Тема: Создание и редактирование линий различных форм.
Цель: - формирование навыков использования инструментов рисования панели Кривая, редактирования построенных объектов.
Вид работы: фронтальный
Время выполнения: 2 часа
Теоретические сведения
Для представления различных классов линий в CorelDRAW предусмотрено несколько классов объектов. Объекты объединяются в один класс по признакам общей структуры и поведения, то есть реакции на действия с ними. При этом действия с линиями, которые представляют собой, например, изображение лица на портрете и размерную схему на чертеже, существенно отличаются друг от друга.
Основные инструменты рисования панели Рисования кривых: Свободная форма, Безье, Художественное оформление, Перо, Ломаная линия, Кривая через 3 точки, Соединительная линия, Размер.
В основе принятой в CorelDRAW модели линий лежат два понятия: узел и сегмент.
Узлом называется точка на плоскости изображения, фиксирующая положение одного из концов сегмента. Сегментом называется часть линии, соединяющая два смежных узла. Узлы и сегменты неразрывно связаны друг с другом: в замкнутой линии узлов столько же, сколько сегментов, а в незамкнутой - на один больше.
Любая линия в CorelDRAW состоит из узлов и сегментов, и все операции с линиями на самом деле представляют собой операции именно с ними. Узел полностью определяет характер предшествующего ему сегмента, поэтому для незамкнутой линии важно знать, который из двух ее крайних узлов является начальным, а для замкнутой - направление линии (по часовой стрелке или против нее). По характеру предшествующих сегментов выделяют три типа узлов: начальный узел незамкнутой кривой, прямолинейный (Line) и криволинейный (Curve). На рис. 1 промежуточный узел 1 и конечный узел - прямолинейные, а промежуточный узел 2 - криволинейный.
В средней части строки состояния для кривой выводится обозначение класса объекта - (Кривая на слое 1), а также количество узлов этой кривой.
Рисунок 1 – Сегменты и узлы линии
На рисунке 1 видно, что узлы линии отображаются на экране в виде небольших квадратиков с закругленными углами. Начальный узел отображается квадратиком чуть большего размера.
Для узлов, смежных хотя бы с одним криволинейным сегментом, имеется еще одна классификация типов: они подразделяются на точки излома (Cusp) и сглаженные узлы (Smooth). Частным случаем сглаженного узла является узел симметричный (Symmetrical), но таким может быть только узел, расположенный между двумя криволинейными сегментами.
Все компоненты узла, представленные на рисунке 2, отображаются на экране, только если этот узел предварительно выделен с помощью инструмента Форма.
Рисунок 2 – «Устройство» узла линии
Со стороны примыкания к выделенному узлу криволинейного сегмента отображается так называемая направляющая точка. На экране она показана в виде зачерненного кружка, соединенного с узлом штриховой линией. Эта штриховая линия совпадает с касательной к криволинейному сегменту в точке его вхождения в узел. Чем дальше направляющая точка располагается от узла, тем медленнее криволинейный сегмент отклоняется от касательной по мере удаления от узла. При выделении узла, разделяющего два криволинейных сегмента, на экране отображаются четыре направляющих точки - с обоих концов каждого сегмента.
Тип узла определяется по взаимному расположению его направляющих точек.
Точки излома
Узел называется точкой излома в том случае, когда касательные, проведенные в узле к двум прилегающим к нему сегментам, не лежат на одной прямой, образуя угол, отличный от развернутого. Примеры точек излома приведены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Точки излома: на стыке прямолинейных сегментов, прямолинейного и
криволинейного сегментов, двух криволинейных сегментов
Сглаженные узлы
Узел называется сглаженным, если касательные, проведенные к двум прилегающим к нему сегментам, лежат на одной прямой. Примеры сглаженных узлов приведены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Сглаженные узлы: на стыке прямолинейного и криволинейного сегментов
и на стыке прямолинейного и криволинейного сегментов
Узел, лежащий на стыке двух прямолинейных сегментов, не может быть сглаженным, даже если оба сегмента лежат на одной прямой. Это объясняется тем, что узлы должны сохранять свой тип при перемещении, а смещение такого узла в направлении, перпендикулярном примыкающим сегментам, нарушило бы условие сглаженности. поскольку прямолинейные сегменты не могут деформироваться.
