Статья
Оценка 4.7

Статья

Оценка 4.7
docx
27.11.2024
Статья
Андреева О.П. - Статья.docx

Влияние  дуальной системы профессионального образования на качество подготовки обучающихся  СПО

 

Андреева Ольга Петровна, преподаватель        

ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ

Центр-колледж прикладных квалификаций,

Мичуринск, Тамбовская область

Как известно, дуальная система профессионального образования, получила мировое признание, это наиболее распространенная и признанная форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на производственном предприятии [1]. Сегодня работодатель предъявляет требования не к конкретным знаниям, а к компетенциям работников. Для современного рабочего важнейшим квалификационным требованием является готовность выполнять несколько видов профессиональной деятельности. 

Главная задача профессионального образования – сформировать новую модель профессиональной подготовки, которая бы преодолела отставание в объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий. Ведь подготовка высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена – одна из тех задач, решение которых может обеспечить устойчивое экономическое развитие любой страны. Основной проблемой в системе СПО является низкий процент трудоустройства вчерашних учеников по своей специальности. Сейчас проводится модернизация системы профессионального образования, внедряется новая система управления, и главной задачей в ней является трудоустройство учащихся. 

Качественное профессиональное образование - это средство социальной защиты, гарантия стабильности, профессиональной самореализации человека на разных этапах жизни Формат реализации дуального обучения включил в себя ряд мероприятий. Прежде всего, это реорганизация учебных заведений путем преобразования в единый вид учебного заведения, колледж. Также предусмотрена двухуровневая подготовка специалистов. Модернизация профобразования определяет необходимость принципиального изменения ряда традиционных подходов к системе подготовки специалистов.

Дуальная форма обучения, как известно, является продуктом тесного взаимодействия образовательных учреждений и работодателей по профессиональной подготовке будущего работника, когда буквально с самого начала обучения, будущий рабочий включается в реальный производственный процесс, овладевает профессиональными компетенциями.

Данная система предполагает, что 50% времени учащийся обучается непосредственно на производстве, и 50% - в колледже. Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства. Для предприятия — это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации. Для молодых людей дуальное обучение — отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания — работу, к которой хорошо подготовлены. 

К неоспоримым преимуществам дуального обучения нужно отнести, и то, что она:

- обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, т.к. они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближенно к запросам производства.

- достигается высокая мотивация в получении знаний. Формируется новая психология будущего работника. Студенты, сначала закрепившись на предприятии в качестве потенциальных работников, учатся совершенно по-другому, более осознанно и заинтересовано. Позиция пассивного потребителя учебной информации сменяется инициативной позицией специалиста на производстве, которому надо принимать решения и нести за них ответственность. Студент раньше адаптируется к производственным отношениям в коллективе, учится социальным поступкам.

- работает принцип «от практики к теории», студент больше работает не с текстами и знаковыми системами, а с производственными ситуациями. Сложные теории легче осваиваются через практику и решение реальных профессиональных задач.

- оценка качества подготовки специалистов проводится самими работодателями. С первых дней учащийся большую часть времени проводит на рабочем месте, показывает свои навыки и старание. Работодатели получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в производственных условиях.

- преподаватели должны иметь не только хорошие теоретические знания, но и владеть всеми новшествами на производстве.

Дуальное образование предъявляет определенные требования к содержанию рабочей программы обучения:

- соответствие программам ФГОС, общему учебному плану и специфике образовательного заведения;

- структура рабочей программы должна быть ориентирована на запросы работодателя - заказчика конкретного специалиста, как по компетенции и квалификации обучаемого, так и по продолжительности срока обучения;

- ориентированность программы на освоение студентом универсальных компетенций, дающих возможность осваивать новые специальности при необходимости;

- тематика практических занятий согласовывается с работодателем;

- возможность выбора темы выпускной работы, непосредственно связанной с производственной деятельностью работодателя и выполнение ее под руководством специалиста;

- учебное заведение должно создавать адекватные условия для работников и обучающихся, которые в свободное от работы время имеют доступ к лабораториям и учебным мастерским [2].

Программа развития эффективного взаимодействия предприятий и образовательного учреждения  в свете принятого нового закона «Об образовании» ФЗ-273 позволила перейти на двухуровневое образование: по программам подготовки специалистов среднего звена по специальностям «Технология бродильных производств и виноделие», «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», «Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании». 

В настоящее время Центр-колледжа прикладных квалификаций Мичуринского государственного аграрного университета  тесно сотрудничает с Московским пиво-безалкогольным комбинатом «Очаково», студенты колледжа пройдут обучение по программе дуального образования

Проходить стажировку на заводе будут студенты второго, третьего и четвертого курсов следующих направлений подготовки: «Технология бродильных производств и виноделие», «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», «Техническая эксплуатация оборудования в торговле и общественном питании».

Молодые люди узнают об истории компании, ассортименте выпускаемой продукции, а также об особенностях и тонкостях производственных процессов изготовления пива и безалкогольных напитков.

Под руководством ведущих специалистов организации, студенты смогут закрепить теоретические знания на практике, получат необходимые навыки и опыт работы с современным специализированным оборудованием, ознакомятся с требованиями охраны труда и промышленной безопасности. Также у них появляется возможность зарекомендовать себя перед будущим работодателем.

Защита дипломных работ студентов четвертого курса и сдача квалификационного экзамена воспитанников третьего курса будут проходить на базе комбината, представитель которого войдет в состав экзаменационной комиссии. 

Осознанный выбор профессии повышает стремление обучающегося закрепиться на предприятии после обучения. А это уже весьма высокий уровень мотивации для будущих специалистов. Тем самым система образования, расширяя свои рамки, решает проблему социализации молодежи, опираясь на поддержку работодателей. Внедрение дуальной формы обучения позволит использовать индивидуальные планы, предусмотренные образовательным стандартом. Таким образом, для возрождения традиций ремесленного обучения с целью повышения эффективности профориентации будущих абитуриентов необходимо учитывать запросы работодателя. Такой механизм взаимодействия образовательных организаций и предприятий позволит повышать качество подготовки кадров и увеличит возможность трудоустройства выпускников СПО.

Список литературы:

1.             Анисимов П.Ф. Развитие СПО в контексте модернизации российского образования / П.Ф. Анисимов // Среднее профессиональное образование. -2018. -№ 2.-С. 10.

2. Григорьева Н.В., Швец Н.А. Модель подготовки специалистов в условиях дуального обучения // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.


 

Влияние дуальной системы профессионального образования на качество подготовки обучающихся

Влияние дуальной системы профессионального образования на качество подготовки обучающихся

Студент раньше адаптируется к производственным отношениям в коллективе, учится социальным поступкам

Студент раньше адаптируется к производственным отношениям в коллективе, учится социальным поступкам

Осознанный выбор профессии повышает стремление обучающегося закрепиться на предприятии после обучения

Осознанный выбор профессии повышает стремление обучающегося закрепиться на предприятии после обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2024