«Современное прочтение классики на уроках русской литературы как условие систематизации читательских предпочтений школьников 5-9 классов».
Оценка 4.9

«Современное прочтение классики на уроках русской литературы как условие систематизации читательских предпочтений школьников 5-9 классов».

Оценка 4.9
doc
29.01.2022
«Современное прочтение классики на уроках русской литературы как условие систематизации читательских предпочтений школьников 5-9 классов».
Статья.doc

«Современное прочтение классики на уроках русской литературы как условие систематизации читательских предпочтений школьников 5-9 классов».

Скудина Оксана Анатольевна

                    Студентка кафедры филологии 5 курса  Костанайского филиала       

ФГБОУ ВО «ЧелГУ» Республика Казахстан, г. Костанай

 

В статье рассмотрены  этапы деятельности учащихся на уроках литературы в 5-9 классах, представлена проблема изучения классики учениками средних школ, дана характеристика расширения воздействия классических произведений на духовность учащихся.

 

"Modern reading of classics in Russian literature lessons as a condition for systematization of reading preferences of schoolchildren of grades 5-9."

 

Oksana Anatolyevna Skudina 

  Student of the Department of Philology of the 5th year of the Kostanay branch

FGBOU VO "ChelGU" Republic of Kazakhstan, Kostanay  

 

The article examines the stages of students' activity in literature lessons in grades 5-9, presents the problem of studying classics by secondary school students, and describes the expansion of the impact of classical works on the spirituality of students.                                                                              

 

Не взирая на то, что стандарты учебных программ в средних школах регулярно меняются, изучение классики литературных произведений остается в числе важных направлений образования. Разработчики учебных программ рекомендуют обращать внимание учителя-словесника на вопросы, связанные с конкретным историческим и общечеловеческим содержанием классических произведений.  Само собой разумеющимся фактом является то, что ответом на данный вопрос будет установление связей произведения с идеями времени их создания, а ответом на второй вопрос – описание фактов актуальности произведения в последующие эпохи, в том числе и в наше время. Для того, чтобы актуализировать современное звучание классической литературы, в некоторых учебных программах даже предусматривается специальный раздел, именуемый «Классика и современность».

 Проблема современного звучания классических литературных произведений может успешно решаться при изучении классики русской литературы XIX века, которая изучается преимущественно с 5 по 9 класс. [5, c. 23]  Например, в их числе произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума», которое даже на сегодняшний момент не сходит со сцен театров даже спустя века после его написания. Комедия побуждает создавать ее многочисленные интерпретации режиссерами-постановщиками спектаклей и критиками.

На уроке литературы, темой которого становится «Горе от ума», как правило, рассматриваются три статьи второй половины XX века таких авторов, как Я.С. Билинкис (литературовед, профессор), Б.А. Голлер (драматург), А.М. Баженов (литературовед и учитель литературы). Эти три статьи отражают три этапа нового осмысления гениального произведения Грибоедова и рекомендованы к прочтению школьникам в качестве дополнительной литературы для того, чтобы раскрыть комедию более полным образом и сформировать для себя выводы. Это позволит воспринимать как данное произведение, так и классику в целом, как нечто, что никогда не утратит своей актуальности. Таким образом, это поможет школьнику сформировать его читательские предпочтения в дальнейшем.[1, c. 144]

Одна из серьезных проблем сегодняшнего школьного литературного образования – проблема чтения классики учениками средних школ. Литература разных веков содержит в себе опыт социального и исторического развития общества и это является ценным неиспользуемым резервом для воспитательного воздействия для учеников 5-9 классов. Важным условием является нахождение в русской классике того, что созвучно с нынешним временем и ситуацией, и тем, что волнует учащихся на сегодняшний день.[4]

В основе изучения литературного произведения лежит поэтапное углубление связей между восприятием произведения, его анализом и интерпретацией и усвоением сведений историко-литературного, культурологического и теоретико-литературного характера. Повышение уровня художественного восприятия предполагает развитие способностей наслаждаться искусством, осознавать его целостность и художественную значимость.  [2, c. 96]

Требует особого внимания также и сам процесс общения с школьниками, в частности 5-9 классов, которые только вступают в новый этап жизни – отрочества.

Особого внимания требует также и сам процесс общения с учениками, особенно 5-9 классов, которые вступают в подростковый период. И.С. Кон занимался исследованием главных психологических процессов юношеского возраста. Им было выявлено, что ученики старшей школы имеют более разнообразный досуг, их уровень культурных запросов зачастую бывает более высокий, чем у взрослых людей. Таким образом, иерархия предпочтений различных видов искусства выглядит следующим образом:

·        литература;

·        музыка;

·        кино;

·        театр;

·        изобразительное искусство.

И.С. Кон убежден, что эстетическое воспитания будет успешным лишь в случае, когда оно опирается на творческую активность самой формирующейся личности и учитывает особенности ее жизненного мира, интересов. В свою очередь, спонтанное творчество не может стать по истине художественным без соответственного обучения и овладения культурным наследием. [6, c. 288]

Общая основа и того и другого – пробуждение творческого потенциала ученика и включение искусства в его жизнь.

Современные учебные программы для 5-9 классов по своему содержанию следуют концентрическому принципу. Таким образом достигается большая глубина понимания в процессе погружения в творчество писателей  и осознания особенностей истории русской литературы и культуры.

Ввиду того, что в стандартах литературного образования основой является чтение и толкование художественных текстов, возникает необходимость в введении поэтапного овладения материалом. Особую роль здесь играет изучение литературы в 9 классе, поскольку ученики завершают среднее звено литературного образования и готовятся к изучению курса, который базируется на историко-литературной основе. [7, c. 288]

Деятельность учащихся на уроках литературы в 5-9 классов можно условно разделить на три этапа.

