятия из-за неудач в школе, не лишайте любимого дела. Запреты не дадут желаемого результата, а, наоборот, могут вызвать реакцию протеста, достаточно резкую по форме (и грубость, и слезы, и даже угрозы). Нельзя исключить и такую ситуацию, когда лишение любимого дела вызывает только желание забросить уроки, несмотря на давление родителей, и всякого рода наказания. Наоборот, при школьных неудачах нужно дать ребенку возможность реализоваться в чем-то другом, доказать (прежде всего, самому, а потом окружающим), что есть дело, которое он может сделать хорошо. Если такого дела нет, его надо искать и обязательно найти.
Как видите, проблема помощи ребенку при трудностях обучения совсем не проста, но главное - знать, что почти все трудности преодолимы. Нужны только желание, доброта и терпение родителей и учителя и их совместная работа.
Советы родителям от учителя - дефектолога
Помните ребенок – это личность и необходимо уважать его, не подавлять его желания и интересы, но в случае неадекватных желаний и интересов уметь найти мудрый выход из положения и объяснение.
Если вы хотите иметь хорошие взаимоотношения с детьми, то следуйте следующим советам:
1. Не балуйте ребенка, вы его этим портите. Не обязательно делать все, что запрашивает ребенок. Он просто испытывает вас.
2. Не бойтесь быть твердыми с ребенком. Он предпочитает именно такой подход. Это позволяет ему определить свое место.
3. Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что ребенок просто хочет, чтобы вы постоянно им занимались.
4. Не позволяйте дурным привычкам привлекать к ребенку чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит его на их продолжение.
5. Не делайте для ребенка и за ребенка то, что он в состоянии сделать для себя сам. Он может продолжать использовать вас в качестве прислуги.
6. Не требуйте от ребенка немедленных объяснений, зачем он сделал то или иное. Он иногда и сам не знает, почему поступает так, а не иначе.
7. Не подвергайте слишком большому испытанию его честность. Будучи запуганным, он легко превращается в лжеца.
8. Пусть его страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе он будет бояться еще больше. Покажите ему, что такое мужество.
9. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет его веру в вас.
10. Не будьте непоследовательными. Это сбивает его с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
11. Не придирайтесь к ребенку и не ворчите на него. Если вы будете это делать, то он будет вынужден защищаться, притворяясь глухим.
12. Не пытайтесь читать ему наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно он знает, что такое хорошо и что такое плохо.
13. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает ему ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
14. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда ребенок говорит: «Я вас ненавижу». Он не имеет буквально это в виду. Он просто хочет, чтобы вы пожалели о том, что сделали ему.
15. Не заставляйте ребенка чувствовать, что его проступки — смертный грех. Он имеет право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете его убеждать, что он ни на что не годен, то в будущем он, вообще, будет бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.
16. Не забывайте, ребенок любит экспериментировать. Таким образом он познает мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
17. Не пытайтесь обсуждать его поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам его слух притупляется в это время, а его желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите с ним об этом несколько позже.
18. Не поправляйте ребенка в присутствии посторонних людей. Он обратит гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете ему все спокойно с глазу на глаз.
19. Не забывайте, что ребенок не может успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
20. Дайте ребенку почувствовать что он родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между родителями травмируют психику ребенка.
21. Если ребенок видит, что вы любите больше брата или сестру он вам не будет жаловаться. Он будет просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимание и любви. В этом он видит справедливость.
22. Ребенку интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как ему поступать, и что ему делать со своими чувствами, то ему об этом расскажут его сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?
23. Не пытайтесь от ребенка отделаться, когда он задает откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, он, вообще, перестанет задавать их вам и будет искать информацию где-то на стороне.
24. Ребенок чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от него. Дайте ему возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете ему — он будет доверять вам.
25. Относитесь к ребенку так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда он станет вашим другом. Запомните, что он учится, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
26. Ребенку важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего ему важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.
