Что такое музей?
Музей от греч. μουσεῖον — Дом Муз – "философская школа с книгохранилищем»
Музы ( др.-греч. μοῦσαι — «мыслящие») покровительницы искусств и наук.
Музей – это концентрированное выражение культуры прошлого и настоящего, через которое человек осуществляет свою адаптацию к изменяющимся условиям окружающей его действительности.
Музей позволяет человеку путем собственных душевных усилий, преодоления собственных и внешних стереотипов, внутренних барьеров сформировать целостное восприятие прошлого и настоящего времени.
составляющими понятия музей являются:
Собрание предметов (идей и носителей), осмысленных в качестве ценностей собирателем, индивидуальным или коллективным.
"Храм муз" – музей как пространство предъявления различных фрагментов реальности – место коллективного действа и собирания произведений.
Общение по поводу представленных ценностей, коллективное действо, в котором осуществляется выход за грани обыденности, в атмосферу иной реальности, праздника, смена ролей, воссоздания "иного".
Формы работы музея
Организованная экскурсиия
«Индивидуальный» осмотр экспозиции
Лекция
Консультация
Научные чтения (конференции, сессии, заседания и т.п.); клуб (студия, кружок и т.п.)
Конкурс (викторина, олимпиада и т.д.)
«Вечер» встреч (работников, ветеранов и пр.)
Концерт (театрализованное представление, литературный, литературно-музыкальный вечер и пр.)
Киносеанс
Музейный праздник
Семейные абонементы выходного дня,
Музейные игры, квесты
Мастер-класс
Образовательный урок
И т.д.
Классификация музеев
1. Исторические музеи:
а) общеисторические (вся история человечества);
б) национальной истории (история отдельных стран);
в) региональной истории (история отдельных регионов);
г) истории отдельных периодов или исторических событий, феноменов (историко-революционные, истории декабризма, истории религии или атеизма и т.п.);
д) узкоспециализированные (археологические, этнографические, нумизматические, военно-исторические и т.д.).
2. Музеи отдельных отраслей культуры (в узком смысле слова):
а) художественные музеи;
б) литературные музеи;
в) музыкальные музеи;
г) театральные музеи;
д) музеи физкультуры и спорта.
Размещение
1) старинное, связанное с какими-то историческими событиями здание, которое само по себе является ценным объектом, подлежит охране
здание может быть выстроено специально под музей
здание музея может представлять собой музеефицированный объект, где главная задача – сохранить не только здание, но интерьеры, т.е. целый комплекс.
Музейный квартал
Территориальный комплекс
Эко-музей
Город музей
Экомузеи
«В музее теперь новая миссия: отражать сферу обитания человека и его деятельность как целостный творческий процесс развития»
французский этнограф Жорж Анри Ривьер
Термин "экомузей" сформулировал Юг де Варин в 1971 году, когда началась работа по созданию первого музея нового типа - Музея Человека и Промышленности в Ле Крезо (Франция). Огромная территория (свыше 500 тысяч квадратных километров с населением около 150 тысяч человек) старого региона горнодобывающей промышленности послужила основой его создания.
Город-музей
Это исторический город (Историческое поселение), сохранивший историческую застройку и являющийся, как целостный организм, основным объектом показа. Г.-м. отличает высокая степень музеефикации и ориентация на культурный туризм.
В Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО включено ок. 70 городов-памятников, в т.ч. один российский – исторический центр С.-Петербурга.
ЭТАПЫ проекта
Архитектурное проектирование
Научное проектирование
тематический план экспозиции
тематико-экспозиционный план (ТЭП)
Художественное проектирование
генеральный проект архитектурно-художественного решения экспозиции
эскизный проект, детализирующий художественную концепцию
монтажные листы
Создание архитектурного проекта
Уесть особенности прилежащего к будущему музею участка
Сделать предварительную разметку помещений:
все помещения распределяются на доступные и недоступные для публики, предназначенные для коллекций и не предназначенные для коллекций
определяются направление схем движения в музейном здании
указывается допустимый уровень освещенности и перепадов контрастности освещения помещений, рекомендации по прямому или непрямому освещению, особенности крепления осветительных приборов, виды осветительных приборов
Определяется материал, которым будут покрыты стены помещения: он может иметь разную степень светоотдачи.
