Статья "Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы"
Оценка 4.7

Статья "Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы"

Оценка 4.7
Научные работы
docx
русская литература
СCУЗ, ВУЗ
09.05.2021
Статья "Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы"
Статья для семинара
Винтер Е. Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы.docx

Винтер Е.Б.

Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы

Современные образовательные учреждения, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставят умения применять полученные знания в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни, а также умения нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения. Для решения поставленных задач, требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения, так как традиционное репродуктивное обучение отводит пассивную роль ребенку и не позволяет достичь поставленных целей. Основная деятельность педагога заключается в развитии, воспитании и обучении обучающихся и осуществляется с помощью методов и приёмов обучения. Понятие метод происходит от греческого methodos- путь исследования. Метод обучения является важнейшим компонентом учебного занятия, ключом «к достижению триединой цели урока…самый подвижный и динамичный компонент учебного процесса, тесно связанный со всеми его сторонами». (Ю. А. Конаржевский ) Методы обучения – способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. Методы обучения можно подразделить на три основные группы:                                                                                                                                                                                                                               1.Пассивные методы

2.Интерактивные методы                                                                                                                                                                                    3.Активные методы                                                                                                                                                                                                    Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, вкоторой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. Лекция - самый распространенный вид пассивного метода обучения.

 Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом. Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся не пассивные слушатели, а активные участники урока.Здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивный метод предполагает авторитарный стиль взаимодействия, то активные методы обучения предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. А главная задача каждого преподавателя-не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно всё рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.    По моему мнению, этому и могут способствовать активные методы обучения. На каждом этапе урока можно использовать свои активные методы. Например, чтобы актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме и предвестник изучению нового материала использую метод «Парный выход». Вызываю к доске ученика. Он подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое словарное слово, обозначающее предмет. Второй ученик находит подходящее к этому слову название действия и записывает рядом. Эту работу можно проводить в парах. При организации самостоятельной работы над новой темой, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал, использую метод «Ульи»-обсуждение в группах.

 «Кластер»(может быть использован на разных этапах урока).Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.

 На обобщающих уроках литературы применяю метод «Творческая мастерская». К уроку учащиеся готовят рисунки, пишут сочинения, стихи, подбирают пословицы. Затем делятся на группы, чтобы создать и презентовать свой проект  на заданную тему. На работу отводится 20 минут. Затем каждая группа должна презентовать свой проект. Данный метод хорош тем ,что учит дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, создавать интересные работы.

Часто использую на этом этапе урока «Синквейн», который очень нравится учащимся.

При подведении итога урока применяю метод «Мудрый совет». Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые ещё не совсем поняли тему урока. Совет анализируется другой группой.

 При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного «запоминающего устройства» он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.

 


 

Винтер Е.Б. Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы

Винтер Е.Б. Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся не пассивные…

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся не пассивные…

При подведении итога урока применяю метод «Мудрый совет»

При подведении итога урока применяю метод «Мудрый совет»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2021