Советы родителям по воспитанию детей
Воспитание ребенка в
семье
- -
не выделять ребенка как маленького, и потому пользующегося особыми
привилегиями в семье. Гораздо важнее, чтобы он чувствовал свое равенство в
семейном коллективе;
- -
не ставить ребенка в особое положение: первый кусок, лучшее место
способствуют воспитанию эгоистических наклонностей;
- -
уметь отказывать ребенку твердо и решительно, если заметно, что его
желание превышает возможности семьи или нарушает удобства старших;
- -
учить ребенка считаться с интересами и желаниями старших, не нарушать их
труда и отдыха;
- относиться
к ребенку, как к равноправному члену семейного коллектива, с уважением
(выслушивать его мнение, предоставлять ему возможность принимать участие в
семейных советах и т. п.);
- закрепить
за ребенком постоянный круг обязанностей и неотступно следить за их
выполнением. Приучать его проявлять заботу о старших, упражнять в этом,
давая конкретные поручения («Спроси, как чувствует себя больной, не надо
ли ему что?», «Проводи бабушку до лифта, открой ей дверь», «Играй тихо -
взрослые отдыхают», «Эту половину съешь сам, а эту оставь сестре» и т.
п.);
- учить
ребенка быть общительным, доброжелательным с взрослыми и сверстниками;
учить делиться игрушками, лакомствами с другими детьми и старшими;
- присмотреться
к своему ребенку - обладает ли он качествами общественности (может ли по
собственному побуждению уступить удобное место кому-либо из взрослых;
умеет ли проявлять заботу о старших членах семьи без вашего напоминания,
разделять общесемейные радости и огорчения и, др.).
Послушание и дисциплинированность
- все
взрослые члены семьи ответственны за воспитание ребенка;
- не
злоупотреблять запрещениями - запреты должны быть разумными и
обоснованными. Когда запретов слишком много и они отдаются по мелочам,
ребенку трудно усвоить, что можно, а что нельзя;
- быть
последовательными в своих распоряжениях: дав наказание, не отменять его;
- не
злоупотреблять нотациями и нравоучениями, ребенок не всегда способен
понять их;
- если
ребенок не выполнил распоряжения, прежде выяснить причину (не понял вас,
не слышал, потому что заигрался, или уклонился от повиновения
преднамеренно). Выяснение причины поможет выбрать правильное решение в
подходе к ребенку;
- добиваться
от ребенка осознанного, добровольного послушания. Послушание под давлением
родительской власти приучит его вести себя, как надо, лишь в вашем
присутствии, а когда вас нет, он будет поступать, как ему
заблагорассудится;
- контролируя
выполнение ребенком распоряжений взрослых, надо быть тактичными;
- грубое
слово, насмешка ранит ребенка, вызывает сопротивление указанию старших.
Хороший воспитатель никогда не дает указаний раздраженным или повышенным
тоном, но добивается послушания.
Воспитание у детей уважения к
взрослым
- приказать
ребенку уважать себя невозможно; уважение завоевывается всем образом
жизни, отношением к людям, к труду, общественным положением;
- не
разрешать дошкольнику по отношению к взрослым панибратства, грубости;
- рассказывать
ребенку о работе близких, их общественных делах; если у членов семьи
имеются награды, рассказать, за что они получены;
- предоставлять
возможность ребенку проявлять заботу о старших, упражнять в добрых
поступках.
Уважение
ребенка
- ребенок
обладает большой внушаемостью. Если он чувствует, что ему доверяют,
считают его хорошим, он постарается оправдать это мнение (ребенок дает то,
что с него спрашивают);
- насмешка,
грубое слово ранят душу ребенка, попирают его достоинство;
- обращаться
с ребенком так же, как с взрослым, но с «поправкой» на детство;
- дети,
у которых развито чувство собственного достоинства, хорошо реагируют на
родительское слово, они более податливы педагогическим воздействиям.
Требовательность
к детям
- соблюдать
последовательность в требованиях к ребенку. Прежде чем спрашивать с него,
надо быть уверенным в справедливости и обоснованности своих требований; не
отменять решений, это допустимо лишь в исключительных случаях;
- правила,
предъявляемые к ребенку, должны соблюдаться всеми членами семьи: если
ребенок видит, что родителям можно, а ему нельзя, невозможно добиться
желаемых результатов в воспитании;
- в
выборе способов воздействия на ребенка всегда начинать с мягких мер, и
только в исключительных случаях прибегать к более сильным раздражителям.
Детские
капризы
- четкий
режим и содержательная жизнь ребенка - основное условие формирования
положительных устойчивых привычек, предотвращающих возникновение капризов;
- маленького
ребенка легко отвлечь, умелое переключение его внимания содействует
прекращению капризов;
- не
говорить при ребенке, что он капризен;
- не
обещать детям того, что не может быть выполнено, не добиваться послушания
посредством подкупа. Ребенок либо перестанет верить обещаниям, либо станет
подчиняться при условии, что за это получит вознаграждение;
- не
забывать о единстве требований к ребенку со стороны всех взрослых. Указание,
данное одним из членов семьи, должно "поддерживаться остальными,
тогда ребенок не будет искать защиты то у бабушки, то у, мамы или папы;
- детские
капризы - результат неправильного воспитания, чаще всего они являются
достоянием избалованных детей.
Наказание ребенка
- не
забывать, что наказание - мера воспитательная, но не карательная;
- наказание
тогда достигает цели, когда помогает ребенку исправиться - вызывает
раскаяние, осуждение собственного поведения;
- прежде
чем наказывать, надо попытаться выяснить причину детского проступка;
- не
забывать об индивидуальных особенностях, часто обусловливающих поступки и
«срывы» в поведении.