Первый этап характеризуется изучением русской и зарубежной литературы. В данный период ученики интенсивно накапливают знания, представления и первоначальные обобщения о природе словесного искусства. Постепенно, ученики обучаются рассмотрению содержания и формы литературных произведений, которые формируют понимание общей концепции анализа.

На данном этапе ученики анализируют возможности использования теоретико-литературных понятий, совершенствуют анализ нравственных, эстетических, эмоциональных линий в тексте. [3, c. 254]

Важной возможностью на данном этапе работы с учениками на уроках литературы является использование теоретико-литературных понятий, постановка серьезных вопросов познавательного и нравственно-эстетического порядка.

Второй этап изучения литературы направлен на углубление связи между восприятием произведения, его интерпретацией, а также анализом и системой теоретических понятий, содержащихся в нем. На данном этапе повышается уровень самостоятельности школьников при выборе вариантов анализа при нравственной, эмоциональной и эстетической оценке произведения. Учащиеся самостоятельно определяют специфику писателя, его роль в развитии русской литературы.

На данном этапе также наблюдается расширение воздействия художественных произведений на духовную сферу учеников, повышаются требования к владению способами анализа. Отличительной чертой данного этапа является увеличение требований к активному использованию учениками знаний не только по литературе, но и истории, а также сознательное отношение учащихся при выборе вариантов анализа произведения.

Третий этап посвящен изучению зарубежной литературы конца XIX века. На данном этапе ученики сознательно используют основные принципы анализа идейного и художественного своеобразия произведений, осознают неповторимость творческой индивидуальности писателей.

         Все этапы изучения художественного произведения преследуют цель формирования целостного понимания произведения, понимания замысла автора, концепции его творения и того, как эта концепция воплощена с помощью системы образов. Вместе с тем, в процессе развития способностей школьников образного восприятия литературных произведений, а также в процессе активизации использования системы знаний и понятий ими, необходимо сохранять элемент наслаждения. Элемент наслаждения является источником художественно-эстетической активности, мотивирования к чтению классической художественной литературы.

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

1.   Кудрящева Н.И., Вопросы методики преподавания литературы в школе, 1991, - 144 с.

2.   Виноградов В.В., Поэтика художественной литературы. 1986 г., - 96 с.

3.   Корст Н.О. Методика оценки художественного произведения,  1993 г., - 254 с.

4.   Чудинова В.П. Чтение детей и подростков на рубеже веков, смена модели чтения. www.teacher.fio.ru . Дата обращения: 26.11.2021г.

5.   Байдан Е. Что читают дети?!. – 2004 г., 23 с.

6.   Федоров С.В. Проблемы методы и подходы на уроках литературы. 2009 г. – 304 с.

7.   Билинсис Я.С. Изучение русской классической литературы в школе. 1996 г., - 288 с.

References

 

1. Kudryashcheva N.I., Voprosy metodiki prepodavaniya literatury v shkole, 1991, - 144 s.

2.Vinogradov V.V., Poetika hudozhestvennoj literatury. 1986 g., - 96 s.

3. Korst N.O. Metodika ocenki hudozhestvennogo proizvedeniya,  1993 g., - 254 s.

4. CHudinova V.P. CHtenie detej i podrostkov na rubezhe vekov, smena modeli chteniya. www.teacher.fio.ru . Data obrashcheniya: 26.11.2021g.

5. Bajdan E. CHto chitayut deti?!. – 2004 g., 23 s.

6. Fedorov S.V. Problemy metody i podhody na urokah literatury. 2009 g. – 304 s.

7. Bilinsis YA.S. Izuchenie russkoj klassicheskoj literatury v shkole. 1996 g., - 288 s.

 


Современное прочтение классики на уроках русской литературы как условие систематизации читательских предпочтений школьников 5-9 классов»

Современное прочтение классики на уроках русской литературы как условие систематизации читательских предпочтений школьников 5-9 классов»

Не взирая на то, что стандарты учебных программ в средних школах регулярно меняются, изучение классики литературных произведений остается в числе важных направлений образования

Не взирая на то, что стандарты учебных программ в средних школах регулярно меняются, изучение классики литературных произведений остается в числе важных направлений образования

Одна из серьезных проблем сегодняшнего школьного литературного образования – проблема чтения классики учениками средних школ

Одна из серьезных проблем сегодняшнего школьного литературного образования – проблема чтения классики учениками средних школ

И.С. Кон убежден, что эстетическое воспитания будет успешным лишь в случае, когда оно опирается на творческую активность самой формирующейся личности и учитывает особенности ее жизненного…

И.С. Кон убежден, что эстетическое воспитания будет успешным лишь в случае, когда оно опирается на творческую активность самой формирующейся личности и учитывает особенности ее жизненного…

На данном этапе ученики анализируют возможности использования теоретико-литературных понятий, совершенствуют анализ нравственных, эстетических, эмоциональных линий в тексте

На данном этапе ученики анализируют возможности использования теоретико-литературных понятий, совершенствуют анализ нравственных, эстетических, эмоциональных линий в тексте

Элемент наслаждения является источником художественно-эстетической активности, мотивирования к чтению классической художественной литературы

Элемент наслаждения является источником художественно-эстетической активности, мотивирования к чтению классической художественной литературы

Bajdan E. CHto chitayut deti?!

Bajdan E. CHto chitayut deti?!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2022