Помните! Ребенок поступает, делает так как он видит! А не так как он слышит. И сколько бы вы ему не говорили что это или то, делать надо так, он будет делать так, как делаете это вы...
30 ОБЕЩАНИЙ (себе и ребёнку).
Дети растут очень быстро. Ещё вчера были ползунки и памперсы, сегодня – дневники и плейеры, завтра – институты и самостоятельная жизнь. Мы думаем, что начать правильное воспитание никогда не поздно. Ещё сегодня покричим на ребёнка, а с понедельника начнём на практике применять советы Ушинского и Песталоцци. Но «понедельник» в таких случаях не приходит никогда. Пока ещё не поздно и малыш полностью перед вами - маленький, беззащитный человек. Так давайте попробуем пообещать ему (и себе), что, начиная…нет, не с Нового года, а прямо сейчас, с этой минуты, мы попытаемся вести себя с ним иначе. А для разнообразия выполним хотя бы половину этих 30 обещаний.
1. Перестанем делать ребёнку замечания при посторонних.
2. Не станем обсуждать проблемы воспитания ребёнка в его присутствии.
3. Постараемся не кричать на малыша, особенно если он не сделал ничего ужасного.
4. Навсегда запомним, что у каждого ребёнка - своя скорость роста, свои способности и свой, неповторимый рисунок личности.
5. Не будем лишний раз просить чужих людей посидеть с нашим детёнышем: если у нас свободное время, значит, ребёнок имеет право хотя бы на половинную его часть.
6. Перестанем говорить при ребёнке грубые слова, даже если они кажутся нам вполне пристойными.
7. В минуты самых больших шалостей и проказ будем помнить, что перед вами всего лишь ребёнок, а не международный террорист.
8. Начнём приучать ребёнка к самостоятельности.
9. Прибережём шлепки для самых серьёзных случаев.
10. Не будем силком кормить малыша, будем считаться с его личностными вкусовыми пристрастиями.
11. Научимся чаще хвалить своё дитя. И будем делать это искренне.
12. Иногда – без повода! – возьмём малыша на руки, крепко обнимем и поцелуем!
13. На ночь вместо криков «Спать!» приготовим ребёнку сказку собственного сочинения, где главным героем будет он сам.
14. На детский день рождения позовём не своих друзей и родственников, а маленьких приятелей малыша, его двоюродных братиков и сестричек.
15. Начнём делать с малышом утреннюю зарядку.
16. Будем вместе рисовать красками, и показывать рисунки папе.
17. Начнём закалять детёныша.
18. Будем следить за чистотой и правильностью его речи так же, как следим за чистотой его одежды.
19. Перестанем отдариваться от ребёнка дорогими подарками – будем проводить с ним больше времени.
20. Научимся терпеливо слушать своего малыша.
21. Заведём специальную тетрадь, в которую станем записывать смешные истории из жизни малыша, а также забавные словечки, маленькие открытия и важные события.
22. Не станем идти на поводу у капризов и дурных настроений малыша – научимся говорить «нет»!
23. Запретим себе обманывать ребёнка, всегда будем выполнять то, что наобещали, и не обещать заведомо невыполнимых вещей!
24. Иногда позволим подурачится и поиграть с ребёнком на равных.
25. Перестанем пугать малыша Бабой – Ягой, чужим дядей, бабайкой, милицией и собственным уходом «к другому мальчику».
26. Будем отвечать на любые, даже самые каверзные вопросы ребёнка.
27. Постепенно начнём приучать малыша к труду: поощрять любую помощь по дому, пусть даже от неё будет больше убытка, чем пользы.
28. Заведём семейные традиции: перед сном всей семьёй станем рассматривать альбомы с репродукциями картин великих художников.
29. Не будем относиться ко времени, проведённому с ребёнком, как ко времени, потерянному для себя.
30. И, наконец перестанем испытывать чувство вины перед ребёнком – лучше исправлять недоработки, чем изнывать от собственного несовершенства!
