Современные средства оценивания результатов обучения
Оценка 4.8

Современные средства оценивания результатов обучения

Оценка 4.8
Контроль знаний
docx
родителям +1
Взрослым
27.12.2018
Современные средства оценивания результатов обучения
В статье подробно рассказывается о педагогическом контроле как о важнейшем компоненте педагогической системы и части учебного процесса. Его результатом безоговорочно считается оценка успеваемости учащихся. Оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям педагогической системы и системы образования. Статья даёт описание традиционных и современных средств контроля, оценки и отметки.
Современные средства оценивания результатов обучения.docx
«Современные средства оценивания результатов обучения» Закон   Российской   Федерации   «Об   образовании»   провозглашает   в   качестве   одного   из основных   принципов   государственной   политики   адаптивность   системы   образования   к уровням   и   особенностям   развития   учащихся.   Педагогический   контроль   является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса. До сих пор его   результатом   безоговорочно   считается   оценка   успеваемости   учащихся.   Оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям конкретной педагогической системы и всей системы образования. Традиционные средства контроля, оценки и отметки В   школе   к     традиционным   средствам   контроля   относятся  письменные   или   устные поурочные опросы, домашние задания и экзамены.  Устные  поурочные опросы обычно применяются в текущем контроле. Они  предполагают получение ответов учащихся на вопросы учителя и   обладают достоинствами, поскольку легки в организационном   плане, обеспечивают оперативную обратную связь в процессе коррекции усвоения знаний учащимися, стимулируют обсуждения в классе и развивают коммуникативные компетенции.   Недостатком устных опросов является фрагментарность охвата учащихся, поскольку за урок учитель может опросить не более 4 — 5 человек.  К   письменным   поурочным   опросам   относятся   контрольные   работы,   которые   подводят итоги определенного периода обучения.  Особой формой контроля является домашняя работа,  обсуждение результатов которой в классе   оказывает   обучающее     воздействие,   особенно   в   тех   случаях,   когда   задания допускают  нестандартные решения. В итоговом контроле обычно используют  устные или письменные работы (экзамены), как правило,   вызывающие     значительные   эмоциональные   и   физические   перегрузки   у школьников, привыкших добросовестно учиться.  Достоинства и недостатки традиционных контрольно­оценочных средств. Разработка   традиционных   контрольно­оценочных   средств   опирается   на   обширную методическую   базу   и   легко   осуществима.   Традиционный   контроль   не   требует предварительных  финансовых  вложений,  для   его  проведения  не  нужны     дорогостоящие компьютеры, программное обеспечение и тесты.  Недостатки   традиционных   контрольно­оценочных   средств     значительно   перевешивают достоинства.   К   этим   недостаткам     относятся   отсутствие   связи   традиционных   средств   современными   технологиями   обучения,   обеспечивающими   развитие контроля   с   вариативности   и   доступности   для   учащихся   образовательных     программ,   низкая эффективность   в   условиях   массового   обучения,   субъективизм   и   несопоставимость результатов контроля.   Несмотря   на   эти   недостатки,   многие   учителя,   даже   те,   кто   привык     добросовестно трудиться, ратуют за использование традиционных  контрольно­оценочных средств. Оценки и отметки. Оценка и ее функции Нередко понятия «оценка» и «отметка» отождествляются. Оценка ­ это процесс оценивания, осуществляемая человеком. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели.  Функции оценки (не ограничиваются только констатацией уровня обученности): 1) мотивационная (поощряет, стимулирует учебную деятельность); 2) диагностическая (указывает на причины тех или иных образовательных результатов); 3) воспитательная (формирует самосознание и адекватную самооценку); 4) информационная (свидетельствует о степени успешности ученика). Результаты   контроля   учебно­познавательной   деятельности   учащихся   выражаются   в   ее оценке.  Оценить   –   значит   установить   уровень,   степень   или   качество   чего­либо.   Оценка   – качественный показатель (например, «Ты ­ молодец!»).  Оценка   ­   одно   из   действенных   средств,   находящихся   в   распоряжении   педагога, стимулирования   учения,   положительной   мотивации,   влияния   на   личность.   Именно   под влиянием   объективного   оценивания   у   школьников   создается   адекватная   самооценка, критическое отношение к своим успехам.  Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление.  