Самостоятельная работа способствует развитию самостоятельности,
ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Обучающийся должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений. Обучающийся должен уметь планировать и выполнять свою работу. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.
Самостоятельная работа № 9
Тема: Правописание частиц.
Цель: совершенствовать практические умения и расширить теоретические
знания.
На выполнение заданий отводится 1 час (45 минут). Для
успешного выполнения работы необходимо повторить следующее
правило: «Правописание частиц» Для экономии времени пропускайте
задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к
следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется
время, сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы,
полученные Вами за выполнение задания суммируются.
Критерии оценки: за каждое верно выполненное упражнение
получаете 5 баллов. Если допущено 12 ошибки 4 балла, 34 ошибки
3 балла,
562 балла, более 6 ошибок задание считается не
выполненным.
Максимальное количество баллов, которое Вы можете набрать за
выполнение данной
самостоятельной работы составляет 20 баллов
Отметка «5» 20 16 баллов
Отметка «4» 15 14 баллов
Отметка «3» 13 12 баллов
Самостоятельная работа считается не выполненной, если суммарно за все
задания набрано менее 12 баллов.
Задание 1. Перепишите, раскрывая скобки. Частицы подчеркните.
1) Поди(ка) ты сюда, присядь(ка) ты со мной. (А. Пушкин) 2)
Степан не решился(таки) идти прямо в усадьбу. (М. СалтыковЩедрин)
3) Нельзя(ли) пожалеть о ком(нибудь) другом. (А. Ерибоедов) 4)
Письмецо было вежливое, но все(таки) решительное и немногословное.
(Ф. Достоевский) 5) Жил(бы) он славно, не знал(бы) заботы, кабы не
стали глаза изменять. (Н. Некрасов) 6) Он(бы) тотчас ушел, если(б) не
Лиза. (И. Тургенев) 7) Ведь были(ж) схватки боевые, да, говорят, еще
какие! (М. Лермонтов)
Задание 2.Спишите примеры, раскройте скобки и напишите
частицы слитно или отдельно. Объясните правописание частиц не и ни.
1. Он, Пеночкин, (ни) когда (не) заботился (ни) о ком, кроме
собственной особы. 2. Спал я как (не) винный и снов (не) видал (Жук.).
3. Средь полей (не) обозримых в небе ходят без следа облаков (не)
уловимых волокнистые стада (Л.). 4. Ужели небу я дороже всех (не)
замеченных тобой? (Л.). 5. (Не) волнуйся, (не) плачь и сердца (не) мучай
(Полев.). 6. Я привык (ни) в чем (не) отступать от гражданских законов.
Задание 3. При переписывании предложений раскройте скобки.1. Я(б) мечтал не ради славы перед утром боевым, я(б) желал на
берег правый, бой пройдя, вступить живым (Твард.). 2. Что(бы) вам
нынче у себя вечер устроить с хорошим ужином! (Остр.). 3. Я(таки)
думаю (кое) что (М.Е.). 4. (Кое)где вдали желтеет поспевающая рожь.
(Тург.). 5. Барин(де) завалился спать, можно и заглянуть (кое) куда (Е.).
6. «Нет(с), она не странная, а золотая лошадь, да(с)!» — с какою(то)
гордостью заговорил Калин Калинович (М.С.). 7. Покажи (ка) руку
(Фед.) 8. Ребята! Не Москва(ль) за нами? (Л.). 9. По его мнению, лед
еще тонок и вряд(ли) выдержит тяжесть автомашины (Аж.). 10.
Так(таки) я и не мог понять, почему неприязненно отзывается о Захаре
Алеша (Троеп.). 11. Уж как я(ль) мою коровушку люблю! Уж как я(то)
ей крапивушки нажну (Из народной песни)
Задание 4. Спишите предложения. Раскрыв скобки, выберите
нужную частицу.
1. Кто (не, ни) занимался математикой, тот имеет слабое
представление о развитии мира. 2. Куй железо, пока (не, ни) остыло. 3.
(Не, ни) одна дорожка (не, ни) была очищена от снега. 4. (Не, ни) что не
пропало зря. 5. (Не, ни) веселья, (не, ни) радости (не, ни) принесла мне
жизнь на новом месте. 6. В лесу (не, ни) звука. 7. Куда б (не, ни) шел,
(не, ни) ехал ты, а здесь остановись (Твард.). 8. Сколько (не, ни) говори,
(не, ни) слушается. 9. Каким бы делом он (не, ни) занимался, все у него
получается. 10. Компаса (не, ни) у кого не нашлось. 11. Остался (не, ни)
при чем. 12. (Не, ни) к кому (не, ни) не обращался. 13. (Не, ни) за чем
(не, ни) ходил. 14. (Не, ни) за что (не, ни) прощу. 15. (Не, ни) от чего (не,
ни) отказывайся. 16. У нее (не)было на свете (не, ни) одного родного
человека. 17. Во время войны он (не, ни) разу не был ранен. 18. (Не, ни)
одна звезда (не, ни) освещала нам путь. 19. (Не, ни) давши слово,
крепись, а давши, держись. 20. (Не, ни) шороха, (не, ни) звука вокруг.
21. Что (бы) (не, ни) читал Багрицкий, его нельзя было слушать без
сжимающего горло волнения (Пауст.). 22. (Не, ни)принесла ли ты мне
чегонибудь по есть? (Гонч.) 23. Герасим (не, ни) чего не слыхал: (не,
ни) быстрого визга лающей Муму, (не, ни)тяжелого всплеска воды
(Тург.).