Симметричные узлы
Симметричным называется сглаженный узел, направляющие точки которого равноудалены от него. В отличие от точек излома и сглаженных узлов, симметричные узлы используются достаточно редко. Пример симметричного узла приведен на рисунке 5.
Рисунок 5 – Пример симметричного узла
Линии замкнутые, разомкнутые и соединенные
В заключение обсуждения модели линий, используемой в CorelDRAW, следует сказать о еще одной их классификации, оказывающей большое влияние на работу с этими объектами. Существует еще одна классификация линий, которая построена на рассмотрении количества и состояния крайних узлов линии.
Крайним узлом называется узел линии, смежный только с одним ее сегментом. Узел линии, не имеющий предшествующего сегмента, называется начальным.
Линия, имеющая начальный узел, называется незамкнутой (Open curve). Линия, в которой крайние узлы отсутствуют, называется замкнутой (Closed curve).
В замкнутой линии роль начального и конечного узла выполняет один и тот же узел, поэтому у него есть и предшествующий, и последующий сегмент. Таким образом, в замкнутой линии начальный узел отсутствует, хотя на экране при выборе узлов инструментом Shape (Форма) тот узел, в котором произошло замыкание линии при построении, обозначен увеличенным квадратом с закругленными углами, так же, как начальный узел. Несколько слов о соединенных линиях. Это объекты, состоящие из нескольких ветвей (subpath), каждая из которых представляет собой замкнутую или незамкнутую линию. Соединенные объекты возникают, в частности, при выполнении операции соединения объектов командой Combine (Соединить) и при преобразовании в кривые других объектов (например, текстов). Главным отличительным признаком соединенного объекта является наличие нескольких узлов, отмеченных увеличенными квадратиками, в одном объекте. Кроме того, сведения о наличии в выделенном объекте нескольких ветвей выводятся в строке состояния после количества узлов при выделении линии инструментом Shape (Форма). На рисунке 6 представлены примеры замкнутых, разомкнутых и соединенных линий.
Рисунок 6 – Примеры замкнутых (слева), разомкнутых (в середине)
и соединенных (справа) линий
Практически любой графический объект CorelDRAW может быть преобразован в кривые. И наоборот, многие сложные объекты строятся на базе одной или нескольких линий. Поэтому понимание модели линии и приемов работы с линиями играют очень важную роль в построении изображения.
Инструменты, позволяющие строить линии различных типов, сведены в CorelDRAW в одну раскрывающуюся панель инструмента Curve (Кривая), представленную на рисунке 7. В соответствии с общим стилем интерфейса пользователя CorelDRAW на кнопке инструмента Curve (Кривая) отображается пиктограмма последнего из использованных инструментов, кнопки которых присутствуют на его панели, и щелчок этой кнопки снова активизирует тот же инструмент. Так же как при выборе инструмента для построения графического примитива, для получения доступа к кнопкам других инструментов достаточно при щелчке кнопки инструмента Curve (Кривая) задержать кнопку мыши в нажатом положении.
Рисунок 7 – Кнопки раскрывающейся панели инструмента Curve (Кривая)
Линии и инструменты
Инструмент Freehand (Кривая) преобразует траекторию перемещения мыши в кривую. При этом узлы и сегменты линии формируются автоматически в соответствии с параметрами настройки инструмента Freehand (Кривая), менять которые без особой нужды не следует.
Иногда при построении линий пользуются другим инструментом - Bezier (Кривая Безье).
Линии и инструмент Bezier
Работая с инструментом Bezier (Кривая Безье), нет необходимости пытаться воспроизвести мышью строящуюся кривую линию. Вместо этого задается расположение узлов будущей кривой и появляется возможность уже в процессе построения воздействовать на положение направляющих точек в каждом из них. Приемы работы этим инструментом сложнее и требуют для освоения некоторой тренировки, зато и результаты получаются намного лучше, чем при работе инструментом Freehand (Кривая).
Построение кривой инструментом Bezier (Кривая Безье) распадается на последовательность циклов работы с каждым из узлов кривой. Цикл начинается с позиционирования указателя инструмента в точку расположения будущего узла. Затем нажимается кнопка мыши, и, удерживая ее, уточняется положение направляющих точек, перетаскивая одну из них (вначале из узла, а потом - вокруг него) мышью. По умолчанию создаются симметричные узлы, но если в момент отпускания кнопки мыши воспользоваться клавишей-модификатором узла, будет создан сглаженный узел или точка излома. В момент отпускания кнопки мыши фиксируются тип узла и положение направляющих точек, после чего начинается цикл определения следующего узла. Для выхода из цикла следует нажать пробел.