Советы учителя - дефектолога для пап и мам.
Проблемы с развитием речевых навыков у ребенка, если они не имеют серьезных причин, могут быть устранены, если обращать больше внимание на его общее развитие, а также использовать несложные рекомендации логопедов.
Нередко нарушения в развитии речи ребенка связаны с недостатками в развитии челюстных мышц, которые непосредственно влияют и на состояние артикуляционного аппарата детей. Для того, чтобы укрепить эти мышцы, необходимо почаще заставлять ребенка жевать целые овощи, фрукты, сухари, корочки хлеба и целые кусочки мяса. Необходимо также заниматься с ребенком и развитием мышц щек и языка, для чего заставлять его совершать полоскательные движения, надувать щеки, удерживать воздух во рту, а также перекатывать его с одной половины рта на другую.
На развитие речи, да и на умственное развитие в целом, очень большое влияние оказывает мелкая моторика пальцев рук, развивать которую необходимо начинать с самого раннего возраста. Для того, чтобы пальчики малыша были более подвижными и послушными, надо почаще заставлять его самостоятельно застегивать пуговицы на одежде, завязывать шнурки и засучивать рукава. Можно сделать подобные занятия более интересными для малыша, если организовать их проведение на куклах.
Хорошо помогает развитию моторики лепка из пластилина, которая сама по себе может быть очень интересным занятием, а также поможет ребенку в его творческом развитии и формировании правильных речевых навыков.
Родителям следует иметь в виду, что нарушения в развитии разговорной речи у детей значительно легче устранить в более раннем возрасте, пока у детей не сформируется устойчивая привычка говорить неправильно, исправить которую будет уже значительно сложнее.
Признаки, при которых необходима консультация учителя-дефектолога:
— маленький словарный запас ребенка;
— недостатки в фонетике, характеризующиеся неправильным произношением отдельных звуков;
— затруднения, связанные с разграничением различных оттенков слова;
— неправильное употребление предлогов, нарушения в управлении и согласовании слов по родам;
— недопонимание значения многих слов и неумение составлять предложения;
Первостепенной задачей родителей, при наличии подобных признаков у детей, является постоянная работа с ребенком, направленная на обогащение его активного словаря, обучение грамматическому строю и правилам построения связной и понятной речи.
Лучше всего начинать формирование словарного запаса ребенка с имен существительных, постепенно добавляя к ним глаголы и прилагательные. После того, как минимальный словарный запас будет сформирован, что достигается только путем постоянного повторения, можно переходить к словам с наиболее часто употребляемыми предлогами, при помощи которых, уже можно начинать овладевать механизмом соединения слов в предложения.
Родителям, проводящим обучающие и развивающие занятия со своими детьми, следует запастись терпением: на каждый из этапов таких занятий может уйти много времени и сил, но их результаты смогут порадовать не только вас, но и вашего ребенка, который обязательно почувствует их на себе — обретя новые возможности голосового общения с окружающим его миром.
КАК НАУЧИТЬ МАЛЫША ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУКИ
Многие малыши не выговаривают половину звуков. Чтобы избежать этого, нужно каждый день делать упражнения для артикуляционного аппарата.
Есть даже специальная песенка (чтобы веселей заниматься). Она дает хорошую нагрузку губам, языку, щекам, гортани. Кроме того, когда малыш поет, в работу активно включаются легкие и диафрагма, формируется правильное дыхание.
А-а-а..! Пошире рот открой,
Не ленись и громче пой!
А-а-а..! Поем и я, и ты,
Упражнения просты: А-а-а..!
«У-у-у..!» – сказала, ежась, Зина. –
Ну, зимой и холодина!
«У-у-у..!» Вторят волки ей в лесу,
Они воют громко: «У-у-у..!»
О-о-о..! Округли красиво губы,
Разомкни немного зубы:
О-о-о..! Язык поглубже убери,
Вздохни ещё раз и тяни: О-о-о..!
