СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Оценка 4.9

СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Оценка 4.9
Домашняя работа
docx
окружающий мир
3 кл
24.03.2017
СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ  УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Статья посвящена проблеме формирования общеучебных универсальных действий в начальной школе. Автором рассматриваются педагогические условия, которые способствую формированию общеучебных универсальных действий посредствам проектной деятельности. Также в статье раскрываются основные понятия: «универсальные учебные действия», «познавательные универсальные действия», «проектная деятельность».
СТ-8 Секция 12 Гурьева.docx

СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ  УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

И.В.Гурьева

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Череповецкий государственный университет», город Череповец

 

 

Статья посвящена проблеме формирования общеучебных универсальных действий в начальной школе. Автором рассматриваются педагогические условия, которые способствую формированию общеучебных универсальных действий посредствам проектной деятельности. Также в статье раскрываются основные понятия: «универсальные учебные действия», «познавательные универсальные действия», «проектная деятельность».

Ключевые слова: универсальные учебные действия, формирование общеучебных универсальных действий, проект, информационный проект, домашнее задание.

 

 

Начальное образование сегодня - это основа для формирования учебной деятельности ребенка. Именно начальная школа должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил пути развития начальной школы и установил требования к итогам обучения, которые включают освоенные учащимися универсальные учебные действия.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения термин «универсальные учебные действия» понимается как система учебных действий ученика, освоенных на базе предметного содержания, применяемых как в области образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. [3, с. 18]

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [1, с.27].

В настоящее время подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и другими современными учеными. В литературе выделяют четыре блока универсальных учебных действий: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Особое внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отводится познавательным универсальным учебным действиям, направленных на достижение личностных и метапредметных результатов. Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, и логические действия.

Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение и развитие общеучебных универсальных действий, особое место занимает проектная деятельность.

На современном этапе вопросы использования проектной деятельности в обучении рассматриваются на иной теоретической базе. В публикациях А.И. Бондаренко, Е.Н. Землянской, П.А. Маслова, В.Д. Симоненко, О.В. Федоскиной и других отражен богатый развивающий потенциал проектной деятельности для учащихся начальной школы, ее позитивное влияние на мотивационную, когнитивную, коммуникативную и эмоциональную сферы младшего школьника.

В настоящее время в связи с выходом нового поколения ФГОС начального общего образования и применением проектной деятельности в учебном процессе актуальность данной проблемы возрастает.

Рассмотрим более подробно сущность и содержание понятия «познавательные универсальные учебные действия». Так, в  словообразовательном словаре Тихонова А.Н. слово «познавательный» образовано от слов «познавать – познать - знать». [5, с.168]

В толковом словаре Ожегова С. И. определены значения этих слов: слово «знать - иметь сведения о ком-чем-нибудь»; слово «познать - постигнуть, приобрести знание о чем-нибудь»; слово «познание - приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира». [6]

Исходя из данных значений, понятие «познавательные универсальные учебные действия» можно рассматривать  как систему способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Познавательные универсальные учебные действия структурируются из общеучебных и логических универсальных учебных действий, и постановка и решения проблемы.

Перейдем к рассмотрению понятия «проектная деятельность». Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными категориями как «проект», «деятельность». Рассмотрим основные составляющие данного понятия.

   В «Толковом словаре русского языка» Ожегова С.И. указываются три определения слова «проект»: 1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план. [6]

   В педагогической литературе понятие «проект» изначально имело три важных признака. Это ориентация обучающихся: 1) на получение знаний в процессе осуществления деятельности; 2) на действительность, выражающуюся в решении практической задачи в условиях, близких к реальной жизни; 3) на конкретный продукт, предусматривающий применение знаний из различных областей наук с целью достижения запланированного результата. [4, с. 32]

По мнению Леонтьева А.Н. «деятельность - осмысленное и целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью или специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающей действительности и самого себя».[2]

Таким образом, проектная деятельность является целенаправленной деятельностью с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.  

В проектной деятельности существует большое количество классификаций, все они в большей степени схожи между собой. В работе с детьми начальной школы более целесообразным будет придерживаться классификации Полат Е.С., так как основой  данной классификации являются система критерий проектной деятельности и соответствует  общедидактическим принципам. В данной классификации выделяются 6 основных признаков: по доминирующему в проекте методу или виду деятельности (исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные); по признаку предметно-содержательной области (монопроекты; межпредметные проекты); по характеру контактов (внутренние или региональные, международные); по количеству участников проекта (индивидуальные, парные, групповые); по продолжительности проекта (краткосрочные, средней продолжительности; долгосрочные); по результатам (доклад, альбом, сборник, каталог; макет, схема, план - карта; видеофильм; выставка).[2]  Данные признаки позволяют рассмотреть проектную деятельность «со всех сторон», что не менее важно на начальном этапе обучения.