Для создания точки излома следует удерживать нажатой клавишу С (начальный символ английского термина для обозначения этого типа узлов - Cusp). Клавиатура при этом должна работать в режиме ввода латиницы. После нажатия клавиши-модификатора направляющие точки начинают вести себя в соответствии с выбранным типом узла, и дальнейшее перетаскивание мышью будет влиять только на одну из них. Для создания сглаженного узла используется клавиша-модификатор S (Smooth).
Линии переменной ширины и инструмент Artistic Media
В версии CorelDRAW Х5 инструмент Natural Pen (Перо), введенный в версии 8, получил новое название - Artistic Media (Суперлиния). Это обусловлено значительным расширением и дальнейшей систематизацией возможностей этого инструмента. С его помощью строятся составные объекты класса Artistic Media Group (Суперлинии). Каждый из этих объектов состоит из двух частей - линии, играющей роль управляющего объекта и определяющей основные параметры формы составного объекта в целом, и подчиненного объекта, определяющего детали этой формы. В роли подчиненного объекта может выступать замкнутая кривая или даже произвольный объект CorelDRAW, причем и управляющая линия, и подчиненный объект могут строиться как заранее, до построения суперлинии, так и создаваться в ходе него. Для реализации такого широкого спектра возможностей инструмент Artistic Media (Суперлиния) может работать в нескольких режимах, отличающихся друг от друга способами построения, но не конечной структурой составного объекта - суперлинии. Каким бы режимом мы ни воспользовались, результаты будут относиться к одному классу, и их можно будет редактировать одинаковыми приемами. Выбор режимов работы инструмента Artistic Media (Суперлиния) выполняется с помощью панели атрибутов, которая после его выбора на панели инструментов принимает вид, приведенный на рисунке 8.
Рисунок 8 – Панель атрибутов для инструмента Artistic Media (Суперлиния)
На панели атрибутов располагаются следующие элементы управления:
- кнопки Preset (Заготовка), Brush (Кисть), Sprayer (Распылитель), Calligraphic (Каллиграфия) и Pressure (С нажимом). С помощью этих кнопок выполняется переключение режимов работы инструмента.
- поле и ползунок Freehand Smoothing (Сглаживание). Позволяют регулировать частоту создания узлов и, следовательно, степень гладкости управляющей линии соединенного объекта при ее построении от руки.
- счетчик Artistic Media Tool Width (Ширина линии). Содержит значение, определяющее максимальную ширину подчиненного объекта при построении суперлинии.
- раскрывающийся список Preset (Схема заготовки). Позволяет выбрать схему подчиненного объекта при работе в режиме заготовки.
Рассмотрим режимы работы с инструментом Artistic Media (Суперлиния) и их особенности.
Режим каллиграфии
Это наиболее простой и понятный режим работы инструмента Artistic Media (Суперлиния), поскольку действия пользователя в этом режиме не отличаются от его работы с инструментом Freehand (Кривая). Перетаскивание указателя инструмента по определенной траектории фиксируется в качестве управляющей линии составного объекта, при этом учитывается значение управляющего параметра сглаживания. Однако по окончании перетаскивания (после отпускания кнопки мыши) автоматически строится еще один объект - замкнутая кривая. Ее форма определяется формой управляющей линии и характеристиками каллиграфического пера - шириной, задающейся значением счетчика ширины линии, и наклоном, который задается значением счетчика Calligraphic Angle (Наклон пера), заменяющего в режиме каллиграфии схему заготовки в панели атрибутов.
Рисунок 9 – Панель атрибутов для инструмента Artistic Media (Художественные средства) и результат рисования в режиме Каллиграфии
Каллиграфическое перо заданной ширины устанавливается с заданным наклоном к горизонту средней точкой на начальный узел управляющей линии, а затем перемещается вдоль нее с сохранением наклона. Подчиненный объект представляет собой замкнутую кривую, составленную из начального и конечного положений пера и траекторий, по которым перемещались его края.
На рисунке три раза представлен один составной объект, построенный в режиме каллиграфии. Слева он выделен с помощью инструмента Shape (Форма) щелчком на оси объекта, посередине - с помощью инструмента Pick (Выбор), щелчком на краю объекта. Справа показан вид объекта после замены значения наклона каллиграфического пера с 0 на 60°.
