Урок 17. Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.
Типы речи
Словарный диктант
1 вариант |
2 вариант |
национальность |
государство |
содружество |
дружественный |
пергамент |
орнамент |
прелестный |
опасный |
участвовать |
перемещаться |
- Прежде чем мы перейдём к новой теме урока, вспомним о чём говорили на прошлом уроке, для этого нам поможет задание 2 из раздела "Проверим себя" на стр 17 и ваши записи в тетради на прошлом уроке.
- На доске вы видите буквы: П, О, Р, которые являются начальными буквами понятий, с которыми знакомились на уроках развития речи в 5 классе.
П – повествуем, говорим, рассказываем
О – описываем
Р – рассуждаем, размышляем
- Что могут обозначать эти буквы?
- Каким общим понятием объединены повествование, описание и рассуждение?
- Определите тему урока (Типы речи).
- Опираясь на опорные слова (написаны на доске), определите цели нашего урока:
ВСПОМНИТЬ…(признаки типов речи)
УМЕТЬ…(определять тип речи)
НАУЧИТЬСЯ…(создавать тексты разных типов речи)
Работа в группах: Определить, текст какого типа речи может получиться, если создать его по схеме, указанной в задании. №1(повествование), №2(описание), №3(рассуждение)
Определить, текст какого типа речи может получиться, если создать его по схеме, указанной в задании. ГРУППА №1 А) Что происходило вначале? Б) Что произошло потом? В) Чем все закончилось? Г) Слова какой части речи будут преобладать в тексте, написанном по данному рисунку? Д) Какую задачу ставит автор в этом типе речи? Е) Текст какого типа речи получится, если создать его по этой схеме? |
Определить, текст какого типа речи может получиться, если создать его по схеме, указанной в задании. ГРУППА №2 А) Что изображено на рисунке? Б) Какие признаки можно определить у этого предмета? В) Слова какой части речи будут преобладать в тексте, написанном по данному рисунку? Г) Какую задачу ставит автор в этом типе речи? Д) Текст какого типа речи получится, если создать его по этой схеме? |
Определить, текст какого типа речи может получиться, если создать его по схеме, указанной в задании. ГРУППА №3 А) К этому типу речи можно задать вопросы: Почему? В чем причина данного явления? Что из этого следует? Б) Почему нет рисунка к этому типу речи? В) Слова какой части речи будут преобладать в тексте, написанном по данной схеме? Г) Какую задачу ставит автор в этом типе речи? Д) Текст какого типа речи получится, если создать его по этой схеме? |
- 1 ряд определяет тип речи упр 17 (повеств), 2 ряд - упр 18 (рассужд), 3 ряд - упр 19 (опис и рассужд)
Типы речи |
|||
Повествование |
Описание |
Рассуждение |
|
Задача |
рассказать |
показать |
доказать |
Вопрос |
Что? Когда? Где? Как? |
Какой? Каков? |
Почему? |
Особенности построения |
Начальная часть (представление предмета) Основная часть – описание признаков предмета |
Вступление Завязка Развитие действия развязка |
Тезис, Аргументы Примеры (необязательно) Вывод (необязательно) |
Части речи |
гл, обозначающие последовательность действ |
сущ, прил. |
сущ, нареч |
Фотография |
несколько снимков или фильм |
одна фотография |
нельзя сфотографировать |
- Представьте содержание каждого текста в фотографиях. К какому тексту достаточно 1 фотографии? К какому надо несколько? К какому невозможно сделать фотографий?
Физминутка.
Мы хорошо поработали, много узнали,
Теперь пришло время отдохнуть.
Физкультминутка!
Типы речи повторяли
И немного мы устали.
Встанем, ручки разведём,
Ножки тоже потрясём.
Корпус дружно повернём,
Сядем, рассуждать начнём!
- Таким образом мы с вами имеем 2 алгоритма определения типа речи: РИСУЕМ СХЕМУ
1) При приеме фотографирования можно взять карандаш и если можем нарисовать одну картинку и с помощью прилагательных раскрасить картинку и нарисовать какие-либо размеры, форму- тип речи описание; если > одной картинки и действия видимые-тип речи повествование; если 0 картинок и содержание текста связано с мыслительной деятельностью-рассуждение
2) При работе с текстом обращаем внимание, какие в тексте есть части речи: при наличии прилагательных, обозначающих цвет, форму, размер - скорее всего, описание, при наличии глаголов, обозначающих движение человека, животного-повествование, при наличии глаголов, обозначающих мыслительную деятельность человека либо отглагольных существительных - рассуждение.
- Приведите примеры ситуаций, когда вы сами используете в речи каждый из типов? Всегда ли удаётся выражать мысли в одном определённом типе речи?
Рефлексия. Нарисуйте термометр и от 0 до 5 оцените свою работу на уроке.
Подведение итогов урока. Достигли ли мы поставленных целей? Что узнали, чему научились?
Домашнее задание. Совсем незаметно пролетел урок и пришло время для домашнего задания: выписать из произведений художественной литературы фрагменты с разными типами речи не менее 3 предложений на каждый фрагмент, но не указывайте какой это тип речи.
