Справка
по итогам мониторинга сформированности УУД
у учащихся 4-х классов
2019-2020 г.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование .
Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос.
Инструментарий контроля: в соответствии с планом работы школы с целью оценки качества и разработки рекомендаций по организации образовательного процесса в школе проведен мониторинг сформированности универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный ;
3) познавательный;
4) коммуникативный.
В ходе исследования были использованы адаптированные методики, позволяющие определить уровень сформированности личностных УУД. Исследование проводилось в марте 2020года. В нем приняли участие 67 учеников 4-х классов.
Личностные УУД
Цель: исследование уровней самооценки, школьной мотивации и тревожности младших школьников.
Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к школе и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Показатели сформированности личностных УУД
Личностные УУД |
Показатели сформированнсоти личностных УУД |
||
Высокий уровень (%) от общего числа обследованных |
Средний уровень (%) от общего числа обследованных |
Низкий уровень (%) от общего числа обследованных |
|
Уровень тревожности |
30% |
20% |
50% |
Уровень мотивации |
27% |
44 % |
34% |
Уровень самооценки |
40% (имеют завышенную самооценку) |
47% (имеют адекватную самооценку) |
13%(имеют заниженную самооценку) |
Результаты диагностики показывают, что 56% учащихся демонстрируют сформированность данного вида УУД на хорошем уровне.
Коммуникативные УУД
Цель: выявление уровня коммуникативных действий, направленных на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию).
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Показатели сформированности личностных УУД
Коммуникативные УУД |
Показатели сформированности коммуникативныхУУД |
||
Высокий уровень (%) от общего числа обследованных |
Средний уровень (%) от общего числа обследованных |
Низкий уровень (%) от общего числа обследованных |
|
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить |
100% |
0% |
0% |
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное) |
100% |
0% |
0% |
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре. |
36% |
54% |
10% |
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы |
25% |
57% |
18% |
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности |
19% |
58% |
23% |
Результаты диагностики показывают, что доверительные и конструктивные отношения со сверстниками продемонстрировали 89% учащихся четвертых классов.
ВЫВОД
В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Система оценки метапредметных результатов в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществлялась в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
РЕКОМЕНДАЦИИ
В целях повышения уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в ОУ школы учителям начальных классов рекомендуется:
- Продолжать работу по формированию и развитию у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий: привлекать к проектно-исследовательской деятельности, в групповых формах работы чаще предлагать роль эксперта и т. п.
- Формировать произвольность учебной деятельности через постановку цели, составление плана, обращение к алгоритмам выполнения учебных действий и т. д.
- Разработать индивидуальные маршруты по формированию УУД в соответствии с выявленными проблемами на последующих этапах обучения.
Для дальнейшего развития коммуникативных УУД у обучающихся педагогам рекомендуется:
- формировать навыки позитивного общения, используя групповые формы работы на уроках, положительное одобрение за результат со стороны взрослых.
- Проводить коррекционно - развивающую работу с обучающимися, которые имеют низкий уровень сформированности предпосылок УУД.
- Привлекать учащихся начальной школы к участию в проектно-исследовательской деятельности, к участию в конкурсах и олимпиадах, к составлению рефератов, докладов и т. п.
- Разработать индивидуальные маршруты по формированию УУД в соответствии с выявленными проблемами на последующих этапах обучения.
Для развития личностных УУД педагогам необходимо проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, создавать на уроках ситуацию успеха, поощрять за положительный результат. А для формирования познавательных УУД – привлекать учащихся к работе с разными источниками информации, развивать основные мыслительные операции, умения устанавливать логические связи, используя для этого задания проблемно-поискового характера.
Зам.директора по ВР Сальгириева М.А
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.