Режим заготовки
В отличие от режима каллиграфии режим заготовки позволяет строить управляющую кривую двумя способами: в процессе построения составного объекта суперлинии или заранее, как обычную линию, с последующим преобразованием в управляющий объект.
В первом варианте пользователь действует так же, как в режиме каллиграфии, только вместо наклона каллиграфического пера выбирается заранее подготовленная схема подчиненного объекта - раскрывающийся список с этими схемами появляется в панели атрибутов (см. рис. 13). В этом случае в процессе перетаскивания инструмента по траектории создаваемой управляющей линии указатель инструмента выглядит как окружность темного цвета с диаметром, равным установленной ширине суперлинии. После отпускания кнопки мыши строится и отображается подчиненный объект (рисунок 10).
Рисунок 10 – Линии, построенные инструментом Artistic Media (Суперлиния) в
режиме заготовки: слева - выделена управляющая кривая; в центре и справа -
построенные на базе этой кривой по двум различным заготовкам подчиненные
объекты
Во втором варианте пользователь сначала строит линию инструментами Freehand (Кривая) или Bezier (Кривая Безье), затем выбирается инструмент Artistic Media (Суперлиния), включается режим заготовки и выбирается одна из заготовок, приведенных в раскрывающемся списке на панели атрибутов. Выделенная кривая преобразуется в управляющую кривую, и по ней строится подчиненный объект суперлинии. Если в качестве управляющего объекта используется соединенная линия, то заготовка суперлинии применяется к каждой из ее ветвей отдельно. Если перед выбором заготовки был выделен объект, уже являющийся суперлинией, то его подчиненный объект удаляется, а по сохраненной управляющей линии строится новый подчиненный объект в соответствии с новой заготовкой.
Режим кисти
В этом режиме подчиненный объект не строится по управляющей линии, а только деформируется в соответствии с ее формой и заданной шириной суперлинии. Исходным материалом для деформации служат мазки - изображения, сохраненные в специальном формате .cmx в папке, в которую была установлена программа CorelDRAW. Суть деформации состоит в том, что изображение-мазок растягивается или сжимается таким образом, чтобы его ширина равнялась длине управляющей линии соединенного объекта, а высота - заданной ширине суперлинии, а затем искривляется в соответствии с формой управляющей линии. Приемы построения суперлинии в режиме кисти - точно такие же, как в режиме заготовки.
Для того чтобы сохранить изображение в качестве мазка, его следует выделить с помощью инструмента Pick (Выбор), затем выбрать инструмент Artistic Media (Суперлиния), включить режим кисти и щелкнуть кнопку сохранения в качестве мазка на панели атрибутов. После определения (в раскрывшемся диалоговом окне) имени файла, в котором будет сохранен мазок, новым мазком можно пользоваться для создания суперлиний.
Рисунок 11 – Элементы панели атрибутов инструмента
Artistic Media (Суперлиния), специфические для режима кисти
В комплект поставки CorelDRAW входит определенное количество стандартных мазков, и их коллекцию можно расширять, внося в нее любые (не только векторные, но и точечные) изображения. После внесения изображения нового мазка в папку \CustomMediaStrokes его упрощенное изображение появляется в качестве новой альтернативы в раскрывающемся списке мазков на панели атрибутов для режима кисти (рисунок 11). Кнопка удаления мазка позволяет удалить из списка мазков ставший ненужным элемент. Физическое удаление мазка происходит не при щелчке на соответствующей кнопке панели атрибутов, а при завершении сеанса работы с CorelDRAW. Поэтому в течение сеанса с удаленным мазком еще можно работать.
Режим распылителя
Этот режим работы инструмента Artistic Media (Суперлиния) формирует не один подчиненный объект, а целую группу, размещая копии заранее определенного изображения (шаблон распылителя) вдоль управляющей линии. Пример получающегося в результате соединения объекта, составленного из окружностей с градиентной заливкой приведен на рисунке 12.
Рисунок 12 – Суперлиния построенная в режиме распылителя
Впрочем, такой составной объект можно отнести к линиям только с очень большой натяжкой. Функциональные возможности режима распылителя весьма широки, но в основном они дублируют возможности средств для построения пошаговых переходов (перетеканий).