С   этой   точки   зрения   ныне   действующая   система   оценивания   знаний,   умений   требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности.  Отметка  (балл)   является  результатом   процесса   оценивания,  действия   оценивания,   их условно­формальным   отражением.   Отметка   –   количественный   показатель   (пяти   или десятибалльная шкала, проценты). На основе оценки может появиться отметка как ее формально­логический результат. Но, кроме того, отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая ­ наказанием. Важнейшими принципами контролирования обученности учащихся как одного из главных компонентов   качества   образования   являются:   объективность,   систематичность, наглядность.   В   соответствии   с   этими   функциями,   выбираются   и   конкретные   методы проверки   и   оценки   знаний   учащихся.   Своеобразной   методом   контроля   является повседневное, систематическое наблюдение учителя за учащимися. Необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся при выборе методов контроля.  Проверочная,   оценочная   деятельность   учителя     завершается   выставлением   отметок. Оценивание является необходимым компонентом процесса контроля, результаты которого имеют   большое   значение   для     учащихся   и   их   родителей,   поскольку   школьные   оценки влияют в той или иной степени на будущее ребенка и вносят элемент   соревнования в отношения   учащихся.   Казалось   бы,   такие   аргументы     должны   вызывать   у   педагога стремление к максимальной   объективности и беспристрастности. Однако зачастую этого не  происходит, например, в тех случаях, когда оценки ставятся в спешке или зависят от личностных отношений учителя и ученика,  посещаемости занятий, поведения учащегося на уроках и т.д.  Для  придания  оценки  максимальной  объективности  и   адекватности  поставленной  цели контроля необходимо сосредоточиться на предмете оценивания и минимизировать влияние других  факторов, смещающих оценочные суждения. За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных средств и методов отслеживания и оценивания знаний, которые представляют несомненный интерес. На уроках возможны короткие проверочные работы. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов,   шарад,   викторин.   Кроме   традиционных   средств   и   методов   контроля (педагогических   тестов,   ЕГЭ,   ГИА),   предлагаются   новые:   кейс­измерители,   проекты, портфолио, катанотесты, контекстные задачи.  Современные средства оценивания результатов обучения Средства контроля и диагностики в новых условиях изменяются.   Отметочной системы, измеряющей   только   единичный   конкретный   результат,   становится   недостаточно.   Для отслеживания процесса достижения образовательных целей необходимы средства, дающие возможность проследить и оценить динамику процесса достижения целей. В современном контроле   появились   новые   виды     измерителей,   выявляющих   позитивную   динамику изменений     подготовленности,   активность   учащихся   в   усвоении   новых   знаний,   рост   их компетентности, а также степень освоения коммуникативных и интеллектуальных умений.  Таким   образом,   возникает   необходимость   введения   накопительной   системы   оценок,   к которой относятся известные в отечественной системе обучения мониторинг, рейтинговое оценивание, портфолио. К накопительной оценке относятся, кроме того, используемые для оценивания   интервью,   деловые   игры,   дневники   самооценивания,   метод   заключения соглашения и другие методы, используемые в западной дидактике. Накопительные оценки позволяют обучающимся формировать положительное отношение к учебе, так как дают им возможность продемонстрировать то, как много они знают и умеют, а не их недостатки, что характерно для традиционных методов оценки. Они делают процесс обучения более эффективным, особенно при правильно организованной и конструктивной обратной связи. Новые методы оценки, такие как моделирование, практика, ролевые игры, позволяют ребенку понять, как применить приобретенные умения и навыки внутри и за пределами образовательной среды. Появляется возможность оценить более разнообразный спектр умений учащихся в большем   количестве ситуаций. При этом оценивать могут не только педагоги, но и родители, и, что самое важное, сам учащийся. К основным характеристикам эффективной оценки относят то, что она фокусируется на процессе и на продукте; оценивается не только то, чему ученика учат, но и то, что от него ожидается;   в   процесс   оценки   активно   вовлекаются   и   педагоги   и   учащиеся;   оценка основывается на разнообразных и вариативных средствах; оценка проходит на всех этапах и уровнях   обучения   и   обеспечивает   участников   оценки   необходимой   информацией   для совершенствования процесса обучения посредством обратной связи. Накопительная оценка, при ее правильном использовании, реализует все эти требования. 