В статье представлена практика работы по гармоничному развитию ребенка посредством использования сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры в начальных классах общеобразовательной школы. Так как дети с 1-4 классы очень любят физическую культуры, то мне хотелось бы, чтобы им было еще и интересно. Поэтому я практикую на уроках по совершенствованию навыков сюжетно-ролевых игры. Детям очень нравится.
статья.doc
Сюжетноролевые игры на уроках физической культуры как средство
гармоничного развития личности ребенка
Толкова С.В
Россия, Самарская обл., г. Отрадный,
государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная
школа №8 им. С.П. Алексеева
Урок физической культуры, более чем какойлибо другой урок, таит в себе для
ребёнка радость: само движение радость для растущего организма. И если учитель чётко
организует занятие, и дети не сидят, замерзая, на скамейках вдоль стены, то урок
физической культуры для них большая радость. Так должно быть. Это соответствует
физиологии и психологии ребёнка, так же, как и стремление ко всему новому и
необычному. Я стремлюсь к тому, чтобы на моих уроках дети испытывали радость
движения, радость познания нового, радость открытий.
Учащиеся младших классов с большим удовольствием занимаются физической
культурой. Особенный интерес вызывают у них различного вида игры: начиная от народных
игр, заканчивая спортивными баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис, бадминтон
и т. д.
Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию
деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой,
дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей,
воспитанию положительных моральноволевых качеств. Очень ценно, что занятия играми
способствуют воспитанию у учащихся младших классов положительных черт характера,
создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе,
взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой не только в спортивном зале, но и на
открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.
Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их
основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной
цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они
всесторонне влияют на организм и личность, в то же время, способствуя решению
важнейших специальных задач физического воспитания, например, развитию скоростно
силовых качеств.
Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач,
выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и
препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку,
решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
Все эти развивающие аспекты усиливаются спецификой сюжетноролевых игр.
Именно поэтому грамотное использование сюжетноролевых игр на уроках
физической культуры не только полезно для детей, но и чрезвычайно актуально, поскольку
правильное “включение” элементов игр в процесс физического воспитания активно
способствует гармоничному развитию и физической подготовленности учащихся. В своей
работе я активно использую сюжетноролевые игры в процессе физического воспитания
обучающихся младших классов. С учетом воспитательноразвивающего значения игр
преследуется решение совокупности задач физического воспитания:
укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничному
физическому развитию, закаливание;
формирование знаний и умений в области личной гигиены;
приобщение к самостоятельным
занятиям физическими
упражнениями, подвижными играми;
воспитание дисциплинированности,
отзывчивости,
честности,
смелости;
развитие творческих способностей детей на уроках физической
культуры.
Совместная игра – уникальный вид сотрудничества. Не случайно психологи
считают, что подлинно демократические отношения между взрослыми и детьми возможны
только в игре. И прежде всего, положительное влияние на их взаимоотношения оказывают
игры с правилами – традиционное средство народной педагогики.
В играх больше, чем в других физических упражнениях, участники могут выполнять
различные двигательные действия так, как им хочется, как позволяют им их
индивидуальные особенности. Одним из безусловных факторов привлекательности игр является элемент соревнования. В них присутствуют ясно выраженные стремления
играющих к победе: быстрее обежать круг, догнать партнера или успеть убежать от него.
Еще более ярко соревновательный характер носят игры, в которых участники делятся на
группы, команды и где каждая группа или команда, каждый участник команды стремится
достичь лучших результатов, победить.
Играя, дети удовлетворяют свойственную им потребность в движениях.
В методике физического воспитания для начальной школы разработано множество
средств, с помощью которых достигается гармоничное развитие детского организма.
Используются игры и упражнения, которые развивают ловкость и выносливость, смелость
и быстроту, умения контролировать свои действия. Однако танцевальноритмическим
элементам, элементам художественной гимнастики и пластики пока не уделяется
должного внимания. Я считаю, что включение танцевальных упражнений в урок
физической культуры – мощное средство для гармоничного развития личности ребенка.