В CorelDRAW редактирование формы кривой выполняется главным образом за счет воздействия на ее узлы инструментом Shape (Форма). Для сегментов предусмотрена всего лишь одна операция редактирования - изменение типа сегмента с прямолинейного на криволинейный или наоборот. Но и в этом случае вначале выделяется не сегмент, а соответствующий ему узел кривой.
Выделение узлов
Узлы выделяют теми же приемами, что объекты, только активным инструментом при этом должен быть не Pick (Выбор), a Shape (Форма). Для того чтобы выделить узел, достаточно щелкнуть на нем указателем инструмента. Для того чтобы добавить узел к выделенным (или вывести узел из выделения), этот щелчок следует выполнить при нажатой клавише SHIFT. При растягивании рамки выделения вокруг кривой после отпускания кнопки мыши окажутся выделенными все узлы, оказавшиеся внутри рамки.
Для того чтобы переместить выделение на начальный узел кривой, нажмите клавишу HOME, на конечный узел - клавишу END. Нажатие клавиши TAB перемещает выделение к следующему узлу кривой, SHIFT+TAB - к предыдущему узлу.
Для выделения всех узлов кривой достаточно выделить любой из ее узлов, а затем нажать клавиши CTRL+SHIFT+HOME.
Перетаскивание направляющих точек узла
Поведение сегментов, входящих и выходящих из узла линии, определяется расположением направляющих точек. После выделения узла на экране становятся видны направляющие точки, определяющие поведение обоих смежных с ним сегментов. Чтобы изменить форму сегмента, не перемещая узлов, достаточно перетащить соответствующие ему направляющие точки указателем инструмента Shape (Форма).
Перемещение узлов
Выделенный узел или совокупность выделенных узлов можно перемещать всеми приемами перемещения объектов. Чаще всего пользуются перетаскиванием выделенных узлов мышью (при этом все они смещаются одинаково) или смещением и суперсдвигом при помощи клавиш управления курсором.
Первый прием используется для грубой настройки формы кривой, второй позволяет выполнять более тонкую настройку (особенно если задать небольшое смещение, о чем говорилось выше).
Редактирование узлов
Кроме команд меню, редактирование узлов возможно с помощью кнопок панели атрибутов, соответствующей выделенному узлу или нескольким выделенным узлам и представленной на рисунке 13.
Ниже отдельные элементы управления панели атрибутов описаны в контексте операций редактирования узлов, сегментов и кривой в целом.
Добавление и удаление узлов
Зачастую для придания кривой желаемой формы требуется разместить на ней новые узлы. Простейший способ добиться этого - выполнить двойной щелчок указателем инструмента Shape (Форма) в той точке кривой, где должен появиться новый узел. После двойного щелчка вновь созданный узел выделяется, и можно назначить ему нужный тип (точка перегиба, сглаженный или симметричный) с помощью соответствующих кнопок панели атрибутов или команд контекстного меню.
Если выделить существующий узел кривой и щелкнуть на панели атрибутов кнопку со знаком «плюс», новый узел будет создан точно в середине сегмента, предшествующего выделенному узлу, причем оба узла (и ранее существовавший, и вновь созданный) будут выделены. Повторный щелчок кнопки добавления узлов приведет к появлению еще двух новых узлов.
Рисунок 13 – Панель атрибутов для совокупности выделенных узлов кривой
Перетаскивание и поворот узлов
К выделенным инструментом Shape (Форма) узлам объекта можно применять преобразования растяжения, сжатия и поворота, ранее рассмотренные применительно к объектам в целом. Для этого должно быть выделено не менее двух узлов, а переход к рамке выделения с соответствующей преобразованию формой маркеров выполняется не дополнительным щелчком мыши, как ранее, а с помощью кнопок панели атрибутов.
После того как вокруг выделенных узлов появится соответствующая преобразованию рамка выделения, само преобразование выполняется перетаскиванием указателем мыши одного из маркеров.
Замыкание кривой
Первый из способов состоит в выделении двух крайних узлов кривой с последующим щелчком кнопки Extend Curve To Close (Замыкающий сегмент). Выделенные узлы будут соединены прямолинейным сегментом, и кривая замкнется, или число ее ветвей уменьшится на единицу. Если выделен только один узел или один из выделенных узлов не крайний, эта кнопка остается недоступной.