1. Мониторинг В последнее время вместо традиционного понятия «контроль», все чаще стали использовать понятие мониторинг. Мониторинг ­ это непрерывные контролирующие действия в системе «педагог   ­   обучающийся»,   позволяющие   наблюдать   (и   корректировать   по   мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию. Мониторинг ­ это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. Мониторинг   –   специально   организованное,   систематическое   наблюдение   за   состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза. Мониторинг   –   это   форма   организации,   сбора,   обработки,   хранения   и   распространения информации об учебной деятельности обучающихся, позволяющая непрерывно отслеживать состояние и прогнозировать их деятельность. При   этом   обеспечивается   обратная   связь,   осведомляющая   о   соответствии   фактических результатов учебной деятельности ее конечным целям.  Главное отличие мониторинга качества обучения от контроля, прежде всего в том, что задача мониторинга ­  установление причин и величины несоответствия результата целям. Кроме   того,   мониторинг   отличается   систематичностью   и   протяженностью   во   времени, применяемыми критериями и показателями. К основным функциям мониторинга относятся: ­ диагностическая – сканирование состояния учебной деятельности и происходящих в ней изменений, что позволяет дать оценку данным явлениям; ­   экспертная   –   в   рамках   мониторинга   возможно   осуществление   экспертизы   состояния, концепции, форм и методов обучения; ­ информационная – мониторинг является способом регулярного получения сопоставимой информации о состоянии и развитии ребёнка, необходимой для анализа и прогноза; ­   интегративная   –   мониторинг   является   одним   из   системообразующих   факторов, обеспечивающих комплексную характеристику учебных процессов.   Для проведения мониторинга могут применяться общие методы психолого­педагогических исследований   –   наблюдение,   опрос,   анкетирование,   тестирование,   эксперимент. Используются   и   специфические   методы   ­     анализ   продуктов   деятельности   (например, документов),   методы   изучения   состояния   воспитательной   работы,   игровые   методы, творческие отчеты, методы экспертных оценок, аналитико­оценочные методы (самооценка, анализ занятия, шкалирование и др.). Для обработки результатов мониторинга используют математико­статистические методы. Мониторинг проводится по следующим этапам: 1. Подготовительный этап: 2. Этап проведения мониторинга: 3. Этап обработки данных и принятия решений: Традиционный   мониторинг   в   форме   контрольных   работ,   экзаменов,   инспекторских проверок недостаточно эффективен. Прежде всего, потому, что: ­контроль   состояния   обучения   носит   нерегулярный,   эпизодический   характер,   не вскрывается динамика изменений; ­контролируя итоги обучения, оставляют без внимания сам процесс обучения; ­используются   достаточно   субъективные   балльные   отметки   и   интегральные   оценки выполнения проверочных заданий в целом, что не позволяет выяснить, какие конкретно и в какой мере элементы содержания не усвоены; ­по существу не используются диагностические методики, позволяющие вскрыть причины тех или иных ошибок учащихся, недочетов в работе учителя, выявить факторы, влияющие на успеваемость. 2. Рейтинговое оценивание. Достоверность оценки уровня подготовки, стимулирование и активизация учебного труда обучающихся   можно   достигнуть   также   за   счет   использования  рейтинговой   системы оценки качества образовательного процесса. Рейтинг   –   это   индивидуальный   числовой   показатель   оценки   знаний,   умений   и   навыков. Рейтинговая   система   –   система   накопления   оценок,   баллов,   которые   отражают успеваемость учащихся и их творческий потенциал. Рейтинг учащегося  (англ. rating, от to rate – оценивать, ранжировать) ­ это индивидуальный числовой показатель интегральной оценки достижений в учебе, образуемый путем сложения рейтинговых баллов, полученных в результате оценки отдельных учебных действий, по возможности с учетом коэффициента значимости   («весового»   коэффициента)   этих   действий   в   достижении   образовательных целей. По мере накопления баллов определяется текущий рейтинг учащегося ­ место учащегося в группе по уровню усвоения им учебного материала. По рейтингу устанавливается уровень достижений обучаемого.  В течение полугодия идет непрерывное повышение кумулятивного показателя учащегося и изменение   его   рейтинга.   