И-и-и..! Какой ты весельчак!
Ты смеешься звонко так:
И-и-и..! На широком язычке
Звук рассыпался в смешке: И-и-и..!
Э-э-э… Я тебе задам вопрос.
Ты смешно наморщишь нос
И ответишь мне: Э-э-э…
Я не знаю, что сказать,
Может лучше промолчать? Э-э-э…
Ы-ы-ы… Зеваешь ты, мой соня,
Сладко тянешься с просонья:
Ы-ы-ы… Поспать еще часок
Или может выпить сок? Ы-ы-ы…
Тренируем память
Консультация для родителей
Стрекалова М.А.
учитель-
дефектолог
Память является одним из основных свойств личности. Древние греки
считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительницей
всех известных наук и искусств. Человек, лишённый памяти, по сути дела
перестаёт быть человеком. Но следует знать и о том, что хорошая память не
всегда гарантирует её обладателю хороший интеллект. Психолог Т.Рибо
описал слабоумного мальчика, способного легко запомнить ряды чисел. И
всё-таки память-это одно из необходимых условий для развития
интеллектуальных способностей.
Выделяют три типа памяти: наглядно-образную память, которая помогает хорошо запомнить лица, звуки, цвет предметов и т.д.
Словесно-логическую,при которой преимущественно запоминаются формулы, схемы,термины.
Эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.
Кроме того, существует ещё разделение памяти на два вида в
зависимости от длительности хранения информации: кратковременную
память,когда материал запоминается быстро, но ненадолго.
Долговременную память, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на многие годы. Скорость заучивания у людей также разная.
Есть быстро заучивающие и медленно заучивающие предлагаемый материал.
Второй группе людей для запоминания такого же объёма информации
потребуется втрое больше времени, но помнят они значительно дольше.
Память разделяется ещё на механическую и смысловую.Часть людей
склонна к механическому заучиванию (зубрёжке). А другая часть–
к осмысленному запоминанию. Иногда без всякого усилия, порой даже против воли человека, тот или иной материал «всплывает» в памяти. Возникает какой-то мотив песни, оживает картина какой-то автомобильной катастрофы.Такая память носит название непроизвольной.
Произвольная памяти имеет место тогда, когда человек прилагает усилия для запоминания или припоминания воспринятого, т.е. направляет свою активность на достижение поставленной цели.
Люди различаются и тем, какой материал они лучше запоминают. Так,
музыкант успешно запоминает музыку, у него развита слуховая
память.Художник имеет высокоразвитую зрительную память, А у спортсменов развита память на движения (двигательная).
Различными бывают и основные свойства каждого вида памяти:
объём (сколько информации человек может сохранить), прочность и
точность памяти (насколько долго человек сохраняет воспринятое и
насколько правильно его воспроизводит).
Основным видом деятельности является игра. Поэтому предлагаю
развивать и тренировать память в игровой форме, что поможет поддержать
его интерес к выполнению заданий.Если с ребёнком проводить специальные
занятия, то формирование произвольности запоминания происходить
быстрее. Используя различные вспомогательные средства для запоминания:
картинки, опорные слова, вопросы, а также классификацию и группировку
предметов,-можно развивать опосредованную память, увеличить скорость
и объём запоминания.«Каскад слов»
Цель: развитие объёма кратковременной слуховой памяти.
Содержание: Взрослый просит ребёнка повторять слова. Начинать нужно с
одного слова, затем назвать два. Ребёнок должен повторить их в той же
последовательности. Затем взрослый называет три слова и т.д. Если ребёнок
не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд ещё 2-
3 раза.
1.
огонь;
2.
дом, молоко;
3.
конь, гриб, игла;
4.
петух, солнце, асфальт, тетрадь;
5.
крыша, пень, вода, свеча, школа;
6.
карандаш, машина, брат, мел, птица хлеб;
7.