Для формирования общеучебных универсальных действий младших школьников средствами проектной деятельности необходимы специальные условия. Одно из таких условий – это создание информационных проектов при выполнении домашних заданий.

Для реализации данного условия нами были разработаны темы индивидуальных информационных проектов (УМК «Школа 2100» 3 класс), которые ученики готовили самостоятельно при выполнении домашних заданий. (см. таблицу 1)

Таблица 1

Темы индивидуальных информационных проектов.

 

Учебный предмет

Темы индивидуальных информационных проектов

Методическое обоснование

Окружающий мир

 

 

1.«Самое маленькое животное планеты». «Самое большое животное планеты».

 

 

2. «Мой домашний друг».

 

4. «Влияние воды на жизнь растительного мира».

 


5. «Изменения в природе с наступлением зимы».

 


6. «Солнце – друг природы или враг?»

 

В качестве домашнего задания предлагается подготовить мини-реферат на тему, которую предлагает учитель. Данное задание выполняет каждый ребенок или несколько учеников (по желанию), источники информации не ограничивались. На следующим уроке дети демонстрировали свои мини-рефераты.

 

Окружающий мир

 

3. «Мир лекарственных растений»

Предварительно на уроке учащимся рассказывают о том, как засушивать растения и собирать гербарий. 

На дом дается задание найти информацию о лекарственных растениях и подготовить рассказ. На занятиях, весь материал, собранный детьми, обобщаются в классе, создается справочник лекарственных растений. Получается коллективный проект.

Литературное чтение

7. «Жизнь и творчество В.Ю. Драгунского.»

 

 

8. «Что такое сказка?»

 

В качестве домашнего задания предлагается подготовить проект на тему, которую предлагает учитель. Данное задание выполняет каждый ребенок или несколько учеников (по желанию) в группе, источники информации не ограничивались. На следующим уроке дети демонстрировали свои мини-рефераты.

 

Математика

9.«Находим расстояние от дома до школы».

 

10.«Определяем время, затраченное на выполнение домашнего задания».

 

11.«Как считали на Руси?»

В качестве домашнего задания предлагается подготовить проект на тему, которую предлагает учитель. Данное задание выполняет каждый ребенок или несколько учеников (по желанию) в группе, источники информации не ограничивались. Защита проектов осуществляется на уроке или во внеурочное время.

 

 

В ходе выполнения информационных проектов в рамках домашнего задания учащиеся самостоятельно добывают знания и находят пути решения проблем. Выполнение учащимися проекта предусматривает разнообразные методы и формы учебной деятельности, поскольку достижение основной цели проекта предполагает решение частных задач. При этом осуществляется личностно-ориентированный подход к организации такого учебного исследования, когда участник проекта разрабатывает отдельную его часть, с учетом своих склонностей и интересов.

Информационный проект  направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Результат такого проекта являются статья, тезисы, реферат, видеофильм. Работа над домашним информационном проектом подразумевает выполнение всех этапов проектной деятельности. Контроль выполнения такого домашнего задания также не маловажен, учащиеся должны четко знать, какой форме и в какие сроки представить результат работы. Выполненный проект должны быть представлен на обсуждение всего класса (защита проекта) на одном из уроков, либо в рамках внеклассного мероприятия. Отметим, что результаты домашнего информационного проекта могут быть использованы на последующих уроках с целью объяснения нового материала, либо обобщения уже изученного.

Таким образом, использование домашних заданий как способа организации информационных проектов способствует повышению уровню знаний учащихся, а также позволяет формировать общеучебные универсальные действия у младших школьников.

 

Список литературы

 

1.                 Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 160 с.

2.                 Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Aкадемия. - 2000. - с. 171.

3.                 Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011. — 231 с. — (Стандарты второго поколения).

4.                 Рагозинская Н. И., Колобякина Т. П.,  Педагогическое проектирование в инновационной деятельности учителей начальных классов // Учитель, № 3, 2004., с.31-37

5.                 Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. – 2-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1990.

6.                 http://slovarozhegova.ru/ -  Толковый словарь русского языка Ожегова С.И.


 

Скачано с www.znanio.ru

СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

В настоящее время подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются

В настоящее время подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются

Перейдем к рассмотрению понятия «проектная деятельность»

Перейдем к рассмотрению понятия «проектная деятельность»

Для формирования общеучебных универсальных действий младших школьников средствами проектной деятельности необходимы специальные условия

Для формирования общеучебных универсальных действий младших школьников средствами проектной деятельности необходимы специальные условия

Литературное чтение 7. «Жизнь и творчество

Литературное чтение 7. «Жизнь и творчество

Таким образом, использование домашних заданий как способа организации информационных проектов способствует повышению уровню знаний учащихся, а также позволяет формировать общеучебные универсальные действия у младших школьников

Таким образом, использование домашних заданий как способа организации информационных проектов способствует повышению уровню знаний учащихся, а также позволяет формировать общеучебные универсальные действия у младших школьников
Скачать файл