Определить, текст какого типа речи может получиться, если создать его по схеме, указанной в задании. ГРУППА №1 А) Что происходило вначале? Б) Что произошло потом? В) Чем все закончилось? Г) Слова какой части речи будут преобладать в тексте, написанном по данному рисунку? Д) Какую задачу ставит автор в этом типе речи? Е) Текст какого типа речи получится, если создать его по этой схеме? |
Определить, текст какого типа речи может получиться, если создать его по схеме, указанной в задании. ГРУППА №2 А) Что изображено на рисунке? Б) Какие признаки можно определить у этого предмета? В) Слова какой части речи будут преобладать в тексте, написанном по данному рисунку? Г) Какую задачу ставит автор в этом типе речи? Д) Текст какого типа речи получится, если создать его по этой схеме? |
Определить, текст какого типа речи может получиться, если создать его по схеме, указанной в задании. ГРУППА №3 А) К этому типу речи можно задать вопросы: Почему? В чем причина данного явления? Что из этого следует? Б) Почему нет рисунка к этому типу речи? В) Слова какой части речи будут преобладать в тексте, написанном по данной схеме? Г) Какую задачу ставит автор в этом типе речи? Д) Текст какого типа речи получится, если создать его по этой схеме? |
Определить, текст какого типа речи может получиться, если создать его по схеме, указанной в задании. ГРУППА №1 А) Что происходило вначале? Б) Что произошло потом? В) Чем все закончилось? Г) Слова какой части речи будут преобладать в тексте, написанном по данному рисунку? Д) Какую задачу ставит автор в этом типе речи? Е) Текст какого типа речи получится, если создать его по этой схеме? |
Определить, текст какого типа речи может получиться, если создать его по схеме, указанной в задании. ГРУППА №2 А) Что изображено на рисунке? Б) Какие признаки можно определить у этого предмета? В) Слова какой части речи будут преобладать в тексте, написанном по данному рисунку? Г) Какую задачу ставит автор в этом типе речи? Д) Текст какого типа речи получится, если создать его по этой схеме? |
Определить, текст какого типа речи может получиться, если создать его по схеме, указанной в задании. ГРУППА №3 А) К этому типу речи можно задать вопросы: Почему? В чем причина данного явления? Что из этого следует? Б) Почему нет рисунка к этому типу речи? В) Слова какой части речи будут преобладать в тексте, написанном по данной схеме? Г) Какую задачу ставит автор в этом типе речи? Д) Текст какого типа речи получится, если создать его по этой схеме? |
Определить, текст какого типа речи может получиться, если создать его по схеме, указанной в задании. ГРУППА №1 А) Что происходило вначале? Б) Что произошло потом? В) Чем все закончилось? Г) Слова какой части речи будут преобладать в тексте, написанном по данному рисунку? Д) Какую задачу ставит автор в этом типе речи? Е) Текст какого типа речи получится, если создать его по этой схеме? |
Определить, текст какого типа речи может получиться, если создать его по схеме, указанной в задании. ГРУППА №2 А) Что изображено на рисунке? Б) Какие признаки можно определить у этого предмета? В) Слова какой части речи будут преобладать в тексте, написанном по данному рисунку? Г) Какую задачу ставит автор в этом типе речи? Д) Текст какого типа речи получится, если создать его по этой схеме? |
Определить, текст какого типа речи может получиться, если создать его по схеме, указанной в задании. ГРУППА №3 А) К этому типу речи можно задать вопросы: Почему? В чем причина данного явления? Что из этого следует? Б) Почему нет рисунка к этому типу речи? В) Слова какой части речи будут преобладать в тексте, написанном по данной схеме? Г) Какую задачу ставит автор в этом типе речи? Д) Текст какого типа речи получится, если создать его по этой схеме? |
Определить, текст какого типа речи может получиться, если создать его по схеме, указанной в задании. ГРУППА №1 А) Что происходило вначале? Б) Что произошло потом? В) Чем все закончилось? Г) Слова какой части речи будут преобладать в тексте, написанном по данному рисунку? Д) Какую задачу ставит автор в этом типе речи? Е) Текст какого типа речи получится, если создать его по этой схеме? |
Определить, текст какого типа речи может получиться, если создать его по схеме, указанной в задании. ГРУППА №2 А) Что изображено на рисунке? Б) Какие признаки можно определить у этого предмета? В) Слова какой части речи будут преобладать в тексте, написанном по данному рисунку? Г) Какую задачу ставит автор в этом типе речи? Д) Текст какого типа речи получится, если создать его по этой схеме? |
Определить, текст какого типа речи может получиться, если создать его по схеме, указанной в задании. ГРУППА №3 А) К этому типу речи можно задать вопросы: Почему? В чем причина данного явления? Что из этого следует? Б) Почему нет рисунка к этому типу речи? В) Слова какой части речи будут преобладать в тексте, написанном по данной схеме? Г) Какую задачу ставит автор в этом типе речи? Д) Текст какого типа речи получится, если создать его по этой схеме? |
Определить, текст какого типа речи может получиться, если создать его по схеме, указанной в задании. ГРУППА №1 А) Что происходило вначале? Б) Что произошло потом? В) Чем все закончилось? Г) Слова какой части речи будут преобладать в тексте, написанном по данному рисунку? Д) Какую задачу ставит автор в этом типе речи? Е) Текст какого типа речи получится, если создать его по этой схеме? |
Определить, текст какого типа речи может получиться, если создать его по схеме, указанной в задании. ГРУППА №2 А) Что изображено на рисунке? Б) Какие признаки можно определить у этого предмета? В) Слова какой части речи будут преобладать в тексте, написанном по данному рисунку? Г) Какую задачу ставит автор в этом типе речи? Д) Текст какого типа речи получится, если создать его по этой схеме? |
Определить, текст какого типа речи может получиться, если создать его по схеме, указанной в задании. ГРУППА №3 А) К этому типу речи можно задать вопросы: Почему? В чем причина данного явления? Что из этого следует? Б) Почему нет рисунка к этому типу речи? В) Слова какой части речи будут преобладать в тексте, написанном по данной схеме? Г) Какую задачу ставит автор в этом типе речи? Д) Текст какого типа речи получится, если создать его по этой схеме? |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.