Именно   рейтинг   и   является   критерием   для   организации самокоррекции учения. В конце изучения дисциплины формируется кумулятивный балльный показатель учащегося по   дисциплине   и   его   итоговый   рейтинг,   определяемый   в   процентах   к   максимально возможной оценке. Задачи рейтинга: –   построение   системы   комплексного   мониторинга   эффективности   образовательной программы; – повышение уровня мотивации учащихся в разных сферах деятельности – построение индивидуальных образовательных программ; –   целевая   подготовка   лучших   абитуриентов,   отвечающих   требованиям   высших   учебных заведений. Условия организации рейтинговой системы оценивания: – модульная организация учебного процесса,  – постоянное отслеживание уровня знаний,  – многобалльное оценивание обученности учащихся. Преимущества   рейтинговой   системы   оценивания   технологией контроля): – стимулирование систематической самостоятельной работы; – снижение роли случайных факторов при получении итоговой оценки по дисциплине; – повышение роли состязательности в учебе; – чёткая дифференциация учащихся в соответствии с их успехами; – количественная характеристика качества учебной работы; – фиксация результатов учебной деятельности на всех этапах; – учёт качества и сроков выполнения индивидуальных домашних заданий; – повышение учебной мотивации.  Эффект от внедрения рейтинговой технологии выражается: – в росте социальной активности учащихся; – в признании равноценности различных образовательных траекторий; – в ориентации на успех; – в повышении адекватности самооценки; – в укреплении командного духа; – в осознанности жизненного выбора.  По   этой   системе   весь   курс   учебного   предмета   разбивается   на   отдельные   блоки,   также присваиваются предварительно заданные баллы. Рейтинговая система контроля включает в себя   оценку   различных   видов   учебной   деятельности,   имеющих   разную   «стоимость».   (по   сравнению   с   традиционной Учащийся знакомится с условиями рейтинговой системы оценки знаний в начале учебного года. Задача каждого учащегося – набрать больше баллов. А чтобы стимул был сильнее, при фронтальном опросе каждый верный ответ учащегося поощряется баллами.  Ошибочные ответы не оцениваются. Этим самым повышается активность учащихся на уроке, они сами вовлечены в работу на уроке, не отвлекаются на посторонние дела, сосредоточены.  Использование рейтинговой системы контроля позволяет объективно и дифференцированно оценить   уровень   овладения   учащимися   программным   материалом   и   рассматривать показатели   в   динамике.   Рейтинговая   система   позволяет   выявлять   и   поощрять   наиболее способных   и   трудолюбивых   учащихся.   По   итогам   года   можно   проследить   динамику успеваемости (% качества и % успеваемости). С помощью рейтинговой системы можно проводить наблюдения за деятельностью учащихся на уроке. Сумма   наблюдаемых   типичных   видов   поведения   учащегося   на   уроке   имеет   решающее значение   для   определения   того,   к   какой   оценочной   шкале   следует   отнести   данного учащегося. Рейтинг   помогает   расставить   всех   учащихся   по   ранжиру   в   зависимости   от   успешности обучения.   Гибкость   рейтинговой   системы   дает   возможность   иметь   мощный   механизм управления учебной деятельностью. Рейтинговая система оценивания качества образовательного процесса представляет собой единую   систему,   которая   объединяет   учебно­познавательную   деятельность   учащихся, учебно­воспитательную   деятельность   педагогов.   Это   позволяет   эффективно   управлять учебно­воспитательным процессом и качественно отслеживать результативность обучения. Рейтинговая   система   способна   не   только   детализировать   основные   показатели   качества знаний   учащихся,   но   и   стимулировать   целый   ряд   показателей   эффективности   их деятельности: своевременность выполнения заданий; ритмичность прохождения программ; качество усвоения предмета, а также формировать прочные и системные знания обучаемых. Результаты рейтинга используются в образовательном процессе: ­для   построения   системы   комплексного   мониторинга   эффективности   образовательной программы; ­для повышения уровня мотивации учащихся в разных сферах деятельности; ­для построения индивидуальных образовательных программ; Рейтинговая система является индикатором, позволяющим ученику, педагогу, родителю со своих   позиций   анализировать   успешность   продвижения,   выявлять   возможные   ошибки, пробелы, а также регулировать формы и виды образовательной деятельности.  Рейтинговая система стала применяться довольно широко. Она имеет ряд преимуществ: ­оказывает   высокую   организующую   роль   за   счет   возрастания   положительной   мотивации учащихся к учебному труду; ­формирует у обучающихся ответственность за результаты учебной деятельности; ­обеспечивает   выработку   у   преподавателей   различных   дисциплин   единых   требований   к знаниям, умениям и навыкам учащихся; ­расширяет возможности межпредметных и профильных связей, что позволяет согласовать содержание обучения по специальностям. 