СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ в (специальной) коррекционной школе
Оценка 4.8

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ в (специальной) коррекционной школе

Оценка 4.8
Домашнее обучение +1
doc
дефектология +1
Взрослым
05.11.2017
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ в (специальной)  коррекционной школе
В настоящее время в области коррекционной педагогики назрела острая необходимость изучения опыта работы педагогов, обучающих детей в условиях надомного обучения. В то же время отсутствует необходимое методическое обеспечение для учителей и родителей, и практически отсутствует информационный обмен опытом по проблеме надомного обучения учащихся, который позволил бы эффективно решать проблемы надомного обучения и воспитания. Учитель, обучающий ребенка на дому, нередко оказывается один на один с множеством задач, решение которых требует и определенного психолого-педагогического уровня подготовки, и специфических коррекционно-развивающих умений, навыков, а также построения особой системы межличностных отношений в системе учитель - ученик - родитель.Статья
надомное обучение.doc
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ в (специальной)  коррекционной школе   Белорыбцева Алёна Владимировна,  учитель русского языка и чтения,  заместитель директора  по учебной работе ГОКУ СКШ № 25 г. Братска  В специальном образовании, к которому относится обучение и воспитание детей с   и   другими   сопутствующими   проблемами   здоровья: нарушениями   интеллекта   отклонениями в  речевом, двигательном, эмоционально­волевом развитии  ­ важное место занимает  надомная форма обучения. Как свидетельствуют статистические данные, рост количества   детей,   которые   в   силу   физических   и   психических   возможностей   не   могут посещать школу, постоянно увеличивается. В имеющейся литературе авторы пользуются разными синонимическими понятиями: «домашнее обучение», «индивидуальное  обучение на   дому»,   «надомное   обучение»,  хотя   каждый   термин   несет   определенную   смысловую нагрузку.  В дальнейшем мы будем пользоваться выражением «надомная форма обучения». Под надомной формой обучения мы понимаем многофункциональную систему обучения и воспитания,   осуществляемую   в   условиях   семьи,   оказывающую   коррекционно­ развивающую, социально­педагогическую, медицинскую и психологическую помощь детям и подросткам.  Используются   различные формы надомного обучения (индивидуальной на дому, индивидуальной в школе, индивидуальной на дому с посещением уроков труда в школе, индивидуальной   на   дому   с   посещением   отдельных   предметов   в   школе)   и   вовлечения ребенка в воспитательные мероприятия, организованные в классе и школе, внешкольных учреждениях. В   настоящее   время   в   области   коррекционной   педагогики   назрела   острая необходимость изучения опыта работы педагогов, обучающих детей  в условиях надомного обучения.   В   то   же   время   отсутствует   необходимое   методическое   обеспечение   для учителей   и   родителей,   и   практически   отсутствует   информационный   обмен   опытом   по проблеме   надомного   обучения   учащихся,   который   позволил   бы   эффективно   решать проблемы   надомного   обучения   и   воспитания.   Учитель,   обучающий   ребенка   на   дому, нередко   оказывается   один   на   один   с   множеством   задач,   решение   которых   требует   и определенного   психолого­педагогического   уровня   подготовки,   и   специфических коррекционно­развивающих   умений,   навыков,   а   также   построения   особой   системы межличностных отношений в системе учитель ­ ученик ­ родитель.  По данным  статистики,   трудности  в  методике  преподавания   учебных  предметов детям, обучающимся на дому, испытывали от 32% до 50% преподавателей, трудности в общении   с   детьми   отмечают   более   60%   педагогов;   на   затруднения   при   контакте   с родителями ссылаются около 40% работающих; на недостаточное обеспечение и наличие соответствующей методической литературы ­ более 50%.  В чём же спросите Вы? В том, что в последнее время контингент учащихся сильно изменился.   Появилось   значительное   количество   учащихся   с умеренной (F71)   и даже тяжёлой (F72)   степенью   умственной   отсталости.   Детальная   диагностика интеллекта   таких   детей   затруднена.   Более   того,  в   отношении   таких  детей   невозможно применить любую стандартную программу или учебный план. И поэтому учитель вынужден СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ в (специальной)  коррекционной школе проанализировать несколько имеющихся программ и синтезировать новую разработку для конкретного ученика.  Каждый учитель надомного обучения отбирает содержание образования, подбирает адекватные   методы   обучения,   адаптирует   имеющиеся   программы   и,   на   этой   основе, разрабатывает индивидуальное   планирование,   соответствующее   возрасту   ребёнка, уровню его развития, интеллектуальным и физическим возможностям. Учитель вынужден составлять учебные   материалы для   каждого   ученика   на   каждый   урок   отдельно. Нарисовать,   сплясать,   прочитать   стихотворение,   спеть   особому   ребенку   также проблематично по состоянию здоровья. В силу выше указанных особенностей здоровья, ученик лишён возможности принимать участие и во внеурочных мероприятиях класса и школы.   Лишь   в   редких   случаях   учащиеся   пассивно   присутствуют   на   общешкольных мероприятиях  В исследованиях многих специалистов указывается, что коррекционная работа с детьми   с   ограниченными   возможностями   здоровья   должна   проводиться   комплексно. Специальное   обучение   на   дому   предполагает   помощь   многих   специалистов   (логопеда, психолога, социального педагога). Сейчас же в большей степени все перекладывается на плечи учителя, классные руководители забывают   о том, что эти дети есть в списках их класса, ошибочно полагая, что раз учитель посещает, значит, он должен приглашать их на школьные   мероприятия,   разносить   подарки   и.