орёл, игра, дуб, стакан, телефон, пальто, сын;
8.
гора, вороны, часы, стол, снег, картина, сосна, мел.
«Каскад цифр»
Цель: развивать кратковременную зрительную память.
Инструкция: «Посмотри внимательно на цифровой ряд и повтори его в той
же последовательности
(вначале две цифры, затем три, четыре и . п.)
6 2
2 8 3
1 7 4 3
6 3 5 9
1 4 6 8 2
«У оленя дом большой»
Цель: развитие умение использовать мнемонические приёмы для
запоминания текста.
Содержание: Взрослый, проговаривает текст игры, сопровождает его
движениями. У оленя
Дом большой,
Он глядит в свое окошко:
Заяц по лесу бежит,
В дверь к нему стучит.
Стук, стук.
Дверь открой!
Там в лесу охотник злой!
Заяц, заяц, забегай!
Лапу подавай!
Скрещивают руки над головой,
Изображают крышу.
Руки перед лицом изображают окно.
Производят движения руками, как при беге.
Кулаками имитируют стук в дверь.
Большим пальцем через плечо
Показывают, что сзади охотник.
Дети вытягивают руки вперёд.
Усложнение: постепенное увеличение темпа
проговаривание текста.
«Запомни картинки»
Цель: развитие зрительной памяти.
Содержание: Ребёнок рассматривает пять (знакомых) предметных картинок и
запоминает, что на них нарисовано
. Затем картинки переворачивают.
Взрослый показывает на перевёрнутую картинку, а ребёнок должен
вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней. Усложнение: увеличить
количество картинок, уменьшить время запоминания.
«Кто не на месте?»
Цель: развитие целе
направленного запоминания и припоминания.
Содержание: Десять игрушек выставляются перед ребёнком на столе в один
ряд. Взрослый предлагает запомнить, какая игрушка, на каком месте
находится. Затем ребёнок отворачивается, а взрослый меняет местами
игрушки. П
осле чего ребёнок должен повернуться и расставить игрушки по
местам. Игра проводится до 5-6 раз.
«Запомни рассказ»
Цель: развивать словесно-логическую память.
Чтобы ребёнок обладал хорошей памятью, её необходимо постоянно
тренировать. Вы можете это делать, запоминая ежедневно стихи, песенки,
рассказы. Инструкция:
«Внимательно слушай и запоминай рассказ».
Кто как одет.
Дни стали ненастные, ночи холодеют. На огородах стали овощи
убирать, чтобы не попортились, не помёрзли. Сначала убрали огурцы
–голыши.Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы в шерстяных
чулочках. Убрали репу, морковку, свеклу и разную петрушку. Одна капуста
осталась. Её позже всех убирают. У неё, у капусты, семьдесят одёжек, она
холода не боится!
Если ребёнок затрудняется воспроизвести текст, следует задать ему вопросы.
Вопросы:
Когда убирают овощи? Какие овощи убрали с огорода? Что осталось в
огороде?У капусты семьдесят одежек. Почему так говорят?
«Запомни фразы»
Цель: развивать смысловую память.
Инструкция: «Я назову по очереди пят
ь фраз, а ты должен запомнить и
назвать:
1.
Мальчик устал.
2.
Девочка плачет.
3.
Папа отдыхает.
4.
Мама готовит.
5.
Бабушка читает.
Дефектолог рекомендует
Стрекалова М.А., учитель-дефектолог
Как научить ребёнка усидчивости и внимательности
Цель: информирование родителей детей со сложными нарушениями о формировании усидчивости.
Задачи:
-Обобщить и систематизировать знания родителей о формировании усидчивости у
детей со сложными нарушениями.
-Развивать умение взрослых вызывать в ребенке интерес к изучению
игрушек.
-Воспитывать интерес к взаимодействию и сотрудничеству родителя ребенка со
сложными нарушениями с врачами, воспитателем, специалистами, работающими с
ребенком
Усидчивость и старание, внимательность – залог успехов ребенка в обучении и дальнейшей жизни. Но для того, чтобы ребёнок обладал этими качествами, необходимо развивать их с рождения.
