Статья
Оценка 4.7

Статья

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
2 кл
20.01.2019
Статья
Статья о нравственном воспитании младших школьников будет полезна для изучения не только учителям начальных классов, но и учителям предметникам. В статье говориться о главных аспектах работы с детьми младшего школьного возраста. Нравственное воспитание личности ребенка - одна из самых важных задач школы.
Нравственное воспитание младших школьников.docx
Нравственное воспитание младших школьников. Вопросы нравственного развития, воспитания,  совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена.  Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие,  проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто  как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Нравственное  воспитание ­ процесс, направленный на формирование и развитие целостной  личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу,  коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача  нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые  требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности  каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Знание  моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний  не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только  реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и  способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны  только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в  нравственных поступках.         Слово учителя ­ своего рода инструмент воздействия на воспитание  личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие  ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд  открывают человеку глаза на самого себя. Если ребенок этого не переживет,  то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.        Что воспитание идет из семьи, мы все знаем. Но далеко не всегда семьи  нашего общества обладают нужными знаниями в области воспитания,  моральными качествами и дорожат моральными человеческими ценностями. Если в вопрос воспитания оставить полностью на семье, то до катастрофы  нам не далеко. Поэтому образовательные институты несут большую  ответственность по воспитанию подрастающего поколения. В школе работают грамотные специалисты, знающие психологические и физиологические  особенности детей. Начальная школа – фундамент воспитания, поэтому перед педагогами младших классов стоит огромная задача – учить и воспитывать  одновременно.      Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения  закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и  бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка  лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того,  что он видит, делает, наблюдает».       Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего  поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона  воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский,  такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми  нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях.  Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях  современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и  усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании  возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных  понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают,  изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее  значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным  учебным предметам.        Рассматривая систему нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф.  Райский, Н.А. Сорокин различают несколько аспектов: Во­первых, осуществление согласованных воспитательных влияний  учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических  задач, а внутри класса ­ единство действий всех учащихся.         Во­вторых, использование приемов формирования учебной деятельности  нравственным воспитанием.        В­третьих, под системой нравственного воспитания понимается также  взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных  качеств у детей.        В­четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в   последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и  умственного созревания детей.      В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С.Л.  Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств,  составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает  сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в  поступках и действиях окружающих, собственных поступках. Учебная  деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает  усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения  учащимися приемами, способами решения различных умственных и  нравственных задач.       Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что  развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки  активного овладения учебным материалом, ведет к объединению полученных  знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира.  Развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным  материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют  накоплению нравственного опыта.       Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в  этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только  содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания,  убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль  отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам  ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.      Для нравственного воспитания важно организовать учение как  коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными  отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если  познавательная задача ставится перед детьми как общая, для ее решения  нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные  приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как  относящуюся лично к ним.    Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги ­ ученые. Но и сейчас она актуальна. Эффективность  нравственного воспитания школьников возможна при создании  педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2019