3. Портфолио как одно из средств накопительной оценки. Одним   из   средств   индивидуальной   накопительной   оценки   знаний   учащегося   является портфолио достижений ученика. Портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами». Благодаря ему можно судить об учебных, творческих, коммуникативных способностях школьника. Портфолио   как   метод   оценки   личностных   достижений   школьников,   в   последнее   время довольно   распространен.   Портфолио   позволяет   учитывать   результаты,   достигнутые учеником   в   разнообразных   видах   деятельности   ­   учебной,   творческой,   социальной, коммуникативной   и  других,   и  является   важным   элементом   практико­ориентированного, деятельностного   подхода   к   образованию.   Портфолио   не   только   является   современным эффективным методом оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать   высокую   учебную   мотивацию   школьников;   поощрять   их   активность   и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться ­ ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации. Портфолио   является   способом   фиксирования,   накопления   и   оценки   индивидуальных достижений   школьника   в   определенный   период   его   обучения.   Оно   выступает   важным элементом практико­ориентированного подхода к образованию. Это своеобразный отчет по процессу обучения учащегося, позволяющий увидеть картину конкретных образовательных результатов,   обеспечить   отслеживание   индивидуального   прогресса   в   широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения. Портфолио   работ   ­   это   собрание   творческих,   исследовательских   и   проектных   работ ученика, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности. Портфолио работ оформляется в виде творческой  книжки с приложением самих работ (текстов,   бумажных   или   электронных   документов,   видеозаписей   и   т.д.).   Эта   часть портфолио   ученика   дает   качественную   оценку   по   заданным   параметрам   (полнота, разнообразие,   убедительность   материалов,   ориентированность   на   выбранный   профиль обучения, динамика учебной и творческой активности, направленность интересов, характер предпрофильной подготовки). Портфолио предназначено для того, чтобы систематизировать накапливаемый опыт, знания, четче   определить   направления   своего   развития   (например,   в   будущей   профессии), облегчить   помощь   или   консультирование   –   со   стороны   преподавателей   или   более квалифицированных   специалистов   в   данной   сфере,   а   также   сделать   более   объективной оценку   своего   уровня   (учебного   или   профессионального).   Оно   может   собираться   с различными целями, поэтому единого определения данной технологии не существует. Портфолио (рабочие папки), содержат целевые подборки работ учащегося по одной или нескольким  учебным дисциплинам и составленные учителем в сотрудничестве с учащимся. Участие ученика в отборе работ является важным   фактором положительной мотивации учебной   деятельности,     стимулирующим   стремление   к   самооценке   своих   достижений. Поэтому   многие   преподаватели   видят   в   портфолио   эффективное   средство   развития   у школьников   навыков   критического   мышления   и     получения   реальных   самооценок. Несмотря на индивидуализированный подход при выборе заданий, результаты выполнения которых   нуждаются   в   основном   в   экспертных   оценках,     портфолио     обеспечивают достаточно объективную информацию о качестве  учебных достижений. Это связано с тем, что   процесс   их   проверки     предельно   стандартизируется,   четко   определяются   критерии оценки   достижений,   вырабатываемые   в   сотрудничестве   с   учащимися,     тщательно обеспечиваются свидетельства самостоятельной работы  учеников.  Первый вид — рабочее портфолио — включает работы учащегося за определённый период времени,   которые   показывают   произошедшие   изменения   в   его   знаниях,   это   «папка достижений», направленная на повышение собственной значимости ученика, и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т. д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки, медали и т. п.). Второй вид — протокольное портфолио — в  документальной форме отражает все виды учебной деятельности и  подтверждает самостоятельность работы учащегося. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика, которые делались в течение определенного   срока,   например,   года   (сочинения,   изложения,   эссе,   рисунки,   поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских и психологических обследований и т. д.). В этот вид  портфолио могут включаться черновики готовых работ ученика.   