Сочетая сложные физические упражнения с танцами, сюжетноролевой игрой на одном
уроке, можно добиться высоких результатов и устойчивого интереса к занятиям
физкультурой. Все эти элементы могут составить сюжетный урок, который, как правило,
является итогом пройденного материала в течение четверти. Такой урокпраздник для
детей. Одна из задач сюжетно ролевого урока познание нового и совершенствование
пройденного. Но кроме образовательных и познавательных задач ставятся и решаются
нравственноэстетические задачи, в том числе задача воспитания у ребят уважительного
отношения друг к другу, проявления таких качеств, как взаимовыручка, солидарность в
выполнении предлагаемых заданий. На своих сюжетных уроках я использую материалы
устного народного творчества, краеведческий материал, показываю слайды и фильмы.
Для повышения рабочей активности детей, их настроения часто применяю
музыкальное сопровождение, для чего используют народную, классическую и современную
музыку. Необычность сюжетных уроков импровизация и танцы. Какой бы сложности ни
был учебный материал, танец неотъемлемая часть урока. В танцах используют различные
виды движений: художественной гимнастики, ритмики, пластики, элементы театрализации.
Ребята охотно танцуют. Через танец происходят знакомство с русской культурой и
культурой других народов и стран. Танцы оказывают положительное влияние эстетических
чувств детей, воспитывают организованность и дисциплинированность, делают сюжетный
урок содержательным и законченным. Сюжетный урокэто спектакль, а дети на нём
артисты. Задача учителя раскрыть творческий и физический потенциал детей, дать каждому ребёнку возможность проявить себя и порадоваться за себя и других. Сюжетно
ролевые уроки представляют собой особую организацию урока физической культуры, в
котором поставленные учебные задачи решаются в творческой, игровой форме с
использованием ранее задуманного сюжета в совокупности с выполнением различных
ролей.
С одной стороны, сюжетноролевые уроки дарят детям сиюминутную радость, с
другой стороны, эти уроки должны быть направлены в будущее, должны моделировать
какиелибо сказочные или жизненные ситуации. Примерами сюжетноролевых уроков
могут служить игры «Путешествие в джунгли», «Найди клад», «Спортивный марафон»,
«МыРобинзона».
Сюжетноролевые уроки могут состоять из конкурсных программ, типа «Спортивный
серпантин»,
медали».
Сюжетноролевые уроки способствуют не только физическому и нравственному
«Самыйсамый»,
олимпийской
к
«Вперёд
совершенствованию детей, но и развивают их творчество. Такие уроки создают
положительную мотивацию у детей и эмоциональный настрой. Они также могут быть
представлены в качестве спортивномузыкальных театрализованных представлений по
определённой теме, где осуществляется и интеллектуальное, и физическое, и этическое
развитие детей. На сюжетноролевых уроках дети одновременно ощущают совместную
радость познание, творчества, спортивных достижений, красоты.
Итак, сюжетноролевые игры в комплексе с другими элементами урока
физкультуры в младших классах представляют собой основу начального этапа
формирования гармонически развитой личности, сочетающей духовное богатство,
моральную чистоту и физическое совершенство, и в дальнейшем, благодаря этому учитель
достигает высоких скоростно – силовых показателей на уроках физкультуры в средних
классах (С.В. Толкова, И.Н. Желенок, 2015). Список литературы:
1. Валик Б. В. Ребёнок и физические нагрузки // Физическая культура в школе.
2006. № 2. с.68.
2. Водяницкая О.М. Организация здоровьесберегающей в школах Москвы //
Физическая культура в школе. 2004. № 7. с. 7 .
3.
Дорошенко А.С., Шуров
К.Ю.
Образовательный урок // Физическая культура в школе. 2005. № 5. с.38.
4. Копылов Ю.А. Учитель физкультурной самостоятельности // Физическая
культура в школе. 2005. № 2. с.27.
5. Шапарь А.В., Перетятько В.В. Роль и место физической культуры в
образовательном процессе // Физическая культура в школе. 2005. N4. с.28
6. Шумакова Н.Ю. Вместе с искусством // Физическая культура в школе.
2005. № 8. с.16.
Статья
Статья
Статья
Статья
Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.