Второй способ более радикален, поскольку воздействует сразу на все незамкнутые ветви кривой. Достаточно выделить всего лишь один крайний узел любой из ветвей и щелкнуть кнопку Auto-Close Curve (Автозамыкание), чтобы начальные и конечные узлы всех незамкнутых ветвей кривой оказались соединенными прямолинейными сегментами.
Отделение ветвей
Если в состав кривой входит несколько ветвей, любую из них можно превратить в самостоятельную кривую, не меняя ее формы. Обычно эта задача решается при помощи команды Arrange > Break Apart (Монтаж > Разъединить). Однако при этом вся кривая «разваливается» на отдельные ветви, каждая из которых становится автономным объектом. Если требуется вывести из состава кривой только одну ветвь, этот способ не годится.
В этом случае следует выделить любой узел ветви, подлежащей отделению, и щелкнуть на панели атрибутов кнопку Extract Subpath (Отделить ветвь). Остальные ветви останутся в составе исходной кривой.
Выравнивание узлов
Выравниванием узлов называется их перемещение по горизонтали и/или вертикали таким образом, чтобы они расположились на одной горизонтальной или вертикальной прямой или полностью совместились. Выравнивание возможно только в том случае, когда выделено более одного узла, принадлежащего кривой. После выделения нескольких узлов щелкните кнопку Align Nodes (Выровнять узлы) панели атрибутов (см. рисунок 13), и на экране появится диалоговое окно выравнивания узлов, представленное на рисунке 14.
Рисунок 14 – Диалоговое окно выравнивания
В диалоговом окне имеются три флажка, управляющих режимами выравнивания.
- Align Horizontal (Выровнять по горизонтали). При установке этого флажка все выделенные узлы кривой перемещаются в вертикальном направлении до совмещения с горизонтальной линией, проведенной через узел, выделенный последним.
- Align Vertical (Выровнять по вертикали). При установке этого флажка все выделенные узлы кривой перемещаются в горизонтальном направлении до совмещения с вертикальной линией, проведенной через узел, выделенный последним.
- Align Control Points (Выровнять направляющие точки). Установить этот флажок можно только в том случае, когда выделены ровно два узла кривой и одновременно установлены два предыдущих флажка. В результате выравнивания ранее выделенный узел перемещается до совмещения со вторым узлом, и его направляющие точки также перемещаются до совмещения с направляющими точками второго узла.
Эластичный сдвиг узлов
При одновременном перетаскивании совокупности выделенных узлов кривой каждый из них смещается на одно и то же расстояние. Однако при включении режима эластичного сдвига одноименной кнопкой панели атрибутов поведение перемещаемых узлов изменяется. В этом режиме смещение каждого из узлов оказывается обратно пропорциональным удалению этого узла от перемещаемого узла. Удаление рассматривается как расстояние между узлами вдоль кривой. На рисунке 15 представлен пример, наглядно показывающий отличия двух режимов сдвига выделенных узлов.
Рисунок 15 – Сдвиг выделенных узлов кривой в обычном и эластичном режимах
В обеих приведенных на рисунке кривых перед сдвигом было выделено восемь узлов (кроме крайнего левого). Для верхней кривой сдвиг выполнен в обычном режиме, для нижней - в эластичном. В обоих случаях перетаскивался крайний правый узел кривой.
Задания к практической работе
Задание 1.
1. Загрузить редактор CorelDRAW.
2. Изучить назначение кнопок палитры инструментов и их особенности.
3. Изучить назначение кнопок панели атрибутов, экранной палитры цветов.
4. Объяснить сведения, выводимые в строке состояния.
5. Получить изображения четырех типов прямоугольников. Выполнить для этого соответствующие операции.
6. Получить изображения прямоугольников с помощью клавиш - модификаторов.
7. Получить закругление одного и нескольких углов прямоугольника.
8. Построить изображение эллипса, сектора, дуги.
9. Выполнить построение многоугольников различных типов и их модификаций.
10. Воспроизвести фигуры.
11. Построить симметричные и логарифмические спирали с различным количеством витков.
12. Построить сетку.
Примечание. При построении сетки не меняйте принятых по умолчанию значений управляющих параметров и обратите внимание на сообщение в строке состояния: (Группа из 12 объектов на слое 1).