Третий вид  — процессное портфолио — предназначено для   демонстрации достижений учащегося   на   различных   этапах   процесса     обучения,   это   портфолио,   раскрывающее динамику   личностного   развития   ученика,   помогающее   отследить   результативность   его деятельности, как в количественном, так и качественном плане. Четвертый   вид  —   итоговое   портфолио   —   обычно   используется   для   получения суммарной оценки знаний и умений  учащегося, усвоенных по основным предметам учебной программы. В этом случае в портфолио обычно включается самая   лучшая завершенная работа ученика, выбранная им совместно с учителем.  Функции портфолио. ­Диагностическая – фиксирует изменения и рост за определенный период времени. ­Целеполагания – поддерживает учебные цели. ­Мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей. ­Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ. ­Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году. ­Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений. Основной смысл портфолио ­ дать возможность каждому школьнику показать все, на что он способен,   создать  для  ученика   стимул  роста.  Достоинства   портфолио   несомненны.  Это прекрасное   средство   углубления   и   оформления   познавательных   интересов,   развития интеллектуальных рефлексивных способностей учащихся, комплексной проверки уровня усвоения   учебного   материала,   индивидуализации   и   дифференциации   обучения, формирования мотивации достижения, а, следовательно, и создания ситуации успеха. Содержание портфолио зависит от его вида и цели, для достижения которой оно создается. Четкого   списка   материалов   (называемых   артефактами),   необходимых   для   включения   в портфолио,   не   существует.   Каждый   из   людей,   использующих   данную   технологию, самостоятельно   отбирает   способы   показа   своих   работ   и   достижений.   Если   портфолио создается   всеми   учащимися,   то   педагогу   совместно   с   ними   необходимо   определить   и зафиксировать   перечень   материалов,   обязательных   для   представления   в   портфолио,   с целью получения той или иной оценки.  Например, к артефактам относятся копии заданий, контракты,   результаты   оценки   компетентности   на   разных   уровнях   и   этапах   учебы, выполненные   тесты   и   вопросники,   примеры   регулярной   работы   обучающегося (рефлексивные дневники). Можно использовать электронные портфолио, разработанные по установленным   критериям.   При   этом   приветствуется   любая   инициатива,   расширяющая данный список или предлагающая равноценную замену перечисленным материалам. Все   материалы   рекомендуется   распределять   по   четырем   разделам:   портрет,   коллектор, рабочие материалы и достижения. Педагогу необходимо помнить, что портфолио создается  обучающимися для оценки своего прогресса.   Учитель   лишь   помогает   им   организовать   этот   процесс   и   оценить   свои достижения.   Следовательно,   мотивация   обучающихся   в   начале   создания   и   в   процессе работы   над   портфолио   должна   быть   высокой.   Для   повышения   уровня   мотивации необходимо, чтобы и педагог и учащиеся творчески подошли к процессу. 4.Тесты. К числу новых форм измерителей относятся тесты, которые разрабатываются для оценки практической деятельности  учащихся. Такие тесты позволяют  выявить уровень освоения практических навыков с помощью  экспериментальных заданий деятельностного характера, в   результате   выполнения   которых   получается   некоторый   материальный     продукт, оцениваемый   экспертами   в   стандартизированной   шкале     баллов.   Экспериментальные задания обычно   применяются в процессе текущего контроля, но не влияют на   принятие административных решений в образовании, поэтому низкая точность оценок не является проблемой.  В   случае   неудачи   ученик   может   заново   выполнить   тесты   и   добиться успеха.  Виды педагогических тестов: 1. По размерности конструкта педагогические тесты делятся на гомогенные (измеряющие только   одну   переменную   и   потому     однородные   по   содержанию)   и   гетерогенные (измеряющие более одной переменной) тесты.  Гетерогенные   тесты   бывают   полидисциплинарными   и     междисциплинарными. Полидисциплинарные тесты состоят из гомогенных субтестов по отдельным дисциплинам. Результаты  учеников по субтестам объединяются для подсчета итоговых баллов по всему полидисциплинарному тесту.  Для выполнения заданий  междисциплинарных тестов требуется применение обобщенных, межпредметных, интегративных знаний и умений.   Междисциплинарные тесты всегда многомерны, их разработка требует обращения  к факторным методам анализа данных, математико­статистическим методам многомерного шкалирования и т.