Вырабатываются и реализуются требования к микроклимату помещений (к влажности, температуре, уровню шума, требования к фильтрации воздуха и т.п.),
указать и архитектурные особенности здания: наличие несущих стен, конструкций, возможности перепланировки помещений.
Помещения также оцениваются с точки зрения безопасности и возможности соблюдения режима охраны в экстремальных ситуациях, размещения всевозможных охранных систем.
Планировка помещений
40% – на экспозиции и временные выставки;
20% на фонды, лаборатории консервации и реставрации и др. помещения, связанные с хранением экспонатов;
20% на вспомогательные помещения для персонала («комнаты для оборудования и офисы»);
20% на рекреационную зону (холлы, залы, аудитории, кафе или рестораны и т.п.)
Концентрический проект музейного здания
Стрелками обозначено направление движения посетителей по экспозиции. ® – направление движения; – часть здания, изолированная от публики: фондовые помещения, библиотека,архив, учебные помещения, мастерские по реставрации и т.д.; – околомузейная территория
Экспозиционная работа музеев
«Экспозиция» (от лат. «expositio» – выставлять, выкладывать).
«Совокупность музейных предметов, подобранных по определенной системе для обозрения».
Основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений
Музейная экспозиция – целенаправленная, научно-обоснованная демонстрация музейных предметов, связанных единством содержания, композиционно организованных, откомментированных, технически и художественно оформленных, в совокупности создающих специфический (музейный) образ природных, общественных или культурных явлений и процессов»
экспозиционные комплексы
Экспозиции состоят из отдельных экспозиционных комплексов – тематически связанных, пространственно и художественно организованных групп музейных предметов, научно-вспомогательного материала, текстов и экспозиционного музейного оборудования.
Выделяют несколько типов экспозиционных комплексов:
тематические (есть мнение, что только тематические комплексы следует относить к экспозиционным, т.е. это понятия-синонимы);
жизненные (естественные) – биогруппы, панорамы и диорамы, типовые – мемориальные, коллекционные.
Иногда к экспозиционным комплексам относят весь демонстрационный зал, созданный по единому проекту и имеющий свой неповторимый стиль
Жизненный цикл экспозиции
1) проектирование экспозиции
научное проектирование – разработка основной идеи и конкретного содержания;
художественное проектирование – разработка архитектурно-художественных принципов и решений;
техническое и рабочее проектирование;
2) монтаж экспозиции;
3) демонтаж экспозиции;
4) реэкспозицию (обновление старой экспозиции без полного демонтажа).
Систематический метод
В результате его применения появляются систематические экспозиции, т.е. экспозиции, построенные в соответствии с классификацией, принятой в определенной профильной дисциплине, отрасли культуры или отрасли общественного производства.
Основная структура систематической экспозиции – типологический (систематический) ряд музейных предметов, отражающий эволюцию тех или иных процессов природы, человеческого общества.
Часто такой метод экспозиции применяется в естественнонаучных музеях, например в зоологических, биологических, минералогических.
В России первым художественным собранием, использовавшим систематический метод построения экспозиции, был Эрмитаж: после проведенной в 1793 г. Мартинелли и Георги ревизии собрания развеска приобрела систематический характер – по странам и школам.
Ландшафтный метод
в результате которого появляется ландшафтная экспозиция, чаще применяется в естественнонаучных музеях.
Задача такой экспозиции воспроизвести сочетаемость, взаимосвязь и взаимозависимость каких-то компонентов явления или процесса
Данный метод часто применяется в музеях естественнонаучного профиля. Впервые этот метод был применен при показе естественнонаучных коллекций на Всемирной выставке в Лондоне в 1851 г.
Характерная черта ландшафтной экспозиции – использование диорам или панорам, содержание которых раскрывается и дополняется музейными предметами, ландшафтными картами, профилями и т.п.
Диорама
Основой диорамы служит одноплоскостная картина-задник, как правило выхватывающая некий «характерный» участок среды, не охватывающий полный круг горизонта, зритель смотрит экспозицию как бы через окно.