13. Построить плакат с образцами:
- вставьте в документ страницу альбомной ориентации, назовите ее Плакат и постройте плакат в виде таблицы, строки которой соответствуют освоенным вами инструментам, а в ячейках располагаются образцы объектов, которые можно с их помощью построить (рис. 16);
- сетку для самой таблицы постройте с помощью инструмента Graph Paper (Диаграммная сетка) во всю ширину страницы, оставив некоторое место наверху под заголовок.
14. По окончании работы сохраните документ CorelDRAW.
Рисунок 16 - Плакат с образцами
Задание 2.
На панели Рисования кривых есть
еще один интересный инструмент Художественное оформление,
предназначенный для создания оригинальных эффектов.
С помощью него можно располагать какое-то изображение вдоль нарисованной направляющей кривой. Кривая рисуется с помощью инструмента Художественное оформление, а изображениями могут быть: штрихи каллиграфического пера или кисти, текст или рисунок.
Выберите инструмент Художественное оформление и, как будто вы пользуетесь кисточкой, нарисуйте кривую линию.
На панели свойств вы
увидите пять режимов рисования данным инструментом:
Заготовка, Кисть, Распылитель, Каллиграфия, Нажим (перечислены по
порядку).
Выбрав каждый из этих режимов,
вы сможете нарисовать направляющую кривую (вдоль которой в дальнейшем
расположите нужное вам изображение). Гладкость этой кривой устанавливается
аналогично гладкости обычной кривой или с помощью тумблера на
панели свойств. Максимальную ширину линии можно установить самому, используя
поле со счетчиком
на панели свойств.
Рассмотрим подробнее работу с инструментами панели свойств.
Заготовка
С помощью режима Заготовка можно
рисовать линии с изменяющейся шириной того вида, который выбран из списка
заготовок. После выбора режима Заготовка на панели свойств появляется
список заготовок , из которого можно выбрать
нужный вид кривой.
Кисть
С помощью режима Кисть
можно нанести штрихи кисти вдоль нарисованной кривой линии. Если выбрать режим Кисть,
на панели свойств появляется список готовых штрихов (кстати, штрихи - это векторные
изображения).
Используя соответствующие штрихи, получите рисунок, похожий на следующий:
Рисунок 17 - Образец для рисования инструментом Художественное оформление в режиме Кисть
Теперь в режиме Кисть инструмента Художественное оформление создадим художественную надпись. Для этого выполните следующие действия:
1. На панели графики выберите инструмент Текст и наберите любой текст, установив размер шрифта 72 пт. Например, можете набрать текст
2.
Чтобы к тексту применять художественные эффекты, нужно его преобразовать
в кривые. Для этого выберите инструмент Указатель, нажмите правую
кнопку мыши на созданном тексте и в появившемся контекстном меню выберите пункт
Преобразовать в кривую или нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Q.
Замечание: Если вам нужно редактировать отдельные буквы художественного текста, выберите в меню пункты Упорядочить > Разъединить фигурный текст или нажмите Ctrl+K.
3.
Теперь приступим к художественному оформлению созданного текста.
Выделите текст и активизируйте режим Кисть инструмента Художественное
оформление. В списке готовых штрихов выберите нужный и подождите. Выбранный
штрих будет применен к созданному тексту. Например, выбрав соответствующий
штрих и толщину кривой, можно получить следующий эффект:
Рисунок 18 – Результат преобразования текста с помощью инструмента Художественное оформление
4. Поработайте отдельно с некоторыми буквами текста.
Распылитель
Режим Распылитель инструмента
Художественное оформление используют для нанесения вдоль кривой набора
изображений, содержащихся в списке Список файлов аэрозолей панели свойств. Кроме рисунков векторной графики с помощью этого
инструмента можно вдоль кривой расположить растровые изображения.
Панель свойств, появляющаяся после выбора режима Распылитель содержит много кнопок и полей, с помощью которых можно изменять:
1.
- гладкость кривой линии, вдоль
которой наносится изображение;
2.
- размер объектов, которые
будем распылять вдоль кривой (если кнопка
установки
масштаба Добавочное масштабирование нажата, нижнее поле доступно (вы
увидите на экране
) и можно установить в верхнем
поле размер начального объекта распыления, а в нижнем - последнего);
3.
- количество объектов,
помещаемых в каждой точке кривой (верхнее поле) и расстояние между распыляемыми
объектами (нижнее поле);
4.
- порядок отображения объектов;
5.