т.д.   Это   обязанность   классного руководителя.   Таким   образом,   учитель   частично   выполняет   обязанности классного руководителя, не являясь им по штатному расписанию, хотя каждый ученик надомного обучения   включён   в   список   того   или   иного   класса   и   формально   имеет   классного руководителя,   а   классный   руководитель   получает   надбавку   за   классное   руководство, пропорционально численности учащихся. Кроме того, учитель ведёт портфолио ученика, совместно с родителями организует индивидуальные экскурсии, занимается с учеником внеурочной работой социального или творческого   характера,   представляет   их     на   конкурсы.   Это   опять   же   деятельность классного  руководителя.  При этом при  распределении стимулирующей  части  ФОТ    не разработаны критерии, которые бы учитывали  специфику этой работы. По   этой   причине,   мною   были     отобраны   специфические,   дополнительные к общешкольным критерии, которые должны учесть обозначенные выше особенности работы. Критерий 1.Специфические условия труда 1. Особые психологические нагрузки, сложность и напряжённость индивидуальной работы с детьми­инвалидами. 2. Работа в особых условиях на дому у обучающегося (вне здания школы) без постоянной помощи специалистов: психолога, логопеда, социального педагога. 3.   Оказание   комплексной   помощи   семье:   консультирование   родителей   (законных представителей),   других   членов   семьи   по   вопросам   обучения,   воспитания,   семейной   и возрастной психологии, социальным вопросам. 4.   Составление   индивидуального   календарно­тематического   планирования   на   основе индивидуальной рабочей программы, учитывающего особые образовательные потребности ребёнка­инвалида, обучающегося на дому. 5. Разработка индивидуальных учебных материалов для учащихся. Критерий 2. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся (в сравнении с предыдущим периодом) 1. Наличие у обучающегося индивидуальной положительной динамики. 2. Дополнительная работа с обучающимися детьми­инвалидами детства, имеющими низкий уровень мотивации к учению. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ в (специальной)  коррекционной школе Частичное выполнение должностных обязанностей классного руководителя. 1.   Участие   обучающегося   в   социально   значимых   проектах,   акциях,   конкурсах   и   т.д. различных уровней. 2. Наличие и ведение портфолио обучающегося. 3. Внеурочная работа социального и творческого характера. 4. Организация и проведение индивидуальных экскурсий. 5.   Отсутствие   конфликтных   ситуаций   с   родителями   (законными   представителями) обучающегося, в решение которых вовлекается администрация школы и/или вышестоящие инстанции. Часто родители ребенка, несмотря на многолетний жизненный опыт его воспитания, находятся   в   сложном   эмоциональном   состоянии,   испытывая   чувство   вины   в   связи   с имеющимися проблемами развития ребенка, и ввиду недоверия к специалистам, потому что не видят существенных изменений в его развитии. Недостаток информации  или  ее искажение   по   правовым,   психолого­педагогическим,   медицинским   вопросам   помощи ребенку нередко приводит к ошибочным действиям со стороны родителей в отношении ребенка. Кроме того, трудности в семье (психологические, межличностные, материальные), часто негативное отношение социального окружения, приводят к изолированности семьи, нередко и к ее распаду. Родители детей, обучающихся на дому, часто не ходят на классные родительские   собрания,   а   придя,   испытывают   еще   больший   дискомфорт,   потому   что классный руководитель обходит стороной этого ребенка. Здесь   может   помочь   консультативный   пункт,   где   будет   организовано   общение родителей   и   детей   в   форме   проведения   культурно­досуговых   мероприятий,   а   также тематических   встреч,   на   которых   обсуждаются     актуальные   вопросы   развития   и социальной интеграции ребенка, в том числе:         проведение   тематических   семинаров   для   родителей   с   целью   их   юридического просвещения по вопросам прав и льгот, предоставляемых семьям, воспитывающим ребенка­инвалида;  индивидуальные консультации членов семьи по правовым вопросам;  помощь в составление письменных документов (обращений, заявлений, ходатайств и пр.) и др.; согласование требований к ребенку и выбор единых подходов к его воспитанию и обучению в условиях образовательной организации и семьи;  помощь в создании для ребенка предметно­развивающей среды дома; выполнение заданий, составленных специалистами образовательной организации для занятий с ребенком в домашних условиях; участие   родителей   в   работе   психолого­медико­педагогических   консилиумов   по актуальным вопросам помощи их ребенку; регулярные контакты родителей и специалистов (телефон, Интернет, дневник и др.) в течение всего учебного года и др. Необходимым   условием   успешного   обучения   является   создание   атмосферы доброжелательного   общения,   совместная   с   родителями   деятельность,   соответствующая уровню развития и индивидуальным особенностям.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ в (специальной) коррекционной школе

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ в (специальной)  коррекционной школе

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ в (специальной) коррекционной школе

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ в (специальной)  коррекционной школе

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ в (специальной) коррекционной школе

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ в (специальной)  коррекционной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2017