Цель урока: систематизировать и закрепить полученные в ходе изучения темы знания, умения и навыки; прививать любовь к своей малой родине; развивать познавательный интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха; воспитание культуры общения.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Технология: интеграция, использование ИКТ.
Оборудование: презентация, мультимедиапроектор, 2 ворот, мяч.
Конспект урока по русскому языку (6 класс)
Простые, сложные и составные числительные
Цели:
Углублять и расширять представление об имени числительном
Сформировать понятие о простых, сложных и составных числительных
Формировать умения определять простые, сложные и составные
числительные.
Научить правописанию простых, сложных и составных числительных
Познакомить с особенностями склонения числительных
Сформировать умение склонять числительные
Оборудование урока: презентация
Ход урока.
1. Организационный момент. Со звонком ученики приветствует учителя
и садятся на свои места. Записать в тетради: Число. Классная работа.
2. Вступительное слово учителя.
Итак, какая часть речи рассматривается нами на уроках?
(Имя числительное)
Расскажите о числительных, приводя примеры из домашнего задания.
Вам на дом было задано подобрать три фразеологизма с
числительными и объяснить их значение.
3. Проверка домашнего задания
(3 фразеологизма с числительными и их значение; опрос нескольких
учеников)
4. Изучение новой темы.
Посмотрите на доску. Чем отличаются числительные?
На доске: восемнадцать, пятьсот, сто один.
(корень, два корня, два слова)
То есть числительные отличаются по своему строению. Записываем
тему урока: «Простые, сложные и составные числительные» (слайд)
Какие цели мы должны поставить на уроке?
(Сформировать понятие о простых, сложных и составных числительных,
научиться правописанию простых, сложных и составных числительных,
научиться склонять простые, сложные и составные числительные)
Какие из числительных на доске являются сложным, простым и
составным?
1Так вот, ребята, количественные и порядковые числительные по
своему строению делятся на три группы: («запоминалка»)
Числительные, которые состоят лишь из одного корня – простые; у
которых два корня – сложные, а состоящие из двух или нескольких
слов – составные.
Таким образом, какие перед вами числительные по строению? (слайд)
Посмотрите на (слайд). Первый ряд выписывает простые
числительные, второй ряд сложные, а третий составные.
Пятнадцать, семь, сто шестнадцать, восемнадцатый, одиннадцать,
миллион, шестьсот, семидесятый, девяносто шестой, семьсот сорок
один, триста двадцать, четвертый, девятьсот девяносто девять тысяч,
миллиард.
(1 Пятнадцать, семь, восемнадцатый, одиннадцать, миллион,
четвертый, миллиард
2 шестьсот, семидесятый
3 сто шестнадцать, девяносто шестой, семьсот сорок один, триста
двадцать, девятьсот девяносто девять тысяч)
Ребята, какие трудности могут возникнуть при написании имён
числительных? Какие вы увидели орфограммы?(две нн, ь в середине)
Очень важно помнить о написании таких числительных как
одиннадцать(стык корня и суффикса), миллион и миллиард. Запишите их
себе в «запоминалку», подчеркните удвоенные согласные и обведите в
рамочку (слайд)
При написании простых, а особенно сложных и составных
числительных важно помнить о мягком знаке (слайд)
Ь пишется: На конце числительных от 5 до 20 и в числительном 30; В
середине числительных от 50 до 80 и от 500 до 900.
Ь не пишется: в середине числительных 15, 16, 17, 18, 19.
Применяя правило о правописании Ь в числительных, запишите
цифры словами: (слайд)
Семьсот семьдесят семь, пятнадцать, девятьсот тридцать два,
двадцать, шестьдесят, восемьдесят девять, пятьдесят восемь,
девятнадцать.
Поменяйтесь тетрадями и проверяем (слайд)
У кого всё правильно? Какие ошибки?
5. Работа с учебником.
Выполним упражнение 578 на странице 265. §50.
Запишите словами количественные числительные в таком порядке:
простые, сложные, составные. Образуйте от сложных количественных
числительных сложные порядковые.
2Ребята, какой морфологический признак объединяет и
количественные и порядковые е числительные?
(падеж)
Существуют особенности при склонении количественных и
порядковых числительных. Зачитайте правило под цифрой 2 (§50 стр
264).
Стр 266.
Просклоняем несколько числительных.
Работа у доски учеников.
и. п. пятьдесят
р. п. пятидесяти,
д. п. пятидесяти
в.п. пятьдесят
т. п. пятьюдесятью
п. п. о пятидесяти
и.п. восьмитысячный
р.п. восьмитысячного
д.п. восьмитысячному
в.п. восьмитысячный
3т.п. восьмитысячным
п.п. о восьмитысячном
и.п. девятьсот двадцать пять
р.п девятисот двадцати пяти
д.п. девятистам двадцати пяти
в.п. девятьсот двадцать пять
т.п. девятьюстами двадцатью пятью
п.п. о девятистах двадцати пяти
6. Подведение итогов:
Итак, давайте подведём итоги, на какие группы делятся
числительные по строению?
(простые, сложные, составные)
Чем отличаются эти группы?
(корень, два корня, два слова)
Когда мы пишем мягкий знак в простых, сложных и составных
числительных?
(На конце числительных от 5 до 20 и в числительном 30; В середине
числительных от 50 до 80 и от 500 до 900).
А как мы будем писать числительные 15, 16, 17, 18, 19?
(Без мягкого знака в середине)
Что мы узнали об особенностях при склонении количественных и
порядковых числительных?
(повторить правила)
Правописание каких трёх числительных необходимо запомнить?
(одиннадцать, миллион и миллиард)
7. Домашнее задание: нет, т.к. 2 урока в один день.
Список литературы:
Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.
Разумовская, СИ. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М.
Разумовской, П.А. Леканта. — 11е изд., М, 2007.
Купалова А.Ю. Самостоятельная работа учащихся по русскому языку в
6 классе малокомплектной школы; М.: Просвещение, 1989
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе М.: Просвещение
2008
http://nsportal.ru/shkola/russkiiyazyk/library/
http://www.xenoid.ru/materials/russkiy/uch_rus_morph05.php
45