- поворот объектов
относительно направляющей кривой (если выбрать переключатель Относительно
пути, то угол поворота будет отсчитываться относительно кривой, если Относительно
страницы – то относительно страницы);
6.
- сдвиг объектов относительно
направляющей кривой.
7.
список распыляемых объектов путем выделения нарисованного объекта и
нажатия кнопки - Добавить в список
аэрозолей.
Если вы хотите восстановить
исходные параметры последовательности размещения объектов, нажмите кнопку Сбросить значения.
Используя режим Распылитель инструмента Художественное оформление, нанесите вдоль кривой изображение из списка Список файлов аэрозолей (можете создать его сами и добавить в список) и получите, например, следующий результат:
Рисунок 19 - Образец для рисования инструментом Художественное оформление в режиме Распылитель
Каллиграфия
В режиме Каллиграфия можно рисовать линии, имеющие разную ширину, как обычным пером.
Ширина линии в каждый момент зависит:
- от
максимальной ширины линии, которая устанавливается в поле Ширина;
- угла
наклона пера, определяемого значением поля Угол
наклона;
- направления движения указателя.
Нажим
В режиме Нажим ширина линии будет зависеть от нажима, который увеличивается, если при рисовании удерживать клавишу со стрелкой вверх, и уменьшается - при нажатии клавиши со стрелкой вниз.
Попробуйте сами нарисовать какие-нибудь линии в режимах Каллиграфия и Нажим.
Задание 3.
Выделите все объекты составляющие композицию, и сгруппируйте их с помощью команды «Компоновать > Группа» или нажатием клавиш Ctrl+G.
Замечание 1: Разгруппировать объединенные объекты можно командой «Компоновать > Разгруппировать» или нажатием клавиш Ctrl+U.
Замечание 2:
Можно выделить отдельно объект в группе, не разгруппировывая ее. Для этого
нужно выбрать инструмент «Указатель» и, удерживая клавишу
Ctrl, выделить нужный объект.
Рассмотрим три средства создания копий объектов, существующие в CorelDRAW: дублирование объекта; клонирование объекта; копирование через буфер обмена.
Дублирование объекта - копирование выделенного объекта непосредственно на рабочее поле. Дубликат изображается с небольшим смещением относительно оригинала. Дублирование производится с помощью команды «Редактировать > Дублировать» или нажатием клавиш Ctrl+D.
Клонирование объекта - это также копирование выделенного объекта, но с одновременным созданием связи между оригиналом (эталоном) и его копией (клоном). В результате все дальнейшие изменения эталона будут применяться и к клону. Клонирование производится с помощью команды «Редактировать > Клонировать».
Копирование объекта через буфер обмена производится стандартными способами: либо нажатием горячих клавиш, либо с помощью команд меню «Редактировать». Ctrl+C - копирование в буфер; Ctrl+X - перенос в буфер; Ctrl+V - извлечение из буфера (могут быть зарезервированы другие сочетания клавиш).
- Постройте рисунок, похожий на следующий:
- Выделите и сгруппируйте (Ctrl+G) все нарисованные объекты.
- Сделайте одну копию и один клон объекта (созданной группы).
- Преобразуйте (поверните, измените, размеры и переместите) копию и клон так, чтобы получился рисунок (слева - исходный рисунок; в середине - клон; справа - копия):
- Измените, цвет исходного объекта и убедитесь, что клон также меняет цвет. В итоге, должен получиться рисунок, похожий на следующий:
Задания для самостоятельной работы
Задание. Используя инструмент Artistic Media (Художественное оформление), создайте художественные эффекты в разных режимах.
Режим Brush(Кисть)
Режим Sprayer (Распылитель)
Контрольные вопросы
1. Перечислите инструменты рисования линий
2. Какой инструмент позволяет изменять форму линий по узловым точкам?
3. Перечислите и опишите виды заливок.
4. Какие настройки линий вы знаете?
5. Какие элементы рабочей среды пользователя существуют в Corel DRAW?
6. Из каких примитивов слагается векторное изображение в Corel DRAW?
7. С какими инструментами для построения примитивов Вы познакомились?
8. Какой элемент рабочей среды Corel DRAW отвечает за изменение значений параметров экземпляров объектов?
9. Определение и назначение рамки выделения.
10. Назначение инструментов Pick Tool и Shape Tool
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.