Самостоятельная работа способствует развитию самостоятельности,
ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Обучающийся должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений. Обучающийся должен уметь планировать и выполнять свою работу. Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.
Самостоятельная работа № 14
Тема: Текст. Стили речи.
Цель: систематизировать и углубить знания учащихся по теме,
развивать навыки анализа художественного текста.
На выполнение заданий отводится 5 часов (225 минут). Для
успешного выполнения работы необходимо повторить следующие
темы: «Текст, признаки текста», «Типы речи», «Стили речи». Анализ
текста советуем выполнять согласно предложенного плана.
Стилистический анализ текста характеристика текста с точки зрения его
стилевой принадлежности.
План стилистического анализа текста
1.Отнести текст к одному из функциональных стилей.
1. Определить тему текста и основную мысль текста.
2. Определить задачи речи.
3. Определить сферу применения текста.
4. Определить, что представляет собой текст в содержательно
логическом плане.
5. Определить, к какому функциональносмысловому типу речи
относится текст.
6. Назвать стилевые черты, присущие тексту.
7. Указать стилистические языковые средства.
8. Указать жанр текста.
9. Сделать вывод о стилевой принадлежности текста.
Текст для стилистического анализа (преамбула к интервью со
Л.И.Скворцовым, автор Всеволод Полинин)
О Льве Ивановиче Скворцове справедливо говорят как о лингвисте от
Бога. Однажды влюбившись в русский язык, он посвятил ему всю свою
жизнь. Наверное, отчасти эта любовь объясняется местом рождения
Скворцова Суздалем, городом, весь облик которого ассоциируется у
каждого россиянина с понятием «Родина». Да и что за родная земля без
родного языка? А еще Скворцова называют патриархом отечественного
языкознания. Ученик и соратник выдающихся российских лингвистов
академика В.Виноградова,
Ожегова и
А.Реформатского, он немало сделал для сохранения и развития
русского языка. Спросите любого нашего лингвиста, и он скажет вам,
что означают для специалиста в этой области труды Л. Скворцова:
«Теоретические основы культуры речи», «Основы культуры речи.
Хрестоматия», «Экология слова, или Поговорим о культуре русской
речи» и так далее. Всего же Лев Иванович написал более чем 400 работ
о проблемах современного русского литературного языка, теории и
профессоров С.практики культуры русской речи, орфографии.
Известный миру теоретик и мыслитель Лев Скворцов щедро делится
знаниями и опытом, занимаясь преподавательской деятельностью.
Профессор кафедры русского языка и стилистики Литературного
института им. Горького и кафедры мировой литературы и культуры
МГИМО МИД России, постоянный председатель жюри уже десяти
всероссийских олимпиад школьников по русскому языку,
действительный член Академии российской словесности, член Союза
писателей России не любит делать пауз в своей научной деятельности.
Совсем недавно (осенью 2008 года) 26м изданием вышел «Толковый
словарь русского языка» С.Ожегова с дополнениями Скворцова.
Начиная с 24го издания, он является титульным редактором этого
знаменитого словаря. Мне доводится довольно часто общаться со
Львом Ивановичем, и некоторые его мысли в наших беседах, думается,
будут интересны читателям «Русского века».