Усидчивость неразрывно связана с вниманием и представляет собой способность саморегуляции и самоконтроля. Усидчивость не является врождённым качеством, она закладывается в раннем детстве и формируется в течение жизни. Усидчивый ребёнок обладает хорошим вниманием, он всегда выполняет начатое дело до конца и не бросает его на полпути. Неусидчивость ребёнка до трёх лет – это вполне нормально, потому что в этот период движение для него играет большую роль. Неусидчивость характерна для дошкольного возраста, но есть дети, у которых неусидчивость можно назвать хронической.
Во-первых, это потеря интереса к предмету, игре. Например, ребёнок собирал конструктор, ему надоело, он бросил это дело и начал играть в машинки. Если ребёнок полностью потерял интерес к игре, то как бы вы его не уговаривали, он не будет играть в неё дальше.
Во-вторых, это неврологические заболевания. Если ваш ребёнок словно вечный двигатель, то это не всегда хорошо. Возможно, что причина такой хронической неусидчивости кроется в заболевании. Особенно стоит насторожиться, если ребёнок плохо спит, ни на минуту не может успокоиться и спокойно посидеть на диване, посмотреть мультик, если он постоянно что-то крутит, вертит, куда-то лезет, бежит. В таком случае не стоит откладывать визит к психологу и невропатологу, потому что такая неусидчивость нуждается в лечении и коррекции. По крайней мере, специалисты дадут точный ответ, что является причиной неусидчивости – заболевание или особенность темперамента ребёнка.
В-третьих, неусидчивость может быть вызвана неуверенностью в себе. Например, ребёнок однажды неудачно выполнил какое-то дело, и чтобы в дальнейшем вновь с ним не сталкиваться, он будет убегать от него, заранее предполагая, что у него опять ничего не получится. Такой страх неудачи может появиться вследствие недостаточной похвалы и поддержки со стороны родителей.
К концу дошкольного возраста ребёнок уже может в некоторой степени управлять своим вниманием, которое постепенно начинает приобретать характер произвольности. Это является одной из составляющих готовности ребёнка к обучению в школе.
Родители, являющиеся для ребёнка непререкаемым авторитетом, должны сами соответствовать тем требованиям, которые они предъявляют своему малышу: выполнять свои обещания, не совершать опрометчивых поступков, соблюдать последовательность действий. Тогда и ребёнок, подражая родителям, с лёгкостью приобретёт эти навыки без особых усилий со стороны мамы и папы.
Очень важно соблюдать режим дня, это дисциплинирует ребёнка, ведь он прекрасно знает, когда пора кушать, ложиться спать. Малыш не будет тратить энергию на ненужные капризы, вместе с тем привыкает к выполнению правил, что тоже способствует самоконтролю ребёнка.
Во время игры детей с родителями необходимо стараться соблюдать последовательность действий совместной игры, которые не успевают надоесть малышу. Они должны быть интересными для него, увлекая в мир игры, и тогда ребёнок перестанет отвлекаться и полностью погрузится во взаимодействие с вами.
Конечный результат в занятиях и играх должен присутствовать всегда. Похвалите малыша, вдохновите его на дальнейшие подвиги, пробудите желание услышать похвалу ещё раз и закончить начатое. В момент игры необходимо убрать все возможные раздражители: включенный телевизор, другие игрушки. Вообще-то, у ребёнка не должно лежать на виду очень много игрушек, это рассеивает его внимание. Ему хочется поиграть во всё, а в результате игры не получается. Лучше оставить несколько любимых игрушек, а когда ему надоест с ними играть, заменить на другие.
Выбирая занятия и игры для своего малыша, лучше основываться на его увлечениях, так как интерес – главная составляющая усидчивости в нежном возрасте.