Картина-задник дополняется макетом местности (трехмерными, объемными предметами, например, макетами характерных деревьев, имитацией травяного покрова и т.п. – для леса; макетами гористых склонов и каменных пляжей – для участков побережья и т.д.), и все это потом наполняется музейными предметами
Панорама
Панорама отличается, прежде всего, организацией картины-задника, которая охватывает полный круг горизонта (т.е. зритель помещается в центр такой экспозиции). В остальном панорама организуется как диорама: картина дополняется макетом местности и музейными предметами.
Ансамблевый метод
сохраняет или реконструирует на документальной основе реальную обстановку жизни конкретного человека, типичную для определенного социального слоя конкретной исторической эпохи среду.
Основная структурная единица ансамблевой экспозиции – «жизненный» экспозиционный комплекс: интерьер, где музейные предметы представлены в среде своего бытования благодаря воспроизведению реально существовавших между ними связей. Примером такой экспозиции может служить рабочий кабинет
Тематический метод
сформирован на основе ансамблевого метода в практике советского музееведения 2-й половины 1920-х гг. для историко-революционных музеев. Позже он получил распространение и в других профильных группах и подгруппах.
Задача метода – раскрыть посредством музейных предметов определенный сюжет, создать в сознании посетителя музейный образ отображаемых явлений или процессов.
Тематическая экспозиция строится как система взаимосвязанных разделов, тем, подтем, содержание которых связано и обосновано общей концепцией. В центре такой экспозиции должен быть предмет, обладающий наивысшей коммуникативностью, репрезентативностью, экспрессивностью и т.д.
«эстетическоий» метод
демонстрации произведений, особенно на выставках малоизвестных или молодых художников. Картины развешиваются и не систематически (по школам – их в данном случае может и не быть), и не тематически (с единством сюжетной линии), а исходя из принципа привлечения наибольшего внимания.
Это может быть цветовой контраст висящих рядом работ, контраст техники и манеры исполнения, или, наоборот, единство эстетических принципов в разных жанрах (живописи и скульптуре, графике и керамике и т.п.).
Инсталляция
(от англ. installation – установка) – пространственная композиция, созданная художником из различных элементов: бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстов, визуальной информации. Основоположниками инсталляции были дадаист М. Дюшан и сюрреалисты.
Эстетическое содержание инсталляции заключается в игре смысловых значений, которые изменяются в зависимости от того, где находится предмет: в привычном бытовом окружении или в выставочном зале. Инсталляция как метод оформления экспозиции широко применяется в музеях, стремящихся уйти от образа просветителя и в большей степени направленных на развлечение посетителя (говоря иначе, музеев с преобладанием в их деятельности рекреационной функции над остальными). Инсталляция не реконструирует реальные образы и объекты, а направлена на создание яркой ассоциации
тэп
ТЭП, как правило, оформляется в виде таблиц, куда заносятся данные:
1) о наименовании разделов, тем, тематических комплексов;
2) заглавные тексты, ведущие тексты (если это цитаты, то с указанием изданий, из которых они взяты) и аннотации;
3) перечни экспонатов в экспозиционных комплексах с атрибутивными сведениями о каждом, в том числе с указанием мест хранения и шифров, размеров и т.д.;
4) данные о характере научно-вспомогательных материалов (копий и пр.) с указанием размеров (для копий в дополнение необходимо указать место хранения подлинника и его шифр по месту хранения).
К ТЭПу прилагаются проекты этикетажа (сами тексты с указанием мест их размещения в экспозиции), документация для создания реконструкций, разработки научно-вспомогательных материалов, указания для художественного проектирования (какие экспонаты вынести на первый или второй план), предпочтительные художественные приемы оформления и т.д. ТЭП включает и сведения о необходимых мерах по обеспечению сохранности экспонатов.
Эскизный проект
Создается на основе генерального проекта, а также ТЭПа (если есть, то и сценария)
В нем окончательно распределяются экспозиционные площади для размещения разделов, тем и подтем и экспозиционных материалов, выбираются объемно-пространственное, световое и цветовое решения (освещение залов, экспозиции, выбор конструкции оборудования и объемных элементов декора), определяются места для экспозиционного оборудования и технических средств
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.