д.  2. По характеру измеряемых переменных выделяют тесты для  проверки знаний, учебных, практических умений, навыков, а также компетентностные тесты. 3.   Иногда   в   отдельную   группу   выделяют     скоростные   тесты,   требующие   жесткого временного ограничения на выполнение каждого задания и содержащие всегда избыточное число заданий, не позволяющее выполнить весь тест. 4.  В  зависимости от формы предъявления различают бланковые и  компьютерные, устные и письменные тесты. Наиболее общая классификация тестов в учебном процессе позволяет разделить их на две неравные   группы:     стандартизованные   тесты,   обладающие   нормами   выполнения,   и нестандартизованные тесты, которых значительно больше, поскольку для  использования в повседневном учебном процессе их готовит  каждый педагог. Нестандартизованные тесты нередко называют  учительскими, или авторскими, тестами.  Недостаток нестандартизированных тестов: Во­первых,   тесты — это только инструмент, средство осуществления     педагогического контроля,   и,   как   любое   средство,   они   могут   приносить     пользу,   если   применяются   по назначению, или быть     неуместными, когда их функциональное назначение не адекватно ситуации  применения.  Во­вторых, тесты могут  быть  сделаны  хорошо или   плохо. В  последнем  случае они не обеспечивают   ни   высокой       объективности,   ни   сопоставимости,   поскольку   требования теории   педагогических измерений не выполняются.  В­третьих, даже очень  качественные тесты при неумелом их использовании   представляют опасность. Необходимы специальные знания для корректного    выбора теста   измерения;   инструктирования из   числа   имеющихся   —   в   соответствии   с   целями тестируемых;   подбора   адекватных     методов   шкалирования   результатов   учащихся; выравнивания шкал  по отдельным вариантам и правильной интерпретации тестовых  баллов при использовании результатов в учебном процессе.   Негативные последствия неумелого применения тестов нередко   отмечаются в тех случаях, когда   при   сопоставлении   результатов       учащихся   не   учитываются   важные   факторы, влияющие   на     результаты   тестирования,   например   предыстория   развития   конкретного учащегося и дополнительная информация о нем. В­четрвертых,     учитель   большую   часть   своего   времени   должен   тратить   на   составления разного  рода  тестовых  заданий,  подсчет   баллов,  статистическую  обработку  результатов "измерений" знаний. Останется ли у него времени на обдумывание методики преподавания и на  другие задачи, связанные с учебным процессом?      ученикам.   Высокий   темп   работы,   атмосфера Как   правило,   тесты   нравятся   соревновательности   мотивируют   учащихся.   Предельная   стандартизация       заданий   и процедур тестирования создает равные условия   педагогического контроля и способствует реализации права на   объективную оценку.  5. Проекты. К современным методам оценивания относится проект. Что такое проект? С точки зрения учителя это задание, сформулированное в виде проблемы; целенаправленная деятельность учащихся и результат деятельности  как найденный  ими способ решения  проблемы; это средство   развития,   обучения   и   воспитания   учащихся.   С   точки   зрения   учащихся   это возможность сделать что­то интересное самостоятельно; это деятельность, позволяющая, проявить себя, приложить свои знания, показать достигнутый результат.  В   чем   преимущества   метода   проектов?   Он   дает   возможность   организовать   учебную деятельность,   соблюдая   разумный   баланс   между   теорией   и   практикой;   успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное   развитие   детей,   их   самостоятельность,   активность;   позволяет   приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.  В   основе   метода   проектов   лежит   развитие   познавательных   навыков   учащихся,   умений самостоятельно   конструировать   свои   знания   и   ориентироваться   в   информационном пространстве, развитие творческого мышления. Метод  проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам   учебной   деятельности,   выводя   на   качественно   новый   уровень   всю   систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени   сложности.   Метод   адаптируется   к   особенностям   практически   всех   учебных дисциплин.  Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, однако этот метод органично сочетается и с групповым подходом в обучении. 6. Катанотест. Следующим   методом   оценивания   является   катанотест.   Известно,   что   обычный   тест содержит задания закрытого типа (часть А ­ нужно выбрать только один номер правильного ответа) и открытого типа (часть В ­ расчетные задачи, цепочки превращений, нужно найти ответ самостоятельно в виде числа, формулы или набора их ­ до 15 знаков ­ и записать его без пробелов в окошках бланка). Задания в тесте соответствуют 5 уровням сложности в порядке   возрастания.   