Хороший повод дисциплинировать ребёнка – уборка после игры. Замечательно, если малыш захочет помочь в уборке или приготовлении пищи маме. Пусть потом придётся всё переделывать, зато ребёнок сделает всё с удовольствием, получит похвалу и приучится помогать родителям.
Если вы регулярно, а не время от времени, развиваете в ребёнке усидчивость, то одновременно с нею развивается память, внимание и интеллектуальные способности. Ребёнок начинает лучше запоминать, учится анализировать, выделять главное. Развивать в ребёнке усидчивость не так уж и сложно, главное - делать это постоянно, учитывая при этом, что для дошкольника ведущим видом деятельности является игра.
• Играйте вместе с ребёнком, покажите ему, как нужно выполнять то или иное задание. Совместная деятельность объединяет семью и пробуждает в ребёнке интерес.
• Не забывайте, что подбирая игры и упражнения, важно учитывать, чтобы они соответствовали возрасту и особенностям ребёнка. Например, некоторые дети кубики собирают очень медленно, детально изучая каждый кубик, а другие дети могут выполнять это задание в быстром темпе. Главное, чтобы ребёнок доделал задание до конца, а не бросил его, а после этого убрал всё на место: сложил в коробочку пластилин, кубики, убрал краски, прополоскал кисточку, вылил воду и т. п.
• Занимаясь с ребёнком, исключите приказной тон. Если вы что-то хотите от ребёнка, то пусть это будет не приказ, а просьба.
• Обилие игрушек – не самое лучшее для развития ребёнка. Его внимание от такого разнообразия будет только хуже. Пусть игрушек будет меньше, но зато они будут представлять ценность для ребёнка, иметь развивающий характер, а не только развлекательный. Если вы всё-таки не можете не баловать своего ребёнка игрушками, то выберите две-три игрушки, а остальные уберите, постепенно их меняя.
• Отличным способом развить в ребёнке усидчивость являются лепка, рисование, бисероплетение, аппликация, вырезание, пазлы, настольные игры, конструкторы
Как помочь ребенку заинтересоваться конкретной игрушкой, изучить ее, научить играть, чтобы видеть результат труда (игры)?
1. Прежде всего, дети с такими особенностями внимания, в
зависимости от диагноза, должны наблюдаться такими специалистами, как невролог
и психиатр и строго следовать предписаниям врача, своевременно получать
лечение.
2. Во время приучения (научения) взаимодействовать с игрой (игрушкой), нужно
выключить музыку и телевизор.
3. Ребенку необходимо удобное место, в соответствии с ростом высота стола и стула.
4. Подготовленное место должно находиться в таком месте, чтобы спереди, справа и слева не было предметов (окно, полка с игрушками, книги), отвлекающих и без того неустойчивое внимание.
5. Уберите все лишнее со стола и оставьте две-три интересных для ребенка игрушки. Постарайтесь вызвать у ребенка интерес к ним. Обратите внимание, какой из игрушек ребенок отдает предпочтение, остальные незаметно уберите.
6. Приучайте ребенка к организованным занятиям за столом
ежедневно в определенное время, например, после завтрака, перед дневным сном, перед
и после прогулки в послеобеденное время для того, чтобы выработать у ребенка
привычку.
7. Показывайте на своем взрослом примере ребенку как нужно играть, что делать
именно с этой игрушкой, сопровождайте игру эмоциональными фразами, простыми
предложениями, понятными ребенку.
8. Указывайте ребёнку на его достижения, на любой шаг вперёд,
формируя, таким образом, в нём желание и стремление действовать с предметами,
игрушками.
9. Занимаясь с ребенком, показывайте, что вы любите его.
10. Обратите внимание, сколько минут ребенок изучал игрушку и смог сидеть на одном месте. Старайтесь в последующем организовать работу так, чтобы это время не уменьшалось, а постепенно увеличивалось.
11. После проведения занятия, приучайте ребенка убирать на свое место игрушку.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.