Андреева Ольга Петровна, преподаватель
ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ
Центр-колледж прикладных квалификаций,
Мичуринск, Тамбовская область
В настоящее время, знания имеют огромную ценность, работодатели и рынок труда предъявляют все более высокие требования к выпускаемым специалистам. Новые требования достаточно полно отражают потребности современного рынка труда и уверенно навязывают новый уровень необходимой эффективности обучения.
Вполне естественно, что для обеспечения повышения качества профессионального образования до уровня, соответствующего всем вновь появляющимся требованиям, основным становится утверждение o необходимости выводить подготовку непосредственно обучающегося к профессиональному труду и способности выполнить им свои профессиональные обязанности.
В данной статье был выполнен анализ литературы по данной теме.
В нормативных документах Министерства просвещения Российской Федерации отмечается, что практическая подготовка при реализации образовательных программ СПО ориентирована на совершенствование модели практико-ориентированного обучения специалистов среднего звена, усиление роли работодателей в образовательном процессе, моделирование условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью; формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций, соответствующих квалификационным требованиям работодателей [1].
В системе среднего профессионального образования в настоящее время реализуются новые образовательные стандарты по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям (ТОП-50).
Данные ФГОС СПО имеют следующие отличия:
-увеличение доли практической подготовки;
-возможность адаптации образовательных программ под конкретную профессиональную деятельность;
- привлечение в обязательном порядке работодателей к участию в процессе обучения и оценке качества подготовки обучающихся.
Эти изменения позволяют актуализировать содержание профессиональных образовательных программ с учетом требований современного производства и тем самым повысить практико-ориентированность подготовки специалистов среднего звена.
Поиск современных подходов к организации обучения обучающихся колледжей обусловил необходимость научного осмысления проблемы практической подготовки в контексте изучения общих тенденций развития среднего профессионального образования.
Содержание профессиональной практической подготовки определяется учебными программами, разработанными на основе квалификационной характеристики, реализуется в процессе практических занятий (производственного обучения) и производственной практики» [2].
Анализ понятий «профессиональная подготовка» и «практика» позволяет рассматривать практико-ориентированную подготовку как процесс формирования знаний, умений, навыков в определенной профессиональной сфере, необходимых для самостоятельного выполнения будущих трудовых функций.
При этом ученые отмечают, что система практико-ориентированной профессиональной подготовки не является каким-то новым и в определенной мере обособленным направлением в развитии образовательных систем. Рассматриваемая система содержит в себе новые смыслы и цели образовательного процесса. Ученые полагают, что реализация предлагаемой технологии позволяет перенести акцент с деятельности преподавателя и содержания учебных дисциплин на ожидаемые результаты образования.
В данной статье особый интерес представляют выявленные организационно-педагогические условия, способствующие эффективной реализации практико-ориентированного подхода в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов:
– создание специальной профессиональной платформы, позволяющей локализовать систему связей и отношений между потенциальными работодателями, экспертным и педагогическим сообществами;
– переход на образовательные технологии на основе продуктивных действий;
– своевременное обновление содержания профессиональной подготовки с учетом развития отрасли.
Разработанные и обоснованные педагогические условия формирования практико-ориентированных умений, предпологают, что для успешного формирования практико-ориентированных умений необходимо обеспечить профессиональную направленность всех видов учебных занятий, методов, форм и средств обучения.
К числу таких условий относятся также ресурсное и методическое обеспечение образовательного процесса, создание с участием социальных партнеров соответствующей образовательной среды. Особое внимание уделяется включению в содержание учебных программ положений профессиональных стандартов, решению ситуационных задач, овладению обучающимися различными видами производственно-технологической деятельности в процессе прохождения практик. Очевидно, что в этом случае эффективность формирования практико-ориентированных умений напрямую зависит от степени участия в практической подготовке обучающихся представителей работодателей. Одним из вариантов решения этой проблемы является построение практико-ориентированной образовательной среды.
Анализ литературных источников, позволяет выделить несколько направлений исследований:
-изучение особенностей практической подготовки как целостной системы; построение модели практико-ориентированной образовательной среды колледжа; установление взаимосвязи между теоретическим и практическим обучением; определение сущности профессиональной направленности учебных занятий теоретического и практического обучения как фактора формирования у обучающихся практико-ориентированных знаний и умений; выявление потенциала современных образовательных технологий в процессе практического обучения;
определение роли производственной практики в профессиональном становлении будущего специалиста среднего звена и др.
Можно отметим, что практическая подготовка рассматривается как часть образовательной программы СПО, направленная на приобретение обучающимися реального опыта профессиональной деятельности в процессе теоретического и практического обучения через применение широкого спектра профессионально-ориентированных технологий, форм, методов и средств обучения. Достижение высоких результатов такой подготовки возможно только посредством тесного взаимодействия образования и производства, основанного на объединении их ресурсов. Это взаимодействие должно быть ориентировано не только на совместную подготовку кадров, но и на определение требований к уровню профессиональной подготовки выпускников, а также совместную с работодателями оценку качества подготовки.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, практическую подготовку специалистов среднего звена мы рассматриваем как процесс реализации практико-ориентированных образовательных программ СПО, направленных на овладение профессиональными компетенциями, включая базисные знания и умения, практический опыт, через актуализацию содержания профессиональной подготовки в колледже. Применение современных образовательных технологий, а также деятельностное участие наиболее компетентных специалистов организаций – потенциальных работодателей в процессе подготовки специалистов среднего звена и совместной оценке качества этой подготовки.
Во-вторых, важнейшим условием разработки и эффективной реализации практико-ориентированных образовательных программ СПО является совершенствование системы взаимодействия колледжа и социальных партнеров на каждом этапе подготовки специалистов среднего звена (от разработки содержания программ обучения в колледже и до итоговой оценки качества их освоения. Использования всех имеющихся в наличии ресурсов колледжа и предприятий-партнеров (инфраструктурных, материально-технических, информационных, учебно-методических, кадровых, финансовых), которые необходимы для обеспечения высокой результативности практической подготовки студентов.
Список литературы
1. Денисов М.В. Практическая подготовка специалистов среднего звена как проблема научного исследования // Современные наукоемкие технологии. – 2022. – № 8. – С. 145-150;
2. Цеханович, Д. Б. Профессиональная подготовка высококвалифицированного специалиста в современном вузе / Д. Б. Цеханович, Д. С. Шевченко. —// Молодой ученый. — 2021. — № 45
3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.