В   катанотесте   текст   заданий   составлен   так,   что   пока   ученик   не ответит на вопрос, следующий не открывается.  7. Контекстная задача. Один   из   современных   методов   оценивания   знаний   ­   контекстная   задача.   Это   задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая   с   имеющимся   социокультурным   опытом   учащихся   (известное,   данное); требованием   (неизвестным)   задачи   является   анализ,   осмысление   и   объяснение   этой ситуации   или   выбор   способа   действия   в   ней,   а   результатом   решения   задачи   является встреча   с  учебной   проблемой   и   осознание   ее   личностной   значимости.   При   составлении контекста   задачи   можно   опираться   на   уже   произошедшее   событие   или   предположить ситуацию, которая может произойти. К контекстным относят задачи той или иной реальной ситуации. 8. Кейс. Кейс­измерители относятся к инновационным оценочным средствам.  Кейс   ­   это   пакет   заданий,   индивидуальных   или   групповых,   они   очерчивают   реальную проблему,   которая   не   имеет   единственного   и   очевидного   решения.   Для   поисков оригинального выхода ученик должен проанализировать проблемную ситуацию, используя знания по изучаемому предмету, предложить решения и обосновать выбор именно этих вариантов.  Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы:  ­индивидуальная самостоятельная работа обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы,   формулирование   ключевых   альтернатив,   предложение   решения   или рекомендуемого действия); ­работа   в   малых   группах   по   согласованию   видения   ключевой   проблемы   и   ее   решений; презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).  Применение   кейс­метода   позволяет   развивать   навыки   работы   с   разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе ­ творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности.  Кейсы   имеют   сходство   с   задачами   или   упражнениями,   однако   они   имеют   и   ряд принципиальных   отличительных   особенностей:   помогают   приобрести   целый   ряд практических  навыков, учат решать сложные структурированные  проблемы. Обучение  с помощью   кейсов   помогает   приобрести   широкий   набор   разнообразных   навыков.   Задачи имеют одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Проблемы оценки качества образования давно находятся в центре внимания российских педагогов.   Но   трудно   представить,   что   содержание   образования   и   методы   работы преподавателя изменятся, если способы и критерии оценки останутся прежними. Правильно организованный   контроль   качества   подготовки   обучающихся   отвечает   следующим требованиям: планомерность, систематичность, объективность, простота и экономичность. Начальная школа позволяет обеспечить максимальную индивидуализацию образовательных программ и насыщение их дополнительным (неформальным) содержанием. Оценки (даже традиционные)   становятся   неравнозначными;   параллельно   идет   мониторинг   выбора   (с учетом личных качеств) и собирается портфолио, демонстрирующее динамику достижений. Поэтому  необходимо  модернизировать  систему  оценивания, сделать  ее более  гибкой и, учитывающей различные виды достижений – не только учебных, но и творческих, проектно­ исследовательских, социально значимых.

Современные средства оценивания результатов обучения

Современные средства оценивания результатов обучения

Современные средства оценивания результатов обучения

Современные средства оценивания результатов обучения

Современные средства оценивания результатов обучения

Современные средства оценивания результатов обучения

Современные средства оценивания результатов обучения

Современные средства оценивания результатов обучения

Современные средства оценивания результатов обучения

Современные средства оценивания результатов обучения

Современные средства оценивания результатов обучения

Современные средства оценивания результатов обучения

Современные средства оценивания результатов обучения

Современные средства оценивания результатов обучения

Современные средства оценивания результатов обучения

Современные средства оценивания результатов обучения

Современные средства оценивания результатов обучения

Современные средства оценивания результатов обучения

Современные средства оценивания результатов обучения

Современные средства оценивания результатов обучения

Современные средства оценивания результатов обучения

Современные средства оценивания результатов обучения

Современные средства оценивания результатов обучения

Современные средства оценивания результатов обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2018