Создание поликультурного образовательного пространства как основа формирования нравственности обучающихся

  • docx
  • 19.09.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ааа.docx

Формирование поликультурного образовательного пространства на основе диалога культур

Проблема национальной идентичности для России, как для одной из наиболее полиэтничных стран мира, особенно актуальна. В нашей стране практически нет регионов с многоэтничным составом населения.

Подготовка школьников к жизни и деятельности в многоязычном и поликультурном обществе стала одной из приоритетных задач школьного образования. Она реализуется как в специализированных учебных заведениях, так и в общеобразовательных школах. Чтобы научить детей взаимопониманию, уважению друг к другу, помочь им освоиться в полиэтническом пространстве, необходима систематизированная работа, направленная на знакомство учащихся разных национальностей с особенностями традиций, культуры, этикета той страны, гражданами которой они являются, при этом остаться уникальными носителями своей культуры.

Проведение совместных мероприятий, позволяющих познакомить с самобытностью, уникальностью каждой национальной культуры способствуют укреплению межэтнических связей, сохраняя культуру каждого народа. Школа становится своего рода одним из культурных центров, который объединяет как учащихся, так и родителей.

Каждый человек является носителем определённой этнической культуры, которой присущи такие компоненты, как язык, словесный фольклор, религия, этикет, традиции и т. д. Люди различных этнических культур взаимодействуют друг с другом в рамках поля отечественной и мировой культуры, обогащая культурный уровень друг друга.

Таким образом, совокупность этнокультурного и поликультурного и краеведческого образования является элементами социально-культурной компетенции, которая, в свою очередь, помогает воспитывать нравственного человека. Человека – знающего и понимающего историю, культурные особенности своей страны, язык, менталитет народа, способного беречь наследие и ресурсы и передавать знания будущим поколениям.

Миграционные процессы, связанные с распадом Советского союза и притеснением некоторых народов на сопредельных территориях сформировали сообщества, диаспоры, которые проживают организованно в городе Новосибирске. Новосибирская область является государственно-территориальным субъектом, то есть коренной народ со своими национальными особенностями не выделяется. Обучения в школах ведётся на русском языке, хотя проживают народы, которые на бытовом уровне могут разговаривать на разных языках субъектов РФ.

В школе в тесном сотрудничестве проживают, работают и учатся представители разных национальных культур, религиозных конфессий, которым ежедневно необходимо не только получать образование на неродном для них языке, но и взаимодействовать друг с другом. Национальную основу составляют русские и езиды. Среди прочих национальностей представлены: армяне, уйгуры, цыгане, киргизы, таджики, корейцы.

Опрос учащихся и родителей выявил следующие проблемы:

– слабое владение русским языком мигрантами первой и второй волны (маленький словарный запас, неправильная речь – отсутствие категории рода в родном языке, отсутствие согласованности между существительным и прилагательным в роде, числе, падеже);

– резкая смена проживания и проблема адаптации вновь прибывших детей;

– низкий уровень знаний мигрантами истории российского народа;

– низкая мотивация к изучению культуры и традиций народов, проживающих в социуме города;

– наличие традиционного уклада жизни, отличающегося от привычного для россиян (главенство мужчины в семье позволяет решать возможность и срок обучения для дочерей в школе).

Основное содержание образования в данном случае целесообразно построить на следующих принципах:

1. Приоритет российских этнокультурных традиций по отношению к зарубежным в содержании поликультурного образования.

2. Развивающая и воспитательная направленность этнокультурного и поликультурного образования.

3. Непрерывность и преемственность образования.

4. Вариативное содержание образования, гибкое сочетание в нем этнокультурного и поликультурного компонентов.

5. Взаимосвязь с семьёй, школой, учреждениями культуры и дополнительного образования.

6. Индивидуальный подход.

Предлагаем «Модель формирование поликультурного образовательного пространства на основе ДИАЛОГА КУЛЬТУР», который позволит обучающимся в будущем влиться в социальную среду государства, воспитает чувства патриотизма, гражданственности, социальной активности, поможет преодолеть языковой барьер, позволит обладать высоким уровнем социально-культурных компетенций и быть конкурентоспособным на рынке труда

В основу модели поликультурного образования и воспитания заложено формирование базовых компетентностей: социальной, коммуникативной, информационной, образовательной.

Даная модель дополняет реализуемую программу духовно-нравственного развития обучающихся, так как расширяет комплекс задач приобщения детей к национально-культурным традициям русского народа, других народов России, а также к этнокультурному наследию зарубежных стран.

Цель: Создание условий для формирования и развития комплекса интеллектуальных и личностных качеств обучающихся на основе знакомства с национально культурным многообразием России через краеведческий компонент, обеспечивающий развитие, творческих способностей и успешную социализацию.

Задачи:

– формирование у обучающихся представлений о культурном многообразии современной России и формах культурного взаимодействия разных народов;

– формирование представления об истории и природе, традициях России через чувства чести, достоинства, долга, совести и уважения;

– организация совместной работы по вовлечению учащихся и педагогов в проектную, научно-исследовательскую и творческую работу по изучению культурного наследия народов России и мира;

– создание педагогических условий для участия детей в процессах сохранения и развития традиций народной и художественной культуры;

– освоение принципов межкультурного взаимодействия и межнационального общения в поликультурной среде школы;