Педагогический коллектив как динамическая, развивающая система. Педагогический коллектив - как субъект и объект управления. Ценность человеческих ресурсов в управлении педагогическим коллективом (показать значимость человеческих ресурсов /учителей/ в управлении педагогическим коллективом.
Коллектив как субъект новой дидактической качественности образовательного процесса
- Это группа людей, представляющая собой источник активности и познания закономерностей усвоения знаний, умений и навыков и формирование убеждений, определяющих объем и структуру содержания целенаправленного целостного процесса воспитания и обучения.
Педагогический коллектив — общность педагогов образовательного учреждения, объединённая на основе общих мировоззренческих взглядов, воспитательных целей и задач. Идею о консолидации педагогов в единую общность высказывали ещё К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой, но в наиболее общем виде осн. положения П.к. сформулировал А.С. Макаренко в своей теории ученического коллектива.
Коллектив по отношению к образовательному процессу выступает субъектом в период педагогического планирования и реализации единства целей, ценностей и технологий в ходе непрерывной последовательной смены актов обучения, с целью решения задач развития и воспитания личности.
Педагогический коллектив - один из объектов управления в школе
в структуре педагогического коллектива - два аспекта - деловой (социально-экономический) и социально-психологический;
деловой (социально-экономический) срез коллектива основан на производственных отношениях, должностной иерархии, обслуживает производственную функцию и находит свое выражение в формальной организационной структуре;
социально-психологическая структура складывается из связей, имеющих психологическую природу, определяются симпатиями и антипатиями людей, личностным авторитетом;
структура социально-психологических характеристик коллектива отражает такие качества как:
1) ценностно-ориентационная зрелость (ориентированность на достижение; ориентированность на развитие; ориентированность на саморазвитие);
2) организованность (ответственность; сработанность; включенность в управление);
3) сплоченность (единство ориентаций; совместимость; потенциальная стабильность).
Каждая школа представляет собой целостное образование, действующее по объективным законам развития. В силу этого ее можно рассматривать как систему с определенным набором элементов, структурой, функционированием, развитием. Система - это множество взаимосвязанных элементов, обособленное от среды и взаимодействующее с ней, как целое. Школа обладает внутренней средой. Внутренняя среда организации - совокупность субъектов, объектов, процессов, придающая организации конкретное лицо. Внутренняя среда школы включает в себя ряд элементов, таких как цель, средства, образовательный процесс, кадры. Данные элементы являются объектами управления. Персонал школы и в частности педагогический коллектив является тем элементом, который во многом определяет результат и качество деятельности.
Задачи, стоящие перед коллективом могут быть только явно полезными обществу. Коллектив - это своего рода команда. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующийся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, также самоопределением личности, коллективной идентификацией, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностью членов коллектива по отношению друг к другу, объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности.
Отношения в коллективе - это не просто дружба - это «ответственная зависимость». Эта мысль означает не что иное, как признание важнейшей роли совместной деятельности в качестве фактора, образующего коллектив и опосредующего всю систему отношений между членами коллектива.
Коллектив объединяет людей не только в общей цели и в общем труде, но и в общей организации этого труда. Общая цель здесь - не случайное совпадение частных целей, как в вагоне трамвая или театре, а именно цель всего коллектива.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.